Автор: Широбокова Елена Петровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: БОУ УР "Столичный лицей"
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Творческое эссе
Тема: "Я–учитель"
Раздел: среднее образование
ТВОРЧЕСКОЕ ЭССЕ
Широбокова Е.П., учитель музыки
БОУ УР «Столичный лицей», г. Ижевск
Удмуртская Республика
«Я – учитель».
Музыкальное воспитание – это не воспитание
музыканта, а прежде всего воспитание человека.
(В.А. Сухомлинский)
Когда
я
задумываюсь
о
нелёгкой
жизненной
стезе
учителя
музыки
и
искусства в общеобразовательной школе, то в памяти невольно оживает
притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие – от руки
сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали
сорняки,
оно
не
прорастало.
И
только
лишь
благодатная,
возделанная
трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…
Мы, учителя, подобны сеятелям… Но наш труд заключается в том, чтобы
не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву»:
разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в
светлые души детей живительную влагу разума, добра и красоты …
Не могу сказать, что являюсь классическим учителем, в широком смысле
этого слова, учителем музыки меня сделала жизнь, наверное, поэтому и
урок я веду, как проживаю. Немного хаотично, эмоционально и, главное,
максимально откровенно. Да, я могу пожертвовать методикой, нарушить
правила дидактики, но, если это поможет донести до своих учеников
ощущение музыки – значит так и надо. Да и можно ли такой сокровенный,
пожалуй, даже интимный процесс, как встреча с музыкой, вместить в
какие-то
законы
и
рамки.
Ещё
С.
Соловейчик
считал,
что
мы
часто
попадаем
впросак,
когда
пытаемся
объяснить
успех
учителя
лишь
его
приёмами или речами, и забываем о главных педагогических средствах –
скажем, о простой сердечной улыбке и ласковой интонации. Нам кажется,
будто
всё
это
«не
научно»,
а
на
самом
деле
не
научно
строить
педагогические
теории,
в
которых
нет
слов
сердца:
сердечность,
2
душевность, взгляд, улыбка. То, чего бывает так трудно добиться, когда
заботишься
об
одном
лишь
умственном
развитии,
то
гораздо
легче
получается
под
воздействием
этической
силы,
обыкновенного
добросердечия.
В самом начале своей педагогической деятельности, будучи педагогом
неопытным,
часто
сталкивалась
с
довольно
пренебрежительным
отношением к своему предмету коллегами по работе: «А…, сейчас у вас
пение, ну идите попойте!». Или, до сих пор в ходу шутливое выражение:
«Столько
двоек,
а
по
музыке
«5».
При
таких-то
успехах,
ты
ещё
и
поёшь?!». Такая недооценка предмета «Музыка», который лет 30 назад
действительно именовался «Пением», идёт от незнания, непонимания сути,
недооценки значимости данной дисциплины.
Да, действительно, музыка в целом и в частности, как предмет, не является
научной
дисциплиной
–
это предмет искусства, но в то же время не
простое
развлечение
и
не
добавление
к
жизни,
которым
можно
пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть
самой жизни. И недаром уроки музыки ставят перед собой достаточно
широкую задачу: воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть
их духовной культуры.
Возвращаясь к словам В.А. Сухомлинского, представленным в эпиграфе,
буду размышлять, каким же образом можно посредством музыки воспитать
Человека?
Несколько
лет
назад,
заочно
обучаясь
в
высшем
учебном
заведении,
получила
возможность
проведения
педагогического
исследования,
осуществление которого помогло глубоко проникнуть в суть изучаемой
проблемы. Тема была связана с музыкой, эксперимент дал положительные
результаты, уверенность в себе, как в учителе, даже некую значимость, но
в дальнейшем не принес в полной мере удовлетворения. Чего-то мне явно
не хватало: «Зачем я работаю? Несу знания? Воспитываю? Развиваю…?».
3
Руководствуясь
принципом «Плохой
учитель
преподносит
истину,
хороший – учит её находить», пытаюсь на уроках вместе с детьми через
восприятие
музыки
и
другие
виды
деятельности
постигать
законы
искусства,
приходить
к
осмыслению
таких
понятий,
как
добро
и
зло,
любовь и ненависть, материнство, жизнь и смерть…
Не
всегда
всё
гладко.
Один
класс
работает
«взахлеб»,
другой
«не
расшевелить», одни дети поздороваются по 3 раза за день, другие не
обратят
внимания
и
на
уроке
как
будто
отсутствуют…
В
чём
дело?
Пытаюсь
достучаться,
создаю
«ситуации
успеха»,
рефлексирую
как
учитель…
Учителем
быть
сложно.
Необходимо
научиться
налаживать
такой
эмоциональный
контакт,
который
обеспечил
бы
именно личностное
взаимодействие между педагогом и учеником. Индивидуальный подход в
учебно-воспитательном процессе – это тонкий инструмент, который может
держать в руках каждый учитель, а личностный – умение играть на этом
инструменте, причем так, чтобы в ответ звучала душа ребенка.
Учитель
должен
стать
для
ребенка
наставником,
который
не
только
«указывает на истинный путь, но и проходит его вместе с ним», формируя
при этом самого Человека.
Для того, чтобы все это воплотить в практической деятельности, нужно и
самой постоянно работать над собой, научиться просто жить, дорожить и
быть
благодарной
своим
ученикам,
каждому
прожитому
мгновению.
Строчки из стихотворения Э. Асадова являются для меня подтверждением:
Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.
Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз...
4
Разве будет это тыщу раз!
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!
И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!