Автор: Ермишкина Наталья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СП "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область Волжский район п.г.т. Петра Дубрава
Наименование материала: доклад
Тема: "Защита прав и интересов детей в работе дошкольного учрежения"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская область средняя
общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский
СП «Детский сад»
Защита прав и интересов детей
в работе дошкольного учреждения
Выполнила:
воспитатель
Ермишкина Н.О
2018 год
Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас
очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и
достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой
культуры, правовой практики по отношению к детям.
Педагоги
нашего
детского
сада
выполняют
социальный
заказ:
воспитывают
подрастающее
поколение,
которое
в
дальнейшем
будет
определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны.
В Уставе детского сада представлены права и обязанности всех участников
образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с
Уставом
дошкольное
образовательное
учреждение
обеспечивает
права
каждого ребенка в сфере образования и воспитания.
С 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал
рассматриваться не только как объект, требующий социальной защиты, но и
как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Ко н в е н ц и я
п р а в ребенка
–
правовой
документ
высокого
международного
стандарта
и
большого
педагогического
значения.
Она
провозглашает
ребенка
полноценной
и
полноправной
личностью,
самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения
между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе
которых
лежит подлинный гуманизм, и бережное отношение к личности
ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;
права на охрану здоровья;
защиту его прав на образование;
права на игру;
права на сохранение своей индивидуальности.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в
отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном
использовании правовой базы
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье.
Институт семьи и права становится все менее популярен. Растет число
неполных семей. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных
детей, детей улиц, «социальных сирот»- то есть сирот при живых родителях.
Кроме того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия.
Приводятся
страшные
факты
жестокого
обращения
с
детьми.
Родители
нередко используют методы физического воздействия и психологического
давления.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны
родителей педагогу следует принять меры по его защите.
Прежде всего, мы как педагоги стараемся завоевать доверие ребенка,
наблюдаем за его поведением, бываем у него дома, смотрим, в каких
условиях он живет, стараемся установить контакты с семьей. Беседуем с
опекунами, близкими родственниками, высказываем свою озабоченность его
поведением в детском саду.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске
способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в
отношении ребенка.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос : с какого
возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По
рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) эту работу предлагается начинать еще в
дошкольном возрасте.
Этот процесс в нашем детском саду проходит в форме игровых и
познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав
ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и
уважения ко всем людям. Этим требованиям отвечают многие произведения,
например: русские народные сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот,
петух и лиса», Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и многие другие.
При знакомстве дошкольников с правами ребенка я ставлю перед
собой следующие задачи:
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными
документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального
происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия
(в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
Способствовать формированию чувства собственного достоинства,
осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого
человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Большая
часть
времени
посвящена
практике:
сюжетно-ролевым
и
другим
творческим
играм,
практическим
делам,
различным
творческим
конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая
при этом эмоциональное восприятие.
Организация проблемно – поисковой деятельности помогает ребенку
воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или
иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.
Вся запланированная мною работа способствует тому, чтобы ребенок
из
пассивного,
бездеятельного
наблюдателя
превратился
в
активного
участника.
Несмотря
на
всю
сложность
темы,
при
обучении
детей
я
использовала разнообразные методы и приемы:
- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации,
видео, аудиокассеты, диафильмы);
- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или
имени героя;
- дидактические игры.
Форма
образовательных
мероприятий
подвижная
и
меняется
в
зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи,
так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.
Основной принцип в моей работе - дать ребятам возможность познавать
окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Дошкольники
осваивают
нравственные
нормы
через
поисково-
экспериментальную,
проблемную
и
продуктивную
деятельность.
Дети,
независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач:
отгадать,
отыскать,
раскрыть
секрет,
составить,
смоделировать,
видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах
правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в
социальный мир. Например, мною предлагалось детям понаблюдать, как
относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья
относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.
Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира,
взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств:
определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло,
воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию
эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации
права на дружбу, внимание, заботу.
Итак, обеспечение прав ребенка требует комплексного
взаимодействия как представителей ДОУ, так и родителей воспитанника.
О ч е н ь
в а ж н о четко
организовать
деятельность
всех
структурных
подразделений.
Главной
в
этой
работе
не
эпизодичность,
а
система
и
последовательность. От личной позиции педагога, культуры и понимания
вопроса зависит соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении, а
во многом и в семье.