Автор: Семёнова Лидия Серафимовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №7 Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области Наименование материала: методическая разработка Тема: "Проценты" 5 класс Раздел: среднее образование
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: математика
Тип урока: объяснение и первичное закрепление учебного материала
Тема: «Проценты»
Продолжительность: 45 минут
Класс: 5А
Технологии: учебная мультимедийная презентация, тестирование
Аннотация.
Урок
«Проценты»
изучается
после
тем:
«Умножение
десятичных
дробей»
и
«Деление десятичных дробей». В ходе урока использованы следующие методы и приёмы:
создание проблемной ситуации, устный счёт, фронтальный опрос, беседа, тестирование,
взаимопроверка (работа в парах).
Одной из главных задач урока являлось формирование у учащихся навыков устного
вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде
десятичных дробей, а также обучение решению простейших задач на проценты.
В
соответствии
с
поставленной
целью
урока
по
организации
деятельности
учащихся, по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов
деятельности, по решению задач на проценты используется мультимедийная презентация,
что обеспечивает наглядное представление теоретических и практических сведений на
каждом этапе урока.
При проведении устного счёта используется наглядно-иллюстрированное задание в
виде шариков с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока.
На
момент
проведения
урока
у
учащихся
сформированы
навыки
работы
с
десятичными дробями. Урок построен так, чтобы ребята на основе ранее изученного
материала сами приходят к понятию «процента». Для этого рассматриваются различные
примеры, связанные с одной сотой частью величин. Актуализация знаний проводится в
форме
фронтального
опроса,
решения
примеров
и
задач.
При
выполнении
заданий
учащиеся
получают, кроме математических навыков, экономическое воспитание, что
очень актуально в современных условиях формирования рыночных отношений.
На этапе рефлексии учащиеся решают тест, который высвечивается на экране в
двух
вариантах.
Задания
в
тесте
подобраны
разноуровневые,
что
предполагает
качественное закрепление
учебного материала. Проверка правильного решения теста
проводится путём взаимопроверки в парах.
Урок математики в 5 классе
«Проценты»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и
первичному
закреплению
знаний
и
способов
деятельности
по
решению
задач
на
проценты.
Задачи урока
обучающие: научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и
величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на
проценты;
развивающие: формирование и развитие познавательной активности, логического
мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы;
воспитывающие: экономическое
воспитание
в
современных
условиях
формирования рыночных отношений.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор.
Технология: мультимедийная презентация,тестирование.
Продолжительность урока: 45 минут
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Создание проблемной ситуации
На экране высвечиваются круги с буквами и примеры.
Учитель: если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего
урока.
1,5
3,5
0,8
0,36
1,6
0,25
0,1
13,6
Учащиеся дают ответы, на экране буквы встают на место чисел в клеточки. Появляется
тема урока.
Учитель: Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная
величина,
которая
появилась
из
практической
необходимости
измерения
различных
величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом
классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций.
– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты?
Примерные ответы учащихся:
– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель :
Верно,
в
современных
условиях
формирования
рыночных
отношений,
мы
правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам
будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение
процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках
математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче
ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их
уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
3.
Повторение.
Вопросы:
1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг?
2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см?
3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а?
Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи.
1 ц=100 кг;
;
01
,
0
100
1
1
ц
ц
кг
1 м=100 см;
;
01
,
0
100
1
1
м
м
см
1 га = 100 а;
;
01
,
0
100
1
1
га
га
а
Записывают в тетради.
4.
Объяснение нового материала.
Учитель: ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью.
Р
Е
Н
П
Ы
Т
Ц
О
6,4:4
7:2
1:4
3:2
6,8 ▪ 2
4,3:43
0,12 ▪
3
80:100
Сотая часть любой величины принято называть процентом.
Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»),
указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово
«процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается
ученикам
найти
определение
процента
в
учебнике,
прочитать
и
запомнить. В тетради записывается:
01
,
0
100
1
%
1
Выводы
: 1 кг – 1% центнера;
1 см – 1 % метра;
1 а – 1 % га;
0,05 – 1 % от 5.
5.
Примеры . На экране числа появляются после ответа учащихся на наводящие
вопросы учителя.
Записать в тетради:
.
%
1
1
;
100
1
коп
1
%;
100
100
100
1
%;
75
75
,
0
100
75
4
3
%;
30
100
30
10
3
3
,
0
рубля
коп
рубля
;
269
,
0
1000
269
100
9
,
26
%
9
,
26
;
08
,
0
100
8
%
8
%.
04
,
0
0004
,
0
%;
3
,
10
103
,
0
Учитель: Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или
проценты представить в виде десятичной дроби?
Выводы : (отвечают ученики)
1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.
2)
Чтобы
перевести
проценты
в
десятичную
дробь,
надо
разделить
число
процентов на 100.
Находят эти правила в учебнике .
6.
Решение примеров и задач.
Учитель: теперь, ребята, вспомним
правило умножения десятичной дроби на 100;
правило деления десятичной дроби на 100;
Ребята рассказывают правила.
Решаем №№ 1532, 1533
Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются
на экране, учащиеся проверяют свои ответы.
Ответы: №1532: 0,01; 0,06; 0,45; 1,23; 0,025; 0,004
№1533: 87%; 7%; 145%; 3,5%; 267,2%; 90,7%
Решаем задачи (условия задач на экране)
Задача 1. При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн
пшеницы?
Решение:
1)
90 :100=0,9(т) – 1%
2)
0,9 * 80= 72(т) – 80%
Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.
Задача 2. Контрольную работу выполнили 20 учеников.
Из них на «5» – 4ученика,
на «4» – 8учеников,
на « 3» – 6 учеников,
на «2» – 2 ученика.
Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки?
Решение:
1)
4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5»
2)
8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4»
3)
6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3»
4)
2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2»
Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.
7. Физкультминутка.
Дети, прямо все вставайте,
Руки вверх все поднимайте.
Их немножко потрясите,
Медленно вниз опустите.
Плечи прямо вы держите,
А головку поверните
То налево, то направо…
Ох, как здорово, как браво!
8. Закрепление .
Проверочный тест:
Ответы : (на экране)
I вариант: 1) – 1;
II вариант: 1) – 2;
2) – 3;
2) – 1;
3) – 3;
3) – 2;
4) – 2;
4) – 3;
5) – 1.
5) – 3.
Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
8.
Заключение.
Учитель: Итак,
ребята,
сегодня
мы
с
вами
ознакомились
с
понятием
процента.
Выяснили,
где
он
применяется.
Научились
обозначать
эту
величину,
выражать
десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби.
Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты.
Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал.
На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты.
I вариант
5 % – это
1) 0,05
2) 0,5
3) 0,005
0, 134 – это
1) 134%
2) 1,34%
3) 13,4%
25%
класса – это
1) половина
класса
2) пятая
часть
класса
3)
четверть
класса
5,68 – это
1) 56,8%
2) 568%
3) 5680%
40% от 70
равно
1) 28
2) 30
3) 175
II вариант
7 % – это
1) 0,7
2) 0,07
3) 0,007
0, 976 – это
1) 97,6%
2) 9,76%
3) 976%
50%
класса – это
1)четверть
класса
2)
половина
класса
3) пятая
часть
класса
13,5 – это
1) 135%
2) 1,35%
3) 1350%
30% от 80
равно
1) 50
2) 110
3) 24
10.
Итоги урока.
Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.
11. Домашнее задание.
Выучить определение и правила. Решить №№1569, 1560, 1583(а).
Литература.
1. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. –
Волгоград: Учитель, 2006
2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемоз