Напоминание

"Методические рекомендации по организации продуктивной деятельности дошкольников"


Автор: Совкова Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №55 "Веснушка"
Населённый пункт: г.Южно–Сахалинск, Сахалинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Методические рекомендации по организации продуктивной деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические рекомендации по организации продуктивной

деятельности дошкольников

Понятие

«продуктивная

деятельность»

охватывает

собой

несколько

видов

активности

рисование,

лепку,

аппликацию,

традиционно

представленных в детской жизни и занимающих в них существенное место.

Организация продуктивной деятельности как партнерской со взрослым

связана

с

рядом

методических

вопросов,

касающихся

частоты

и

периодичности работы, стиля поведения воспитателя и прочее.

Продуктивную деятельность целесообразно обозначить как работу в

«мастерской» (в которою на время превращается групповое помещение) – в

особым образом организованным пространством.

Добровольное

включение

детей

в

продуктивную

деятельность

со

взрослым (по принципу: «Я тоже хочу это делать») предполагает, помимо

подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

организацию общего рабочего пространства;

возможность выбора цели из нескольких – по силам

и интересам;

открытый

временной

конец

д е я т е л ь н о с т и ,

позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Детей следует учить планированию деятельности. Благодаря обучению

формируется

способность

действовать

экономно

и

рационально,

умение

предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он

планирует

работу

детей

сам,

затем

привлекает

их

к

совместному

планированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

При

самостоятельном

планировании

продуктивной

деятельности,

воспитатель должен развивать:

умение

подобрать

необходимые

инструменты

и

материалы для работы;

умение подготовить удобное рабочее место;

умение

наметить

логическую

последовательность

действий и способы их осуществления, приводящие к лучшему

результату;

умение выразить намеченное в слове;

умение

анализировать,

оперировать

понятиями,

высказывать суждения, делать выводы и т.п., чтобы предвидеть

процесс выполнения задания;

умение действовать по примеру воспитателя. Образец

плана, который он дает, должен включать все этапы работы;

умение планировать с помощью вопросов. Важно что

бы

их

система

последовательности,

заставляла

детей

продумывать все этапы плана;

умение

планировать

по

более

сложному

способу

плану-рассказу.

Получив

задание,

ребенок

по

просьбе

воспитателя подробно описывает, что и как будет делать;

умение планировать с использованием разнообразных

картинок;

умение организовывать свою деятельность, соблюдая

правила:

сначала

внимательно

выслушать

задание,

а

потом

начинай его выполнять, приготовь все, что нужно для работы,

если работа закончена, скажи об этом взрослому;

умение организовывать свою деятельность, соблюдая

правила:

нельзя

отвлекаться

(убегать,

играть,

заниматься

посторонним, когда трудишься);

умение распределять работу между собой. Уступать

друг другу что бы самое интересное выполнять по очереди, тогда

никому не будет обидно.

Следовательно,

планирование

способствует

развитию

логического

мышления и речи. Чем выше умение детей планировать свою работу, тем

осознаннее, целенаправленнее, рациональнее, точнее и результативнее они

действуют,

тем

больше

возможностей

для

проявления

творчества

и

инициативы. При отсутствии планирования ребенок становится на путь проб

и ошибок, бесцельно затрачивает силы, полученный результат его часто не

удовлетворяет. Чем выше уровень планирования, тем успешнее решаются

разнообразные воспитательные задачи.

Наиболее

высокой

степенью

самостоятельности

характеризуется

деятельность по собственной инициативе. Дети сами ставят цель, планируют

организацию и исполнение работы, достигают результата, оценивают его

качества и значимость, а также поведение товарища и свое собственное в

трудовом процессе (отношение к труду и к сверстникам).

Особое

место

уделяется организации условий

для

самостоятельной

деятельности детей по

их

выбору

и

интересам.

С

этой

целью

в

группах организуется развивающая предметная среда:

уголки творчества,

гд е

м о ж н о

э к с п е р и м е н т и р о в а т ь

с

различными материалами:

цветными

мелками,

смываемыми

маркерами,

глиной, пластилином, материалом для коллажей, ножницами для правой и

левой руки, клеем, плотной бумагой и материалом для освоения различных

техник живописи: пальчиковой, печатания губкой, обливной печатью. Эти

техники могут быть традиционными и нетрадиционными

уголки

по изобразительной

деятельности,

где собраны

мольберты,

принадлежности

для

рисования,

лепки

и

аппликации

в

расширенном

ассортименте.

