Автор: Шарапова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край Лазовский район с.Лазо
Наименование материала: Доклад
Тема: "От игры к знаниям". Опыт работы по ФЭМП
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ детский сад «Теремок»
2018год
Доклад
Тема:«От игры к знаниям»
опыт работы по математике
Выполнила воспитатель: Шарапова О.С.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это
искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни
маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает
значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет
реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние
игры.
Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок
делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в
игре каких – либо иных целей, чем играть.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:
игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная
форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания
окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует
на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на
волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новы знания, умения. Навыки. Игры
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие
дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. Обучение математике детей дошкольного возраста
немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
При этом роль несложного занимательного математического материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего
развития и воспитания; активировать умственную деятельность,
заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать
детей, развивать ум, расширять, углублять математические
представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в
применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок,
логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который
ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна
ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение
к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна
конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая
увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими
(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание
хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе
поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е.
как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность,
кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на
основании практических действий и обдумывания.
Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок –
дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы
столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами,
методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и
значению, характеру мыслительных операций, а также по
направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу,
разнообразный элементарный математический материал можно
классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:
развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические
игры и упражнения.
Из всего многообразия занимательного математического материала в
дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические
игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в
различении, выделении, названии множеств предметов, чисел.
Геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть
возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами
действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования
математических ( количественных, пространственных,
временных) представлений детей.
Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировке в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
1. В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и
обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как
количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный
сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех
чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп
предметов . Сравнивая две группы предметов, располагала их то на
верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того,
чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что
большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на
нижней.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и
наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры
как
«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку»,
«Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно
оперировать числами и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ
ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ
НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я
использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей
внимания, памяти, мышления.
Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ», помогает усвоению порядка следования
чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре
используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают
таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка»,
«Колобок» и т.д.» Кто будет первый?»
2. В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила,
что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети
лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком
разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая
кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы
дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней
недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во
времени как:
«Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни
недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления
частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками
частей суток.
3. Пространственнык представления детей постоянно расширяются и
закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают
пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу,
впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить
детей ориентироваться в специально созданных пространственных
ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети
свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был
стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади
– Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают
умением определять словом положение того или иного предмета по
отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы –
пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений,
способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:
«Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор»,
«Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате»,
«Схемы». Играя с детьми я заметила, что дети стали хорошо справляться
со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения
положения предметов на листе бумаги и на столе.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью
повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в
окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью
закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото»,
«Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по
форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую
игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное
время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью
развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур
составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры,
находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.
5. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы
логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать
свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые
влияют на развитие творчески способностей детей, так как они
оказывают действие на воображение и способствуют развитию
нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди
нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий
успешно реализовать задачи познавательного развития детей.
Основная цель использования дидактического материала: научить
решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей
с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение
элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие
познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения,
развитие творческих способностей.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства,
отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они
вызывают живой интерес детей, развивают активность и
самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем
решения мыслительных задач. Работая с палочками дети знакомятся со
своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех
лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования
палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по
цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной
мерки, способность различать количественный и порядковый счет,
устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие
умения различать и называть в процессе моделирования геометрические
фигуры, силуэты, предметы.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в
современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным
развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей,
эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с
занимательным математическим материалом дети овладевают умением
вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в
решении задач таким способом развивает умственную активность,
самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче,
инициативу.
Разнообразный элементарный математический материал можно
классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические
игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения.
Про дидактические игры я уже рассказала , а теперь я хочу остановиться
на развлечениях. К математическим развлечениям относится:
головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное
преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны
по форме отличаются необычностью решения, парадоксальностью
результата.
Например, головоломки могут быть арифметическими ( угадывание
чисел).
Геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными
(анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные
только на игру фантазии и воображения.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее
доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и
задачи – шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с
количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены
простейшие математические отношения.
Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда
вставать (часы)
Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим
смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость,
смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в
приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке
умения выделять главные свойства, математические отношения.
Например:
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет
весит курица, если будет стоять на двух ногах?
C целью предупреждения и снятия усталости и повышения
продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике
учебный материал сочетается с движениями. Например, детям
предлагают похлопать в ладоши
Столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на
один раз меньше количества показанных игрушек и т.д.
Кроме того с детьми проводятся специально подобранные физические
упражнения. В процессе выполнения физических упражнений
улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного
мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и
затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается
утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные
эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают
занятия.
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом
содержания занятия, особенностей возраста и физической
подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за
столом, а также с выходом из за стола.
На занятиях по математике даются комбинированные упражнения,
вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы,
улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу
дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук,
плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в
чередовании с ходьбой. Заканчивается физкультминутка ходьбой в
медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние,
необходимое для продолжения занятия. В дошкольных учреждениях на
занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения.
Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным
потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и
развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное
занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит
высказывание: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковую гимнастику делят на :
-самомассаж кистей пальцев рук;
-упражнения за столом;
-пальчиковые игры;
-упражнения для активации работы мышц глаза;
-игры со счетными палочками;
-игры с пластилином;
-игры с бумагой;
-игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;
-игры – манипуляции («Ладушки», «Сорока»);
-cюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок»);
-пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой;
-пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга»
С помощью них компенсируется работа левого полушария, их
выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности
(«Ухо – нос»);
-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук
(«Моем руки под струей горячей воды»);
-театр в руке (« Сказка» - дети обыгрывают персонаж сказки).
Использовать их можно не только на занятиях, но и в течение дня.
Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие
головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к
решению задач по принципу индукции (от частного к общему).
Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать
вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал
для развития у детей способностей математических, творческих и др.
Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и
когда угодно.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки,
пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что
играя, дети лучше усваивают программный материал по математике,
правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает
эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют
развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на
умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры,
стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Поэтому я рекомендую воспитателям использовать игры в процессе
обучения д
етей.