Напоминание

"Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"


Автор: Рындина Екатерина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–д⁄с №154"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: "Роль семьи в коммуникативном развитии ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рындина Екатерина Михайловна

воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №154»

города Магнитогорска

Роль семьи в коммуникативном развитии ребёнка.

Семья

-

ближайшее

и

постоянное

социальное

окружение

ребенка.

Влияние

семьи

на

развитие

личности

ребенка

огромно.

Тесный

контакт

психолога,

дефектолога

с

родителями

позволяют

правильно

оказать

действенную помощь родителям. Педагоги помогают правильно понимать и

оценивать возможности детей, при необходимости специально обучают тому,

как следует заниматься со своим ребенком.

По словам С. Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни

человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям

составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце»

человека все соткано из его отношений к другим людям; сними связано

главное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к

другому является центром духовно-нравственного становления личности и во

многом определяет нравственную ценность человека».

Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда,

определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство

семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась

тенденция

самоустранения

многих

родителей

от

решения

вопросов

воспитания. Родители не замечают, что многие дошкольники испытывают

серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.

Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на

компьютере

и

телевизоре,

дети

стали

меньше

общаться

не

только

со

взрослыми,

но

и

друг

с

другом.

А

ведь

живое

человеческое

общение

существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу

их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в

детстве.

Задача

взрослых

помочь

ребенку

вступить

в

сложный

мир

взаимоотношений

и

адаптироваться

в

нем,

приобретать

новых

друзей,

находить выход из сложных ситуаций.

Роль общения для развития речи, личности ребенка имеет огромное

значение. Речь формируется в процессе коммуникации, поэтому необходимо

активизировать

контактность

ребенка;

развивать

эмоционально-волевую,

психическую сферы, воображение.

Семья - первая ступень овладения ребенком родным языком, который

является

и

средством,

и

источником

нравственного,

эстетического,

интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирует его как

гармонично развитую личность.

Стадии формирования речевой коммуникативности ребенка в семье:

•до момента рождения

•первый год жизни ребенка

•дошкольный возраст.

Формирование речи начинается еще до рождения. Ребенок слышит

нежное пение матери, ее ласковый голос, прекрасную, спокойную музыку. В

период младенчества на первое место выходит общение, которое начинается

с

улыбок,

взглядов

родителей,

близких

родственников.

На

этом

этапе

развития ребенка очень важны такие характеристики голоса, как высота, сила

и

интонация.

Малыш

понимает

язык

переживаний,

чувств.

И

чем

он

эмоциональнее, тем легче ребенку в дальнейшем будет контактировать, и

общаться с другими людьми, так как круг общения ребенка постепенно

расширяется.

С

момента

начала

общения

ребенка

со

взрослым

и

со

сверстниками

меняется

и

само

общение.

Оно

обогащается

мимикой,

жестикуляцией, эмоциональностью.

Пользуясь

языком

как

средством

общения,

ребенок

приобщается

к

сокровищнице

человеческой

культуры,

человеческому

слову.

С

помощью

языка ребенок познает окружающий мир, свое место в нем, самого себя,

усваивает нормы социального взаимодействия с другими людьми.

Речь малыша формируется в общении с окружающими. Таким образом,

необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. Она во многом

зависит

от

родителей,

от

их

образования,

культурного

развития

ребенка

(речевого, интеллектуального, психического эмоционального и т.д.). Поэтому

родители должны понимать, что ответственность за развитие речи ребенка в

первые годы жизни малыша полностью должна возлагаться на них.

Родители детей, особенно с речевыми нарушениями должны обращать

внимание на правильное и полноценное формирование всех сторон речевого

развития

-

фонематическую,

лексическую

и

грамматическую.

Раннее

обучение ребенка родному языку в дальнейшем облегчит пользование им.

При этом необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и

возможности каждого ребенка, уникальность и неповторимость его речи.

Одним из таких средств, помогающим решить различные проблемы в

коммуникации,

является

искусство,

которое

воздействует

на

становление

личности

ребенка,

его

социализацию,

формированию

художественно-

эстетического

вкуса,

мировоззрения.

формирует

положительное

эмоциональное состояние, корректирует коммуникативные проблемы.

Необходимо отметить, что роль художественной силы в данном случае

велика. С помощью искусства, возможно, расширить умственный кругозор

ребенка.

Обогатить

его

словарный

запас,

развить

художественный

вкус,

включить его в творческую деятельность, эмоциональную сферу.

Первые

шаги

в

мире

прекрасного

ребенок

делает

в

своей

семье,

опираясь на близких людей. Поэтому для него очень важны ценностные

ориентиры

родителей.

Огромное

значение

приобретают

произведения

народной культуры (былины, считалки, скороговорки, потешки, частушки,

колыбельные песни, сказки, стихи и т.д.). Дети очень легко воспринимают

фольклорную

поэзию,

которая

знакомит

их

с

красотой

и

разнообразием

родного языка. В обогащении духовного мира ребенка большую роль играет

литература.

