Напоминание

Как смотреть и понимать изобразительное искусство.


Автор: Богачева Татьяна Александровна
Должность: учитель МХК
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 50" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: Как смотреть и понимать изобразительное искусство.
Раздел: среднее образование





Назад




Богачева Т.А.

Учитель Изобразительного искусства, МХК, черчения.

МОУ «СОШ№ 50» города Магнитогорска

Как смотреть и понимать произведение изобразительного искусства.

В Федеральном образовательном стандарте значительно расширяются требования

к результату образования. Всестороннее развитие личности учающихся подразумевает наличие

сформированной

гражданской

позиции,

высокого

уровня

социализации,

развитой

системы

ценностных отношений и ориентировок. Учитель должен создавать условия, в которых развитие

интеллектуальных, творческих возможностей становится залогом накопления опыта. Применение

различных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных и т.д.) влияет на развитие

компетентности учащихся, как будущих специалистов так и просто, как образованной личности .

Каждый день мы встречаемся с различными видами изобразительного творчества. На

городских улицах и площадях, в парках и скверах родного города видим памятники и монументы.

Репродукции знаменитых картин привлекают наше внимание на стенах жилых домов Челябинска.

Фрески, панно, граффити, пешеходные «Арбаты», украшением которых занимаются дизайнеры,

архитекторы, скульптуры -

привлекают внимание гостей и жителей многих городов России.

Казань и Москва, Сочи и Новгород, Тобольск и Красноярск удачно совмещают древность и

современные идеи конструктивизма и эклектики в архитектуре. В самых неожиданных местах: в

аэропортах мира и уличных кафе – мы можем увидеть репродукции полотен великих мастеров

прошлого

и

настоящего.

Знаменитые

музеи

и

их

передвижные

экспозиции

всё

открыто

внимательному

зрителю.

Искусство

кино,

фотографии,

компьютерная

графика,

как

виды

изобразительного искусства, благодаря современным технологиям, доступны широким массам.

Обилие печатной продукции предстают перед нашими глазами ежечасно. Но умеем ли мы в

полной мере рассмотреть, увидеть и понять, что предлагает нам такое разнообразие? Как научить

нашего выпускника не чувствовать себя дилетантом в области изобразительного искусства? Как

помимо развития мелкой моторики рук, графических навыков, пространственного мышления

научить видеть, понимать и рассуждать о ценности художественного произведения? Важным, на

мой взгляд, становится умение интегрировано подходить к знаниям, полученным в процессе

обучения в школе. Научить

учащихся находить и видеть взаимосвязь музыки, литературы,

истории в художественном произведении, анализировать эти связи и, опираясь на них, получать

систематизированную

картину

окружающего

мира

-

задача

педагога.

Невозможно

вырастить

художника за один урок изобразительного искусства в неделю, но видеть и понимать увиденное -

возможно. На примере одного из видов изобразительного искусства – живописи, проследим как

правильно смотреть картину, анализировать её достоинства, составить свое о ней представление.

Не всякое жизненное событие становится картиной, как бы точно, ярко не описал нам его

автор. Настоящий художник никогда не копирует жизнь. Только после того, как художник-творец

обратил на него внимание, сопоставил составные части, подчеркнул отдельные моменты, что-то

выделил, что-то переосмыслил, содержание готового произведения вызывает интерес зрителя.

«Событие»,

выраженное

художественным

языком,

точнее

доносит

до

него

частный

эпизод,

ставший вдруг значимым. Вехой, от которой изменилась оценка этого события. И, быть может,

независимо от своего желания, вдруг, зритель приходит к компромиссному решению – каждый

человек имеет право думать и выражать себя так, как считает нужным. Научить правильно видеть

«событие» и понимать, почему оно привлекло к себе внимание, одна из задач художественного

воспитания. Изображенное «Событие» мы будем рассматривать при помощи приёмов и законов

изобразительного искусства, которые помогут раскрыть тайну, остановившую время.