Основные

заботы

воспитателя

связаны

с

развитием

интересов,

способностей

каждого

ребёнка,

стимулированием

а кт и в н о с т ь ,

самостоятельность детей. Свободная, разнообразная деятельность в условиях

обогащённой развивающей среды позволяет ребёнку проявить пытливость,

любознательность,

познавать

окружающее

без

принуждения,

стремиться

к творческому

отображению

познанного.

В

условиях

развивающей

среды

ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.

Осуществляя

регулирование

форм

совместной

продуктивной

деятельности с детьми, воспитатели руководствуются общими требования к

организации занятий в форме партнёрской деятельности:

1.

Занятия

продуктивной

деятельностью

обозначаются

для

детей,

как

работа

в

мастерской

и

для

их

проведения

в

группе

выделяется специальное хорошо освещённое место. В зависимости от

количества детей, это могут быть составленные вместе у окна столы,

покрытые клеёнкой, за которыми предусмотрены места для всех детей

группы и воспитателя. Рабочие места постоянно не закрепляются за

детьми и воспитателем, и они могут менять своё месторасположение.

Так, например, воспитатель может занять место рядом с теми детьми,

кому

он,

при

выполнении

данной

работы,

намерен

оказывать

индивидуальную

поддержку

и

помощь.

Рядом

со

столами

должны

быть

расположены материалы и оборудование для уборки воспитателем и каждым

ребёнком своего рабочего места.

2.

До

начала

проведения

работы

в

форме

мастерской,

воспитатель договаривается с детьми о правилах поведения: во время

работы можно общаться друг с другом, не спрашивая разрешения,

можно

встать

и

подойти

к

воспитателю

за

помощью

и

советом.

Выполненную работу надо показать воспитателю, затем убрать рабочее

место

и

тогда

можно

заняться

другими

делами.

Нельзя

шуметь

и

отвлекать других детей от работы.

3.

Привлекая детей к работе в мастерской, воспитатель не

оказывает на них психологического давления, не принуждает к участию

в работе. Он обращает их внимание на подготовленные материалы и

очень

кратко

и

убедительно

заинтересовывает

детей

содержанием

предстоящей работы, тем, что он намерен сделать вместе с ними.

Эффективным

приёмом

подготовки

детей

к

предстоящей

работе

является

предварительное

обсуждение

с

ними

необходимости

в

её

проведении.

Ежедневное

планирование

совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми может проводиться в рамках ежедневной утренней традиции «Наши

добрые дела».

4.

Работая

в

мастерской,

воспитатель

действует

наравне

с

детьми, объясняя свои намерения и комментируя последовательность

проведения работы.

В

тех

случаях,

когда

воспитатель

видит,

что

у

большинства

детей

возникают

трудности,

он

может

работать

в

замедленном

темпе,

вводить

«пошаговое» объяснение или несколько раз выполнять одну и ту же работу.

5.

Воспитатель

регулирует

время

проведения

работы

в

мастерской,

не

допуская

переутомления

детей.

Дети

работают

в

удобном для них темпе. Воспитатель заранее подготавливает детей к

окончанию работы или объявляет о продолжении её в другое время,

демонстрирует полученные детьми результаты.

Свободная

самостоятельная

продуктивная

деятельность

детей.

При

реализации раздела программы «Продуктивная деятельность» воспитателям

важно понимать, что они не смогут достигнуть результата в работе с детьми,

если ограничатся только обучением детей на занятиях в форме совместной

продуктивной деятельности.

Для

развития

инициативы,

как

целеполагания

и

волевого

усилия,

необходимо, чтобы сами дети регулярно действовали самостоятельно. При

этом, вполне правомерным является то, что намерения цели детей будут

являться повторением того содержания, которым они овладели в процессе

занятий совместной партнёрской деятельностью со взрослым.

Самостоятельная постановка ребёнком конкретной цели в рисовании,

лепке, аппликации или конструировании, способность удержать её во время

работы,

проявление

стремления

достичь

хорошего

качества

и

доведение

создания изображения до конца, является важным показателем его развития

на этапе дошкольного детства и результатом в реализации программы.

Особенно сть

руководства

само стоятельной

продуктивной

деятельностью

детей

состоит

в

том,

что

работа

воспитателей

главным

образом связана с созданием для детей условий для её проведения.

У

детей

младшего

дошкольного

возраста

наблюдается

весьма

специфическое

отношение

к

свободной

самостоятельной

продуктивной

деятельности.

