Напоминание

"От игры к знаниям". Опыт работы по ФЭМП


Автор: Шарапова Ольга Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: Приморский край Лазовский район с.Лазо
Наименование материала: Доклад
Тема: "От игры к знаниям". Опыт работы по ФЭМП
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ детский сад «Теремок»

2018год

Доклад

Тема:«От игры к знаниям»

опыт работы по математике

Выполнила воспитатель: Шарапова О.С.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни

маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает

значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет

реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние

игры.

Ребенок – «Новичок», все для него полно новизны. В игре ребенок

делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в

игре каких – либо иных целей, чем играть.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная

форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания

окружающего мира.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует

на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на

волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новы знания, умения. Навыки. Игры

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие

дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет

математика. Обучение математике детей дошкольного возраста

немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.

При этом роль несложного занимательного математического материала

определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего

развития и воспитания; активировать умственную деятельность,

заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать

детей, развивать ум, расширять, углублять математические

представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в

применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок,

логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который

ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна

ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение

к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна

конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая

увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими

(действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание

хода, предугадывание результата, предложение решения). В ходе

поиска, выдвижения, гипотез, решения дети проявляют и догадку, т.е.

как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность,

кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на

основании практических действий и обдумывания.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок –

дает основание для их классификации, хотя трудно разбить на группы

столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами,

методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и

значению, характеру мыслительных операций, а также по

направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу,

разнообразный элементарный математический материал можно

классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:

развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические

игры и упражнения.

Из всего многообразия занимательного математического материала в

дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические

игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в

различении, выделении, названии множеств предметов, чисел.

Геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть

возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами

действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования

математических ( количественных, пространственных,

временных) представлений детей.

Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировке в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

1. В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и

обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как

количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный

сюжет и дидактические игры, познакомила детей с образованием всех

чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп

предметов . Сравнивая две группы предметов, располагала их то на

верхней, то на нижней полоски счетной линейки. Это я делала для того,

чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что

большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на

нижней.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и

наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры

как

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку»,

«Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно

оперировать числами и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «ЗАДУМАЙ ЧИСЛО», «ЧИСЛО КАК ТЕБЯ

ЗОВУТ», «СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ», «СОСТАВЬ ЦИФРУ», «КТО ПЕРВЫЙ

НАЗОВЕТ», «КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО?» И многие другие я

использую на занятиях в свободное время, с целью развития у детей

внимания, памяти, мышления.

Игра «СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ», помогает усвоению порядка следования

чисел натурального ряда в прямом и обратном счете. В игре

используется мяч. Для подкрепления порядкового счета помогают

таблицы, со сказочными героями: «Репка», «Заюшкина избушка»,

«Колобок» и т.д.» Кто будет первый?»

2. В старшей группе я познакомила детей с днями недели. Объяснила,

что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети

лучше запоминали название дней недели, я обозначала их кружочком

разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая

кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы

дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней

недели неизменна. Я использую также такие игры в путешествии во

времени как:

«Живая неделя», «Назови пропущенное слово», «Назови скорее», «Дни

недели», «Круглый год», «Двенадцать месяцев». Для закрепления

частей суток использую карточки для каждого ребенка с картинками

частей суток.

3. Пространственнык представления детей постоянно расширяются и

закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают

пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу,

впереди, сзади, далеко, близко. Я поставила перед собой задачу научить

детей ориентироваться в специально созданных пространственных

ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети

свободно выполняют задания типа: встань так, чтобы справа от тебя был

стул, а сзади - стол. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади

– Ваня. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают

умением определять словом положение того или иного предмета по

отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы –

пирамида и т.д. Существует множество игр и упражнений,

способствующих развитию пространственных ориентировок у детей:

«Найди игрушку», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор»,

«Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате»,

«Схемы». Играя с детьми я заметила, что дети стали хорошо справляться

со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения

положения предметов на листе бумаги и на столе.

4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью

повторения материала средней группы, предлагала детям узнать в

окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. С целью

закрепления знаний о геометрических фигурах. Проводила игры «Лото»,

«Цвет и форма», «Найди такой же узор», «Сложи квадрат», «Подбери по

форме», «Кто больше назовет», «Чудесный мешочек». Дидактическую

игру «Геометрическая мозаика» использую на занятиях и в свободное

время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью

развития внимания, воображения у детей. Дети из геометрических фигур

составляют фигуры человека, животных. Дети анализируют фигуры,

находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

5. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы

логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать

свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые

влияют на развитие творчески способностей детей, так как они

оказывают действие на воображение и способствуют развитию

нестандартного мышления у детей. Такие игры как «Найди

нестандартную фигуру», «Чем отличаются?»

