Напоминание

Ответственность мировоззренческой позиции учителя


Автор: Морковин Валерий Викторович
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ с. Федоровка им. И.С. Гавва
Населённый пункт: Федоровского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Ответственность мировоззренческой позиции учителя
Раздел: полное образование





Назад




«

Ответственность

мировоззренческой

позиции учителя

»

Выполнил учитель математики

МОУ СОШ села Фёдоровка

Фёдоровского района Саратовской

области

МОРКОВИН ВАЛЕРИЙ

ВИКТОРОВИЧ

2018 г.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ

ПОЗИЦИИ УЧИТЕЛЯ

1.

ЧТО ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Что такое мировоззрение, какое место оно занимает в системе развития

личности? На этот счёт существует много точек зрения. Обратимся к

некоторым определениям этого понятия, которые, как мне кажется

дополняют одно другое.

В философском трактовании мировоззрение – это система взглядов на

окружающий мир, а также место человека в этом мире, отношение самого

человека как к самому себе, так и к окружающей его действительности, а

также жизненные позиции людей, их убеждения, принципы, идеалы и

ценностные ориентации.

И ещё одно определение: мировоззрение – это система взглядов,

принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяемых как отношение к

действительности, общее понимание мира, так и позиция программы

деятельности людей. Субъектом, носителем мировоззрения является как

отдельный человек, так и целые социальные группы, классы, этнические

общности, и всё общество в целом.

1

Каково бы ни было общество, в нём всегда есть множество

философских теорий, которые трактуют по-разному не только историю

развития человечества, его прошлое, но и будущее.

Каждый человек, какой бы социальной группе он ни принадлежал,

независимо от своих взглядов, не может быть свободным от общественных

отношений. В его мировоззрении всегда будут проявляться черты

соответствующей эпохи, которые в конце концов и определяют и

представления о реальности, и стиль мышления, и, наконец, жизненные

ориентации людей.

Возникновение мировоззрения исторически связано, по крайней мере, с

эпохой родового строя. Ключ к раскрытию категориальных структур этого

первобытного мировоззрения даёт мифологию, которая исторически

предшествует философии. В следствие неразвитости речи, отсутствовала

возможность выразить абстрактные понятия. Древний человек не умел

различать причинно-следственные связи, а это приводило к слабой

систематизации мировоззрения. В одиночку, вне рода человек существовать

ещё не мог. А так как миф отражал традиции рода (ритуальные захоронения

умерших сородичей, тотемизм и др.), то он был органически включён в жизнь

людей и его традиционность имела жизненно важное значение для всего

общества.

Меняется мир – меняется мировоззрение. В Древней Греции мы видим

рождение рационально обоснованного мировоззрения. В трудах философов

Греции мы наблюдаем теоретические, доказательные и систематизированные

размышления над мировоззренческими проблемами.

А мировоззрение эпохи средневековья, которое сложилось в результате

взаимодействия античной культуры с христианством? Здесь и творческие

успехи и поражения, гармонии и оппозиции, страдания и нравственные

подвиги.

И, наконец, современность. Наше время – время информации, развитие

науки и новых технологий. Буквально все сферы человеческой деятельности

немыслимы без использования научных знаний. Большинство учащихся

развитых стран, получив среднее образование, стремятся продолжить учёбу в

высших учебных заведениях. Благодаря научным достижениям меняется

представление человека о мире, рушатся прежние стереотипы.

Как мы видим на протяжении веков общество постоянно заботилось о

своих идеологических, религиозных основах. Но чем больше вникаешь в

процесс становления мировоззрения на разных этапах развития

человеческого общества, тем больше убеждаешься, что мировоззрение нельзя

просто усвоить, как фрагмент прочитанной книги, тем более навязать кому-

либо кем-либо. Это ведь область и политического и эстетического, и

нравственного сознания. У каждого человека его мировоззренческие взгляды

и убеждения, глубоко осознанные и прочувственные, определяющие

духовность, ценностные ориентации складываются в результате длительной,

сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Но для этого нужна и

социальная среда и образование, и помощь учащимся со стороны учителей в

поисках своего мировоззрения.

