Напоминание

Проектирование и анализ урока в профессиональном образовании с позиции компетентностного подхода


Автор: Корболина Елена Александровна
Должность: преподаватель дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности
Учебное заведение: КГБПОУ «Рубцовский аграрно–промышленный техникум»
Населённый пункт: г.Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование и анализ урока в профессиональном образовании с позиции компетентностного подхода
Дата публикации: 08.10.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Методологической основой нового ФГОС является компетентностный подход,

предполагающий в качестве результатов обучения формирование профессиональных и общих

компетенций.

Компетенция – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и

практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности.

Инновация – смена приоритетов.

Новация – внедрение нового.

Компетенции –перечень что надо усвоить (стандарт).

Схема методической системы:

Цель

Содержание

Метод

Средства

Форма

Цель:

Ранее – ЗУН

Сейчас – реализация компетенций личности

Изменились позиции преподавателя и обучающегося. Ранее: субъект/объект. Теперь:

субъект/субъект. У обучающегося д.б. МАХ активность и самостоятельность. Задача

преподавателя организовать работу (фасилитатор, тьютер – помогающий, сопровождающий).

Уровни освоения компетенции:

Знания

Знания и умения

Опыт

КП (компетентностный подход) – это системный подход, системная инновация.

Что я теперь умею делать? Если обучающийся может ответить на этот вопрос, то

компетентностный подход реализован.

В основе формирования компетенций лежит деятельность. Значит компетентностный и

деятельностный подходы взаимосвязаны.

Любой деятельности предшествует цель / план / реализация плана / контроль / оценка. Вся

эта деятельность пронизана рефлексией.

Геннадий Иванович Школьник сказал: «Вы должны убедить учеников, что если они не

выучат урок, то умрут». (Тема «Система координат» / что бы вы сделали, если бы поломали ногу

в открытом океане).

Учебные, образовательные цели берут из рабочей программы, в которую они попали из

стандарта. А там они называются общими компетенциями.

Итоговый контроль – сравнить чего хотели и что получили. В деятельностном подходе

контроль – это самоконтроль. После достижения цели ставиться новая цель. Если итог не тот, то

возврат к цели, плану. Правильно ли я выполняю эти действия. Это операционный контроль.

Структура урока

Содержание компонентов

Педагогические приемы

1. Мотив –

побуждение к

действию

Поиск ответа на вопросы Зачем?

Для чего? Если нет вопроса, то

нет смысла.

Внешний мотив (куплю

самолет). Внутренний мотив

(нравится, заработаю деньги и

т.д.). Мотив может возникнуть

не сразу (в процессе, в конце)

Предъявление личностно-

ориентированной задачной ситуации.

Предъявляет учитель.

Личностно – чтобы задела.

Задачная – состоит из условия и

требования.

Ситуации:

А) «на слабо» – трудно не каждый

сможет, а вы?

Б) на интерес (занимательный)

В) профессиональные

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

2. Цель

(целеполагание) –

поиск ответа на

вопрос Чего я хочу

достичь, получить,

выполнить. Цель –

это

системообразующий

компонент. Нужно

понять чего хочешь.

Поиск ответа на вопрос Чего

хочу достичь?

Требования к формулировке

цели:

А) реалистичность (хочу, т.к.

еще и могу)

Б) диагностичность

В) продуктивность или

результативность. Продукт

всегда материален (умею / в

тетради). Результат – я теперь

умею, заню (в голове). (За 10-15

мин. Алгоритм решения задачи).

Г) проверяемость

Варианты работы с целью:

1) Для организации целеполагания

используется ситуация (личностно-

ориентированная задачная).

Работа с ситуацией: Кто понял какую

тему урока будем изучать? Какую цель

поставим на уроке?

Образовательная цель – связана с

профессиональными компетенциями.

Воспитательная (развивающая) – из

общей компетенции.

2) Работа с названием темы:

глядя на название темы, заполните

таблицу:

Что я про

это уже

знаю

Чего не знаю

Для целеполагания

используется эта

колонка

3) Составьте свои вопросы, ответы на

которые вы можете получить в данной

теме.

4) Переформулируйте название темы в

вопрос?

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

3 План – состоит из

действий и их

последовательности

Вопросы: Какие действия

нужны для выполнения данной

цели? Какова их

последовательность? Какие

средства нужны для выполнения

действий?

Что это? Свойства, функции? Как

можно применить? Нужно ли мне это?

Это универсальный план для любого

действия.

Варианты работы с планом:

1)

План дается в готовом виде, и

преподаватель предлагает рассказать

что будем делать по его пунктам.

2)

Какой (один) из пунктов плана

пропущен?

3)

Из перечня действий выбрать те,

которые приведут нас к цели, и

упорядочить их.

4)

Составьте самостоятельно план

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

4 Реализация плана

– выполнение

действий из плана.

Действия выполняют учащиеся

максимально активно и

самостоятельно

1)

Обеспечиваю наглядным,

методическим материалом.

2)

Предтекстовое задание (я вам

прочитаю текст, а вы…)

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

5 Контроль

Вместе (по группам) обсудим,

двигаемся дальше.

Сравним чего хотели и чего

получили, т.е. соотношение цели

с результатом работы.

Виды контроля:

1)

Итоговый:

Какую цель ставили? Достигли?

2)

Процессуальный контроль:

-Какие действия сейчас выполнили?

-Можно ли двигаться дальше?

3)

Пооперационный контроль (связан с

материальным предметом):

-Давайте проверим, из каких частей

состоит предмет (наволочка…)

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

6 Оценка –

определение

качества работы.

Это определение меры

продвижения к цели. Оценка за

результат. В деятельностном

ключе – это самооценка.

Вопросы:

-Достигли ли мы цели?

-Соответствует ли продукт (изделие)

требованиям?

-Чему научились?

-Какие открытия для себя сделали?

Структура КП

Содержание компонентов

Педагогические приемы

7 Рефлексия –

обратное действие

на раздражитель

(самокопание)

Рефлексия дает возможность

осознать себя как личность.

Происходит осознание себя при

ее помощи «Я работаю над

собой».

Варианты рефлексии:

1) Метод вопросов:

-Что стало главным достижением для

тебя на занятии?

-Что помогало (мешало) понять?

3)

Метод неоконченных предложений:

- мой самый большой успех сегодня…

- теперь у меня получается (умею

делать)…

- у меня осталась трудность…



В раздел образования




Яндекс.Метрика