Методические рекомендации для проведения консультации по теме: "Электронное портфолио как условие профессиональной компетентности педагога".
Автор: Лучина Наталья Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 201 Населённый пункт: Кемерово Наименование материала: Cтатья Тема: Методические рекомендации для проведения консультации по теме: "Электронное портфолио как условие профессиональной компетентности педагога". Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ № 201 г.Кемерово
Лучина Наталья Валерьевна
Статья: «Методические рекомендации для проведения консультации
по теме: «Электронное портфолио как условие
профессиональной компетентности педагога».
Повышению
педагогического
мастерства,
развитию
личности
способствуют
разные
формы
методической
работы.
Одной
из
форм
методической
поддержки педагогов в ДОУ является проведение консультаций.
Консультацию по данной теме можно провести в форме деловой игры в два этапа
(теоретическая и практическая части).
Начало консультации. Педагоги при входе в зал выбирают цветные карточки с
изображением,
например,
компьютера.
Это
–
«цветовой
маршрут»,
в
соответствии
с
которым в дальнейшем нужно будет выполнять задания (см. приложение № 1).
Теоретическое освещение вопроса можно представить в виде презентации в среде
Power Point, где наглядно продемонстрировать понятие, сущность, классификацию видов
портфолио. Материалов по теории данного вопроса в интернете предостаточно, поэтому
останавливаться подробно не имеет смысла (см. приложение № 2). В презентации можно
показать портфолио одного из коллег, разобрав, как говорится, «по полочкам» плюсы и
минусы представленного электронного документа.
В практической части консультации воспитатели согласно «цветовому маршруту»
делятся по группам и выполняют различные задания.
1.«Плюсы» и «Минусы (трудности)» при создании портфолио (несколько человек на
подтему, желательно те, которые имеют собственное портфолио);
2.
Сканворд
«Портфолио»
-
на
ватмане
(доске)
сканворд.
Вопросы
к
нему
см.
в
приложении № 3.
3. Примерная структура электронного портфолио (воспитатели делятся на две подгруппы
и составляют примерную структуру портфолио из предложенных вариантов на магнитных
досках. У подгрупп - разные варианты структуры портфолио). См. приложение № 4.
4.Музыкальная физминутка (Релаксация).
Выводы по итогам консультации.
Во
время
консультации
важна
доброжелательная
атмосфера.
Данная
форма
проведения
консультации
способствует
этому,
обогащая,
дополняя
ее
содержание.
Педагоги обсуждают вопросы и предлагают пути их решения. Именно активное общение,
включение каждого в общую работу приводит к более высокому результату, развивает у
педагогов способность применять знания, умения в профессиональной деятельности.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Роль современных технологий следует рассматривать как необходимое условие
развития профессиональных компетентностей педагога. Наличие портфолио позволяет
педагогу позиционировать себя как компетентного специалиста, готового жить и работать
в условиях информационного общества.
Всего
лишь
несколько
лет
назад
портфолио
существовало
лишь
в
бумажно-
папочном варианте.
Современное
портфолио
—
это
попытка
передать
идеи
с
помощью
текста,
изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот
документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате
(например,
презентационная
программа PowerPoint
или
набор
графических
файлов,
видеоматериалы и пр.), персональной странички или целого сайта. Поместить туда можно
то, чего не покажешь на бумажных носителях.
Наиболее распространены портфолио в виде:
электронной презентации в среде PowerPoint,
Web-сайта.
Электронное портфолио педагога -
это сайт воспитателя , который отражает
индивидуальность и профессиональные достижения владельца.
Главное
назначение
портфолио
-
продемонстрировать
наиболее
значимые
результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции.
Применение портфолио в педагогической деятельности позволяет:
педагогу реально
представить
результаты
своего
труда,
увидеть
свои
резервы, в том числе при аттестации;
администрации осуществлять
непрерывную
оценку
профессионализма
и
результативности работы воспитателя.
родителям ознакомиться заочно с воспитателем (дошкольным учреждением)
посредствам сети Интернет. Родитель сможет ответить на многие вопросы о детском саде,
процессе воспитания в нем, режиме дня, о педагогических кадрах на сайте учреждения.
Есть ли общепринятая модель портфолио? Конечно же, нет. Портфолио педагога
очень индивидуально. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые
можно проследить. Рассмотрим их:
1. Информация " от себя " - формулировка педагогической философии педагога,
описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых
дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.
Примеры учебных мероприятий - достижения воспитанников, примеры работ и т.д.
Сюда
же
могут
входить:
видеозапись
типового
занятия
педагога,
материалы,
подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например
компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).
2. Информация " от других " - рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся,
родителей и т.д.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов
профессионального портфолио педагога:
портфолио развития
отчетное портфолио
демонстрационное
портфолио
собирается в педагогической
д е я т е л ь н о с т и
с
ц е л ь ю
оценки
прогресса
в
работе
педагога и накопленного им
о п ы т а
в
т е ч е н и е
определенного времени;
с в и д е т е л ь с т в у е т
о
д о с т и же н и и
п е д а г о г о м
определенного
результата
при завершении работы над
каким-либо проектом;
это коллекция лучших работ
педагога. Данное портфолио
используется
для
интервью
при
приеме
на
работу
или
д л я
у ч а с т и я
в
профессиональном конкурсе.
