Напоминание

"Я–учитель"


Автор: Широбокова Елена Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: БОУ УР "Столичный лицей"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Творческое эссе
Тема: "Я–учитель"
Раздел: среднее образование





Назад




ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ

Широбокова Е.П., учитель музыки

БОУ УР «Столичный лицей», г. Ижевск

Удмуртская Республика

«Я – учитель».

Музыкальное воспитание – это не воспитание

музыканта, а прежде всего воспитание человека.

(В.А. Сухомлинский)

Когда

я

задумываюсь

о

нелёгкой

жизненной

стезе

учителя

музыки

и

искусства в общеобразовательной школе, то в памяти невольно оживает

притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие – от руки

сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали

сорняки,

оно

не

прорастало.

И

только

лишь

благодатная,

возделанная

трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…

Мы, учителя, подобны сеятелям… Но наш труд заключается в том, чтобы

не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву»:

разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в

светлые души детей живительную влагу разума, добра и красоты …

Не могу сказать, что являюсь классическим учителем, в широком смысле

этого слова, учителем музыки меня сделала жизнь, наверное, поэтому и

урок я веду, как проживаю. Немного хаотично, эмоционально и, главное,

максимально откровенно. Да, я могу пожертвовать методикой, нарушить

правила дидактики, но, если это поможет донести до своих учеников

ощущение музыки – значит так и надо. Да и можно ли такой сокровенный,

пожалуй, даже интимный процесс, как встреча с музыкой, вместить в

какие-то

законы

и

рамки.

Ещё

С.

Соловейчик

считал,

что

мы

часто

попадаем

впросак,

когда

пытаемся

объяснить

успех

учителя

лишь

его

приёмами или речами, и забываем о главных педагогических средствах –

скажем, о простой сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется,

будто

всё

это

«не

научно»,

а

на

самом

деле

не

научно

строить

педагогические

теории,

в

которых

нет

слов

сердца:

сердечность,

2

душевность, взгляд, улыбка. То, чего бывает так трудно добиться, когда

заботишься

об

одном

лишь

умственном

развитии,

то

гораздо

легче

получается

под

воздействием

этической

силы,

обыкновенного

добросердечия.

В самом начале своей педагогической деятельности, будучи педагогом

неопытным,

часто

сталкивалась

с

довольно

пренебрежительным

отношением к своему предмету коллегами по работе: «А…, сейчас у вас

пение, ну идите попойте!». Или, до сих пор в ходу шутливое выражение:

«Столько

двоек,

а

по

музыке

«5».

При

таких-то

успехах,

ты

ещё

и

поёшь?!». Такая недооценка предмета «Музыка», который лет 30 назад

действительно именовался «Пением», идёт от незнания, непонимания сути,

недооценки значимости данной дисциплины.

Да, действительно, музыка в целом и в частности, как предмет, не является

научной

дисциплиной

это предмет искусства, но в то же время не

простое

развлечение

и

не

добавление

к

жизни,

которым

можно

пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть

самой жизни. И недаром уроки музыки ставят перед собой достаточно

широкую задачу: воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть

их духовной культуры.

Возвращаясь к словам В.А. Сухомлинского, представленным в эпиграфе,

буду размышлять, каким же образом можно посредством музыки воспитать

Человека?

Несколько

лет

назад,

заочно

обучаясь

в

высшем

учебном

заведении,

получила

возможность

проведения

педагогического

исследования,

осуществление которого помогло глубоко проникнуть в суть изучаемой

проблемы. Тема была связана с музыкой, эксперимент дал положительные

результаты, уверенность в себе, как в учителе, даже некую значимость, но

в дальнейшем не принес в полной мере удовлетворения. Чего-то мне явно

не хватало: «Зачем я работаю? Несу знания? Воспитываю? Развиваю…?».

3

Руководствуясь

принципом «Плохой

учитель

преподносит

истину,

хороший – учит её находить», пытаюсь на уроках вместе с детьми через

восприятие

музыки

и

другие

виды

деятельности

постигать

законы

искусства,

приходить

к

осмыслению

таких

понятий,

как

добро

и

зло,

любовь и ненависть, материнство, жизнь и смерть…

Не

всегда

всё

гладко.

Один

класс

работает

«взахлеб»,

другой

«не

расшевелить», одни дети поздороваются по 3 раза за день, другие не

обратят

внимания

и

на

уроке

как

будто

отсутствуют…

В

чём

дело?

Пытаюсь

достучаться,

создаю

«ситуации

успеха»,

рефлексирую

как

учитель…

Учителем

быть

сложно.

Необходимо

научиться

налаживать

такой

эмоциональный

контакт,

который

обеспечил

бы

именно личностное

взаимодействие между педагогом и учеником. Индивидуальный подход в

учебно-воспитательном процессе – это тонкий инструмент, который может

держать в руках каждый учитель, а личностный – умение играть на этом

инструменте, причем так, чтобы в ответ звучала душа ребенка.

Учитель

должен

стать

для

ребенка

наставником,

который

не

только

«указывает на истинный путь, но и проходит его вместе с ним», формируя

при этом самого Человека.

Для того, чтобы все это воплотить в практической деятельности, нужно и

самой постоянно работать над собой, научиться просто жить, дорожить и

быть

благодарной

своим

ученикам,

каждому

прожитому

мгновению.

Строчки из стихотворения Э. Асадова являются для меня подтверждением:

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз -

Это все для вас, для вас, для вас.

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...

4

Разве будет это тыщу раз!

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!



В раздел образования




Яндекс.Метрика