Напоминание

"Интонационная выразительность дошкольников с дизартрией".


Автор: Логинова Лариса Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБУ детский сад №45 "Яблонька"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интонационная выразительность дошкольников с дизартрией".
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Интонационная выразительность дошкольников с дизартрией».
учитель – логопед Л. А. Логинова воспитатель Е.Ю. Лукьянова МБУ№45 «Яблонька»
Интонационная выразительность дошкольников с дизартрией
обнаруживаются: стойкие нарушения тех или иных компонентов просодической стороны речи. Так, дыхательная недостаточность проявляется преимущественно в неправильном типе дыхания (чаще грудном и ключичном), коротком речевом выдохе — до 5-ти секунд. Речь носит в той или иной степени «смазанный» характер. Может отмечаться назализованный оттенок речи. Речь монотонна, маловыразительна, тембр чаще низкий, голос тихий, темп речи замедленный или ускоренный. У детей с дизартрией интонационные возможности характеризуются рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи. Слабая эмоциональная окраска речи, её невыразительность, бедность лексики, неумение использовать силу голоса при произведении текста стихов или сказок являются следствием недостаточной практики обучения. Единицами устной речи, которые ребёнок должен научиться воспроизводить, являются фонема, слог, слово, речевой такт (часть фразы, выделяемая ритмико-интонационными средствами) и фонетическая фраза (законченное по смыслу высказывание, объединённое интонацией). При усвоении речи немаловажную роль играет эмоциональная сфера, воспринимающая выразительность единиц языка. Эмоциональное состояние говорящего, экспрессия, цель высказывания воспринимаются и оцениваются через интонацию. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла. Неправильное интонирование может привести к нарушению коммуникации и неадекватному пониманию высказывания. Элементами интонации являются темп речи, её интенсивность, мелодика, высота тона, тембр голоса. Тренировка интонации даёт физические и мускульные навыки, помогает научиться воспринимать некоторые просодемы как знаки, имеющие логический или грамматический смысл. Звуки, слоги и целые слова могут произноситься с особым мускульным напряжением органов артикуляции, с усилением интенсивности звучания. Способность владеть своим голосом вырабатывается в процессе выполнения упражнений подражательного характера. Учитывая
взаимосвязь голосовых, темпо-ритмических, артикуляционных и просодических расстройств при разных формах дизартрии, можно выделить основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи детей, используя специальные приёмы, дидактический и игровой материал. В процессе логопедического воздействия работа по формированию интонационной выразительности проводится в следующей последовательности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики). У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительности речи. Проведению этой работы предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. М а т е р и а л о м д л я у п р а ж н е н и й с л у ж а т р а з л и ч н ы е р и т м и ч е с к и е структуры: //, ///, ////, // //, // // // //, /// ///. //// ////. /. U/, //, //, /и/и и т. д., где / -громкий, а и — тихий удар. Упражнения по развитию ритма Восприятие ритма 1. Прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д.). Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами. 2. Прослушать серии простых ударов (// // // //, /// ///. //// //// и т.д.)- Определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур. 3.Прослушать серии акцентированных ударов (/uu /, / /, //uu// и т. д.). Определить, сколько и какие удары были предъявлены, путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур. Воспроизведение ритма 1. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные изолированные удары. 2. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) предъявленные серии простых ударов. 3. Отстучать по подражанию (без опоры на зрительное восприятие) серии акцентированных ударов. 4. Записать условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
