Автор: Хабирова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ "Солнышко"
Населённый пункт: г.Покачи ХМАО–Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Ведущий вид деятельности в младшем возрасте– игра."
Раздел: среднее образование
Ведущий вид деятельности в младшем возрасте- игра.
В младшем дошкольном возрасте дети становятся более самостоятельными,
активными в семье и детском саду. Круг общения расширяется, дети взаимодействуют
со сверстниками и взрослыми. Они принимают по сильное участие в хозяйственно-
бытовом труде, проявляют интерес к физическим упражнениям, рисованию, лепке,
аппликации и другим занятиям. Ведущим видом деятельности становится игра.
В ней дети используют как различные игрушки, так и предметы-заменители: карандаш
превращается в указку, термометр; стул становится машиной, кораблем. Сюжеты игр
просты — с одной, двумя ролями. Педагоги и родители организуют игры детей с
мозаикой, паззлами, кубиками, конструктором, а также подвижные, музыкальные игры.
Участие ребят в различных играх требует достаточно развитой речи, умения
устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями, делать элементарные
обобщения.
Разнообразное речевое общение сопровождает деятельность ребенка, в которую нередко
включены и взрослые: это вопросы и ответы, просьбы и требования объяснений,
эмоциональные оценки действий и результатов. Таким образом, речь приобретает форму
диалога. Взрослым следует учитывать, что дети в этом возрасте легко запоминают и
повторяют не только образцы речи близких людей, но и их манеру говорить, копиру¬ют
мимику, жесты, позы. Подражая родителям, дети перенимают этим и культуру общения.
Интерес к ближайшему окружению, к труду и занятиям взрослых людей, постепенное
освоение ориентировки в пространстве и времени, ознакомление с разнообразными
свойствами предметов и явлениями природы способствуют умственному развитию
ребенка и практическому овладению языком.
Дети трех лет способны внимательно слушать короткие сказки, рассказы, следить за
развитием событий, а также слушать песни, музыку, замечать изменения в звучании
музыки, давать эмоциональный отклик на художественные и музыкальные произведения.
С помощью речи ребенок делится своими впечатлениями, передает значимые для него
события. Речь активно используется как средство общения, обмена сведениями и
чувствами.
Младший дошкольный возраст характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой
активностью. Словарный запас младшего дошкольника зависит от условий жизни,
воспитания, состояния здоровья, общего развития и составляет 1—2 тысячи слов. Иногда
взрослые недооценивают значение общения с ребенком, разговоров и игр с ним, не
поддерживают обращений, гасят речевую активность, и ребенок перестает обращаться к
близким, остается предоставленным самому себе, что отрицательно сказывается на его
речевом развитии. Поэтому так важно в этот период быть особенно внимательным к речи
детей.
В возрасте 3—4 лет дети особенно чутки к звуковой оболочке языка. Замечательный
знаток детского языка К. И. Чуковский в своей книге «От двух до пяти» собрал обширные
материалы по речетворчеству детей. Особо он отмечает рифмотворчество. И
действительно, дети очень любят стихи и с удовольствием запоминают их наизусть.
Овладеть звуковой стороной языка означает научиться воспринимать звуки и правильно
произносить их. В три года малыши пытаются подражать правильному произношению
взрослых, но им не всегда это удается. Так, трудные для произношения звуки заменяются
более доступными и легкими: [р] на [л], [ш] на [с], [ж] на [з], [ч] на JV], отмечаются и
другие замены. Твердые согласные звуки нередко заменяются мягкими («зайка» вместо
«зайка»).
В результате дети затрудняются в произнесении многосложных слов, заменяют или
пропускают отдельные звуки, переставляют слоги, укорачивают слова. Например:
«лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» —
милиционер, «кафета» — конфета.
Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, поэтому многие говорят не¬громко, хотя
пользуются различными интонациями.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети
свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе,
высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот
период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем
годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все
буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от
совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов,
делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.
Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы,
которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все
«почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети
неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть
короткими, простыми и понятными.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Ребенок должен
пользоваться практически всеми частями речи, даже служебными словами: предлогами,
союзами. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с
окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки, в
под¬держании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи,
в рассказе об увиденном.
Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной
структуры, простыми и сложными, правильному их по¬строению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают
критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это
говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.