Напоминание

"Проценты" 5 класс


Автор: Семёнова Лидия Серафимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Поронайска Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проценты" 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет:
математика
Тип урока:
объяснение и первичное закрепление учебного материала
Тема:
«Проценты»
Продолжительность:
45 минут
Класс:

Технологии:
учебная мультимедийная презентация, тестирование
Аннотация.
Урок «Проценты» изучается после тем: «Умножение десятичных дробей» и «Деление десятичных дробей». В ходе урока использованы следующие методы и приёмы: создание проблемной ситуации, устный счёт, фронтальный опрос, беседа, тестирование, взаимопроверка (работа в парах). Одной из главных задач урока являлось формирование у учащихся навыков устного вычисления, перевода десятичных дробей в проценты и представление процентов в виде десятичных дробей, а также обучение решению простейших задач на проценты. В соответствии с поставленной целью урока по организации деятельности учащихся, по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности, по решению задач на проценты используется мультимедийная презентация, что обеспечивает наглядное представление теоретических и практических сведений на каждом этапе урока. При проведении устного счёта используется наглядно-иллюстрированное задание в виде шариков с примерами, что сразу же вызывает у учащихся интерес к теме урока. На момент проведения урока у учащихся сформированы навыки работы с десятичными дробями. Урок построен так, чтобы ребята на основе ранее изученного материала сами приходят к понятию «процента». Для этого рассматриваются различные примеры, связанные с одной сотой частью величин. Актуализация знаний проводится в форме фронтального опроса, решения примеров и задач. При выполнении заданий учащиеся получают, кроме математических навыков, экономическое воспитание, что очень актуально в современных условиях формирования рыночных отношений. На этапе рефлексии учащиеся решают тест, который высвечивается на экране в двух вариантах. Задания в тесте подобраны разноуровневые, что предполагает качественное закрепление учебного материала. Проверка правильного решения теста проводится путём взаимопроверки в парах.
Урок математики в 5 классе «Проценты»
Цель урока:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов деятельности по решению задач на проценты.
Задачи урока

обучающие:
научить учащихся обозначать, читать и находить процент чисел и величин, переводить процент в десятичную дробь и обратно, решать задачи на проценты; 
развивающие:
формирование и развитие познавательной активности, логического мышления учащихся, навыков устного счёта, самостоятельной работы; 
воспитывающие:
экономическое воспитание в современных условиях формирования рыночных отношений.
Оборудование:
экран, мультимедийный проектор.
Технология:
мультимедийная презентация,тестирование.
Продолжительность урока:
45 минут Ход урока
1.

Организационный момент

2.

Создание проблемной ситуации
На экране высвечиваются круги с буквами и примеры.
Учитель:
если вы правильно выполните вычисления, то узнаете тему сегодняшнего урока. 1,5 3,5 0,8 0,36 1,6 0,25 0,1 13,6
Учащиеся дают ответы, на экране буквы встают на место чисел в клеточки. Появляется тема урока.
Учитель:
Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Проценты». Это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики. В этом году мы начнём эту тему. В 6-ом классе мы к ней вернёмся при изучении пропорций. – Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся: – В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель
: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам. А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕГЭ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
3.

Повторение.
Вопросы: 1) Сколько килограммов в одном центнере? Какую часть центнера составляет 1 кг? 2) Сколько сантиметров в одном метре? Какую часть метра составляет 1 см? 3) Сколько ар в одном гектаре? Какую часть гектара составляет 1 а? Учащиеся дают ответы, на экране появляются записи. 1 ц=100 кг; ; 01 , 0 100 1 1 ц ц кг   1 м=100 см; ; 01 , 0 100 1 1 м м см   1 га = 100 а; ; 01 , 0 100 1 1 га га а   Записывают в тетради.
4.

Объяснение нового материала.

Учитель:
ребята, мы рассмотрели величины, которые связаны с одной сотой частью. Р Е Н П Ы Т Ц О
6,4:4

7:2

1:4

3:2

6,8 ▪ 2

4,3:43

0,12 ▪

3

80:100


Сотая часть любой величины принято называть процентом.

Слово «процент» происходит от латинского «центи» (по-французски «санти»),

указывающего на уменьшение единицы измерения в 100 раз. Для краткости слово

«процент» после числа заменяется знаком «%».
Предлагается ученикам найти определение процента в учебнике, прочитать и запомнить. В тетради записывается: 01 , 0 100 1 % 1   Выводы : 1 кг – 1% центнера; 1 см – 1 % метра; 1 а – 1 % га; 0,05 – 1 % от 5.
5.