Сюжет в изобразительном искусстве - это последовательность и связь описания событий в

произведении, предмет изображения. Сюжетный арсенал, накопленный поколениями художников

огромен,

что

дает

неисчерпаемые

возможности

для

творческих

решений.

Сюжет

создается

творческой фантазией художника для выражения основного идейного содержания произведения и

связан

с

ним

функционально.

При

создании

сюжета

активную

роль

играет

творческая

экспрессивность и эмоциональность изображения. Проследив развитие сюжета на примере одного

вида

изобразительного

искусства

живописи,

мы

увидим

условные

приемы

изображения,

выработанные в веках. Они не лишают жизненное событие реальности и позволяют смотреть и

понимать произведение изобразительного искусства.

Что в жизни человечества самое ценное? Материнская любовь! Сюжет картины известного

французского

художника-живописца

ХIХ

века

Оноре

Домье,

«Прачка»,

ярко

иллюстрирует

проявление этого чувства: прачка-мать с тяжелым узлом белья в одной руке, другой помогает

малышу,

преодолеть

ступени

лестницы.

Очень

простой

фон:

силуэты

домов,

освещенные

заходящим солнцем, темное небо между ними, перила лестницы, спуск к реке, поблескивающая

вода. Обе фигуры лишены подробностей, они лишь темные пятна на фоне вечернего, усталого

городского пейзажа. Но в энергичном жесте руки, объединяющем обе фигуры, во всем движении

тела женщины видна трогательная забота матери о ребенке. Стремление поделиться своей силой,

передать

её

маленькому,

хрупкому,

усталому

существу.

В

эпизоде,

увиденном

художником,

отчетливо проявлена безграничная материнская любовь. Взгляд зрителя не отвлекается мелочами:

подробной

проработкой

фона

картины,

фигур

людей,

их

одеждой.

Возникает

ощущение

силуэтности

из-за

скудости

колорита

живописного

полотна.

Именно

немногословность,

монохромность и

краткость эпизода останавливает перед картиной зрителя. Все в картине не

мешает увидеть главное –

любви к своему ребёнку, заботу и душевную щедрость матери.

Выразить великое, через простое, внешне незначительное, и при этом рассказать правду об эпохе,

современной

художнику

вот

черты

свойственные

каждому

выдающемуся

произведению

живописи. Именно Оноре Домье, впервые в истории живописи обратил внимание зрителя на

жизнь простого народа в своих сюжетных композициях.

Художественный

образ.

Через

него

передается

обобщенное

представление

о

действительности, отношение к жизни, окружающему миру. Часто это словосочетание понимается

и как произведение искусства. Как образ главного героя, образ природы. Его можно понимать и как

способ

бытия

произведения

искусства

взятого

в

целом,

а

именно

выразительность

художественного произведения, степень воздействия его на зрителя. Важную роль здесь играет

единство внутреннего духовного содержания и внешнего материального воплощения. Живопись

прошлого

часто

использует

аллегорическое

воплощение

общественных

идей.

Через

них

проявляется живописью способность вести за собой мысли и чувства зрителя, отражая реальные

события, их внутренний духовный смысл.

В

основе

картины

великого

французского

живописца

Эжена

Делакруа

«Свобода

на

баррикадах» лежат события Великой Французской революции 1830 года. Участник и летописец

этих событий, он запечатлел их подробно, правдиво обозначив место расположения баррикад у

городской ратуши, в центре Парижа. Группу повстанцев, их лица, фигуры, разорванную в клочья

одежду, кажется, мы даже можем слышать их голоса. А над баррикадой, поднявшаяся во весь рост,

с трёхцветным знаменем революции в руках, полуобнаженная женщина, в античной тунике и во

фригийском колпаке. Эта, с медальным профилем женщина, немного увеличенная фигура которой

парит над восставшим Парижем – Свобода. Ее появление на баррикадах закономерно, в ней

