Автор: Зорина Марина Юрьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Багряниковская школа–интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: д. Багряники, Ярославская область
Наименование материала: Письмо и развитие речи в 3– 4–м классе–комплекте
Тема: «Звуки и буквы» (3 класс); «Употребление мягкого знака на конце и в середине слова» (4 класс).
Раздел: начальное образование
ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок
Письма и развития речи в 3- 4-м классе
-комплекте
На тему: «Звуки и буквы» (3 класс). «Употребление
мягкого знака на конце и в середине слова» (4 класс).
Учитель: Зорина М.Ю.
Тема: «Употребление мягкого знака на конце и в середине слова» (4класс).
Цель:
закрепить
знание
факта,
что
«ь»
знак
является
показателем
мягкости
предшествующего
согласного;
объяснять
причины
мягкости
предшествующего
согласного, правильно употреблять «ь» для смягчения согласных.
Образовательные:
формирование
умения
использования
мягкого
знака
для
обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Воспитательные:
формирование
правильного
представления
об
окружающем
мире, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, формирование и
развитие
умения
думать,
анализировать,
обобщать,
развитие
внимания,
памяти,
воображения, сообразительности.
Тема: «Звуки и буквы. Замена одних букв другими, образование новых слов.» (3
класс).
Цель: уточнить и конкретизировать представление учащихся о звуках и буквах, научить с
помощью замены одних букв другими, образовывать новые слова.
Задачи урока.
Образовательные: развивать умения различать гласные и согласные звуки и правильно
произносить их в словах.
Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обогащать
словарный запас, развивать орфографическую зоркость; коррекция процессов
познавательной деятельности, мелкой моторики пальцев рук.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес, способствовать развитию
наблюдательности; воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма,
ответственность, доброе отношение друг к другу.
Наглядность:
1.Картинка: «Осень»
2. Картинка: «Лесная школа»
3. Картинка: «Лесовичок»
4.Карточки со словами.
5. Письмо из Лесной школы.
6. Лестница со схемами, кармашками, карточками.
7. Картинка: «Портфель»
8. Плакаты с темами уроков.
9. Плакат с правилом.
10.Схемы гласных и согласных звуков.
11. Игра: «Составь слово»(карточки с буквами и точками для составления из них
словарного слова)
12. Образец написания слов для игры: «Спрячь «ь» в середину слова».
13. Магнитная доска с магнитами.
Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
Этапы урока
1.Организационный момент (2 мин).
2.Сообщение темы урока (3 мин).
3.Повторение пройденного материала (4 мин).
4. Минутка чистописания (3мин).
5. Изучение темы урока. Работа с правилом (10мин).
6. Закрепление пройденного материала.
Игра: «Спрячь букву», «Найди букву» (7 мин)
7.Физминутка (2мин).
8. Словарно-орфографическая работа (4мин).
9.Работа с предложением (3мин).
10. Работа с поговоркой (2мин).
11.Самостоятельная работа (2мин).
12.Подведение итога урока (1мин).
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельност
ь ученика
1.Организационн
ый момент.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко!
Дети садятся
на свои
места.
2.Сообщение темы У нас сегодня необычный урок письма и развития речи. К нам
урока.
пришла еще одна гостья, отгадайте, кто она?
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …
(Осень)
- А по каким словам загадки, вы догадались, что это осень?
(урожаи,
вновь
засеваю,
птиц
к
югу
отправляю,
деревья
раздеваю).
А почему осень не касается елочек и сосен?
Осень принесла от лесных жителей письмо.
Ребята!
Приглашаем вас на урок письма и развития речи в лесную школу
на изучение темы: «Употребление мягкого знака на конце и в
середине слова» в 4 классе и «Звуки и буквы» в 3 классе
Ваши друзья.
-Хотите ли вы побывать в лесной школе?
Тогда вместе с осенью
Мы в лес за наукой сегодня пойдем.
Посмотрите, перед нами две дорожки.
-Вспомните,
как
называются
такие
линии?
(кривая
и
прямая линия)
- Как вы думаете, по какой нам нужно пойти, чтобы наш
путь был самым коротким. (По прямой линии.) Но чтобы не
сбиться с прямого пути на все вопросы ответы дать вы должны.
Дети
отвечают
на
вопросы
учителя.
Да!
3.Повторение
Давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.
пройденного
материала.
Сколько букв в Алфавите?