2.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛАХ.

На современном этапе школьного образования становится очевидной

задача формирования мировоззренческой устойчивости учащихся. И в

сложном процессе формирования гармонично развитой личности школе

отведена пожалуй одна из самых сложных задач. Задачу на первоначальном

этапе выбора стратегии усложняет отсутствие идеологических установок.

Поэтому современное воспитание должно быть направлено на формирование

у личности, с одной стороны, мировоззренческо-нравственной устойчивости,

с другой стороны – толерантности. Выходит, что сделав мировоззренческую

направленность принципом изучения различных предметов, необходимо

организовать весь процесс образования так, чтобы он смог привести к

совершенствованию психофизиологических личности учащихся.

«Отсутствие хотя бы гипотетической модели общей образованности

человека приводит к тому, что лишённый внутренней логической

обоснованности набор учебных предметов не предопределён задачей

развития яркой самобытной индивидуальности, способной к

самосовершенствованию в любых самых экстремальных условиях»

2

Образование не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней.

«Жизнь и есть образование, и теория образования есть, в сущности, теория

жизни».

3

Попробуем задать себе те же вопросы, на которые ответ держали дети.

И вдумаемся в эти ответы.

- Для чего дети посещают школу? – Чтобы получать знания. И почти

нет таких, кто бы не хотел.

- Что ищут дети в глазах учителя? – Чистоты, добра и понимания.

- Как дети относятся к прекрасному? – И любят, и чувствуют, и ищут.

Но кто-то же должен быть поводырём на этом пути? Ответ

однозначный – учитель со своей мировоззренческой позицией и чувством

ответственности за неё. Не случайно ведь в переводе с греческого педагог

означает «детоводитель». И чем лучше мы будем знать эту дорогу, чем

радостнее она будет, тем легче и менее тернистым будет этот путь.

В своих трудах нравственному облику учителя уделяли внимание

великие классики педагогической мысли.

«Если учителя будут ласковы и приветливы, не будут отталкивать от

себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим

расположением, словами, манерами; если учителя будут рекомендовать

науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, лёгкости и

привлекательности; если прилежных учеников будут время от времени

хвалить, если учителя будут относиться в учениках с любовью, тогда они

легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе,

чем дома», - писал Я.А. Каменский.

4

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя.

Потому что воспитательная сила изливается только из живого источника

человеческой личности… Только личность может действовать на развитие и

определение личности, только характером можно образовать характер».

«Воспитатель, стоящий в уровне с современном уровнем воспитания,

чувствует себя посредником между всем, что было благородно и высоко в

прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов

людей, боровшихся за истину и за благо… его дело, скромное по наружности,

- одно из величайших дел истории» читаем мы у К.Д. Ушинского.

5

Как нельзя не заниматься воспитанием своих детей в семье, чтобы

потом не пожинать горькие плоды, так нельзя не заниматься общественным

воспитанием детей и молодёжи в системе других социальных институтов

прежде всего в образовании.

Практика мировоззренческого воспитания показывает, что сведение

мировоззренческого воспитания только к ознакомлению воспитуемых с

готовыми знаниями должных результатов не даёт. Готовые ответы на

мировоззренческие вопросы не затрагивают основ уже сформированного у

личности мировоззрения.

И если же мы, современные учителя, не позаботимся о формировании

целостного мировоззрения у себя самих и у наших учеников, то мы тем

самым очень обедняем себя и своих учеников.

3.ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – ПУТЬ ДОБРА И ЖИЗНИ

Нашему государству история не раз предлагала на выбор путь жизни,

путь смерти. Это и революционные потрясения, и коллективизация, и

репрессии, и, наконец, Великая Отечественная война, 65-летие Великой

Победы в которой мы празднуем в этом году, да и в нынешнем нашем

обществе, не смотря на некоторую стабильность, не всё гладко. Больше всего

оно похоже на айсберг с угрожающей подводной частью. Вдумайтесь, что

мы имеем? Расширенного человеческого и культурного воспроизводства не

наблюдаем. Население постепенно вымирает, село еле-еле «выживает».

