Авторы: Кулинцева Галина Александровна, Старикова Антонина Петровна
Должность: воспитатели ДОУ
Учебное заведение: МК ДОУ ЦРР – детский сад № 18
Населённый пункт: Города Россоши Воронежской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание духовной культуры дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание духовной культуры дошкольников.
В соответствии с ФГОС от
17.12.2013г. №1155 духовно-нравственное
воспитание в детском саду является одной из задач развития ребенка. Именно
старший
дошкольный
возраст
является
периодом
наиболее
активного
и
успешного освоения ребенком культуры. Той культуры, носителями которой
являются
родители,
воспитатели,
ближайшее
окружение
подрастающего
малыша.
Духовно-нравственное
воспитание
на
основе
православных
традиций
формировало
ядро
личности,
благотворно
влияя
на
все
стороны
и
формы
взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие,
мировоззрение
и
формирование
гражданской
позиции,
патриотическую
и
семейную
ориентацию,
интеллектуальный
потенциал,
эмоциональное
состояние и общее физическое и психическое развитие.
О том, что ребенок является существом не только социальным, но и
духовным, следует обязательно помнить в процессе воспитания, не оставляя
духовную сторону развития вне поля зрения, но обогащая ее традиционными
духовными представлениями и образами.
Важно, чтобы мир дошкольника
наполнялся
в
первую
очередь
образами
культуры
своего
народа.
Восстановление
преемственности
поколений
в
воспитании
и
освоении
традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ
национального
самопознания,
любви
к
Родине,
а
также
мировоззрения,
основанного на традиционном понимании связи человека с видимым миром,
своей семьей, с другими людьми, духовным миром.
Несомненно, для русского человека, русской культуры духовно определяющую
роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный
уклад жизни.
Само
духовно-нравственное
воспитание,
понимаемое
как
содействие
формированию
духовной
сферы
ребенка,
предполагает
целенаправленное
развитие трех основных собственно человеческих способностей:
--нравственной способности-- к различению добра и зла;
--эстетической способности—к различению прекрасного и безобразного;
--православные способности—к различению истинного и ложного.
В основе же развития этих способностей лежат нравственные, эстетические,
религиозные идеалы и эталоны, заданные в контексте традиций и усвоенные
личностью как ценностные, определяющие смысл жизни.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
семьи,
образовательного
учреждения
и
государства.
Одна
из
проблем
современного
образования
состоит
в
том,
что
в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений.
Дети
лишаются
возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки
зрения
каких
истин
прошлые
поколения
решали
возникшие
перед
ними
проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые
на
сегодняшний
день
попытки
воспитания
духовно-
нравственной
личности
показывают,
что
самым
слабым,
местом
в
этой
деятельности
является
семья.
Многим
родителям
просто
неизвестно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит
усвоение
социальных
норм,
моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому
необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в
семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и
обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны
за воспитание детей.
2
От нас, воспитателей, зависит каким зерном мы засеваем души наших
детей.
Главное
не
быть
равнодушными.
Необходимо
самим
развиваться,
духовно работать над собой. А по другому нельзя, ведь нельзя же дать другому
того, что не имеешь сам.
В связи с введением ФГОС, в процессе работы возникаю такие трудности:
- Потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с
детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в
усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении
его к добру и неприятию зла.
3