Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС"


Автор: Соколова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 27 "Берёзка"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»

«Заставить полюбить природу нельзя,

но помочь полюбить можно».

Н.И. Сладков.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в

дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы

«ознакомление детей с природой»,

в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями

внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками

определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом

детей.

Необходимость экологического воспитания дошкольников, была

продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало

природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к

значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению

всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза

экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было

срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип

отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание

человека,

привить

ему экологическую культуру, а это очень сложный и

длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства,

когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности

человека.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного

возраста является формирование у них основ экологического сознания и

экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения

ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное

поведение.

Задачи экологического воспитания:

Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности

живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах

приспособления к окружающей среде, образе жизни.

Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех

компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных,

живой и неживой природы, человека и природы.

Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и

животными своего ближайшего окружения.

Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение

замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы,

оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной

природы.

Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный

запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать

составлению рассказов.

Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя

формирование у детей представлений о взаимосвязях и

взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с

другом, растений с животными, животных и растений с неживой

природой, человека и природы.

Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей

представлений о приспособлении животных и растений к условиям

окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того,

что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм,

который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение

которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.

ФГОС дошкольного образования позволяет вписать

экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной

работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта.

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые

определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не

обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек-

туальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой

сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет

любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется

причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать.

Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...

Обладает элементарными представлениями из области живой природы,

естествознания.»

Реализация Программы детского сада с детьми осуществляется через

образовательные области. Это означает, что экологическое воспитание

должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через

них.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Дошкольники получают разнообразные знания из области

естествознания.

Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются

основными факторами жизни на Земле; получают знания о сезонных

явлениях природы.

Знакомятся с многообразием комнатных растений и тех, что растут на

территории детского сада и в ближайшем окружении. Получают

представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов -

узнают, для чего растениям нужны корни, листья, цветы и пр.; как растения

приспособлены к жизни в самых разных климатических условиях, как

переносят смену времен года.

Дети наблюдают тех животных, которые имеются в их жизненном

пространстве, - обитателей уголка природы, домашних животных, птиц и на-

секомых на участке. Знакомятся с различными дикими животными по

картинам и книгам, узнают о формах их приспособленности к жизни в

разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пустыне, в

Арктике и т.д.). Узнают, как дикие животные приспособлены к сезонным

условиям жизни.

Дошкольники получают представления о связях, существующих в

природе, узнают о цепочках питания. Эти представления помогут детям

осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на

лугу букеты дикорастущих цветущих растений, так как насекомые питаются

их соком, а пчелы собирают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где

много насекомых, птиц, ящериц, ежей, лягушек и др.

Дети узнают о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко

использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их

дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит

электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в

том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).

Человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет

их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда

внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых

заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за

благополучием лесных обитателей, выращивать в питомниках молодые

деревья (например, ели).

Таким образом, через образовательную область «Познавательное

развитие» дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из

области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения

к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности

дошкольников в детском саду и семье.

Образовательная область «Речевое развитие»

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через

наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и

практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания

сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение,

рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней

реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу,

дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и

явлений природы, различных их признаков и качеств. Например:

традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов

побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей

речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы,

гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец;

оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и

т.д.).

Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие

животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в

построении предложений и правильном использовании грамматических

форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать

ответы других ребят. Большое значение для развития мышления,

объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в

природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники

устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать

логическую последовательность природных явлений и событий. Например,

наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки,

воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели

птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать?

Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и

плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на такие вопросы,

дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают

взаимозависимость явлений.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Система экологического воспитания хорошо согласуется с

образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».

Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка

природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные

ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного

обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в

природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни

растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный

труд на участке, огороде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором

живут дети, способствует развитию социального и эмоционального

интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции,

готовности к совместной деятельности и коммуникации.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое

развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на

прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если

они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в

натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой

природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты,

находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они

хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную

силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к

художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой

они осмысленно отражают свои переживания красоты.

В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего

дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых

дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях

картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце

каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты

природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные

наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь

с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает

взаимно обогащенное развитие личности ребенка.

Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное

в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а

также в игровой деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие»

Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно

иным образом - через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в

детском саду.

Для успешного решения поставленных задач используются

разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и

упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи,

видеофильмы, презентации и многое другое.

Пользуемся разнообразными методами и приёмами: наблюдения,

опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по

уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение

художественной литературы, статей экологической направленности с

последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое

моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного

материала, праздников и многое другие. В последнее время стали

использовать компьютерные информационные технологии, которые дают

большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии

родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в

разных, самых удивительных уголках нашей планеты.

В работе по формированию у детей основных экологических понятий и

представлений, важно руководствоваться принципами:

От простого - к более сложному

От частного - более общему

Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно

можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или

параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При

этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень

развития детей группы.

Примерная последовательность подачи экологических

знаний:

Природа и предметы, сделанные руками человека.

Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого

организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.

Неживая природа – среда обитания для всего живого:

- наземная

- подземная

- водная

- воздушная

Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей

средой:

- особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к

условиям среды обитания.

- приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы

питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.

Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря

и другие.

Формируя понятия и представления об объектах природы, о

разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что

в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием

каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке

происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к

нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и

для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями

человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать

им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко

всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства.

Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом

формирования у них основ экологической культуры, что является частью

общей культуры личности человека.

Поэтому, руководствуясь всему выше приведённому, в ДОУ создаются

определённые условия для внедрения в жизнь детей экологического

воспитания.

Проводятся всевозможные экологические акции « Собери макулатуру»,

«Посади дерево», « Сделаем территорию детского сада красивее и чище»,

«Покорми птиц» и другие.

Проводятся ежедневные наблюдения за сезонными изменениями в

природе.

В каждой группе детского сада есть свои мини - лаборатории, календари

наблюдения .

Имеется экологическая комната с лабораторией для разного рода

экспериментов.

Весной происходит высадка рассады на клумбы вокруг детского сада и

на прогулочных площадках.

Работа в огороде, где совместно с детьми воспитатели выращивают

зелень и овощи.

Детский сад проводит творческие акции, привлекая к сотрудничеству

родителей, например:

« Мусорные фантазии», «Самая красивая клумба на участке» и т.д.

Участие в разнообразных конкурсах рисунков, плакатов по экологии

являются регулярными, дети и родители с радостью участвуют в них.

Список литературы

1.Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования

периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство

Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.

2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших

школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.:

АрКТИ,2001.-128 с.

3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего

экологического образования.( Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993

4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания

дошкольников( Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.

5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.:

Просвещение, 2001.-208 с.

6. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. (Дошкольное воспитание.-1991 1

7.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом

воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками

разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.

8. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы

экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.



В раздел образования




Яндекс.Метрика