Примеры
. На экране числа появляются после ответа учащихся на наводящие вопросы учителя. Записать в тетради: . % 1 1 ; 100 1 коп 1 %; 100 100 100 1 %; 75 75 , 0 100 75 4 3 %; 30 100 30 10 3 3 , 0 рубля коп рубля           ; 269 , 0 1000 269 100 9 , 26 % 9 , 26 ; 08 , 0 100 8 % 8      %. 04 , 0 0004 , 0 %; 3 , 10 103 , 0  
Учитель:
Итак, что нужно делать, чтобы десятичную дробь выразить в процентах или проценты представить в виде десятичной дроби?
Выводы
: (отвечают ученики)
1) Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо её умножить на 100.

2)

Чтобы

перевести

проценты

в

десятичную

дробь,

надо

разделить

число

процентов на 100.
Находят эти правила в учебнике
.

6.

Решение примеров и задач.

Учитель:
теперь, ребята, вспомним  правило умножения десятичной дроби на 100;  правило деления десятичной дроби на 100; Ребята рассказывают правила.
Решаем №№ 1532, 1533
Два ученика по очереди на доске показывают решения. После выполнения ответы появляются на экране, учащиеся проверяют свои ответы.
Ответы: №1532: 0,01; 0,06; 0,45; 1,23; 0,025; 0,004

№1533: 87%; 7%; 145%; 3,5%; 267,2%; 90,7%

Решаем задачи
(условия задач на экране)
Задача 1.
При помоле пшеницы получается 80% муки. Сколько муки получится из 90 тонн пшеницы? Решение: 1) 90 :100=0,9(т) – 1% 2) 0,9 * 80= 72(т) – 80% Ответ: 72 т муки получится из 90 т пшеницы.

Задача 2.
Контрольную работу выполнили 20 учеников. Из них на «5» – 4ученика, на «4» – 8учеников, на « 3» – 6 учеников, на «2» – 2 ученика. Какой процент всех учащихся получили соответствующие оценки? Решение: 1) 4:20*100=0,2*100=20(%) – на «5» 2) 8:20*100=0,4*100=40(%) – на «4» 3) 6:20*100=0,3*100=30(%) – на «3» 4) 2:20*100=0,1*100=10(%) – на «2» Ответ: написали на «5» - 20%, на «4» - 40 %, на «3» - 30% и на «2» - 10% всех учащихся.
7. Физкультминутка.
Дети, прямо все вставайте, Руки вверх все поднимайте. Их немножко потрясите, Медленно вниз опустите. Плечи прямо вы держите, А головку поверните То налево, то направо… Ох, как здорово, как браво!
8. Закрепление
. Проверочный тест:
Ответы
: (на экране)

I вариант: 1) – 1; II вариант: 1) – 2; 2) – 3; 2) – 1; 3) – 3; 3) – 2; 4) – 2; 4) – 3; 5) – 1. 5) – 3. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют работы, выставляют оценки.
8.

Заключение.

Учитель:
Итак, ребята, сегодня мы с вами ознакомились с понятием процента. Выяснили, где он применяется. Научились обозначать эту величину, выражать десятичную дробь в процентах и процент представлять в виде десятичной дроби. Рассмотрели, как решаются простейшие задачи на проценты. Проверочное тестирование показало, как вы усвоили и закрепили этот материал. На следующих уроках мы с вами будем решать более сложные задачи на проценты. I вариант 5 % – это 1) 0,05 2) 0,5 3) 0,005 0, 134 – это 1) 134% 2) 1,34% 3) 13,4% 25% класса – это 1) половина класса 2) пятая часть класса 3) четверть класса 5,68 – это 1) 56,8% 2) 568% 3) 5680% 40% от 70 равно 1) 28 2) 30 3) 175 II вариант 7 % – это 1) 0,7 2) 0,07 3) 0,007 0, 976 – это 1) 97,6% 2) 9,76% 3) 976% 50% класса – это 1)четверть класса 2) половина класса 3) пятая часть класса 13,5 – это 1) 135% 2) 1,35% 3) 1350% 30% от 80 равно 1) 50 2) 110 3) 24

10.

Итоги урока.
Выставляются оценки за активную работу на уроке, все получают оценку за тест.
11. Домашнее задание.
Выучить определение и правила. Решить №№1569, 1560, 1583(а).


Литература.
1. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. Поурочные разработки по математике. 5 класс. – Волгоград: Учитель, 2006 2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемоз


В раздел образования




Яндекс.Метрика