Автор: Родичева Раиса Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ МО "СГО" д⁄с №15 "Колокольчик"
Населённый пункт: пос. Люблино, Светловский гор. окр.
Наименование материала: статья
Тема: "Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
Выполнила музыкальный руководитель
МАДОУ №15 «Колокольчик»
Светловского городского округа
Калининградской области
Родичева Раиса Павловна.
Испол
ьзован
и е
инфор
мацио
н н о -
комму
никати
вных
технол
огий
в
дошко
льном
образо
Процесс информатизации образования, происходящий в настоящее
время, затронул не только школы, но и дошкольные образовательные
учреждения. Компьютер в детском саду становится не отдельным
обучающим игровым устройством, а всепроникающей универсальной
информационной системой, способной соединиться с различными
направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне
изменить развивающую среду детского сада в целом.
Направлениями использования ИКТ являются:
• оформление документации в электронном формате (перспективные
планы работы, диагностические карты развития детей);
• создание методических копилок: «Консультации для воспитателей по
музыкальному развитию», «Работа с родителями», «Методические
материалы по музыкальному развитию», «Копилка презентаций для
детей дошкольного возраста»;
• создание портфолио педагога и воспитанников.
Использование информационно-коммуникативных технологий в
дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности
педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания
и умения, творческий подход.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие
преимущества:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
С недавнего времени я стала регулярно использовать информационно-
коммуникационные
технологии
на
занятиях,
делая
при
этом
процесс
обучения более интересным и интенсивным. Благодаря им занятия стали
яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного
материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. При
этом компьютер только дополняет , а не заменяет его.
Одной из наиболее удачных форм представления учебного материала на
занятиях в детском саду можно назвать создание мультимедийных и
видео презентаций. Это удобный и эффектный способ представления
информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе
динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго
удерживают
внимание
ребенка.
Одновременное
воздействие
на
два
важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо
большего
эффекта,
чем
при
традиционном
предложении
учебного
материала.
Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный
временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны
не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи,
музыки,
но
и
развивать
способности
сравнивать,
сопоставлять
произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку
знаний
произведений
композиторов
и
художников,
расширить
рамки
работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания
материал
дает
возможность
использовать
презентацию
в
качестве
наглядного пособия. У детей под влиянием экрана активно развивается
аудиовизуальное
восприятие.
В
таком
случае
музыкальный
и
художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому
как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а
изображение картин и
образов дополняется звуками.
В
своей
работе
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста (соблюдая
требования
СанПиНов)
я
использую
презентации
как
средство
наглядности
на
занятиях
при
изучении
нового
материала,
для
закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты,
дидактические игры.)
Для проведения праздников создаю тематические презентации : « Никто
не забыт – ничто не забыто», «У Кремлёвской стены», « Светлый День
Победы», «Весенний альбом».
Компьютер
применяется
и
в
работе
с
родителями.
Создание
видео
презентаций
«Я
и
мама»
,
«
Ах,
лето»,
«Здоровьесберегающие
технологии в ДОУ», «Пасха»
и дальнейший показ на родительских
собраниях помогают
ближе познакомиться с семьями воспитанников,
узнать их интересы, увлечения, рассказать и показать жизнь сада.
Таким
образом,
практический
опыт
показал,
что
применение
компьютерных технологий позволяет:
• организовать обучение более интенсивно и качественно;
•
содействовать
развитию
творческих
способностей
у
детей,
путём
использования фото-объектов, объектов со звуком, рисования и решения
интерактивных задач;
• активно вовлекать детей в познавательный процесс.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением
презентаций , дидактических компьютерных тестов и викторин позволяет
существенно повысить мотивацию детей к занятию.
========================================
В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование
компьютерных
технологий
необходимо
на
музыкальных
занятиях.
Одной
из
важнейших
составляющих
успешного
обучения
является
мотивация
воспитанника.
Использование
современных
информационных
технологий
делает
обучение
ярким,
запоминающимся,
интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
Видео передача «Шишкин лес» , в которой можно узнать о композиторах, музыкальных
инструментах, выразительных средствах музыки
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей. Это и
телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Демонстрационный зрительный ряд
выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития
музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность
индивидуальных
трактовок,
разнообразие
вариантов
«слышания»
(«видения»)
конкретных
музыкальных сочинений. Это позволяет ребятам устанавливать разнообразные интонационно-
образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства,
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того,
фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из
главных принципов создания современного музыкального занятия - принцип привлекательности.
Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать
своё мнение, размышлять, рассуждать).
Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты
видеофильмов, которые вставляются в презентацию. Использование видеоинформации может
значительно усилить обучающий эффект.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и
по-настоящему
современным,
осуществлять
индивидуализацию
обучения,
объективно
и
своевременно проводить контроль и подведение итогов. Использование ИКТ очень важно не
только для усвоения музыкального материала, но и ребенка, воспитания интереса к музыкальной
культуре,
формирования
духовного
мира.
Считаю
необходимым
развивать
у
детей
умение
вслушиваться
в
чужое
и
собственное
исполнение.
Для
этого
часто
использую
микрофон
и
минусовые записи различных детских песен.
Презентации
позволяют
за
короткое
время
занятия
охватить
огромный
временной
период
культуры
одной
или
нескольких
стран.
Они
способны
не
только
прекрасно
иллюстрировать
занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять
произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку знаний произведений
композиторов и художников и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с
увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых
направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использовать презентацию в
качестве наглядного пособия.
Для проведения праздников создаются тематические презентации.
На собственном опыте, убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях приносит
большую пользу. Они становятся яркими и интересными, творческими.