символ

стремлений

и

надежд

на

лучшую

жизнь

целого

народа,

поднявшегося

на

борьбу

с

тиранией. Художественный образ Свободы не единственный символ в этом произведении великого

французского живописца. Здесь мальчик с пистолетом в руках, шагающий рядом со «Свободой» -

он готов отстаивать её завоевания в веках. Раненный рабочий, тянущийся за ней – он поверил в её

возможность,

интеллигент,

сжимающий

ружье,

человек,

оценивший

великое

событие,

не

побоявшийся поддержать его с оружием в руках. Символичен и цвет картины, раскрывающий силу

художественного образа. Основа колорита - сочетание красного, белого и синего цвета, цвета

знамени республиканцев. Для понимания значения этого произведения, того что происходит на

живописном полотне, конечно надо знать историю, но и без специальных знаний образ «Свободы»

останется

в

памяти

зрителя

навсегда.

Благодаря

убедительной

силе

душевного

порыва

и

эмоциональному напряжению всей картины он и сегодня является художественным

символом

революции.

Понять художественную ценность изображенного невозможно без знаний еще одного закона

– главной особенности языка живописи – цвета. Наверное, каждый скажет, что задача цвета

передать

правду

об

изображенном

предмете.

Но

не

все

так

просто.

Цвет

передает

мысль

художника,

его

чувства,

отношение

к

миру,

к

окружающему,

происходящему.

Именно

цвет

зачастую раскрывает перед зрителем главный замысел картины. Им выражается глубина чувств, их

напряжение или равновесие. В геральдике, например, каждый цвет имеет объяснение: красный –

власть, белый – чистота…, но такого однозначного прочтение колорита в живописи не бывает.

Цвет в картине часто служит выразителем идейного содержания картины, и здесь как не

вспомнить картину великого русского художника начала ХХ века К.С. Петрова-Водкина «Купание

красного коня», ещё одного символа революционно настроенных масс.

При помощи цвета

передается не только идея, настроение, эмоции, но и фактура предметов, качество материала, его

характеристики: блеск воды освещенной солнцем, капли воды на загорелом теле юноши, вихревая,

закрученная вокруг главного персонажа композиция пространства. Но главное действующее лицо

в картине – цвет. Он останавливает зрителя призывая всмотреться, почувствовать грядущее, и

выбрать – ты с кем?

Цвет в живописи – средство эмоциональной выразительности, он позволяет выразить всю

гамму чувств и настроений. Нередко резкость, или неожиданность цветовых соотношений наводят

художника

на

мысль

конкретного

решения

замысла

картины.

Так

известно

признание

В.И.

Сурикова о том, что толчком для создания его «Боярыни Морозовой», послужила вдруг увиденная

художником ворона на снегу. Этот контраст угольно-черного среди белого, по словам художника,

подсказал

ему

решение

будущего

знаменитого

полотна.

Саму

цветовую

палитру

картины

сравнивают

с

симфоническим

произведением

по

богатству

и

разнообразию

колорита.

Но

её

центральный

цветовой

акцент

это

столкновение

черного

(платье

боярыни

Морозовой)

и

ослепительно белого (состоящего из огромного числа цветовых оттенков) снега. Цвет во всем его

разнообразии и усиленный контрастом, действует на психику зрителя, вызывая рефлекторный

отклик - остановись, всмотрись, оцени

глубину человеческой трагедии. Контраст - один из

главных приемов в живописи, центральный элемент картины, один из составных её слагаемых.

Через него мы видим форму, как соотношение света и тени, теплых и холодных цветов. Роль

контраста в композиции картины узка и беспредельна одновременно – она соотносится со всеми

элементами полотна. Соединяя и противопоставляя коллизии сюжета, цвета, композиции.

Композиция

целостность

конструкции,

типизация

элементов,

динамика,

новизна.

Серьезно

говорить

о

величии

произведения

искусства

можно

лишь

обнаружив

в

нем

конструкционную идею. Связь композиционной схемы картины, с содержанием, с образами, с

настроением

хорошо

была

известна

уже

мастерам

эпохи

Возрождения.

