Напоминание

«Звуки и буквы» (3 класс); «Употребление мягкого знака на конце и в середине слова» (4 класс).


Автор: Зорина Марина Юрьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Багряниковская школа–интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: д. Багряники, Ярославская область
Наименование материала: Письмо и развитие речи в 3– 4–м классе–комплекте
Тема: «Звуки и буквы» (3 класс); «Употребление мягкого знака на конце и в середине слова» (4 класс).
Раздел: начальное образование





Назад




ГОУ ЯО «Багряниковская школа-интернат для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья»

Открытый урок

Письма и развития речи в 3- 4-м классе

-комплекте

На тему: «Звуки и буквы» (3 класс). «Употребление

мягкого знака на конце и в середине слова» (4 класс).

Учитель: Зорина М.Ю.

Тема: «Употребление мягкого знака на конце и в середине слова» (4класс).

Цель:

закрепить

знание

факта,

что

«ь»

знак

является

показателем

мягкости

предшествующего

согласного;

объяснять

причины

мягкости

предшествующего

согласного, правильно употреблять «ь» для смягчения согласных.

Образовательные:

формирование

умения

использования

мягкого

знака

для

обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные:

формирование

правильного

представления

об

окружающем

мире, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, формирование и

развитие

умения

думать,

анализировать,

обобщать,

развитие

внимания,

памяти,

воображения, сообразительности.

Тема: «Звуки и буквы. Замена одних букв другими, образование новых слов.» (3

класс).

Цель: уточнить и конкретизировать представление учащихся о звуках и буквах, научить с

помощью замены одних букв другими, образовывать новые слова.

Задачи урока.

Образовательные: развивать умения различать гласные и согласные звуки и правильно

произносить их в словах.

Коррекционно-развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обогащать

словарный запас, развивать орфографическую зоркость; коррекция процессов

познавательной деятельности, мелкой моторики пальцев рук.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес, способствовать развитию

наблюдательности; воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство коллективизма,

ответственность, доброе отношение друг к другу.

Наглядность:

1.Картинка: «Осень»

2. Картинка: «Лесная школа»

3. Картинка: «Лесовичок»

4.Карточки со словами.

5. Письмо из Лесной школы.

6. Лестница со схемами, кармашками, карточками.

7. Картинка: «Портфель»

8. Плакаты с темами уроков.

9. Плакат с правилом.

10.Схемы гласных и согласных звуков.

11. Игра: «Составь слово»(карточки с буквами и точками для составления из них

словарного слова)

12. Образец написания слов для игры: «Спрячь «ь» в середину слова».

13. Магнитная доска с магнитами.

Используемые методы:

наглядные,

частично-поисковые;

практические;

проблемные.

Этапы урока

1.Организационный момент (2 мин).

2.Сообщение темы урока (3 мин).

3.Повторение пройденного материала (4 мин).

4. Минутка чистописания (3мин).

5. Изучение темы урока. Работа с правилом (10мин).

6. Закрепление пройденного материала.

Игра: «Спрячь букву», «Найди букву» (7 мин)

7.Физминутка (2мин).

8. Словарно-орфографическая работа (4мин).

9.Работа с предложением (3мин).

10. Работа с поговоркой (2мин).

11.Самостоятельная работа (2мин).

12.Подведение итога урока (1мин).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельност

ь ученика

1.Организационн

ый момент.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко!

Дети садятся

на свои

места.

2.Сообщение темы У нас сегодня необычный урок письма и развития речи. К нам

урока.

пришла еще одна гостья, отгадайте, кто она?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …

(Осень)

- А по каким словам загадки, вы догадались, что это осень?

(урожаи,

вновь

засеваю,

птиц

к

югу

отправляю,

деревья

раздеваю).

А почему осень не касается елочек и сосен?

Осень принесла от лесных жителей письмо.

Ребята!

Приглашаем вас на урок письма и развития речи в лесную школу

на изучение темы: «Употребление мягкого знака на конце и в

середине слова» в 4 классе и «Звуки и буквы» в 3 классе

Ваши друзья.

-Хотите ли вы побывать в лесной школе?

Тогда вместе с осенью

Мы в лес за наукой сегодня пойдем.

Посмотрите, перед нами две дорожки.

-Вспомните,

как

называются

такие

линии?

(кривая

и

прямая линия)

- Как вы думаете, по какой нам нужно пойти, чтобы наш

путь был самым коротким. (По прямой линии.) Но чтобы не

сбиться с прямого пути на все вопросы ответы дать вы должны.

Дети

отвечают

на

вопросы

учителя.

Да!

3.Повторение

Давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах.

пройденного

материала.

Сколько букв в Алфавите?

Сколько гласных в Алфавите

Сколько согласных в Алфавите?

Назовите буквы не имеющие звука?

Посмотрите на картинки: Что мы можем сказать о буквах.

Что мы произносим, когда называем букву?

Посмотрите на картинку, значит мы звуки произносим и

слышим.

Что вы знаете о гласных звуках?

Что вы знаете о согласных звуках?

33

10

21

ь и ъ знаки

Б у к в ы

м ы

в и д и м

и

пишем

Звуки.

О н и

м о г у т

быть

ударными

и

безударными

О н и

м о г у т

быть

твердыми

и

мягким,

п а р н ы м и

и

непарными,

г л у х и м и

и

звонкими.

4. Минутка

чистописания.

Осень усыпала ваш путь листочками с буквами.

Назовите эти буквы. (я, е, е, ю, и, ь.)

Что общего у этих букв? (все обозначают мягкость согласного

звука)

Какая буква лишняя и почему?

(я, е, е, ю, и,

ь.)

Все

обозначают

мягкость

согласного

звука.

(ь, т.к.не имеет

Прежде чем записать эти буквы, разомнем наши пальчики.

Дружба

Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук

соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание

мизинцев обеих рук):

— Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное касание

одноимённых пальцев обеих рук, начиная с мизинцев),

— Начинай считать опять.

— Раз, два, три, четыре, пять.

— Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).

Откройте свои тетради. Пропустите 2 строчки от предыдущей

работы и запишите сегодняшнее число по середине строки. А на

следующей строчке – Классная работа.

С

начала

третьей

строки

списываем

все

буквы

с

листочков.

Молодцы! Справились с первым заданием.

звука).

Дети

выполняют

движения

пальцами

5. Изучение темы

урока. Работа с

правилом.

- Но что это? Перед вами волшебная лестница.

Чтобы леса скорее достичь, должны мы подняться по

лестнице ввысь. А для этого выполните задание.

Ярослав самостоятельно, на доске, посчитает буквы в

каждом слове и соединит с нужной цифрой. А затем запишет эти

слова в тетрадь.

А четвертый класс работает со словами на доске. (На

магнитной доске в произвольном порядке прикреплены карточки

со

словами

с

мягким

знаком

на

конце

слова

и

в

середине.

Лестница со ступеньками, куда можно вставить слова. С левой

стороны лестницы схема слова с мягким знаком на конце слова,

а справой стороны схема слова с мягким знаком в середине

слова между согласными.)

Прочитайте слова на карточках и поставьте слова с ь на конце и

с ь в середине слова в соответствии с данными схемами (День,

лень, тень, коньки, деньки, пеньки).

Где находится мягкий знак в словах первого столбика?

Как произносится согласный стоящий с мягким знаком?

Где записан мягкий знак в словах второго столбика?

Как произносится согласный стоящий с мягким знаком?

Откройте учебники на стр. 19 и прочитайте правило.

Вывод: На письме ь обозначает, что согласный произносится

мягко: конь, пальто.

Самостоятельно запишите эти два столбика слов в свои тетради

и

подчеркните

мягкие

согласные

с

мягким

знаком

двумя

чертами.

Справились с заданием.

Дети читают

слова

В конце

слова.

Он

произносится

мягко.

В середине

слова.

Он

произносится

мягко.

6. Закрепление

пройденного

материала.

Игра: «Спрячь

букву», «Найди

букву»

Молодцы! Добрались до леса!

Лес этот волшебный. В нем живет старичок – Лесовичок.

Он хозяин здешних мест. Если вы поиграете с ним в игру:

«Спрячь букву!» 4 класс, и «Найди букву» - 3 класс, то он

проводит вас до лесной школы.

Ярослав!

Прочитай

пары

слов.

Сравни

их.

Чем

они

сходны? Чем они отличаются. Спиши слова и подчеркни букву,

которой они отличаются.(карточка упр. 5)

На

карточках

Лесовичок

написал

слова:

огонь,

боль,

зверь, уголь. Произнеси четко мягкий согласный в каждом слове.

Чем похожи эти слова?

Самостоятель

н а я

р а б о т а

у ч е н и к а

3

класса.

Все

оканчиваются

Ваша задача спрятать мягкий знак в середину слова.

Например: хорь-хорьки. Подчеркнуть мягкий согласный двумя

чертами.