Сколько гласных в Алфавите
Сколько согласных в Алфавите?
Назовите буквы не имеющие звука?
Посмотрите на картинки: Что мы можем сказать о буквах.
Что мы произносим, когда называем букву?
Посмотрите на картинку, значит мы звуки произносим и
слышим.
Что вы знаете о гласных звуках?
Что вы знаете о согласных звуках?
33
10
21
ь и ъ знаки
Б у к в ы
м ы
в и д и м
и
пишем
Звуки.
О н и
м о г у т
быть
ударными
и
безударными
О н и
м о г у т
быть
твердыми
и
мягким,
п а р н ы м и
и
непарными,
г л у х и м и
и
звонкими.
4. Минутка
чистописания.
Осень усыпала ваш путь листочками с буквами.
Назовите эти буквы. (я, е, е, ю, и, ь.)
Что общего у этих букв? (все обозначают мягкость согласного
звука)
Какая буква лишняя и почему?
(я, е, е, ю, и,
ь.)
Все
обозначают
мягкость
согласного
звука.
(ь, т.к.не имеет
Прежде чем записать эти буквы, разомнем наши пальчики.
Дружба
Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук
соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание
мизинцев обеих рук):
— Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание
одноимённых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев),
— Начинай считать опять.
— Раз, два, три, четыре, пять.
— Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
Откройте свои тетради. Пропустите 2 строчки от предыдущей
работы и запишите сегодняшнее число по середине строки. А на
следующей строчке – Классная работа.
С
начала
третьей
строки
списываем
все
буквы
с
листочков.
Молодцы! Справились с первым заданием.
звука).
Дети
выполняют
движения
пальцами
5. Изучение темы
урока. Работа с
правилом.
- Но что это? Перед вами волшебная лестница.
Чтобы леса скорее достичь, должны мы подняться по
лестнице ввысь. А для этого выполните задание.
Ярослав самостоятельно, на доске, посчитает буквы в
каждом слове и соединит с нужной цифрой. А затем запишет эти
слова в тетрадь.
А четвертый класс работает со словами на доске. (На
магнитной доске в произвольном порядке прикреплены карточки
со
словами
с
мягким
знаком
на
конце
слова
и
в
середине.
Лестница со ступеньками, куда можно вставить слова. С левой
стороны лестницы схема слова с мягким знаком на конце слова,
а справой стороны схема слова с мягким знаком в середине
слова между согласными.)
Прочитайте слова на карточках и поставьте слова с ь на конце и
с ь в середине слова в соответствии с данными схемами (День,
лень, тень, коньки, деньки, пеньки).
Где находится мягкий знак в словах первого столбика?
Как произносится согласный стоящий с мягким знаком?
Где записан мягкий знак в словах второго столбика?
Как произносится согласный стоящий с мягким знаком?
Откройте учебники на стр. 19 и прочитайте правило.
Вывод: На письме ь обозначает, что согласный произносится
мягко: конь, пальто.
Самостоятельно запишите эти два столбика слов в свои тетради
и
подчеркните
мягкие
согласные
с
мягким
знаком
двумя
чертами.
Справились с заданием.
Дети читают
слова
В конце
слова.
Он
произносится
мягко.
В середине
слова.
Он
произносится
мягко.
6. Закрепление
пройденного
материала.
Игра: «Спрячь
букву», «Найди
букву»
Молодцы! Добрались до леса!
Лес этот волшебный. В нем живет старичок – Лесовичок.
Он хозяин здешних мест. Если вы поиграете с ним в игру:
«Спрячь букву!» 4 класс, и «Найди букву» - 3 класс, то он
проводит вас до лесной школы.
Ярослав!
Прочитай
пары
слов.
Сравни
их.
Чем
они
сходны? Чем они отличаются. Спиши слова и подчеркни букву,
которой они отличаются.(карточка упр. 5)
На
карточках
Лесовичок
написал
слова:
огонь,
боль,
зверь, уголь. Произнеси четко мягкий согласный в каждом слове.
Чем похожи эти слова?
Самостоятель
н а я
р а б о т а
у ч е н и к а
3
класса.
Все
оканчиваются
Ваша задача спрятать мягкий знак в середину слова.
Например: хорь-хорьки. Подчеркнуть мягкий согласный двумя
чертами.
(Для
помощи
слабым
ученикам
вывешивается
опора,
по
которой ведется объяснение орфограммы: В слове хорьки после
р пишу ь, потому что звук рь мягкий).