Гармония

бытия

отражалась в ясных, четких решениях. В основе схемы лежит треугольник, круг, квадрат. По

наитию

«сверху»

ли,

используя

интуицию,

основанную

на

знании,

гениальный

художник

прошлого

выстраивал

эту

«схему»,

повторяя

и

развивая

созданную

природой

гармонию.

Равновесие, соподчинение, согласованность, удачно найденный центр внимания, подчиняющий

все

второстепенное.

Содержательность

и

точность

эмоциональных

характеристик,

тщательно

продуманный ритм изобразительных составляющих полотна, неповторимость элементов. Все, что

нельзя добавить, изменить, переделать в готовом произведении и есть закон композиции. Но, не

всегда это покой и равновесие. Даже уравновешенная композиция зачастую полна драматизма,

динамики, и может выражать всю гамму человеческих эмоций – от безмятежной гармонии счастья

и покоя в «Мадонне Бенуа» великого итальянца - Леонардо да Винчи, до грозной, мрачной силы

«Толедо в грозу», не менее великого испанца - Эль Греко.

Ритм, ракурс, все имеет в композиции живописного полотна значение. Внешне спокойная

и уравновешенная «Троица» русского иконописца 15 века, Андрея Рублева, лишена заученности

сюжета.

Объединенные

беседой

повернутые

одновременно

и

к

зрителю,

и

друг

к

другу,

сопереживающие как грехам людским, так и несовершенству мира, ангелы тихо ведут беседу с

поколениями о смысле бытия. Благородство цвета их одежд, мягкий абрис фигур, наклон голов,

скупое на жест, плавное движение рук объединяет, обволакивает флером тайны содержание

беседы. Но, мы чувствуем, что речь идет о главном: добре и зле, человеческом достоинстве,

красоте мира и такой трудной любви к ближнему своему. Линии на фреске текут как беседа, то

ограничивая

цветовые

плоскости,

то

объединяя

фигуры

в

целое,

а

порой,

разрывая

круг,

высвечивают

одного

из

беседующих,

как

бы

заостряя

внимание

зрителя

на

его

словах.

Картина безмолвна, звуки и слова рождаются лишь в голове у зрителя. И то, какие это будут слова,

мысли, чувства зависит от нашего умения смотреть и понимать произведение изобразительного

искусства.

Движение – особенность изобразительного искусства запечатлевать момент, но призвано

оно, отражать меняющуюся жизнь. Здесь задача художника состоит в передаче момента изменения

состояния, перехода от предыдущего к последующему. В многофигурной композиции развитие

действия во времени художник показывает посредством разномоментных фаз движения тела

человека, его мимики. В картине И.Е. Репина «Не ждали» ясно выделен завершающий момент,

после которого последует эмоциональный всплеск. Мы чувствуем, как взметнутся в приветствии

руки, как зазвучат слова, как кинутся навстречу вошедшему человеку близкие. Что же касается

движения отдельной фигуры, то классическим примером динамики можно назвать картины А.

Дейнеки на тему спорта, например, «Вратарь». Через физическое напряжение мышц, позу атлета в

момент броска, напряжение всего пространства фона, мы чувствуем – сейчас произойдет взрыв,

выброс

энергии

которого

приведет

к

победе,

и

мы

рассматривая

изображение,

невольно

напрягаемся сами, повторяя мысленно это движение.

Еще один из прием в живописи необходимо отметить как очень важный – новизна, или

эстетическое «открытие мира». Стимул, заставляющий нас оглянуться, остановиться. Всмотреться

в

то

необыкновенное,

интересное,

удивительное,

что

отрывает

нас

от

привычного

бытия.

Примелькавшееся, надоевшее, вызывавшее скуку событие художник вдруг показывает так, что мы

удивляемся. Неожиданно одно и то же становится вдруг ярким, необыкновенным по форме,

интересным по содержанию. Привычное, заменяется ощущением впервые увиденного, сильным

эстетическим

потрясением.

Так

широко

растиражированный

образ

«Моны

Лизы»

великого

Леонардо, вдруг открылся в далеком 1973 году, взгляду московского зрителя в новом качестве.

Огромная,

многочасовая

очередь

выстроилась

вдоль

Кропоткинской

набережной

в

надежде

увидеть за пуленепробиваемым стеклом, легкую тень улыбки гения. Для них, тогда, образ из

«Огонька»

превратился

в

открытие. Изобразительное

искусство,

живопись

начинает

служить

средством познания мира. Человек из другой эпохи как бы становится связующим звеном в мире

людей, близким и понятным.

Стиль - существует огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном

искусстве. Часто они не имеют четко выраженных временных границ и плавно переходят из

одного в другой, находясь в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Смена одних

способов

художественного

мышления

другими

(чередование

типов

композиций,

приемов

пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и

наше восприятие искусства. Ранние формы искусства дают неискаженное, объективное и точное

представление, об изначальных структурных основах изобразительного процесса показывая, что

именно

стиль

делает

искусство

искусством,

отличает

художественный

образ

от

зеркального

отражения. Специфика стиля, его уникальность воспринимается мгновенно, непосредственно. До

того,

как

мы

определили

назначение

предмета,

характер

персонажа,

с

чем

или

с

кем

из

многочисленных образов того или иного пантеона мы имеем дело, – мы уже знаем, что это

Древний Египет, Древняя Греция, и т.д. А набор характерных черт конкретной эпохи позволяет

глубже проникнуть в суть замысла художника.

Искусство всегда было в той или иной мере средством самовыражения. Стиль в искусстве –

это всегда проявление уровня социального, стадиального и индивидуального развития общества.

Так экспрессионизм – одно современных направлений искусства, зародившегося в Германии в

первой половине XX века, изображает окружающий мир исключительно субъективно,

кардинально искажая реальность, для большего эмоционального эффекта, заставляя, таким

образом, задуматься своего зрителя. Материальная реальность художников экспрессионистов

абсолютно не интересует, их картины пропитаны эмоциональными переживаниями и глубоким

смыслом. На примере картины Эдварда Мунка «Крик» мы можем видеть отражение эпохи

экономических и социальных потрясений в Европе начала ХХ века. Равнодушие, одиночество,

пустота в заполненном фрагментами-символами пространстве картины, цвет

раздражающий

взгляд и пугающий зрителя одновременно. Пустые глазницы ужаса, смотрящего на нас. Крик, на

который никто не отзовётся. В экспрессионизме, выражение преобладает над изображением. Для

этого периода характерны мотивы боли, мучений, крика, страданий. Стили разных эпох

объединены уже тем, что используют типичные законы и приёмы изображения: сюжет, цвет,

контраст, композицию и т. д.

Как видим, в изобразительном искусстве нет отдельного, оторванного от целого

восприятия мира. Общая картина складывается на основе различных компонентов и позволяет

философски рассуждать об искусстве как прошлого, так и настоящего. Однако одного желания и

умения художника, мастерства педагога недостаточно. Донести до каждого культурные ценности

ушедших поколений и современников можно лишь тогда, когда заинтересованный зритель пойдет

навстречу

творцу.

Пожелает

учиться

восприятию

искусства,

постарается

понять

внутреннее

содержание того или иного произведения, его сокровенный замысел и внутреннюю красоту.

Интеграция

образовательных

дисциплин

здесь

обязательна.

Литература,

музыка,

история,

обществознание по отдельности сделают нашего выпускника образованным, узким специалистом,

но объединённые с миром изобразительного искусства, способны не только проиллюстрировать

жизнь,

но

и

получить

эмоциональный,

познавательный

посыл

для

дальнейшего

нахождения

смысла бытия.



В раздел образования




Яндекс.Метрика