Книга

является

кладовой

для

развития

речи,

мышления,

воображения, чувств ребенка, в отличие от телевидения. К сожалению, очень

многие родители об этом позабыли, а ведь, слушая сказки с волшебными

превращениями и поучительной моралью, ребенок начинает жить жизнью

героев,

сопереживая

им.

Проявляя

с

ними

такие

чувства

как

смелость,

благородство, доброту, грусть и т.д. Но необходимо учитывать, что именно

пересказ сказки, а не чтение усиливает ее эмоциональное воздействие на

ребенка, так как во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов, рассказов, может стать семейной

традицией,

ритуалом,

которого

ребенок

очень

ждет.

Ребенка

необходимо

привлекать к обсуждению прочитанного, учить различать отрицательное и

положительное,

сопо ставлять

сказочные

события

с

р е а л ь н о й

действительностью,

обсуждать

поступки

героев,

преломляя

через

собственный опыт. Сказка же является притягательной формой для ребенка,

так

как

позволяет

свободно

фантазировать

и

мечтать,

постигать

мир

переживаний и чувств.

Очень

важно

научить

ребенка

не

только

рассказывать,

но

и

уметь

слушать, не ограничивая и не перебивая собеседника. Этого же ребенок ждет

и от самых близких людей (отца и матери). « Научив ребенка ведению

диалога, мы научим его общению, в котором между собеседниками возникает

заинтересованность миром другого человека, обоюдное взаимодействие и

доверие. Очень важны беседы с родителями. Именно в них формируется

культура речи и мышления».

Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи, а

значит

и

развития

его

коммуникативных

навыков

огромную

роль

играет

семья. Создавать благоприятную речевую среду, расширить круг общения

ребенка. Организовывать совместное времяпровождение.- основные задачи

родителей.

Очень важно, чтобы в момент становления речи ребенка рядом с ним

были любящие, понимающие, заботливые родители, умеющие и желающие

общаться с ним и помогающие ребенку в развитии коммуникативной сферы ,

социализации.

С

целью

информирования

родителей

о

роли

семьи

в

развитии

коммуникативных

навыков

проводятся

индивидуальные

и

групповые

консультации,

родительские

собрания,

открытые

занятия.

На

которых

рекомендуем использовать следующие игровые методики:

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям

предлагаются следующие упражнения.

"Как можно нас называть по – разному?" Выбирается ведущий. Он

становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа,

дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

"Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в

глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

"Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза

соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты

веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит:

"Спасибо, мне очень приятно!"

2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают

детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме),

а затем предлагают игры:

"Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его

значение.

"Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека,

животного,

птицы

и

т.

д.),

а

остальные

дети

отгадывают,

кому

она

принадлежит.

"Иностранец"

-

один

ребенок,

изображая

иностранцев

с

помощью

жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а

остальные

дети,

также

при

помощи

жестов

и

мимики,

отвечают

на

его

вопросы.

" Р а с с к а ж и

с т и х и

б е з

с л о в " .

"Изобрази

по словицу".

3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям

предлагают:

изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка

и другие сказочные персонажи;

произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко,

как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно,

безразлично.

4.

Для

развития

у

детей

умения

вести

себя

в

конфликтной

ситуации

анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом

опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используют

аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок

вел

себя

по

отношению

к

другому

очень

жестоко,

то

его

поведение

сравнивают

с

поведением

Карабаса

-

Барабаса,

Бармалея

и

т.

д.

5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:

-

участие

в

кукольном

спектакле,

драматизации

сказок,

то

в

качестве

зрителей,

то

в

качестве

актеров

(происходит

сближение

с

персонажем;

свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять

художественноепроизведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала

одну

роль,

затем

тут

же

другую

(это

помогает

научить

детей

видеть

эмоциональное состояние другого);

-

разговор

по

телефону

со

сказочными

персонажами,

выражая

свое

отношение к тому или иному персонажу.

Речь

сопровождает

каждую

деятельность

ребенка.

Она

развивается

сама по себе, если жизнь ребенка наполнена разнообразными и интересными

делами, событиями, мероприятиями.

В

результате

совместной

работы

с

родителями

дети

лучше

ориентируются

в

человеческих

отношениях,

понимают

эмоциональное

состояние

людей.

Учувствовать

настроение

взрослого

и

сверстника,

проявлять сопереживание, отзывчивость, сдерживать желания и эмоции в

разных

ситуациях,

уступать

сверстнику,

отстаивать

свою

точку

зрения,

обращаться с просьбой, отказываться и предлагать помощь.

В

заключении

хочется

сказать,

что

работа

по

формированию

коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить

социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в

общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоят прежде всего

– родители.



В раздел образования




Яндекс.Метрика