"Развитие творческих способностей детей, средствами народного творчества"
Автор: Хромкина Наталья Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДО "Дом творчества Советского района г.Улан-Удэ" Населённый пункт: Республика Бурятия, город Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: "Развитие творческих способностей детей, средствами народного творчества" Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки РБ
МУ «Комитет по образованию Администрация г. Улан – Улан»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества Советского района г. Улан-Удэ»
Хромкина Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
Развитие творческих способностей детей,
средствами народного творчества
Культура
нашей
страны
велика
и
многообразна,
со
своими
особенностями,
которые
необходимо
знать
каждому
гражданину
нашей
Родины. Однако современный мир в эпоху толерантности не возможен без
знания
культур
других
народов
мира.
Культура
Японии
одна
из
интереснейших культур мира, а творческий подход самый интересный способ
знакомства с ней.
Канзаши
(Kanzashi)
—
украшения
для
волос,
используемые
в
традиционных китайских и японских прическах. В переводе с японского
«канзаши» – шпилька. Именно шпилька для волос дала название новому
оригинальному
виду
декоративно-прикладного
искусства,
которое
стало
популярным далеко за пределами Японии.
Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически:
женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме, а длинные
прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы. Для
укладки
волос
использовали
различные
предметы
—
шпильки,
палочки,
гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный
необыкновенной
красоты
аксессуар,
который
становится
настоящим
произведением искусства. Японские гребни и шпильки стали выражением
женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на
женскую
прическу,
можно
было
сказать,
к
какому
социальному
классу
принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже,
сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень
важную роль в гардеробе японской женщины.
В современное время канзаши – это и заколки, и шпильки, и гребни
н е з а б ы в а е м о й
к р а с о т ы ,
а
т а к
ж е
р а з л и ч н ы е
п р е д м е т ы
интерьера.Изготовление
украшений
своими
руками
сейчас
на
пике
популярности. Создавая украшения своими руками, мы уже не задумываемся,
что, например, ручные и ножные браслеты, серьги и кольца, в определённый
период выполняли роль оберегов и амулетов. Культовый предмет постепенно
превратился в украшение.Достоинство техники в том, что с её помощью
довольно
легко
придумать
и
создать
множество
красивых
и
необычных
украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки,
декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки.
«Канзаши» доступен всем потому, что шелковые ленты, клей, картон, бусины
и
стразы
можно
приобрести
в
магазине.К
удовольствию
рукодельниц
техникой «канзаши» может овладеть каждый, потому что она не требует
специальных навыков, как, например, вязание
Учитывая актуальность и практическую значимость, с целью развития
творческих
способностей
учащихся
на
основе
внеурочной
деятельности,
рекомендую
использовать
технику
канзаши.
Канзаши
способствует
гармоничному
развитию
школьников,
восприятию
у
них
трудолюбия,
коллективизма,
высоких
нравственных
качеств.
Эти
занятия
отвечают
духовным
запросам
и
интересам,
удовлетворяют
их
тягу
к
знаниям,
развивают
художественные
и
творческие
способности.
Школьники
становятся
участниками
увлекательного
процесса
создания
полезных
и
красивых изделий. Это способствует формированию эстетического вкуса.
Кроме
того,
изготовление
сувениров
в
технике
канзаши
развивает
художественный
вкус,
приучает
к
аккуратности,
воспитывает
терпение.С
распространением электронных и компьютерных технологий на второй план
отошли
творения
рук
человеческих.
Декоративно-прикладное
искусство
является
одним
из
самых
действенных
и
что
очень
важно,
деятельных
средств
эстетического
воспитания,
так
как
даёт
возможность
не
только
воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками. Именно поэтому я
разработала программу кружка где можно было бы синтезировать научный
подход с творческим.
Программа
кружка
«Канзаши» была
разработана
на
основе
Закона
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
«Конвенции
о
защите
прав
ребенка»,
личного
педагогического
опыта,
с
использованием
элементов
гуманистических
педагогических
технологий
личностно-ориентированного
обучения.
Именно
в
системе
дополнительного
образования
возможна
ее
реализация.
Так
как
здесь
можно
достаточно
свободно
варьировать
содержание
деятельности,
легко
сочетать
групповые
и
индивидуальные
формы работы. Здесь проще организовывать реальное сотворчество взрослых
и
детей.Работа
в
кружке
«Канзаши»
-
прекрасное
средство
развития
творчества,
умственных
способностей,
эстетического
вкуса,
а
также
конструкторского мышления детей.
Цель
программы–
проявление
интереса
к
народным
традициям,
декоративно
–
прикладному
творчеству,
создание
ребенку
условий
для
творческой
самореализации
и
самовыражения.
Одной
из
главных
задач
обучения
и
воспитания
детей
на
занятиях
является
обогащение
мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка
(развитие
творческого
нестандартного
подхода
к
реализации
задания,
воспитание
трудолюбия,
интереса
к
практической
деятельности,
радости
созидания и открытия для себя что-то нового).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности
их
самовыражения.
В
ходе
усвоения
детьми
содержания
программы
учитывается
темп
развития
специальных
умений
и
навыков,
уровень
самостоятельности,
умение
работать
в
коллективе.
Программа
позволяет
индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна
сложная
конструкция,
менее
подготовленным,
можно
предложить
работу
проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это
дает
возможность
предостеречь
ребенка
от
страха
перед
трудностями,
приобщить без боязни творить и создавать.
Занятия
в
технике
«канзаши»
требуют
от
учащихся
большой
концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога –
постоянного
наблюдения
за
детьми
и
практической
помощи
каждому.
Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы
группы состоят из 12-15 человек. Программа «Канзаши» рассчитана на 2
года. В данный период идет её апробация, поэтому учебно-тематический
план и содержание программы корректируется и пополняется по окончании
учебного года
В
период
реализации
данной
программы
воспитанники
кружка
принимают
активное
участие
в
разных
конкурсах
и
мастер-классах,
где
занимают призовые места: 1 место в номинации «Дефиле» в городском
фестивале-конкурсе художественного творчества «Равнение на Олимпиаду»
2014г.; 1, 2 место в районном конкурсу декоративно-прикладного творчества
«Подарок маме-2015».; 1 место в Региональном конкурсе «Пасха красная»
2016г.
Дипломанты
III
и IV Международного форума «Интеграция на
«Великом чайном пути» 2015-2016г.
Занятия в кружке стали для воспитанников первой ступенькой в мир
прекрасного и нового – мира гармонии и красоты, ярких красок радости и
счастья, в котором они не только учащиеся, а активные участники и творцы.