Разнообразие

материалов,

их

фактура

и

возможность

использования

являются

для

маленьких

детей

очень

привлекательными.

Поэтому большинство детей с удовольствием начинают действовать с ними.

Но, в процессе использования, дети нещадно эксплуатируют материалы до

полного

их

«исписывания»

с

«измочаливанием»

стержней

маркеров

и

фломастеров, с разбрасывание комочков пластических материалов.

Прохождение данного этапа освоения материала играет определённую

роль.

Ребёнок

реализует

интерес

к

материалу,

учится

элементарно

действовать с ним и приобретает уверенность в себе и своих возможностях.

Однако,

манипулирование

с

материалами

является

лишь

незначительным шагом к основной цели − появлению у детей собственной

инициативы в осуществлении созидательных действий. Задача воспитателя

состоит в том, чтобы акцентировать внимание детей на постановке целей и

зафиксировать для них момент результативности той деятельности, которую

они совершают. Для решения этой задачи воспитатели могут использовать

следующие приёмы работы с детьми:

1.

Предоставлять

в

распоряжение

детей

те

материалы

и

образцы

с

показом

(прорисовкой)

способов

выполнения,

которые

использовались

воспитателями

в

совместной

продуктивной

деятельности с детьми при работе в мастерской.

Это

значит,

что

всё

то,

воспитатель

использовал

для

обучения

рисованию,

лепке

и

аппликации

в

работе

мастерской,

сохраняется

и

используется им для демонстрации детям с целью того, чтобы они повторно

использовали

это,

но

уже

по

собственной

инициативе

в

свободной

самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы предлагаемые материалы были информативными и

стимулировали

бы

детей

к

повторному

воспроизведению,

необходимо

продумать их расположение.

Свободная самостоятельная продуктивная деятельность самих детей

может осуществляться за теми же столами, за которыми они работают в

мастерской.

В

качестве

приспособлений

для

расположения

материалов

с

предыдущих занятий в мастерской, могут использоваться полки, подставки,

которые располагаются в центре каждого стола, прикрепляются к стенам или

демонстрируются на стоящих на полу досках.

В

качестве

идеального

варианта,

можно

порекомендовать

использование

нескольких

столов,

оборудованных

для

разных

видов

продуктивной деятельности со стеллажами или демонстрационными досками

на стенах и угловыми этажерками на колёсиках.

Очевидно,

создание

условий

для

свободной

самостоятельной

деятельности

самих

детей

по

рисованию,

лепке,

аппликации

и

конструированию

имеет

ряд

преимуществ:

можно

увеличить

количество

материалов

и

оборудования,

расширить

демонстрацию

таблиц

с

демонстрацией способов и приёмов изображения.

Крупный

напольный

строительный

материал

и

2-3

строительных

набора для настольного конструирования должны свободно использоваться

детьми, но их не следует включать в особое, выделенное пространство.

Воспитатель договаривается с детьми о правилах их использования. Главное

нельзя

игнорировать

проведение

этой

работы

и

теснота

групповых

помещений не может служить оправданием тому, что в группе не созданы

условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей. Поэтому,

каждый воспитатель, исходя из имеющихся у него возможностей, решает

данный вопрос по-своему.

2.

Использовать материалы на печатной основе, с которыми

дети научились действовать в совместной продуктивной деятельности

со взрослыми в детском саду и семье.

Развитие графический умений и навыков детей от рисования коротких,

длинных, пересекающихся линий до рисования совершается ребенком не

механически, а имеет для него определенный смысл.

Например,

воспитатель,

используя

систему

заданий

на

печатной

основе, может предложить детям помочь зайцу вырастить овощи. Для этого

надо нарисовать сильный дождь, который обильно «польёт» грядки.

После

того,

как

ребёнок

нарисует

дождь,

он

получал

маркеры

с

изображением овощей и наклеивает их на грядки. Воспитатель, наравне со

всеми

детьми,

тоже

участвует

в

выполнении

этой

почётной

миссии

оказание

помощи

зайцу,

а

затем,

как

бы,

от

лица

счастливого

зайца,

благодарит детей за помощь (приложение 1).

Наборы для аппликации из готовых форм («В лесу», «В городе», «В

деревне» и прочее) позволяют решать образовательные задачи другого плана.

Действуя с готовыми формами, дети получают уникальную возможность

создавать

сюжетные

картинки

и

упражняться

в

композиционном

расположении изображений, что является очень важным, как для общего, так

и для их художественного развития.

Вначале

широкое

использование

продукции

на

печатной

основе

используется

воспитателем

в

совместной

партнёрской

продуктивной

деятельности с детьми в работе мастерской. Только после того, как дети в

совместной

продуктивной

деятельности

со

взрослым

выполнят

работу

в

мастерской

и

получат

практические

навыки

использования

данного

материала, воспитатель может разместить листки с заданиями на печатной

основе для их самостоятельного использования. При этом, педагогически

значимым для развития детей в продуктивной деятельности является то, что

задания на печатной основе с одним содержанием разработаны для разных

типов работ: по образцу, с незавершёнными продуктами, по словесному

описанию цели-условия. В результате дети получают возможность выбирать

тип работы.

Длительность

использования

материалов

на

печатной

основе

определяется воспитателем в зависимости от отношения детей к выполнению

этой работы. Если дети с увлечением работают с заданиями на печатной

основе, то материалы систематически пополняются новыми с постепенным

усложнение приёмов и способов работы детей с ними. Чтобы перейти от

наиболее

технически

простых

коротких

линий

(рисунок

с

дождем

для

моркови)

к

наиболее

сложным

прямоугольным

(рисунок

с

конфетами),

ребенок должен пройти несколько промежуточных стадий.

Это рисование наклонных линий (Приложение 2), длинных прямых

линий (Приложение 3).

Материалы на печатной основе систематически вносятся и постепенно

дополняются новыми до тех пор, пока не будет утрачен интерес детей к их

использованию. Если дети не используют материалы, но воспитатель видит,

что они ещё не овладели элементарными формообразующими движениями в

рисовании, то разрабатываются новые способы и направления поддержки

детской инициативы.

Важная

роль

в

развитии

инициативы

детей

в

свободной

самостоятельной

продуктивной

деятельности

принадлежит

реальным

продуктам,

изготовленным

детьми

в

семье

по

материалам

«Детского

календаря».

Взаимосвязь

двух

составляющих

образовательного

процесса:

совместной

партнёрской

деятельности

взрослых

с

детьми

в

семье

и

свободной самостоятельной деятельности осуществляется главным образом

через поделки, рисунки, игры и другие реальные предметы, систематически

создаваемые детьми в семье.

Значительные преимущества материалов «Детского календаря» перед

другими

материалами

для

самостоятельной

деятельности

самих

детей

состоят в том, что они могут ежедневно сменяться и пополняться без затрат

сил и времени воспитателя.

В семье все дети в совместной деятельности со взрослым выполняют

одинаковую работу по материалам «Детского календаря». Следовательно,

материалы для свободной самостоятельной деятельности детей ежедневно

пополняются одинаковыми продуктами детской деятельности, что является

очень

важным

для

детей

3-4

лет,

которые

действуют

по

подражанию.

Например,

по

материалам

«Детского

календаря»

все

дети

сделали

с

родителями из бумаги объёмного зайчика и принесли в детский сад.

В процессе действий с игрушкой, кто-то из детей увидел на стенде

образцы с показом приёмов рисования травы фломастерам. Ребёнок проявил

инициативу: взял листок бумаги и начал рисовать для своего зайчика травку.

Наблюдая за действиями товарища, многие дети решили последовать его

примеру – ведь у них тоже были фигурки зайцев.

При

использовании

в

свободной

самостоятельной

деятельности

продуктов,

созданных

детьми

по

материалам

«Детского

календаря»,

воспитатель

получает

возможность

подбирать

и

размещать

материалы

с

образцами способов выполнения, работы с незавершёнными продуктами,

которые будут стимулировать детей к проявлению инициативы (приложение

4).

Например,

вместе

с

родителями

дети

по

материалам

«Детского

календаря» сделали фигурки зебры и львёнка и принесли их в детский сад.

Воспитатель может использовать эту ситуацию по-разному.

В зоне самостоятельной деятельности воспитатель может разместить

вырезанные фигурки этих же животных и, как бы, направить инициативу

детей

к

повторному

самостоятельному

изготовлению

того,

чему

они

научились при участии взрослых. Детям нравится повторное обращение к

тому, что они уже умеют делать или они захотят сделать для львёнка и

жеребёнка зебры товарищей. Кроме повторного создания фигурок зверей, для

уже имеющегося у детей львёнка и маленькой зебры детям могут быть

предложены:

образцы изготовления кормушек и поилок, вылепленных из

пластилина;

заготовки

для

проведения

работы

с

незавершёнными

продуктами;

пальмами,

кактусами

и

другими

видами

растений

для

среды обитания этих животных и многое другое в зависимости от

желания и фантазии каждого воспитателя.

Главное, чтобы при проведении подобного рода работы воспитатели не

формально, а заинтересованно относились к её результату и понимали, что,

благодаря

приложенным

усилиям

произойдёт

сдвиг

в

проявлении

инициативы детей и это отразиться на их развитии.

Для

свободной

самостоятельной

деятельности

подходят

и

другие

материалы. К ним относятся дидактические игры типа: «Собери сервиз»,

«Подбери половинки яблок по величине» и многое другое.

Для детей 3-4 лет важно, чтобы было 2-3 одинаковых игры, так как они

действуют по подражанию.

Для того, чтобы дети могли использоваться эти игры длительное время,

воспитателю необходимо их наклеить на тонкий картон и запланировать.

Желательно

каждую

игру

поместить

в

отдельную

коробку

и

оформить

соответствующим

образом

верхнюю

часть

крышки,

чтобы

игра

легко

узнавалась детьми.

3.

Создавать

условия

для

использования

детьми

в

продуктивной деятельности природных и бросовых материалов.

Природные

и

бросовые

материалы

являются

для

детей

3-4

лет

достаточно привлекательными, но возможности младших дошкольников в их

использовании в процессе свободной самостоятельной деятельности весьма

ограничены.

Поэтому

воспитателям

необходимо

создавать

специальные

условия

для

их

использования

в

самостоятельной

продуктивной

деятельности.

Для

проведения

этой

работы

воспитатель

создаёт

условия,

рассчитанные на то, что при желании в этой работе могут принять участие

все

дети

группы.

Поэтому

используются

составленные

вместе

столы,

предназначенные для работы в мастерской.

Практичным

и

экономным

материалом

для

создания

основы

для

коллективной деятельности детей является обратная сторона обоев. Рулон с

обоями прикрепляется к стене недалеко от составленных вместе 2-3 столов и

от него отматывается часть, закрывающая их поверхность.

В центре столов или в 2-3 местах, размещаются ёмкости с клеем из

муки

или

крахмала,

подставки

с

кисточками,

тряпочки

для

вытирания

излишек клея и коробки с низкими бортиками, наполненные вырезанными из

бросового

материала

картинками

с

изображением

зданий,

различных

предметов,

техники,

животных,

людей

и

т.п.

На

одной

из

сторон

обоев

заранее наклеивают несколько изображений.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно продолжить начатую им

работу и наклеить имеющиеся картинки на лист бумаги.

Дети, действуя по собственной инициативе в течение дня. В конце дня

воспитатель говорит: «А теперь давайте посмотрим, что наши дети сегодня

захотели наклеить сами и рассмотрим картину, которая у них получилась».

Воспитатель обращает внимание на каждое наклеенное изображение.

Индивидуально хвалит инициативу каждого ребёнка и предлагает наградить

его аплодисментами.

Общая

работа

размещается

на

доске

или

специальном

стенде

для

демонстрации коллективных работ до появления новой работы.

При

желании

воспитателя,

он

может

создавать

условия

для

коллективной

самостоятельной

деятельности

детей

с

природными

и

бросовыми материалами 1-2 раза в неделю, постепенно усложняя его. Для

наклеивания

детям

могут

быть

предложены

«живые»

листья

с

деревьев,

кусочки ткани, небольшие плоские предметы.

После

того,

как

дети

приобретут

опыт

совместной

со

взрослым

продуктивной деятельности с использованием ножниц, вырезанные картинки

заменяются

различными

журналами,

рекламными

буклетами,

из

которых

дети сами вырезают понравившиеся им картинки, а затем наклеивают их.

Таким

образом,

воспитателям

очень

важно,

как

осуществлять

полноценное руководство в процессе совместной партнёрской деятельности с

детьми,

так

и

создавать

условия

для

их

свободной

самостоятельной

деятельности.

В

данных

методических

рекомендациях

оба

направления

работы

с

детьми

подробно

описаны.

Дано

примерное

календарное

планирование

занятий,

а

также

представлен

перечень

материалов

и

оборудования

для

свободной

самостоятельной

деятельности

детей

с

включением

в

него

материалов,

подготовленных

детьми

совместно

с

родителями в семье.



В раздел образования




Яндекс.Метрика