Напоминание

"Защита прав и интересов детей в работе дошкольного учрежения"


Автор: Ермишкина Наталья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СП "Детский сад" "Созвездие"
Населённый пункт: Самарская область Волжский район п.г.т. Петра Дубрава
Наименование материала: доклад
Тема: "Защита прав и интересов детей в работе дошкольного учрежения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарская область средняя

общеобразовательная школа п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский

СП «Детский сад»

Защита прав и интересов детей

в работе дошкольного учреждения

Выполнила:

воспитатель

Ермишкина Н.О

2018 год

Российское государство постепенно становится правовым. И сейчас

очень много говорят о защите прав ребёнка, о защите его жизни, здоровья и

достоинства. Но, к сожалению, это мало способствует изменению правовой

культуры, правовой практики по отношению к детям.

Педагоги

нашего

детского

сада

выполняют

социальный

заказ:

воспитывают

подрастающее

поколение,

которое

в

дальнейшем

будет

определять социально-экономическое, культурно-духовное развитие страны.

В Уставе детского сада представлены права и обязанности всех участников

образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. В соответствии с

Уставом

дошкольное

образовательное

учреждение

обеспечивает

права

каждого ребенка в сфере образования и воспитания.

С 1990г. в нашей стране в рамках Конвенции прав ребенка ребенок стал

рассматриваться не только как объект, требующий социальной защиты, но и

как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Ко н в е н ц и я

п р а в ребенка

правовой

документ

высокого

международного

стандарта

и

большого

педагогического

значения.

Она

провозглашает

ребенка

полноценной

и

полноправной

личностью,

самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения

между ребенком и взрослым на нравственно – правовых нормах, в основе

которых

лежит подлинный гуманизм, и бережное отношение к личности

ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

защиту ребенка от всех форм жестокого обращения;

права на охрану здоровья;

защиту его прав на образование;

права на игру;

права на сохранение своей индивидуальности.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в

отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном

использовании правовой базы

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.

Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье.

Институт семьи и права становится все менее популярен. Растет число

неполных семей. Наблюдается тенденция к увеличению числа детей – сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число безнадзорных

детей, детей улиц, «социальных сирот»- то есть сирот при живых родителях.

Кроме того, сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия.

Приводятся

страшные

факты

жестокого

обращения

с

детьми.

Родители

нередко используют методы физического воздействия и психологического

давления.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны

родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Прежде всего, мы как педагоги стараемся завоевать доверие ребенка,

наблюдаем за его поведением, бываем у него дома, смотрим, в каких

условиях он живет, стараемся установить контакты с семьей. Беседуем с

опекунами, близкими родственниками, высказываем свою озабоченность его

поведением в детском саду.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске

способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в

отношении ребенка.

Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос : с какого

возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По

рекомендации ЮНЕСКО (1974 г.) эту работу предлагается начинать еще в

дошкольном возрасте.

Этот процесс в нашем детском саду проходит в форме игровых и

познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав

ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и

уважения ко всем людям. Этим требованиям отвечают многие произведения,

например: русские народные сказки «Колобок», «Заюшкина избушка», «Кот,

петух и лиса», Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и многие другие.

При знакомстве дошкольников с правами ребенка я ставлю перед

собой следующие задачи:

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными

документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального

происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,

вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия

(в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

Способствовать формированию чувства собственного достоинства,

осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого

человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Большая

часть

времени

посвящена

практике:

сюжетно-ролевым

и

другим

творческим

играм,

практическим

делам,

различным

творческим

конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая

при этом эмоциональное восприятие.

Организация проблемно – поисковой деятельности помогает ребенку

воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны как выглядит тот или

иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает.

Вся запланированная мною работа способствует тому, чтобы ребенок

из

пассивного,

бездеятельного

наблюдателя

превратился

в

активного

участника.

Несмотря

на

всю

сложность

темы,

при

обучении

детей

я

использовала разнообразные методы и приемы:

- использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации,

видео, аудиокассеты, диафильмы);

- решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или

имени героя;

- дидактические игры.

Форма

образовательных

мероприятий

подвижная

и

меняется

в

зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи,

так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания.

Основной принцип в моей работе - дать ребятам возможность познавать

окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Дошкольники

осваивают

нравственные

нормы

через

поисково-

экспериментальную,

проблемную

и

продуктивную

деятельность.

Дети,

независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач:

отгадать,

отыскать,

раскрыть

секрет,

составить,

смоделировать,

видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах

правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в

социальный мир. Например, мною предлагалось детям понаблюдать, как

относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья

относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких.

Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира,

взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств:

определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло,

воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию

эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации

права на дружбу, внимание, заботу.

Итак, обеспечение прав ребенка требует комплексного

взаимодействия как представителей ДОУ, так и родителей воспитанника.

О ч е н ь

в а ж н о четко

организовать

деятельность

всех

структурных

подразделений.

Главной

в

этой

работе

не

эпизодичность,

а

система

и

последовательность. От личной позиции педагога, культуры и понимания

вопроса зависит соблюдение прав ребенка в образовательном учреждении, а

во многом и в семье.



В раздел образования




Яндекс.Метрика