5. Самостоятельно воспроизвести по предъявленной карточке удары и их серии (простые и акцентированные). В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции. Упражнения по развитию голоса 1. Удлинение произнесения звуков (при средней сила голоса) 2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шепот – тихо – громко) 3. Ослабление голоса (громко – тихо – шепот – беззвучная артикуляция): 4. Те же упражнения, но без паузы. 5. Усиление и ослабление голоса без паузы на одном выдохе: 6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания: 7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания 8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса. 9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса. 10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса: понедельник, вторник — беззвучная артикуляция; среда, четверг — шепот; пятница, суббота — голосом средней силы; воскресенье — громко; суббота, пятница — голосом средней силы; четверг, среда — шепот; вторник, понедельник — беззвучная артикуляция. 11. Произнесение предложений с изменением силы голоса: 12. «Эхо». Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями. В лесу кричу: «Ау! Ау!» А мне в ответ: «Ау! Ау!» Горе кричу: «Ау! Ау!» Гора в ответ: «Ау! Ау!» 13. «Игра на пианино». Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом. Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо), И тогда услышишь ты нежный звук (тихо). Ударяй сильнее: стук — стук — стук (громко), И тогда услышишь громкий звук (громко). 14. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса. А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы), А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной (тихо): Поиграй, дружок, со мной! (громко) (С. Маршак) Была (голосом средней силы) тишина, тишина, тишина... (тихо) Вдруг (громче) грохотом (еще громче) грома (громко) сменилась она (голосом средней силы).
И вот уже дождик (голосом средней силы) тихонько (очень тихо) — ты слышал? (тихо) Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы). (А. Барто) На полянку, на лужок Тихо падает снежок (тихо). Но подул вдруг ветерок — Закружился наш снежок (громче). Пляшут все пушинки, Белые снежинки (громко). Сто ребят и сто девчат Все лежат и все молчат (очень тихо). Ты лежишь и я лежу... (тихо) Муха села мне на палец И спросила: «Вы проспались?» (громко) Пальцем муху я ловлю... (громко) Засыпаю (тише). Сплю (тихо). Вдруг все громче голоса: «Ой, оса! Летит оса! Вон у Витьки на носу! Ну, ловите же осу!» (громче) Все несутся за осой, Витя прыгает босой, Сто ребят и сто девчат Все хохочут и кричат. Настоящий тихий час! (громко) Улетела прочь оса, И замолкли голоса (тише). Сто ребят и сто девчат Все лежат и молчат (тихо). Тихо тикают часы. Это сон насчет осы? Я осу во сне ловлю... Сплю... (очень тихо) (А. Барто) Упражнения по развитию высоты голоса проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения. 1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков. 2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух или трех звуков. 3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов. 4. «Укачивание (имитация укачивания ребенка, куклы) 5. «Ступеньки» 6. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте. Бьют часы, Бьют часы: динъ –дан – дон На дереве, на веточках Воробышки сидят: «Чирик –чирик , чирик -чирик , Чирик - чирик » — кричат.
Бежал ручей по камешкам — Бежал , бежал , бежал . Потом в глубокой лужице — Лежал, лежал , лежал *** Дали туфельку слону Взял он туфельку одну И сказал: «Нужны пошире И не две, а все четыре» 7. «Вопрос — ответ». Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким. - Ну, Весна, как дела? (высоко) - У меня уборка, ( низко) - Для чего тебе метла? (высоко) - Снег мести с пригорка, (низко) (О. Высотская) - Это кто? Это кто По дороге скачет? (высоко) - Это наш озорной Непоседа-мячик, (низко) - Где купили вы, синьор, Этот красный помидор? (высоко) - Вот невежливый вопрос: Это собственный мой нос! (низко) - Был сапожник? (высоко) - Был. (низко) - Шил сапожки? (высоко) - Шил. (низко) - Для кого сапожки? (высоко) - Для пушистой кошки, (низко) - Почему корова эта Маленького роста? (высоко) - Это же — ребенок, Это же — теленок, (низко) (А. Шибаев) 8. Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса. 9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.). Список литературы 1. Алмазова Е. С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодёжи. – М., 1973. 2. Артёмов В. А. Психология речевой интонации. (интонация и просодия). – М.: Наука, 1976. 3. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс канд. пед. наук. - М., 2005. 4. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, 2004
5. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. М. – 1999. 6. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006. 7. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. – Пермь: ПОИПКРО, 2005. 8. Лопатина Л.В. Приёмы логопедического обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения// Дефектология. – 1986. 9. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб: Дельта, 1997. 10. Орлова О. С. Нарушение голоса у детей. – М. Астрель, 2005.


В раздел образования




Яндекс.Метрика