Автор: Гончарова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №39
Населённый пункт: Ставропольский край, город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Значение игры для подготовки детей к школе
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Значение игры для подготовки
детей к школе»
Составила воспитатель: Гончарова С.Н.
В игре происходят важнейшие изменения психики ребенка, складываются основные
формы отношений с окружающими, осуществляется подготовка к новой, более сложной
деятельности – учению.
Если ребенок не умеет играть, если уровень игры низкий, то прежде всего это
скажется на готовности к школе.
Готовность
ребенка
к
школе
предполагает
определенный
уровень
физического
развития,
умения
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками,
подчиняться
правилам
общежития, предполагает наличие определенных знаний и, конечно, желания учиться.
Самое главное – это психологическая готовность к школе. Именно она обеспечивает
переход
от
ведущей
игровой
деятельности
к
ведущей
учебной.
Психологическая
готовность формируется в игре (для каждого возраста определяется свой уровень развития
игры). Если ребенок не освоил в достаточной степени различные виды игр, он не сможет
хорошо и без напряжения учиться.
Необходимым условие для формирования у детей учебной деятельности является
произвольность.
Как же сформировать у детей психологическую готовность к обучению в школе?
Прежде
всего
им
надо
помочь
овладеть
навыками
сюжетно-ролевой
игры.
Задача
воспитателя – научить каждого ребенка понимать и реализовывать ролевые отношения,
чтобы он мог легко воспринимать учебные задачи и безболезненно переходить от игры к
обучению.
Взрослый
выступает
перед
ребенком
как
бы
в
двух
основных
ролях.
С
одной
стороны, это представитель общества, владеющий нормами поведения, обучающий детей
и требующий от них подчинения и послушания, с другой стороны – прекрасный партнер в
играх и забавах, который воспринимается дошкольниками как равный и которого совсем
не обязательно беспрекословно слушаться. Вторая роль дается взрослым с трудом, но ею
должны овладеть и родители, и воспитатели.
Итак, надо играть с детьми на равных, в самые разнообразные игры, начиная от
традиционной
«Дочки
-
матери»
и
заканчивая
фантастической,
например
«Полет
к
инопланетянам». Сюжеты игр должны охватывать все стороны жизни, строиться
на
основе художественных произведений, сказок, диафильмов, наблюдений. Однако это не
означает,
что
надо
строго
придерживаться
какого-либо
сюжета.
Наоборот,
задача
воспитателя – следить, чтобы не создавались игровые эталоны, тормозящие развитие
воображения и творчества. Взрослый, демонстрируя ребенку способы разного поведения в
одной и той же роли, учит его согласовывать собственные действия с действиями других
персонажей.
При
высоком
уровне
развития
сюжетно-ролевой
игры
дети
должны
уметь
согласовывать роли не только с разными по смыслу содержанием (врач - пациент), но и с
одинаковым (врач - медсестра), а также роли, внешне не связанные между собой (врач -
шофер).
Необходимо избегать закрепления ролей (один дошкольник все время врач, другой -
пациент). Очень важно, чтобы каждый ребенок, несмотря на особенности его характера и
уровень игровых умений, разыгрывал разные роли.
Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности
имеет сюжетно-ролевая игра в «Школу». Каждый ребенок должен обязательно побыть и в
роли ученика, и в роли учителя. Вторая роль даст ребенку возможность понять позицию
настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе.
В процессе игры в «Школу» воспитатель показывает детям примеры взаимодействия
учеников
между
собой,
учит
их
слушать
друг
друга,
понимать,
подчинять
индивидуальную деятельность задачам и
целям общей, коллективной. Это связано со
второй,
не
менее
важной
стороной
психологической
подготовки
детей
к
школе
–
формированием произвольности в общении со сверстниками.
Применение игры во всех сферах жизни ребенка дошкольного возраста позволит
существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в
школе
и
будет
способствовать
созданию
полноценной
мотивационной
основы
для
последующего формирования учебной деятельности.