Автор: Соколова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 27 "Берёзка"
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
« Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ»
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в
дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы
«ознакомление детей с природой»,
в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями
внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками
определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом
детей.
Необходимость экологического воспитания дошкольников, была
продиктована самой жизнью. Долгие годы человечество использовало
природные ресурсы без учета экологических законов. Это привело к
значительному истощению некоторых из них и обширному загрязнению
всей окружающей среды. Над нашей планетой нависла реальная угроза
экологической катастрофы, и чтобы предотвратить её, необходимо было
срочно переходить на новый, научно-обоснованный и гуманистический тип
отношений человека к природе. Возникла необходимость изменить сознание
человека,
привить
ему экологическую культуру, а это очень сложный и
длительный процесс. Поэтому начинать эту работу лучше с самого детства,
когда закладываются основы нравственности и общей культуры личности
человека.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного
возраста является формирование у них основ экологического сознания и
экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения
ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное
поведение.
Задачи экологического воспитания:
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности
живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах
приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех
компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных,
живой и неживой природы, человека и природы.
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и
животными своего ближайшего окружения.
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение
замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы,
оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной
природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный
запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать
составлению рассказов.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя
формирование у детей представлений о взаимосвязях и
взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с
другом, растений с животными, животных и растений с неживой
природой, человека и природы.
Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей
представлений о приспособлении животных и растений к условиям
окружающей среды и её изменениям по сезонам. Подводят к осознанию того,
что в природе все нужны, ничего лишнего нет. Это целостный организм,
который развивается по своим законам и закономерностям, нарушение
которых, может вызвать необратимые изменения в окружающей природе.
ФГОС дошкольного образования позволяет вписать
экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной
работы с детьми, осуществляемой на основе стандарта.
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые
определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не
обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллек-
туальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой
сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире...
Обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания.»
Реализация Программы детского сада с детьми осуществляется через
образовательные области. Это означает, что экологическое воспитание
должно вписаться в эти образовательные области и осуществляться через
них.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дошкольники получают разнообразные знания из области
естествознания.
Дети узнают свойства воды, воздуха, почвы и то, что они являются
основными факторами жизни на Земле; получают знания о сезонных
явлениях природы.
Знакомятся с многообразием комнатных растений и тех, что растут на
территории детского сада и в ближайшем окружении. Получают
представления об их внешнем строении (морфологии) и о функциях органов -
узнают, для чего растениям нужны корни, листья, цветы и пр.; как растения
приспособлены к жизни в самых разных климатических условиях, как
переносят смену времен года.
Дети наблюдают тех животных, которые имеются в их жизненном
пространстве, - обитателей уголка природы, домашних животных, птиц и на-
секомых на участке. Знакомятся с различными дикими животными по
картинам и книгам, узнают о формах их приспособленности к жизни в
разных средах (на земле и в почве, в воде и воздухе, в лесу и в пустыне, в
Арктике и т.д.). Узнают, как дикие животные приспособлены к сезонным
условиям жизни.
Дошкольники получают представления о связях, существующих в
природе, узнают о цепочках питания. Эти представления помогут детям
осмыслить правила поведения на природе: не стоит, например, собирать на
лугу букеты дикорастущих цветущих растений, так как насекомые питаются
их соком, а пчелы собирают нектар и перерабатывают его в мед; в местах, где
много насекомых, птиц, ящериц, ежей, лягушек и др.
Дети узнают о том, что, взаимодействуя с природой, человек широко
использует ее в своем хозяйстве: строит дома ив дерева, отапливает их
дровами и углем, добывает нефть, минералы из недр Земли, на реках строит
электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для всей техники, в
том числе домашней (телевизор, утюг, холодильник, компьютер и пр.).
Человек не только использует природные богатства Земли, но и охраняет
их, восстанавливает. Дети узнают, что существуют «Красные книги», куда
внесены исчезающие растения и животные, узнают об охраняемых
заповедниках, национальных парках, лесхозах, задача которых - следить за
благополучием лесных обитателей, выращивать в питомниках молодые
деревья (например, ели).
Таким образом, через образовательную область «Познавательное
развитие» дети получают элементарные, но очень обстоятельные знания из
области естествознания, которые становятся основой осознанного отношения
к объектам природы, являющимся частью пространства жизнедеятельности
дошкольников в детском саду и семье.
Образовательная область «Речевое развитие»
Известно, что познание окружающего мира осуществляется через
наглядные образы (картины, книги, телевизор, театр, экскурсии) и
практическую деятельность. Известно также, что все эти формы познания
сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы-ответы, чтение,
рассказы), т.е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней
реализуется образовательная область «Речевое развитие». Познавая природу,
дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и
явлений природы, различных их признаков и качеств. Например:
традиционное для детского сада сенсорное обследование овощей и фруктов
побуждает детей не только запоминать, но и активно употреблять в своей
речи их названия и названия их признаков (зеленый, удлиненной формы,
гладкий или с пупырышками, твердый, вкусный, с запахом свежести - огурец;
оранжевый, круглый, большой, мягкий, тяжелый, с ароматом - апельсин и
т.д.).
Рассматривая картины, на которых изображены домашние или дикие
животные, дети учатся повествованию, связной речи, упражняются в
построении предложений и правильном использовании грамматических
форм. Дети учатся понимать вопрос и точно отвечать на него, слышать
ответы других ребят. Большое значение для развития мышления,
объяснительной речи имеют обсуждения фактов, отражающих взаимосвязи в
природе. Отвечая на вопросы «зачем?», «почему?», дошкольники
устанавливают причинно-следственные связи, учатся выстраивать
логическую последовательность природных явлений и событий. Например,
наблюдая с детьми за птицами на кормушке во время зимней подкормки,
воспитатель задает вопросы: «Кто прилетел на кормушку? Зачем прилетели
птицы? Почему их надо подкармливать зимой? Почему птицы могут летать?
Зачем им крылья? Зачем хвост? Почему воробьев хорошо видно на снегу и
плохо видно на земле, в кустах, в жухлой траве?». Отвечая на такие вопросы,
дошкольники отыскивают причины, строят предположения, устанавливают
взаимозависимость явлений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Система экологического воспитания хорошо согласуется с
образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие».
Выращивая растения, ухаживая вместе с взрослыми за обитателями уголка
природы, дети на конкретном уровне усваивают моральные и нравственные
ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного
обращения с любыми живыми существами), учатся правилам поведения в
природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни
растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный
труд на участке, огороде, клумбе т.е. в природном пространстве, в котором
живут дети, способствует развитию социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции,
готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое
развитие» является очень важной. Эмоциональный отклик детей на
прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если
они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в
натуре и в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой
природы - это экологический феномен: красивыми являются объекты,
находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они
хорошо себя чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную
силу. Наблюдение красивых явлений, объектов природы побуждает детей к
художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке и др.), в которой
они осмысленно отражают свои переживания красоты.
В системе экологического воспитания в технологиях для детей старшего
дошкольного возраста предусмотрены комплексные мероприятия, на которых
дети осмысливают красоту пейзажей, представленную на репродукциях
картин знаменитых художников. Эти мероприятия проводятся в конце
каждого сезона - они опираются на опыт восприятия детьми красоты
природы, которую наблюдают ежемесячно в недели, посвященные
наблюдениям за сезонными явлениями и работе с календарем природы.
Таким образом, художественно-эстетическое развитие имеет глубинную связь
с экологическим воспитанием - его хорошая постановка обеспечивает
взаимно обогащенное развитие личности ребенка.
Наблюдая в природе, дети отражают всё увиденное и прочувствованное
в своих рисунках, поделках из бумаги, пластилина, природного материала, а
также в игровой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Эта область также связана с экологическим воспитанием, но совершенно
иным образом - через предметно-развивающую среду, в которой живут дети в
детском саду.
Для успешного решения поставленных задач используются
разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и
упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи,
видеофильмы, презентации и многое другое.
Пользуемся разнообразными методами и приёмами: наблюдения,
опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по
уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение
художественной литературы, статей экологической направленности с
последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое
моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного
материала, праздников и многое другие. В последнее время стали
использовать компьютерные информационные технологии, которые дают
большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии
родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в
разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и
представлений, важно руководствоваться принципами:
От простого - к более сложному
От частного - более общему
Процесс формирования у детей основ экологических знаний условно
можно разделить на несколько этапов, следующих друг за другом или
параллельно и позволяющих создать наиболее полную картину мира. При
этом необходимо учитывать возрастные особенности и общий уровень
развития детей группы.
Примерная последовательность подачи экологических
знаний:
Природа и предметы, сделанные руками человека.
Живая природа: человек, все животные, все растения. Признаки живого
организма: питается, дышит, передвигается, растёт, размножается.
Неживая природа – среда обитания для всего живого:
- наземная
- подземная
- водная
- воздушная
Взаимосвязь и взаимозависимость живых существ с окружающей
средой:
- особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к
условиям среды обитания.
- приспособление к изменениям среды по сезонам; линька, запасы
питания на зиму, спячка, листопад у растений и др.
Экосистемы (биоценозы) и их виды: экосистема леса, луга, озера, моря
и другие.
Формируя понятия и представления об объектах природы, о
разнообразных природных явлениях, необходимо постоянно показывать, что
в природе всё связано, все зависят друг от друга. Если под воздействием
каких-то факторов происходят изменения в одном звене то, как по цепочке
происходят изменения и во многих других её звеньях, приводя к
нежелательным, а зачастую вредным последствиям, как для природы, так и
для самого человека. Знакомя детей с отрицательными воздействиями
человека на природу, раскрывая целостность природы, необходимо прививать
им устойчивую потребность заботливого и бережного отношения ко
всему окружающему миру, желание сохранять и преумножать его богатства.
Если у детей прочно закрепятся такие потребности, то это и станет началом
формирования у них основ экологической культуры, что является частью
общей культуры личности человека.
Поэтому, руководствуясь всему выше приведённому, в ДОУ создаются
определённые условия для внедрения в жизнь детей экологического
воспитания.
Проводятся всевозможные экологические акции « Собери макулатуру»,
«Посади дерево», « Сделаем территорию детского сада красивее и чище»,
«Покорми птиц» и другие.
Проводятся ежедневные наблюдения за сезонными изменениями в
природе.
В каждой группе детского сада есть свои мини - лаборатории, календари
наблюдения .
Имеется экологическая комната с лабораторией для разного рода
экспериментов.
Весной происходит высадка рассады на клумбы вокруг детского сада и
на прогулочных площадках.
Работа в огороде, где совместно с детьми воспитатели выращивают
зелень и овощи.
Детский сад проводит творческие акции, привлекая к сотрудничеству
родителей, например:
« Мусорные фантазии», «Самая красивая клумба на участке» и т.д.
Участие в разнообразных конкурсах рисунков, плакатов по экологии
являются регулярными, дети и родители с радостью участвуют в них.
Список литературы
1.Гончарова Е.В Современные технологии экологического образования
периода дошкольного детства. – Ростов – на – Дону: издательство
Ростовского государственного педагогического университета, 2001.-288 с.
2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников. Пособие для родителей, учителей, воспитателей. М.:
АрКТИ,2001.-128 с.
3. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего
экологического образования.( Под ред.Г.А. Ягодина.-М.,1993
4.Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания
дошкольников( Под ред. Л.М. Моневцовой,П.Г. Саморуковой. – Спб.,1998.
5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.:
Просвещение, 2001.-208 с.
6. Николаева С.Н. Наблюдая – познаем. (Дошкольное воспитание.-1991 1
7.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом
воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками
разного типа, литературными персонажами.-М., 2003.
8. Пугал Н.А., Лаврова В.Н., Зверев И.Д. Практикум по курсу «Основы
экологии» Методические рекомендации.-М.,2002.