Число самоубийств, особенно среди молодёжи, не уменьшается. Причин тому

множество: и внутренних и внешних.

«Заправилам» мирового сообщества сильная Россия не нужна. Нужны

только природные богатства (четвёртая часть всех мировых ресурсов). Чего

только стоят слова М. Тетчер в отношении России «Пусть будет

малообразованное и пьяное население не более 15-20 млн., обслуживающий

персонал сырьевой колонии для стран «золотого миллиарда».

Мировоззренческое, идеологическое обеспечение этого политического

проекта с помощью современных СМИ работает и во вне и внутри страны.

Чего только не стоят боевики, которые отравляют души наших детей,

формируя у них негатив к чувству патриотизма и гражданственности,

родному языку, истории Отечества.

Что же может противопоставить этой идеологической войне наша

школа?

Школа должна давать не только полноценное образование,

соответствующее современному уровню жизни, но и признана формировать у

учащихся гражданственность, толерантность, ответственность, трудолюбие,

целеустремлённость.

К сожалению среди педагогов и родителей бытует мнение о том, что

главное на уроке – дать знания. Но знания можно приобрести и

самостоятельно, а вот получить социально полезный опыт общения,

взаимодействия с другими людьми, научиться решать сложные жизненные

проблемы возможно только в специально организованном учебно-

воспитательном процессе.

Кроме того всем известно, что сами по себе знания значат немного,

если человек не умеет ими распоряжаться. И ещё страшнее, если знания

используются в корыстных целях. Такое может произойти, если человек

обладает низким мировоззренческим потенциалом.

Становится всё более очевидным, что образование «освобождённое» от

воспитания, от мировоззренческих функций, не в состоянии решить задачи,

которые ставит перед ним общество.

Мировоззренческим потенциалом, конечно, обладают все учебные

предметы, но кроме религии, лишь обществознание является предметом

мировоззренческим.

Вывод напрашивается сам. Те задачи, которые сегодня стоят перед

нашей страной: духовное возрождение народов России; возрождение в

молодых сердцах жажды отцовства и материнства; борьба с

распространением среди подростков вредных привычек; нравственное

очищение общества – нужно и должно решать на школьной скамье и, в

первую очередь, на уроках истории и обществознания.

Таким образом, от того, как решены воспитательные задачи, будет

зависеть, какими способами выпускник школы реализует свой

образовательный и интеллектуальный потенциал, на что он направит усилия.

Учитывая уроки истории, скажем, что именно от целостного

мировоззрения учителя во многом зависит, какой путь изберёт для себя

ученик – путь жизни или путь погибели. От мировоззренческой позиции

учителя во многом зависит, будет ли жить наше Отечество.

Мировоззренческие знания играют существенную роль в творческой

лаборатории учителя. Необходимо постоянно расширять собственные

творческие знания, культивировать философское восприятие мира, упражняя

свой ум в объяснении мира, общества, познания человека. В этом отношении

влияние личности учителя на детей трудно переоценить.

Ф.М. Достоевский однажды написал: «Учитель – это штука тонкая;

народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится

преданиями, бесчисленным опытом. Деньгами вы, например, настроите

школ, но учителей сейчас не наделаете. Люди, люди – это самое главное.

Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими

деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только

веками выделываются…»

Это очень актуально в наше время. Если увлечься идеей учителя как

торговца знаниями, то кто же воспитывать детей будет?

В этом, пожалуй, смысл народного учителя. Значит, чтобы стать

народным, необходимо у себя воспитывать целостное мировоззрение.

Вековая традиция говорит, что от избытка сердца учителя строится его

поведение и организуется вся его дидактика.

Стремитесь делать жизнь лучше для самих себя и для всего

человечества. Это и будет вашим настоящим мировоззрением. Кто не

трудится для всеобщего благоденствия, тот не имеет мировоззрение, а имеет

только «миропрезрение».

6

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Педагогика 1994 г. № 3

2.

Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего

тысячелетия. Москва 1996 г.

3.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную

философию. Москва 1995 г.

4.

Каменский Я.А. Материнская школа

5.

Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы

6.

Кленская И.С. Беседы о смысле жизни. Москва 1998 г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика