Автор: Рындина Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–д⁄с №154"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Рындина Екатерина Михайловна
воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №154»
города Магнитогорска
Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка.
Семья
-
ближайшее
и
постоянное
социальное
окружение
ребенка.
Влияние
семьи
на
развитие
личности
ребенка
огромно.
Тесный
контакт
психолога,
дефектолога
с
родителями
позволяют
правильно
оказать
действенную помощь родителям. Педагоги помогают правильно понимать и
оценивать возможности детей, при необходимости специально обучают тому,
как следует заниматься со своим ребенком.
По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни
человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям
составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце»
человека все соткано из его отношений к другим людям; сними связано
главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к
другому является центром духовно-нравственного становления личности и во
многом определяет нравственную ценность человека».
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда,
определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство
семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась
тенденция
самоустранения
многих
родителей
от
решения
вопросов
воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают
серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на
компьютере
и
телевизоре,
дети
стали
меньше
общаться
не
только
со
взрослыми,
но
и
друг
с
другом.
А
ведь
живое
человеческое
общение
существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу
их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в
детстве.
Задача
взрослых
–
помочь
ребенку
вступить
в
сложный
мир
взаимоотношений
и
адаптироваться
в
нем,
приобретать
новых
друзей,
находить выход из сложных ситуаций.
Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное
значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо
активизировать
контактность
ребенка;
развивать
эмоционально-волевую,
психическую сферы, воображение.
Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который
является
и
средством,
и
источником
нравственного,
эстетического,
интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как
гармонично развитую личность.
Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:
•до момента рождения
•первый год жизни ребенка
•дошкольный возраст.
Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит
нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В
период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается
с
улыбок,
взглядов
родителей,
близких
родственников.
На
этом
этапе
развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила
и
интонация.
Малыш
понимает
язык
переживаний,
чувств.
И
чем
он
эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и
общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно
расширяется.
С
момента
начала
общения
ребенка
со
взрослым
и
со
сверстниками
меняется
и
само
общение.
Оно
обогащается
мимикой,
жестикуляцией, эмоциональностью.
Пользуясь
языком
как
средством
общения,
ребенок
приобщается
к
сокровищнице
человеческой
культуры,
человеческому
слову.
С
помощью
языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя,
усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.
Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом,
необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом
зависит
от
родителей,
от
их
образования,
культурного
развития
ребенка
(речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому
родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в
первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.
Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать
внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого
развития
-
фонематическую,
лексическую
и
грамматическую.
Раннее
обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им.
При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и
возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.
Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в
коммуникации,
является
искусство,
которое
воздействует
на
становление
личности
ребенка,
его
социализацию,
формированию
художественно-
эстетического
вкуса,
мировоззрения.
формирует
положительное
эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.
Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае
велика. С помощью искусства, возможно, расширить умственный кругозор
ребенка.
Обогатить
его
словарный
запас,
развить
художественный
вкус,
включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.
Первые
шаги
в
мире
прекрасного
ребенок
делает
в
своей
семье,
опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные
ориентиры
родителей.
Огромное
значение
приобретают
произведения
народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки,
колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают
фольклорную
поэзию,
которая
знакомит
их
с
красотой
и
разнообразием
родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет
литература.
Книга
является
кладовой
для
развития
речи,
мышления,
воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень
многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными
превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью
героев,
сопереживая
им.
Проявляя
с
ними
такие
чувства
как
смелость,
благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно
пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на
ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.
Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной
традицией,
ритуалом,
которого
ребенок
очень
ждет.
Ребенка
необходимо
привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и
положительное,
сопо ставлять
сказочные
события
с
р е а л ь н о й
действительностью,
обсуждать
поступки
героев,
преломляя
через
собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка,
так
как
позволяет
свободно
фантазировать
и
мечтать,
постигать
мир
переживаний и чувств.
Очень
важно
научить
ребенка
не
только
рассказывать,
но
и
уметь
слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет
и от самых близких людей (отца и матери). « Научив ребенка ведению
диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает
заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и
доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется
культура речи и мышления».
Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а
значит
и
развития
его
коммуникативных
навыков
огромную
роль
играет
семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения
ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи
родителей.
Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним
были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие
общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы ,
социализации.
С
целью
информирования
родителей
о
роли
семьи
в
развитии
коммуникативных
навыков
проводятся
индивидуальные
и
групповые
консультации,
родительские
собрания,
открытые
занятия.
На
которых
рекомендуем использовать следующие игровые методики:
1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям
предлагаются следующие упражнения.
"Как можно нас называть по – разному?" Выбирается ведущий. Он
становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа,
дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
"Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
"Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза
соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит:
"Спасибо, мне очень приятно!"
2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают
детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме),
а затем предлагают игры:
"Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его
значение.
"Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека,
животного,
птицы
и
т.
д.),
а
остальные
дети
отгадывают,
кому
она
принадлежит.
"Иностранец"
-
один
ребенок,
изображая
иностранцев
с
помощью
жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а
остальные
дети,
также
при
помощи
жестов
и
мимики,
отвечают
на
его
вопросы.
" Р а с с к а ж и
с т и х и
б е з
с л о в " .
"Изобрази
по словицу".
3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям
предлагают:
изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка
и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко,
как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно,
безразлично.
4.
Для
развития
у
детей
умения
вести
себя
в
конфликтной
ситуации
анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом
опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют
аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок
вел
себя
по
отношению
к
другому
очень
жестоко,
то
его
поведение
сравнивают
с
поведением
Карабаса
-
Барабаса,
Бармалея
и
т.
д.
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
-
участие
в
кукольном
спектакле,
драматизации
сказок,
то
в
качестве
зрителей,
то
в
качестве
актеров
(происходит
сближение
с
персонажем;
свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять
художественноепроизведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала
одну
роль,
затем
тут
же
другую
(это
помогает
научить
детей
видеть
эмоциональное состояние другого);
-
разговор
по
телефону
со
сказочными
персонажами,
выражая
свое
отношение к тому или иному персонажу.
Речь
сопровождает
каждую
деятельность
ребенка.
Она
развивается
сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными
делами, событиями, мероприятиями.
В
результате
совместной
работы
с
родителями
дети
лучше
ориентируются
в
человеческих
отношениях,
понимают
эмоциональное
состояние
людей.
Учувствовать
настроение
взрослого
и
сверстника,
проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в
разных
ситуациях,
уступать
сверстнику,
отстаивать
свою
точку
зрения,
обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.
В
заключении
хочется
сказать,
что
работа
по
формированию
коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить
социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в
общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего
– родители.