Многие авторы трактуют электронное портфолио как некий набор документов,
сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он
устарел. В последние годы Интернет получил настолько широкое распространение и
аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в Интернете в виде
сайта
можно
считать
несостоявшимся.
Сотни
людей
не
смогут
увидеть
Ваш
сайт-
портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться
передовыми
педагогическими
идеями,
почерпнутыми
с
Вашего
сайта-портфолио.
Портфолио, лежащее в папке на компьютере, не представляет из себя никакой ценности ни
для вас, ни для общественности. Публикация в сети портфолио в виде сайта необходима!
Смысла
отрицать
эффективность
электронного
портфолио
нет.
Это
наглядно,
удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и
совершенствуются. Электронное портфолио может быть размещено в сети Интернет, на
любом
из
многочисленных
педагогических
сайтах,
что
страхует
нас
от
потери
всех
важных документов при поломке компьютера, которая может стать просто трагедией для
любого.
Всегда
хорошо,
когда
где-то
есть
копия
твоих
трудов,
и
все
подлежит
восстановлению.
Составить портфолио, в особенности электронное – это немалый труд . Для этого
необходимо принимать активное участие во всех мероприятиях, добросовестно исполнять
свои профессиональные обязанности в детском саду. И, разумеется, не забывать отражать
свой опыт, результаты и достижения в электронном портфолио .
Приложение № 3
Задания к сканворду на тему: «Электронное портфолио как условие
профессиональной компетентности педагога»
По вертикали:
1.Пакет документов, который отражает совокупность профессиональных достижений
владельца.
По горизонтали:
1.Наиболее распространено портфолио в виде Web-сайта и …
2.Кто является ключевой фигурой при создании портфолио?
3.Один из видов портфолио, своеобразная коллекция лучших работ воспитателя.
4.Один из видов портфолио, которое собирается с целью оценки прогресса в работе
педагога. Портфолио…
5.Что именно позволяет оценивать портфолио?
6.Совокупность профессиональных и личностных качеств педагога.
7.Дословный перевод слова «портфолио» - папка с документами или папка…
8.Где должно быть опубликовано электронное портфолио, чтобы оно считалось
состоявшимся?
9.Положительный результат каких-либо усилий, успех.
Приложение № 4.
Примерная структура портфолио (первый вариант)
1. Общие сведения о педагоге:
-фамилия, имя,отчество, дата рождения;
-образование
(какие
заведения
и
когда
окончил,
полученная
специальность
и
квалификация по диплому);
-трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ
-повышение квалификации (год месяц, тема курсов)
-копии
документов
наиболее
значимые
правительственные
награды,
грамоты,
благодарственные письма;
-дипломы различных конкурсов;
2. Результаты педагогической деятельности (сравнительный анализ деятельности педагога
за три года)
- мониторинг деятельности детей
-творческие работы дошкольников
-конспекты видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом;
-отзывы родителей о его профессиональной деятельности;
-фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.
3. Научно- методическая деятельность
-перечень консультаций для педагогов (за два года)
-копия публикаций;
-участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы)
-конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер- класс
- сотрудничество с начальной школой;
-подготовка творческого отчета с фотографиями о своей деятельности.
4.Творческие находки педагога
- список творческих работ, проектов, рефератов;
- программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ;
-взаимодействие с родителями.
5.Создание предметно -пространственной среды в групповой
-
описание «Зон» групповых
помещений,
характеризующих
активность,
доступность
среды;
-фотографии организации деятельности воспитанников.
(второй вариант)
1. Общие сведения о педагоге:
-личные данные
-копия диплома об образовании
-копия удостоверения о курсах повышения квалификации
-данные об аттестации
-копии грамот.
2. Результаты педагогической деятельности
- результаты развития детей в видах деятельности за два года
-творческие работы воспитанников (рисование аппликация)
-конспекты организации видов деятельности детей
-отзывы родителей о деятельности педагога
-фотографии организации жизнедеятельности детей
3.Научно-методическая работа
- перечень консультаций для педагогов (с указанием дат)
-тематики открытых видов деятельности (даты)
-копии публикаций
-участие в конкурсах (даты)
-«мастер-класс» для педагогов РМО
-сотрудничество с начальной школой, социумом (за последние три года вид деятельности
фамилии участников)
- творческий отчет с фотографиями о своей педагогической деятельности
4.Творческие находки педагога
-список творческих работ, рефератов
-сценарии наиболее удачных мероприятий ДОУ
-взаимодействие с родителями
5.Создание предметно-пространственной среды в детском коллективе
- фото помещения группы
-описание дидактических материалов