Напоминание

"Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных умений обучающихся"


Автор: Маркова Светлана Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных умений обучающихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




С.Г. Маркова

МАОУСОШ № 32

Фортепианный ансамбль как средство развития коммуникативных качеств

учащихся- пианистов

Современная социокультурная ситуация нашего общества указывает

на

необходимость

формирования

разносторонне

развитой,

творческой

личности, способной реализовывать творческий потенциал в динамичных

социально-экономических

условиях,

как

в

собственных

жизненных

интересах,

так

и

в

интересах

общества.

Школа

выступает

в

качестве

особого

института

социализации,

в

котором

закладываются

этические,

нравственные

и

прочие

установки

общества.

В

Федеративных

государственных

стандартах

особо

подчеркивается

необходимость

развития способности ребенка к самостоятельному активному освоению

мира,

к

стимулированию

самореализации,

формированию

творческой

активности во многих сферах деятельности, умению успешно справляться

с задачами коммуникации.

Музыкальное

образование

является

неотъемлимой

частью

общего

процесса,

направленного

на

формирование

и

развитие

человеческой

личности.

Музыкальное

искусство,

обладая

особым

психологическим

воздействием на человека, является уникальным средством воспитания и

формирования

личности

ребенка,

его

коммуникации.

Занятия

разными

видами

музыкальной

деятельности,

их

сравнение

и

сопоставление,

формируют у школьников опыт творческой деятельности и способствуют

развитию

коммуникативных

навыков.

Среди

различных

видов

музыкальной

деятельности

учащихся-пианистов

(разучивания

музыкальных произведений, чтению нот с листа, изучения терминологии и

т.д.)

занятия

фортепианным

ансамблем

обладают

особыми

возможностями для формирования и развития коммуникативных качеств.

Фортепианный ансамбль (дуэт) – единственный вид ансамбля, когда два

ученика

занимаются

за

одним

инструментом.

Приобщение

к

произведениям

искусства

в

атмосфере

сотрудничества

создает

возможность

для

развития

творческой

инициативы

учащихся,

умения

выслушать партнера, высказать свое мнение и совместными усилиями

решать

учебные

задачи.

Творческое

общение

способствует

сплочению

партнеров, усиливает эмоциональные связи между ними. Искусство игры в

ансамбле оказывает существенное влияние на развитие таких важнейших

сфер

личности,

как

социальное

функционирование

и

эмоциональное

реагирование.

В

связи

с

этим

особое

значение

приобретают

усилия

педагога,

направленные

на

развитие

у

учащихся

таких

качеств,

как

толерантность, взаимоуважение и взаимоответственность, умения уступить

инициативу и, наоборот, повести за собой. Главный принцип заключается в

равных

правах

и

равной

ответственности

за

исполнение

произведения

у ч а с т н и ка м и

а н с а м бл я .

Ка ж д ом у

хоч е т с я

п р оя в и т ь

с е б я ,

продемонстрировать

свои

возможности

так

возникает

негласное

соревнование,

которое

для

каждого

является

стимулом

к

более

интенсивным занятиям.

Составляя фортепианный ансамбль (дуэт), педагог

объединяет в нём учащихся одного уровня подготовки, при этом учитывает

их психологическую совместимость. Ансамблисты не должны совпадать

по всем параметрам, но должны соответствовать друг другу, важна не

схожесть характеров, а внутреннее единство и увлеченность общим делом.

Только

ощущая

комфорт

и

раскрепощенность,

внутреннюю

свободу

у

детей возникает желание выражать собственные эмоции, поверить в свои

силы

и,

почувствовав

партнера,

понять,

что

успех

в

сотрудничестве.

Чувство

партнерства

проявляется

в

умении

слушать

друг

друга

и

совместно воплощать художественный образ. Умение слушать партнера-

основа

совместного

исполнительства.

Успешным

воплощение

художественного

образа

становится

лишь

в

результате

синхронных

действий

исполнителей,

возникает

как

итог

гармоничного

сочетания

фактур,

образующих

целостную

звуковую

картину.

Основными

критериями в технической подготовке музыканта-ансамблиста являются:

достижение

ритмической

синхронности,

согласованности

штрихов,

единства

динамики,

фразировки,

приёмов

звукоизвлечения.

Каждый

из

участников несет ответственность за качество исполнения собственной

партии

(точность

штрихов,

динамики,

ритма,

тембра

и

т.д.).

Педагог

должен наладить творческий диалог с учениками, представляющий собой

совместное обсуждение идей и взглядов на воплощение художественного

образа. Сначала ученики следуют логике преподавателя, но в дальнейшем

проявляют

все

большую

самостоятельность.

Научить

учеников

поддерживать

общение,

преодолевать

психологические

барьеры

в

отношениях, адекватно выбирать тон своего поведения – важная задача

педагога-пианиста. Формируя гармоничную межличностную среду, педагог

дает установку на взаимное позитивное восприятие партнерами друг друга,

поддержание

дружественного

микроклимата

между

ними,

обеспечения

каждому

внутреннего

психологического

комфорта,

осознание

их

взаимодополняющей роли. При удачном подборе участников ансамбля у

каждого из обучаемых повышается интерес к музыке в целом, появляется

возможность

для

исполнительского

самовыражения,

тем

самым

стимулируется

творческая

активность

и

повышается

собственная

самооценка. Опыт работы с фортепианными ансамблями в течении многих

лет позволил проследить благотворное влияние совместного творчества на

развитие

каждого

учащегося,

раскрытие

его

творческого

потенциала,

формирование необходимых компетенций.

Особое

внимание

уделяется

созданию

психологически

комфортной

атмосферы

при

концертном

(конкурсном)

исполнении

программы.

Для

этого

используются

следующие

приемы

работы:

психологическая

подготовка

к

выступлению,

система

предварительных

исполнений

программ

перед

одноклассниками,

формирование

привычки

к

выступлениям путем проведения регулярных концертов для родителей,

привлечения

учащихся

к

просветительской

деятельности

в

рамках

школьной

филармонии.

Успешность

выступления

зависит

от

степени

готовности

произведения,

а

также

от

психологического

самочувствия

исполнителей,

готовности

к

взаимопомощи

на

сцене.

Неумеющий

поддержать

волнующегося

товарища

станет

невольным

виновником

неудачи

на

сцене,

а

вовремя

«поймавший»

партнера

может

спасти

выступление.

Каждое публичное исполнение, а также все относительно законченные

варианты исполнения оцениваются и анализируются преподавателем ( или

комиссией) и самими учениками. В случае существенного расхождения

между оценкой и самооценкой необходимо проанализировать причины. В

случае

завышенной

самооценки

педагогом

акцентируются

недостатки

выступления. Отметка используется как стимул для улучшения работы:

немного завышается более старательному дуэту и, наоборот, снижается

более

одаренному,

но

менее

старательному

ансамблю.

Неграмотно

проведенное

обсуждение

может

приве сти

к

боязни

с ц е н ы ,

психологическим травмам участников.

Планируемыми

результатами

занятий

фортепианным

ансамблем

с

учащимися

средних

классов

является

формирование

и

развитие

следующих коммуникативных качеств:

-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками, умений

определить цели, задачи и способы взаимодействия;

-умение

проявить

инициативу

и

прислушаться

к

мнению

партнера

в

совместном творчестве;

-умение

разрешать

конфликты,

выявлять

проблемы,

находить

способы

разрешения проблемных ситуаций;

-овладения навыками самоконтроля и самооценки.

Планируемыми

результатами

активной

творческой

деятельности

обучаемых

старших

классов

является

формирование

и

развитие

следующих коммуникативных качеств:

-контактность (открытость к общению и взаимодействию);

-конструктивность (направленность на разрешение проблем и конфликтов);

-эмоциональный интеллект (управление эмоциями);

-ассертивность (корректное и доброжелательное убеждение);

-ситуативная креативность (творческое решение нестандартных ситуаций);

-самооценка результатов деятельности.

Оценка

уровня

сформированности

коммуникативных

каче ств

производится

путём

педагогической

диагностики,

при

которой

определяются

три

уровня

развития

высокий,

средний

и

низкий

на

основании следующих критериев:

-

высокий

уровень

характеризуется

устойчивым

интересом

и

самостоятельностью

в

работе

над

произведением,

проявлением

инициативы, умением согласовывать действия с партнёром, адекватной

самооценкой результатов своей деятельности;

- средний уровень характеризуется появлением собственной инициативы,

неустойчивым интересом к решению творческих задач, недостаточным

умением

действовать

согласованно

с

партнёром,

колеблющейся

самооценкой;

- низкий уровень характеризуется отсутствием собственной инициативы и

самостоятельных решений, расчётом на помощь педагога, трудностями в

установлении

контактов

для

совместного

творчества,

заниженной

самооценкой.

Сформированные в процессе занятий коммуникативные учебные действия

обеспечат

учащимся

успешную

подготовку

к

дальнейшей

учебной

и

внеучебной деятельности.

Литература.

1.

Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных

качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе

камерного ансамбля. Автореферат дисс. канд. пед. наук

Екатеринбург,2006.24с.

2.

Мартынова О.В. Оптимизация урока фортепианного ансамбля с

подростками в ДМШ. Автореферат на соиск.уч. степ.

Москва,2010.28с.

3.

Степанова Н.В. Развитие коммуникативно- исполнительских качеств

у студентов музыкального колледжа в

классе фортепиано. Автореферат дисс. канд. пед.наук Екатеринбург,

2011.23с.

4.

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.32с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика