Автор: Мугтасимова Гульназ Рашатовна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детский сад №65 "Ивушка" г.Альметьевска"
Населённый пункт: г.Альметьевск Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Роль речевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль речевых игр в жизни ребенка дошкольного возраста
Игра
занимает
огромное
место
в
жизни
детей
дошкольного
возраста.
Она
совершенно
необходима как для общего психического развития ребенка, так и конкретно для становления его
самосознания.
В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она
являлась непременным атрибутом народной педагогики. Ее образцы передавались самым маленьким
детям из поколения в поколение через взрослых и старших детей.
Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху,
соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям,
требования детей к себе самим.
Игра
один
из
видов
детской
деятельности,
который
используется
взрослыми
в
целях
воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам
общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от
которых
впоследствии
будет
зависеть
успешность
его
учебной
и
трудовой
деятельности,
его
отношение
к
людям.
Например,
в
игре
формируется
такое
качество
личности
ребенка,
как
саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.
Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребёнка в
целом
даёт
основание
считать,
что
именно
эта
деятельность
является
в
дошкольном
возрасте
ведущей.
В игре происходит развитие речи и мышления.
Игра
невозможна
без
речевого
общения.
Хорошо
развитая
речь
является
необходимым
условием успешного обучения в школе.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека
с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо
проводить
разнообразные
игры,
разрабатывать
методики
проведения
игр,
чтобы
дети
были
заинтересованы в игровой деятельности.
Для развития речи детей в детском саду проводятся различные игры, как на занятиях, так и в
свободной деятельности детей.
Поэтому роль игры в развитии речи у детей дошкольного возраста занимает ведущее место.
Посредством игровых комнат, спортивных залов, площадок для прогулок и дидактических игр
создаются специальные условия, в которых в игровой форме ребенок развивает речь.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает
представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для
проявления
детской
самостоятельности
в
области
языка;
они
должны
быть
в
первую
очередь
использованы в интересах развития речи детей.
С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение,
вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое
имя, каждому действию присуще свой глагол.
Слово
является
для
ребенка
частью
действительности.
Из
этого
вытекает,
как
важно
в
интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их
игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда,
которые
будут
питать
эту
деятельность
и
на
основе
ею
обогащаемого
запаса
конкретных
представлений развивать их язык.
Именно
благодаря
лингвистическим
играм
у
детей
происходит
формирование
культуры
общения и речи: правильность постановки ударений в словах, чёткость произношения, способность
правильно формулировать предложения и свою мысль в целом.
Поэтому роль игр в развитии речи остаётся актуальной. С ребенком можно начинать играть в
дидактические игры, которые стимулируют развитие речи. Они формирует связную речь и память, а
так же учит внимательности.
Роль игр в развитии речи колоссальна – с их помощью пополняется и формируется словарный
запас.
Игровая
ситуация
требует
от
каждого
ребёнка
определённого
уровня
развития
речевой
коммуникации. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
По мнению педагогов роль игры в развитии речи занимает важное место еще и потому, что
игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь.
В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Между
игрой
и
речью
существует
двусторонняя
связь:
с
одной
стороны
речь
ребёнка
развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра совершенствуется под влиянием речи.
Игра
представляет
собой
именно
тот
вектор
движения
в
образовательном
пространстве,
который
реализует
образовательные,
коррекционные,
развивающие
и
воспитательные
задачи,
объединяет педагогов, детей и родителей, отвечает запросам образовательной политике государства и
новым федеральным государственным стандартам.
Позиция М. Монтенсори: "Игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая
игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка".
Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая считают, что ведущая роль в игре отводится педагогу.
Педагог обогащает представления детей об окружающем путем организации занятий, экскурсий,
чтения художественных произведений и работу по созданию предметно-игровой среды. В связи с
этим в педагогике складываются методы прямого и косвенного руководства игрой.
Прямое руководство заключается в том, что воспитатель оказывает влияние и на выбор темы,
и
на
развитие
ее
сюжета,
и
помогает
детям
распределять
роли,
наполняя
их
нравственным
содержанием. Косвенное руководство – это опосредованное влияние воспитателя на игру через
внесение игрушки, через принятие на себя определенных ролей.
Рядом авторов (Л. Б. Баряевой, А. П. Зариным, Н. Д. Соколовой) отмечается, что в процессе
обучающих игр необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами.
В процессе обучения учитель-логопед, воспитатель, с одной стороны, сам дает образец правильной,
четкой речи, а с другой – стимулирует их собственные высказывания.
Таким образом, мы выяснили, что проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены
многие исследования. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для
ребенка деятельность, но каждый со своей точки зрения. Игру считают ведущей деятельностью
дошкольника. Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях
воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам
общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от
которых
впоследствии
будет
зависеть
успешность
его
учебной
и
трудовой
деятельности,
его
отношение к людям.
Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие развития речи
и
всестороннего
развития
их
личности,
интеллекта.
С
другой
стороны,
недостатки
звукопроизношения, ограниченность, словарного запаса, нарушения грамматического строя речи, а
также
изменения
темпа
речи,
ее
плавности
–
все
это
влияет
на
игровую
деятельность
детей,
порождает определенные особенности поведения в игре. Без специально организованного обучения
игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей, самостоятельно не возникает.
Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой
деятельности. Задача педагога заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего
максимальную
актуализацию
имеющихся
у
ребенка
возможностей.
Полнота
развития
игры,
а,
следовательно, и ее коррекционная ценность повышаются при условии планирования воздействий
педагога. Речь детей в игровой деятельности развивается быстрее, так как игра - ведущий вид
деятельности
ребенка
-
дошкольника,
и
большую
часть
своего
времени
ребенок
проводит
за
разнообразными играми. Игра в речевом развитии является неотъемлемой частью жизни ребенка
младшего
дошкольника.
И
главное
в
этом
участие
родителей
и
воспитателей,
которые
могут
правильно организовать игры детей, подсказать.