(Для

помощи

слабым

ученикам

вывешивается

опора,

по

которой ведется объяснение орфограммы: В слове хорьки после

р пишу ь, потому что звук рь мягкий).

Какое правило вы применили при написании слов?

Вот

и

поиграли

со

старичком.

Он

остался

довольным

и

с

удовольствием проводит вас до Лесной школы.

на ь.

З а п и с ь

в

тетрадь

и

на

доске

слов

с

« ь »

в

середине

слова,

звукобуквенн

ы й

а н а л и з

слов.

Дети

пишут

с л о в а

н а

д о с к е

и

в

т е т р а д и

с

объяснением.

Мягкий

знак

в

с е р е д и н е

слова

обозначает

мягкость

согласного.

7.Физминутка.

Чтобы побыстрее добраться до школы поскачем как зайчики.

Учитель называет слова, дети прыгают, если в слове есть «ь» в

конце или в середине слова.

Учитель,

конь,

ученик,

огурец,

водитель,

шофер,

мальчик,

лебедь, осень, город, окуньки.

8. Словарно-

орфографическая

работа.

- Ну вот мы и добрались до школы.

Пока мы с Лесовичком преодолевали трудности, у лесных

учеников

возникла

проблема.

Сова,

зашифровала

слово,

а

ученики

не

как

не

могут

его

отгадать.

Помогите

им.

Расположите прямоугольники в порядке увеличения точек на

них. Прочитайте, что получилось? (Портфель)

Звери и птицы не слышали, что это такое. Четвероклассники,

вспомните смысл этого слова?

Знакомство с новым словарным словом портфель.

1. Показ предметной картинки с изображением портфеля.

2. Выяснение значения этого слова.

Слово

портфель

заимствовано

нами

из

французского

языка. Оно образовано из двух французских слов «порте» -

носить и «фель» - лист. Вы, конечно, догадались, что портфель

называют так, потому, что в нем носят листы бумаги, тетради,

книги. А вообще – то в него можно положить все что угодно, но

от этого название, когда – то данное ему, уже не изменится.

3. Чтение нового слова.

4. Произнести слово по слогам.

Сколько в слове слогов? (2)

По количеству каких букв можно определить количество

слогов?

5.Постановка ударения в слове.

На какой слог падает ударение?

6. Звуко – буквенный анализ слова.

Называние твердых и мягких согласных в слове.

Почему в слове портфель звуков меньше чем букв?

7. Запись слова в словарик.

Мягкий

знак

н е

и м е е т

звука.

9.Работа с

Составление предложения с новым словом, запись его в тетрадь.

Дети

предложением.

Расскажите

правило

написания

предложения.

Составление

схемы предложения.

Примерное

предложение: Мама купила сыну новый …

(портфель).

рассказывают

правило

написания

предложения.

10.

Работ а

с

поговоркой.

Прочитайте поговорку: Неученая голова - что фонарь без

огня. Объясните осени, как вы поняли поговорку. Почему

глупого

человека

можно

сравнить

с

фонарем

без

огня?

(Фонарь без огня так же бесполезен в жизни, как и человек

ничего не знающий, ничему не научившийся в жизни).

А вы чему – нибудь научились на уроке?

Фонарь

б е з

огня

так

же

бесполезен

в

жизни,

как

и

человек

н и ч е г о

н е

знающий,

н и ч е м у

н е

научившийся

в жизни.

Да.

11.Самостоятель-

ная работа.

Самостоятельно

запишите

поговорку

себе

в

тетради

и

подчеркните

мягкий

согласный

с

мягким

знаком

двумя

чертами.

12.Подведение

итога урока.

С какой темой вы познакомились?

Что обозначает мягкий знак в середине слова и в конце

слова?

Какое словарное слово изучали?

Кто из вас хорошо поработал, поднимите руки?

Я с вами согласна. Все хорошо поработали. За работу в

классе я поставлю оценки после проверки тетрадей.

Вот

и

закончилось

наше

путешествие

в

Лесную

школу.

Осень, Лесовичок и лесные ученики прощаются с вами.

И на прощание Осень дарит вам разноцветные листочки, они

не простые, а с интересными домашними заданиями.

Как превратить слова:

мел - в мелкое место;

угол - в топливо;

шест - в число?

1.

Дополнительный материал.

Игра «Да или нет».

- А сейчас мы поиграем еще в одну игру.

Вы должны дать правильный ответ: да или нет?

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Холодный ветер прилетает?

Птицы гнезда вьют?

Насекомые летают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птицы на юг улетают?

Часто- часто льют дожди

Надеваем сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?



В раздел образования




Яндекс.Метрика