Напоминание

Роль речевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста


Автор: Мугтасимова Гульназ Рашатовна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №65 "Ивушка" г.Альметьевска"
Населённый пункт: г.Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль речевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 14.09.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль речевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста

Игра

занимает

огромное

место

в

жизни

детей

дошкольного

возраста.

Она

совершенно

необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его

самосознания.

В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она

являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким

детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху,

соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям,

требования детей к себе самим.

Игра

один

из

видов

детской

деятельности,

который

используется

взрослыми

в

целях

воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам

общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

которых

впоследствии

будет

зависеть

успешность

его

учебной

и

трудовой

деятельности,

его

отношение

к

людям.

Например,

в

игре

формируется

такое

качество

личности

ребенка,

как

саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в

целом

даёт

основание

считать,

что

именно

эта

деятельность

является

в

дошкольном

возрасте

ведущей.

В игре происходит развитие речи и мышления.

Игра

невозможна

без

речевого

общения.

Хорошо

развитая

речь

является

необходимым

условием успешного обучения в школе.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека

с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо

проводить

разнообразные

игры,

разрабатывать

методики

проведения

игр,

чтобы

дети

были

заинтересованы в игровой деятельности.

Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в

свободной деятельности детей.

Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.

Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр

создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает

представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для

проявления

детской

самостоятельности

в

области

языка;

они

должны

быть

в

первую

очередь

использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,

вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое

имя, каждому действию присуще свой глагол.

Слово

является

для

ребенка

частью

действительности.

Из

этого

вытекает,

как

важно

в

интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их

игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда,

которые

будут

питать

эту

деятельность

и

на

основе

ею

обогащаемого

запаса

конкретных

представлений развивать их язык.

Именно

благодаря

лингвистическим

играм

у

детей

происходит

формирование

культуры

общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность

правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.

Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в

дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а

так же учит внимательности.

Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный

запас.

Игровая

ситуация

требует

от

каждого

ребёнка

определённого

уровня

развития

речевой

коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что

игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь.

В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.

Между

игрой

и

речью

существует

двусторонняя

связь:

с

одной

стороны

речь

ребёнка

развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.

Игра

представляет

собой

именно

тот

вектор

движения

в

образовательном

пространстве,

который

реализует

образовательные,

коррекционные,

развивающие

и

воспитательные

задачи,

объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и

новым федеральным государственным стандартам.

Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая

игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка".

Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре отводится педагогу.

Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий,

чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с

этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.

Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы,

и

на

развитие

ее

сюжета,

и

помогает

детям

распределять

роли,

наполняя

их

нравственным

содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через

внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.

Рядом авторов (Л. Б. Баряевой, А. П. Зариным, Н. Д. Соколовой) отмечается, что в процессе

обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами.

В процессе обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной,

четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания.

Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены

многие исследования. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для

ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения. Игру считают ведущей деятельностью

дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях

воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам

общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от

которых

впоследствии

будет

зависеть

успешность

его

учебной

и

трудовой

деятельности,

его

отношение к людям.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи

и

всестороннего

развития

их

личности,

интеллекта.

С

другой

стороны,

недостатки

звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а

также

изменения

темпа

речи,

ее

плавности

все

это

влияет

на

игровую

деятельность

детей,

порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения

игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей, самостоятельно не возникает.

Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой

деятельности. Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего

максимальную

актуализацию

имеющихся

у

ребенка

возможностей.

Полнота

развития

игры,

а,

следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий

педагога. Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра - ведущий вид

деятельности

ребенка

-

дошкольника,

и

большую

часть

своего

времени

ребенок

проводит

за

разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка

младшего

дошкольника.

И

главное

в

этом

участие

родителей

и

воспитателей,

которые

могут

правильно организовать игры детей, подсказать.



В раздел образования




Яндекс.Метрика