Напоминание

"Выявление музыкальных способностей у детей"


Автор: Сафиуллина Ольга Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №2
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Выявление музыкальных способностей у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Выявление и развитие музыкальных

способностей у детей на

начальном этапе обучения »

Выполнил преподаватель ДШИ №2

Сафиуллина Ольга Петровна

Введение.

В настоящее время в наших музыкальных школах осуществляется

интересная экспериментальная работа по творческому внедрению новых

музыкально-воспитательных методов в процессе индивидуального обучения

детей. Одной из центральных задач современной музыкальной педагогики

является поиск средств и приемов интенсификаций музыкально-слухового и

творческого развития начинающих музыкантов.

Особое место отводится развитию музыкального мышления ученика,

до стигаемого

систематиче ским

совершенствованием

н а в ы ко в

музицирования. На видное место выдвигаются вопросы слухо-творческого

воспитания. Прежде чем начать обучение ребенка игре на музыкальном

инструменте,

необходимо

проверить

его

музыкально-слуховые

данные.

Компонентами музыкально-исполнительного дарования ребенка являются, с

одной

стороны,

комплекс

природных

физических

музыкально-слуховых

данных, и с другой стороны - развивающихся музыкально- исполнительских

способностей.

Как

проявляются

врожденные

слуховые

данные

на

приемных

испытаниях в первый класс?

Действующие доныне методы обнаружения природных данных, далеко

не полностью удовлетворяют требования объективной оценки возможностей

ребенка. Проверка музыкально-слуховых данных помогает определить лишь

начальный,

(пока

еще

не

до

конца

распознанный)

уровень

музыкально-

слуховых возможностей - первичных предпосылок для будущего обучения

игре

на

инструменте.

Дети

не

имеющие

музыкально-слушательского

и

певческого

опыта

и

по

особенностям

своего

темперамента

робкие

и

заторможенные в таком схематически проведенном испытании проявляют

слабую слуховую ориентацию.

Наиболее

полно

слуховые

данные

детей,

их

проявление

в

области

восприятия

музыки

и

оценки

ее

выразительных

возможностей

обнаруживаются

в

обстановке

работы

подготовительных

групп

в

музыкальных

школах.

В

этих

условиях

дети

выявляют

зачатки

многогранного

комплекса

музыкально-слуховых

спо собно стей,

необходимых для будущего обучения игре на инструменте.

Как определяются слуховые задатки?

Ритмическое чувство устанавливается при проверке слуха в пении.

Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у детей не только в

чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движении.

Специальные ритмические задания следует давать исходя из восприятия

звучащего ритмического образа.

Испытание слуховой памяти не является самостоятельной областью

выявления слуховых задатков. Весьма существенны показатели в области

музыкально-образной

памяти,

т.е.

способности

запоминанию

музыки

проверяется

на

занятиях

по

слушанию

музыки

и

последующему

ее

узнаванию.

Первые

уроки,

на

которых

начинается

общение

с

инструментом,

вводят ребенка в мир мелодических образов. Исполнение на протяжении

одного

-

двух

месяцев

обучения

лишь

одноголосых

мелодий

можно

объяснить не только технической доступностью игрового процесса, сколько

необходимостью слухового восприятия учеником выразительной сущности

мелодики.

Чем

ближе

ученику

интонационный

строй

мелодии,

тем

и

увлечение быстрее он схватывает и исполняет ее.

Сделать

новую

для

ребенка

мелодию

доступной

его

восприятию,

можно лишь с помощью приобщения его к ее образно интонационному

смыслу,

не

случайно

игра

разбираемой

мелодии

без

предварительной

подготовки слуха к ее восприятию, у многих детей превращается просто в

исполнение нот, лишенных музыкального смысла.

Настройка слуха ученика на осмысленное восприятие мелодических

интонаций

способствует

эмоционально

яркому

исполнению

мелодии.

Выразительное

интонирование

мелодии

естественно

соприкасалось

с

ее

ритмическим

характером.

