Напоминание

«Работа над штрихами в 1 классе»


Автор: Минаева Марина Николаевна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: МБУ ДО "Новошешминская ДШИ" Новошешминского муниципального района
Населённый пункт: Республика Татарстан с. Новошешминск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «Работа над штрихами в 1 классе»
Дата публикации: 07.09.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Новошешминская детская школа искусств Новошешминского

муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка урока по классу

баяна

Тема: «Работа над штрихами в 1 классе».

Выполнила Минаева

М.Н.

Цель урока:

Закрепить навыки в игры на инструменте различными штрихами.

Задачи урока:

Образовательные

-совершенствование навыков штрихов на баяне;

-совершенствование навыков «чистой» смены меха;

-развитие навыков чтения нот с листа.

Воспитательные:

-воспитание самостоятельности работы;

-воспитание элемента художественного исполнения;

-воспитание настойчивости в достижении цели;

Развивающее:

-развитие самоорганизации обучающегося в ходе урока;

-развитие чувства ответственности за учебную деятельность;

Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на

уроке): ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара

Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа

на уроке)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

л и ч н о с т н о г о

р а з в и т и я .

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

О К

7.

Ставить

цели,

мотивировать

деятельность

обучающихся,

организовывать

и

контролировать

их

работу

с

принятием

на

себя

ответственности за качество образовательного процесса.

Используются СОТ: Личностно-ориентированный подход, Технология

критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) репродуктивного типа:

Анализ

технических

трудностей

исполняемого

музыкального

материала (технология развития критического мышления)

Отработка

технических

приёмов

исполнения

на

основе

исполнительских навыков (здоровьесберегающие технологии)

Самоанализ

(технология

развития

критического

мышления,

лично-ориентированный подход)

Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) проблемного типа:

Гр а м от н о е

и с п ол н е н и е

п р о и з в ед е н и я

с

о п о р о й

н а

исполнительское навыки.

Тип урока: урок закрепления

Музыкальный

материал:

Гамма

до

мажор,

арпеджио,

аккорды,

Д.

Кабалевский «Маленькая полька», русская народная песня «Я на горку шла»,

Оборудование:

Баяны, пюпитр, нотная литература, мультимедийное оборудование,

Ход урока:

Организационный этап.

Педагог:

Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь что время урока

пролетит незаметно. Тема урока «Работа над штрихами»

Приступим к разминке игрового аппарата:

Первое упражнение делается стоя. Руки поднять на уровне живота. Кистями

делаем круговые движения к себе и от себя.

Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед.

Одновременно

двумя руками делаем плавное движение вверх и вниз.

I Практическая часть

- После разминки переходим к техническому материалу

Педагог

просит

ученика

сыграть

гамму

до

мажор

штрихом-

legato

каждой рукой отдельно.

Педагог: какое домашнее задание было в гамме?

(предполагаемый ответ: играть гамму С-dur тремя штрихами - legato, non

legato, staccato.)

Педагог: Давай вспомним что такое штрих.

(предполагаемый

ответ:

Штрих

характер

звучания,

получаемый

в

результате определенной артикуляции.)

Педагог: Хорошо. Теперь рассмотрим 3 основных вида штриха: legato, non

legato, staccato и способы их исполнения.

Как нужно играть штрихом legato?

(предполагаемый ответ: Legato – это связная игра.)

Педагог:

Правильно.

Пальцы

при

этом

располагаются

очень

близко

к

клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение

целенаправленной

свободы.

Палец

мягко

нажимает

на

нужную

клавишу,

заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша

нажимается так же плавно, причем одновременно с нажатием очередной

клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При игре

legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Слуховой контроль

играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры. Теперь

давай сыграем гамму С-dur штрихом legato.

2 вид – это non legato. Как нужно исполнять этот штрих?

(предполагаемый ответ: Non legato – не связная игра.)

Педагог:

Правильно.

Non

legato

исполняется

ударом

с

предварительным

замахом пальца при ровном движении меха. Попробуем исполнить гамму С-

dur штрихом non legato.

3 вид – это staccato. Как нужно исполнять этот штрих?

(предполагаемый ответ: Staccato – острое, отрывистое звучание.)

Педагог: Правильно. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти

при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот

штрих может быть более или менее острым. Пальцы легкие и собранные.

Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом staccato.

Педагог прорабатывает гамму до мажор каждой рукой отдельно на legato, non

legato, staccato.), затем ученик исполняет арпеджио, аккорды правой рукой.

Урок продолжается произведением Д. Кабалевский «Маленькая полька»

Преподаватель слушает ученика, затем сам исполняет произведение.

Далее идет анализ произведения ( какой музыкальный размер, какой характер

музыки , каким штрихом нужно исполнять произведение)

Педагог: Как добиться ровного темпа?

(предполагаемый ответ: считать)

Педагог: Все верно. Чтобы играть в ровном темпе, нужно на первых

этапах изучения произведения играть под счет.

Проигрывание

произведения

под

счет

с

верной

аппликатурой

и

штрихами.

А теперь переходим к работе над следующим произведением – р.н.п. «Я на

горку шла». Задача проигрывания: целостность исполнения, чистая смена

меха, точное исполнение штрихов.

Проанализируем твое исполнение. Что получилось, что нет?

Педагог: Что касается смены меха, то нужно точно знать, где сменить мех. В

данном случае меняем мех через каждую фразу.

Также нужно проследить за точностью штрихов. В данном произведении

используется два основных штриха – это legato и stakato. Выше мы уже

разбирали эти понятия. Теперь надо вспомнить и перенести знания в это

произведение. Попробуем еще раз исполнить пьесу, учитывая все замечания.

Исполнение.

На следующем этапе урока предлагаются небольшие пьесы для чтения с

листа. Для музыканта важно не только отлично знать музыкальную грамоту,

но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как

принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует

формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых

музыкально-исполнительских навыков.

Педагог: Что необходимо сделать прежде чем приступить к исполнению

музыкального текста?

(предполагаемый ответ: необходимо зрительно прочитать ноты)

Педагог: Правильно. Знакомство с произведением необходимо начинать

с просмотра нотного текста: с ключей, тактового размера, познакомиться с

темпом и характером звучания данной пьесы.

Ученик читает с листа небольшие пьесы.

III Подведение итогов.

Домашнее задание выполнено до конца, на уроке занимался хорошо. За урок

я ставлю оценку «отлично».

Домашнее задание: закрепить гамму С-dur разными штрихами каждой рукой

отдельно, арпеджио, аккорды

Д.

Кабалевский

«Маленькая

полька»

-

выполнить

аппликатуру,

играть

в

спокойном темпе со счетом, стараясь точно выполнять штрихи.

Р.Н.П. «Я на горку шла»- исполнять произведение штрихами, работать над

меховедением.

До свидание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика