Автор: Бандурко Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ НСО "СКК"
Населённый пункт: Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока литературного чтения
Тема: Сказка "Каша из топора"
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 классе
Учебник: Литературное чтение.2 класс 1 часть Авторы: Климанова Л.Ф.,
Горецкий В.Г., Голованова М.В.,Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Москва
«Просвещение» 2012 год.
Тема: Сказка «Каша из топора»
Цель урока:
Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере
сказки «Каша из топора»
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения
героев.
2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении
норм морали и нравственности.
3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий
персонажей при изучении художественного произведения
Личностные:
1.
Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.
2.
Проявление творческого отношения к процессу обучения.
Метапредметные.
Познавательные умения:
1.
Применять методы информационного поиска.
Регулятивные умения:
1.
Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.
2.
Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Задачи:
-учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию
для решения конкретных задач, встречающихся в жизни;
- отрабатывать навыки выразительного чтения;
- расширение и обогащение словаря учащихся;
- осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в
сказке;
- воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания,
великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы
личностной компетентности.
Коммуникативные умения:
1.
Слушать и вступать в диалог.
2.
Участвовать в групповом обсуждении вопросов.
3.
Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их
действия.
4.
Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения,
грамотно формулировать высказывание.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
II. Речевая гимнастика:
Читай скороговорку быстро, не ошибайся.
Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
III. Проверка домашнего задания.
Пересказ сказки «Лиса и журавль», подбор пословиц и поговорок к
сказке.
IV.Постановка цели урока.
-Когда появились сказки?
- Чему учат сказки?
-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? - Да сказки бывают разные.
Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса, о
животных ,в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости, есть
бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.
Бытовые сказки появились позже всех..
События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о
бедных или богатых людях.
Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется
доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый,
находчивый, ловкий.
- Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой, а вот название этой
сказки вы узнаете выполнив задание:
НМПРТТКАШАРБДТБДЖИЗКБДДЖРГТОПОРАЗЩШГ.
(Найти название сказки среди букв)
- Верно, «Каша из топора».
- Предположите, какие события могут быть в этой сказке?
V.Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
Побывка – недолгое пребывание на родине.
Служивый – солдат.
Притомиться – устать.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.
Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – еслибы
Этакую – такую.
Сметка – смекалка.
2.ФИЗМИНУТКА .
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека
(ходьба на месте)
Говорят:«Такого свиста,
Мы не слышали пока»
(плечи поднятью)
3. Первичная проверка понимания:
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Ваши предположения о событиях в сказке подтвердились?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Прочитайте из текста:
-Что попросил солдат у старухи?
-Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
-Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
-Что получилось у солдата сварить из топора?
-Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего
вдоваль», «прикинулась» сиротой.
- Каким показан солдат?
-Почему он так поступил?
-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
VI. Закрепление знаний.
1.
Работа с пословицами.
-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше
подходит к нашей сказке?
2.Повторное чтение.
Дети читают по цепочке, по ролям.
3.Работа над текстом.
- Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет
приметил солдат.
- Какую ошибку допустил художник.( Работа в группах. Класс разделен на 5
групп. Каждой группе даны разные картинки. Нужно найти ошибки. Затем
представить свою работу классу)
1.
Работа в парах
- Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло)
VII. Итог урока .
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- К какому виду она относится?
- Что узнали о бытовых сказках?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете на чьей стороне сказитель?
- Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем
он посмеивается?
VIII. Домашнее задание.
Составить рассказ от имени солдата.