Какое правило вы применили при написании слов?
Вот
и
поиграли
со
старичком.
Он
остался
довольным
и
с
удовольствием проводит вас до Лесной школы.
на ь.
З а п и с ь
в
тетрадь
и
на
доске
слов
с
« ь »
в
середине
слова,
звукобуквенн
ы й
а н а л и з
слов.
Дети
пишут
с л о в а
н а
д о с к е
и
в
т е т р а д и
с
объяснением.
Мягкий
знак
в
с е р е д и н е
слова
обозначает
мягкость
согласного.
7.Физминутка.
Чтобы побыстрее добраться до школы поскачем как зайчики.
Учитель называет слова, дети прыгают, если в слове есть «ь» в
конце или в середине слова.
Учитель,
конь,
ученик,
огурец,
водитель,
шофер,
мальчик,
лебедь, осень, город, окуньки.
8. Словарно-
орфографическая
работа.
- Ну вот мы и добрались до школы.
Пока мы с Лесовичком преодолевали трудности, у лесных
учеников
возникла
проблема.
Сова,
зашифровала
слово,
а
ученики
не
как
не
могут
его
отгадать.
Помогите
им.
Расположите прямоугольники в порядке увеличения точек на
них. Прочитайте, что получилось? (Портфель)
Звери и птицы не слышали, что это такое. Четвероклассники,
вспомните смысл этого слова?
Знакомство с новым словарным словом портфель.
1. Показ предметной картинки с изображением портфеля.
2. Выяснение значения этого слова.
Слово
портфель
заимствовано
нами
из
французского
языка. Оно образовано из двух французских слов «порте» -
носить и «фель» - лист. Вы, конечно, догадались, что портфель
называют так, потому, что в нем носят листы бумаги, тетради,
книги. А вообще – то в него можно положить все что угодно, но
от этого название, когда – то данное ему, уже не изменится.
3. Чтение нового слова.
4. Произнести слово по слогам.
Сколько в слове слогов? (2)
По количеству каких букв можно определить количество
слогов?
5.Постановка ударения в слове.
На какой слог падает ударение?
6. Звуко – буквенный анализ слова.
Называние твердых и мягких согласных в слове.
Почему в слове портфель звуков меньше чем букв?
7. Запись слова в словарик.
Мягкий
знак
н е
и м е е т
звука.
9.Работа с
Составление предложения с новым словом, запись его в тетрадь.
Дети
предложением.
Расскажите
правило
написания
предложения.
Составление
схемы предложения.
Примерное
предложение: Мама купила сыну новый …
(портфель).
рассказывают
правило
написания
предложения.
10.
Работ а
с
поговоркой.
Прочитайте поговорку: Неученая голова - что фонарь без
огня. Объясните осени, как вы поняли поговорку. Почему
глупого
человека
можно
сравнить
с
фонарем
без
огня?
(Фонарь без огня так же бесполезен в жизни, как и человек
ничего не знающий, ничему не научившийся в жизни).
А вы чему – нибудь научились на уроке?
Фонарь
б е з
огня
так
же
бесполезен
в
жизни,
как
и
человек
н и ч е г о
н е
знающий,
н и ч е м у
н е
научившийся
в жизни.
Да.
11.Самостоятель-
ная работа.
Самостоятельно
запишите
поговорку
себе
в
тетради
и
подчеркните
мягкий
согласный
с
мягким
знаком
двумя
чертами.
12.Подведение
итога урока.
С какой темой вы познакомились?
Что обозначает мягкий знак в середине слова и в конце
слова?
Какое словарное слово изучали?
Кто из вас хорошо поработал, поднимите руки?
Я с вами согласна. Все хорошо поработали. За работу в
классе я поставлю оценки после проверки тетрадей.
Вот
и
закончилось
наше
путешествие
в
Лесную
школу.
Осень, Лесовичок и лесные ученики прощаются с вами.
И на прощание Осень дарит вам разноцветные листочки, они
не простые, а с интересными домашними заданиями.
Как превратить слова:
мел - в мелкое место;
угол - в топливо;
шест - в число?
1.
Дополнительный материал.
Игра «Да или нет».
- А сейчас мы поиграем еще в одну игру.
Вы должны дать правильный ответ: да или нет?
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Птицы гнезда вьют?
Насекомые летают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птицы на юг улетают?
Часто- часто льют дожди
Надеваем сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?