Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности


Автор: Елакова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №117
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №117 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казани

«План по самообразованию педагога»

Елаковой Натальи Геннадьевны

(Ф.И.О. педагога)

первая категория

Тема:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Раздел

плана

Срок

Содержание работы

Практические выходы

2016-2017 учебный год

Изучение,

анализ и

обобщение

литературных

исследований

по теме.

Сентябрь

2016г.

Планирование работы по самообразованию.

определение содержания работы по самообразованию;

выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Составление плана

Октябрь

2016г.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Рыжова.Н.А. Наш дом природа..

Папка-передвижка «Ребенок и природа»

Ноябрь

2016г.

Создание экологического уголка родного края.

Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование

природного и бросового материала)

Выставка: «Ягоды - дары природы»

Декабрь

2016г.

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации

экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий

с объектами неживой природы.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-

исследовательской деятельности детей

дошкольного возраста»

Январь

2017г.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и

видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание

активно с детьми проводить время на улице.

Стенгазета со стихами и фотографиями детей

«Зимняя прогулка в детском саду!»

Февраль

2017г.

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к

природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое

воспитание детей в детском саду».

Март

2017г.

Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка,

и золотой одуванчик»

Сбор гербария.

Апрель

2017г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей

младшей группе группы

Май

2017г.

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на

улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам

и потребностям ребёнка.

Консультация для родителей

«Прогулки и их значение для укрепления

здоровья ребёнка!»

2017-2018 учебный год

Разработать

конспект НОД

по экологии

Сентябрь

2017г.

Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха

на следующий год.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»

Выставка, оформление «Развиваемся, играя в

сентябре»

Пополнить

картотеку

дидактических

игр по

экологии

Внедрение и

реализация

новых

современных,

образовательн

ых технологий,

вариативных

воспитательно

образовательн

ых программ.

Октябрь

2017г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду;

сплочение детского и взрослого коллектива

Акция «Наши меньшие друзья!»

Ноябрь

2017г.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей

совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие

способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного

материала.)

Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары

природы» Мастер-класс для детей и родителей

«Лебединое озеро»

Декабрь

2017г.

Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека

познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в

образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование ИКТ Показ презентаций

Использование DVD дисков в работе на

занятиях и вне их

Январь

2018г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в

природе»

Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края»

Картотека «Труд в природе»

Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего

края»

Февраль

2018г.

Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья»,

«Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые»,

«Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.

Папка-передвижка «Природа - общий дом»

Создание картотеки

Март

2018 г.

КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического

воспитания дошкольников»

Изготовление дидактических игр по экологии.

Апрель

2018г.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике,

знакомство детей с растениями, уход за ними.

Работа с педагогами

Совместное создание в группе огорода на

подоконнике

Консультация для педагогов «Доступные виды

труда детей на огороде в детском саду.

Май

2018г.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы.

Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в

благоустройстве участка.

Озеленение и благоустройство участков и

территории совместно с родителями.

Июнь

2018г.

Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического,

воспитания детей дошкольного возраста».

Изготовление папки.

2018-2019 учебный год

Изучение

методической

литературы

Сентябрь

2018г

Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»

О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.

«Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева

Составление плана

Октябрь

2018г.

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего

возраста.

Привлечь к изготовлению игр родителей

Обобщение

собственной

практической

деятельности,

участие на

педагогических

семинарах,

конкурсах,

практикумах.

Ноябрь

2018г.

Экологический КВН «Знатоки природы» цель:повышение экологической

компетенции педагогов МБ ДОУ , подготовка атрибутов

Проведение по плану

Декабрь

2018г.

Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного

материала для НДО

Изготовление материала.

Январь

2019г.

Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету»

Привлечь к участию родителей.

Февраль

2019г.

Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в

природе» для детей старшего возраста

Составить картотеку из 15 карточек

Март

2019г.

Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова

«Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В,

Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая

диагностика экологической воспитанности дошкольников»

Апрель

2019 г.

Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала

Организовать выставку

Май

2019г

Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия»

изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по

озеленению участка

Озеленение и благоустройство участков и

территории совместно с родителями.

2019 – 2020 учебный год

Обобщение

опыта работы

по организации

экологического

воспитания

дошкольников.

Подготовка

анкет, памяток,

рекомендаций

для педагогов,

родителей и

детей.

Сентябрь

2019г.

Наглядные материалы. Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на

клумбе.

Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о

добрых животных»

Папка-передвижка «Забавные истории о

добрых животных»

Октябрь

2019г.

Непосредственная образовательная деятельность.

«Наш друг – природа».

Проведение по плану

Ноябрь

2019г.

Выставка поделок из природного материала.

Выставка, оформление. Привлечь родителей.

Декабрь

2019г.

Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической

литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А.

Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение»

( Интегрированное занятие) 2006г.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-

исследовательской деятельности детей

дошкольного возраста»

Январь

2020г.

Экологическая викторина «Почемучки»

Использование ИКТ Показ презентаций о

мире животных. Использование DVD дисков в

работе вне занятий.

Февраль

2020г.

Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки

прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий

развлечений.

Изготовление картотек : прогулок,

дидактических игр.

Март

2020г.

Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями

Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие

бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»

Изготовление альбомов

Апрель

2020г.

Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром,

ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по

экологическому воспитанию дошкольников

Консультации для родителей.

Май

2020г.

Оформление папки с результатами новых разработок

Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг

нас». Оформление папки передвижки «Наши

результаты»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой

деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной

природы и бережно к ней относиться.

Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.

Одной

из

основных

задач

воспитания

и

образования

является

формирование

экологической

культуры

и

природоохранного создания, а также практические умения.

Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе,

о

связях

и

о

существующих

в

ней

зависимостях.

Ведь

чтобы

стать

участником

игры,

ребенок

должен

усвоить

определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до

составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш - дом природа». Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой,

в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе -дать детям знания; привить

любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать

это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.

Использую

различные

средства

формирования

экологической

культуры

-

это

натуральные

объекты

дети

разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы.

Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия - незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового

материала.

Широко

применяю

ИКТ

и

на

занятиях

даю

детям

возможность

сравнить,

проанализировать,

использовать

имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов

деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание

всего живого.

Использую

наиболее

эффективный

прием

-

фотонаблюдение

за

объектами

природы.

Детям

очень

нравится

фиксировать

увиденное.Для

стимулирования

познавательной

активности

детей

использую

во

время

занятий

экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям

ближе

познакомиться

со

всеми

свойствами

живой

и

неживой

природы.

На

экскурсиях

дети

обычно

наблюдают,

экспериментируют и проявляют любознательность.

Природа представляет разнообразные возможностидля развития познавательной и творческой активности детей,

что является благоприятным условием для игровой деятельности.

Для

того,

чтобы

увидеть

результат

экологических

знаний

у

детей

разработала

комплекс

авторских

игр

по

рекомендации Н.А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях,

животных и явлениях неживой природы. Игра «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по

способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра

«Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры » Расскажи, где мы

живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с

листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации

знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую

большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают

наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию

признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета

дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.

Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все,

что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и

внимательного

отношения

к

растительному

и

животному

миру

родного

края.

Работа

по

воспитанию

у

детей

экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании

мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.

Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и

беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.

Список использованной литературы

1.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;

2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;

3.Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;

4.Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева«От рождения до школы»;

5. С.Н. Николаева«Юный эколог»;

6. П.Г. Сумарокова«Мир природы и ребенок»;

7. Э.Э. Баранникова«Я познаю мир»;

8. Л.П. Молотова«Игровые экологические занятия с детьми»;

9. А.Н. Бондаренко«Дидактические игры в детском саду»;

10. Т.С Комарова«ИЗО в детском саду»;

11. Авторская программа Каменевой Н.Е.«Божья коровка»;

12.С.Н. Николаева«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;

13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;

14.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;

15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».



В раздел образования




Яндекс.Метрика