Однако

область

ритма

не

ограничивается

ее

связью с мелодической интонацией.

Ритм

как

организация

звуков

во

времени

проникает

в

различные

элементы музыкальной ткани произведения. Как выразительное средство

музыки, он воспринимается детьми с особой непосредственностью. Это

более всего заметно при исполнении ими песенных, плясовых, игровых пьес.

Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с

первых шагов обучения ребенка?

Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма - вот основное

направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия

ритма.

Подобно

тому,

как

живая

мелодическая

интонация

может

интерпретироваться

лишь

в

связи

с

образностью

мелодии,

живой

ритм

находит

свое

индивидуально-характерное

воплощение

в

различных

по

жанру, форм: фактуре, ритмическому рисунку, произведениях, в то числе и

легчайших, разучиваемых детьми.

Как же формируется чувство музыкального ритма у детей?

Уже

при

изучении

одноголосых

мелодий

прививаются

начальные

навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения.

В

первых

песенных

отрывках

дети

соприкасаются

с

различными

длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое

целая

нота,

а

потом

рассказывают

о

ее

дроблении

на

половинные

и

четвертные.

Такое

схематическое

пояснение

никак

не

согласовывается

с

главной стороной познания ритмики, слышанием разных длительностей в их

связи

друг

с

другом.

Ведь

восприятие

ритма

детских

произведений

начинается с одноголосных песен, связано в первую очередь со слышанием

естественного

ритмичного

движения

при

чередовании

простейших

длительностей

-

четвертей,

восьмых,

половинных

нот.

Звучание

длительностей

во

времени

может

ассоциироваться

у

ребенка

с

такими

наглядными временными представлениями: четверть - шаг, восьмые - легкий

бег, половинные - остановка.

Счет в той форме, в какой он чаще всего применяется, т.е. отсчет

буквально всех, в том числе и мелких длительностей, далеко не всегда

помогает детям контролировать точность звучания во времени различных

метрических группировок. Нередко в практике наблюдается случаи, когда

счёт

не

обеспечивает

ритмичности

исполнения,

а,

следуя

за

ритмо-

техническими неровностями игры ученика, сам бывает не ритмичен.

В дополнение к счету полезно использовать другие приёмы работы над

ритмом, прочно закрепляющие точность пульсации четвертей. Например,

педагог играет одноголосные мелодии с чередованием в них четвертных,

восьмых и половинных нот, а ученик хлопками в ладони или счетом отмечает

пульс четвертных нот. Ритмически устойчивому исполнителю мелодий, а

затем

и

несложных

пьес,

способствует

такая

фактура

произведений,

в

которых преобладает равномерное движение повторяющихся метрических

группировок. Усвоение учеником элементарных ритмических комбинaций в

одноголосных мелодиях переходит далее в приобщение его к новой, более

сложной области разносторонних проявлений ритма.

Значительное

влияние

на

развитие

чувства

ритма

оказывает

игра

ученика в ансамбле с педагогом. Первой ступенью такой ансамблевой игры

является исполнение учеником партии правой руки, а педагогом левой и

наоборот. В процессе работы над произведением, следует иногда временно

видоизменять

фактуру

сопровождения.

Исполняя

партии

обеих

рук

одновременно, ученик должен особо внимательно прислушиваться к местам

перехода на новую гармонию.

Для

более

развитых

учеников

в

слуховом

отношении

можно

рекомендовать игру гармонического сопровождающего фона при мысленном

или явном напевании мелодии.

Таким образом, развитие гармонического слышания уже с первых лет

обучения

открывает

новые

горизонты

в

музыкально-художественном

воспитании юного музыканта.

Список используемой литературы

1.

Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Издание 3. М.:

«Музыка», 1981.

2.

Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста», Изд. Кифара, 2002.

3.

Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста». М. «Сов. Композитор», 1989.

4.

Цыпин Г.М. «Музыкант и его работа», М. «Сов. Композитор»,1988.



В раздел образования




Яндекс.Метрика