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий

успешно реализовать задачи познавательного развития детей.

Основная цель использования дидактического материала: научить

решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей

с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение

элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие

познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения,

развитие творческих способностей.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства,

отношения. Зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они

вызывают живой интерес детей, развивают активность и

самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем

решения мыслительных задач. Работая с палочками дети знакомятся со

своеобразной цветной алгеброй. Палочки можно предлагать детям с трех

лет для выполнения наиболее простых упражнений. Цель использования

палочек Кюизенера: развитие способности группировать предметы по

цвету, величине, освоение способов измерения с помощью условной

мерки, способность различать количественный и порядковый счет,

устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов, развитие

умения различать и называть в процессе моделирования геометрические

фигуры, силуэты, предметы.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в

современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным

развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей,

эмоционально захватывают их. В ходе игр и упражнений с

занимательным математическим материалом дети овладевают умением

вести поиск решения самостоятельно. Систематическое упражнение в

решении задач таким способом развивает умственную активность,

самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче,

инициативу.

Разнообразный элементарный математический материал можно

классифицировать, выделив в нем условно 3 группы: математические

игры и задачи, развивающие игры и упражнения, развлечения.

Про дидактические игры я уже рассказала , а теперь я хочу остановиться

на развлечениях. К математическим развлечениям относится:

головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное

преобразование и другие. Они интересны по содержанию, занимательны

по форме отличаются необычностью решения, парадоксальностью

результата.

Например, головоломки могут быть арифметическими ( угадывание

чисел).

Геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными

(анаграммы, кроссворды, шарады). Есть головоломки, рассчитанные

только на игру фантазии и воображения.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее

доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и

задачи – шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с

количественно, пространственной, временной точки зрения, подмечены

простейшие математические отношения.

Например: Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда

вставать (часы)

Задачи – шутки, это занимательные игровые задачи с математическим

смыслом. Для их решения в большей мере надо проявлять находчивость,

смекалку, понимание юмора. Назначение таких задач состоит в

приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке

умения выделять главные свойства, математические отношения.

Например:

- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет

весит курица, если будет стоять на двух ногах?

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения

продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике

учебный материал сочетается с движениями. Например, детям

предлагают похлопать в ладоши

Столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на

один раз меньше количества показанных игрушек и т.д.

Кроме того с детьми проводятся специально подобранные физические

упражнения. В процессе выполнения физических упражнений

улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного

мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и

затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается

утомление мышц нервной системы и у детей возникают положительные

эмоции, повышается настроение. Они с большим интересом продолжают

занятия.

Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом

содержания занятия, особенностей возраста и физической

подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за

столом, а также с выходом из за стола.

На занятиях по математике даются комбинированные упражнения,

вовлекающие одновременно в работу крупные и мелкие мышцы,

улучшающие кровообращение в организме и усиливающие работу

дыхательной системы. Помимо общеразвивающих упражнений для рук,

плечевого пояса, туловища и ног, даются прыжки, бег на месте в

чередовании с ходьбой. Заканчивается физкультминутка ходьбой в

медленном темпе, приводящей организм ребенка в спокойное состояние,

необходимое для продолжения занятия. В дошкольных учреждениях на

занятиях внедряют в свою работу пальчиковые упражнения.

Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным

потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и

развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное

занятие. Известному педагогу В. Сухомлинскому принадлежит

высказывание: « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковую гимнастику делят на :

-самомассаж кистей пальцев рук;

-упражнения за столом;

-пальчиковые игры;

-упражнения для активации работы мышц глаза;

-игры со счетными палочками;

-игры с пластилином;

-игры с бумагой;

-игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами;

-игры – манипуляции («Ладушки», «Сорока»);

-cюжетные пальчиковые игры («Распускается цветок»);

-пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой;

-пальчиковые кинезиологические упражнения или «гимнастика мозга»

С помощью них компенсируется работа левого полушария, их

выполнение требует от ребенка внимательности, сосредоточенности

(«Ухо – нос»);

-пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук

(«Моем руки под струей горячей воды»);

-театр в руке (« Сказка» - дети обыгрывают персонаж сказки).

Использовать их можно не только на занятиях, но и в течение дня.

Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать левое полушарие

головного мозга (логическое), которому свой аналитический подход к

решению задач по принципу индукции (от частного к общему).

Таким образом, опираясь на опыт выдающихся педагогов можно сделать

вывод, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал

для развития у детей способностей математических, творческих и др.

Такие игры не требуют много времени, в них можно играть где угодно и

когда угодно.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки,

пальчиковые игры, самомассаж в работе с детьми, я убедилась в том, что

играя, дети лучше усваивают программный материал по математике,

правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает

эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют

развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на

умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры,

стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать игры в процессе

обучения д

етей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика