Автор: Елакова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №117
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание дошкольников посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №117 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района города Казани
«План по самообразованию педагога»
Елаковой Натальи Геннадьевны
(Ф.И.О. педагога)
первая категория
Тема:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Раздел
плана
Срок
Содержание работы
Практические выходы
2016-2017 учебный год
Изучение,
анализ и
обобщение
литературных
исследований
по теме.
Сентябрь
2016г.
Планирование работы по самообразованию.
определение содержания работы по самообразованию;
выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.
Составление плана
Октябрь
2016г.
Изучение научно-методической литературы:
Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.
Рыжова.Н.А. Наш дом природа..
Папка-передвижка «Ребенок и природа»
Ноябрь
2016г.
Создание экологического уголка родного края.
Подготовка и организация выставки: «Ягоды дары природы» (использование
природного и бросового материала)
Выставка: «Ягоды - дары природы»
Декабрь
2016г.
Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации
экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий
с объектами неживой природы.
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-
исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста»
Январь
2017г.
Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и
видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание
активно с детьми проводить время на улице.
Стенгазета со стихами и фотографиями детей
«Зимняя прогулка в детском саду!»
Февраль
2017г.
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»
Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к
природе сердцем».
Выступление на педсовете: «Экологическое
воспитание детей в детском саду».
Март
2017г.
Наглядный материал. Целевая прогулка: «Здравствуй травушка – муравушка,
и золотой одуванчик»
Сбор гербария.
Апрель
2017г.
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.
Картотека дидактических игр для детей
младшей группе группы
Май
2017г.
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на
улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам
и потребностям ребёнка.
Консультация для родителей
«Прогулки и их значение для укрепления
здоровья ребёнка!»
2017-2018 учебный год
Разработать
конспект НОД
по экологии
Сентябрь
2017г.
Поделиться воспоминаниями о лете, заинтересовать лучшими местами отдыха
на следующий год.
Фоторепортаж «Воспоминания о лете!»
Выставка, оформление «Развиваемся, играя в
сентябре»
Пополнить
картотеку
дидактических
игр по
экологии
Внедрение и
реализация
новых
современных,
образовательн
ых технологий,
вариативных
воспитательно
–
образовательн
ых программ.
Октябрь
2017г.
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду;
сплочение детского и взрослого коллектива
Акция «Наши меньшие друзья!»
Ноябрь
2017г.
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей
совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие
способности детей и родителей. (Изготовление поделок из природного
материала.)
Открытый просмотр НОД «Ягоды – дары
природы» Мастер-класс для детей и родителей
«Лебединое озеро»
Декабрь
2017г.
Знакомство с животным и растительным миром родного края. Медиатека
познавательно-экологического содержания «Звуки природы» деятельности в
образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам
Использование ИКТ Показ презентаций
Использование DVD дисков в работе на
занятиях и вне их
Январь
2018г.
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в
природе»
Подобрать материал для оформления альбома «Флора и фауна нашего края»
Картотека «Труд в природе»
Изготовлен альбом «Флора и фауна нашего
края»
Февраль
2018г.
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья»,
«Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые»,
«Дикие животные», «Домашние животные» и т.д.
Папка-передвижка «Природа - общий дом»
Создание картотеки
Март
2018 г.
КОНСУЛЬТАЦИЯ. «Дидактическая игра как средство экологического
воспитания дошкольников»
Изготовление дидактических игр по экологии.
Апрель
2018г.
Приобщить родителей к созданию в группе огорода на подоконнике,
знакомство детей с растениями, уход за ними.
Работа с педагогами
Совместное создание в группе огорода на
подоконнике
Консультация для педагогов «Доступные виды
труда детей на огороде в детском саду.
Май
2018г.
Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы.
Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в
благоустройстве участка.
Озеленение и благоустройство участков и
территории совместно с родителями.
Июнь
2018г.
Изготовление папки – передвижки «Роль семьи в развитии экологического,
воспитания детей дошкольного возраста».
Изготовление папки.
2018-2019 учебный год
Изучение
методической
литературы
Сентябрь
2018г
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
О.М. Масленникова ,А.А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
«Современные технологии обучения дошкольников» Е.В. Михеева
Составление плана
Октябрь
2018г.
Изготовление дидактических игр, пособий по экологии, для детей старшего
возраста.
Привлечь к изготовлению игр родителей
Обобщение
собственной
практической
деятельности,
участие на
педагогических
семинарах,
конкурсах,
практикумах.
Ноябрь
2018г.
Экологический КВН «Знатоки природы» цель:повышение экологической
компетенции педагогов МБ ДОУ , подготовка атрибутов
Проведение по плану
Декабрь
2018г.
Наглядный материал. Изготовление демонстрационного и раздаточного
материала для НДО
Изготовление материала.
Январь
2019г.
Конкурс «Экологические акции в ДОУ. Приведи в порядок свою планету»
Привлечь к участию родителей.
Февраль
2019г.
Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме «Труд в
природе» для детей старшего возраста
Составить картотеку из 15 карточек
Март
2019г.
Изучение научно – методической литературы: О.А.Соломенникова
«Экологическое воспитание в детском саду», Т.В, Хабарова, Н.В,
Шафигуллина «Планирование занятий по экологии и педагогическая
диагностика экологической воспитанности дошкольников»
Апрель
2019 г.
Организовать выставку детских поделок из природного и бросового материала
Организовать выставку
Май
2019г
Привлечь родителей к участию в конкурсе «Мусорная фантазия»
изготовление поделок из пластиковых бутылок. Совместная работа по
озеленению участка
Озеленение и благоустройство участков и
территории совместно с родителями.
2019 – 2020 учебный год
Обобщение
опыта работы
по организации
экологического
воспитания
дошкольников.
Подготовка
анкет, памяток,
рекомендаций
для педагогов,
родителей и
детей.
Сентябрь
2019г.
Наглядные материалы. Наблюдение за деревьями, кустарниками и цветами на
клумбе.
Беседы «Обитатели скотного двора»; «Кто, где живет?»; «Забавные истории о
добрых животных»
Папка-передвижка «Забавные истории о
добрых животных»
Октябрь
2019г.
Непосредственная образовательная деятельность.
«Наш друг – природа».
Проведение по плану
Ноябрь
2019г.
Выставка поделок из природного материала.
Выставка, оформление. Привлечь родителей.
Декабрь
2019г.
Создание в группе предметно – развивающей среды. Изучение методической
литературы Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе» 2006г. М.А.
Рунова., А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение»
( Интегрированное занятие) 2006г.
Консультация для родителей на тему:
«Создание условий для проведения поисково-
исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста»
Январь
2020г.
Экологическая викторина «Почемучки»
Использование ИКТ Показ презентаций о
мире животных. Использование DVD дисков в
работе вне занятий.
Февраль
2020г.
Пополнение педагогической копилки информацией: изготовление картотеки
прогулок, картотеки дидактических игр, составление конспектов занятий
развлечений.
Изготовление картотек : прогулок,
дидактических игр.
Март
2020г.
Изготовление альбомов, макетов совместно с родителями
Викторина «Наши друзья-пернатые», Загадывание загадок, Беседы «Какие
бывают птицы?», «Куда улетают птицы?»
Изготовление альбомов
Апрель
2020г.
Привлечение родителей к работе по ознакомлению с окружающим миром,
ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по
экологическому воспитанию дошкольников
Консультации для родителей.
Май
2020г.
Оформление папки с результатами новых разработок
Открытое занятие для родителей: «Мир вокруг
нас». Оформление папки передвижки «Наши
результаты»
Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой
деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной
природы и бережно к ней относиться.
Цель моей работы: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.
Одной
из
основных
задач
воспитания
и
образования
является
формирование
экологической
культуры
и
природоохранного создания, а также практические умения.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе,
о
связях
и
о
существующих
в
ней
зависимостях.
Ведь
чтобы
стать
участником
игры,
ребенок
должен
усвоить
определенные знания. В ходе работы выстроила технологию проведения экологической игры от выбора темы до
составления комплексных заданий с опорой на программу «Наш - дом природа». Учитывая рекомендации Н.А.Рыжовой,
в своем опыте использовала классификацию экологических игр. Стараюсь в своей работе -дать детям знания; привить
любовь к родной природе; воспитать бережное отношение к природе родного края, и закрепить, творчески использовать
это в игровой деятельности, учитывая дифференцированный подход.
Использую
различные
средства
формирования
экологической
культуры
-
это
натуральные
объекты
дети
разглядывают их и воспринимают форму, цвет, запах, вкус, характер поверхности и другие особенности природы.
Схемы, показ иллюстраций, модели, таблицы, пособия - незаменимы в процессе ознакомления и закрепления нового
материала.
Широко
применяю
ИКТ
и
на
занятиях
даю
детям
возможность
сравнить,
проанализировать,
использовать
имеющие знания, а также познакомить с новым материалом. Личный опыт показал, что именно комплекс разных видов
деятельности позволяет ребенку усвоить необходимые знания и навыки бережного отношения к природе и понимание
всего живого.
Использую
наиболее
эффективный
прием
-
фотонаблюдение
за
объектами
природы.
Детям
очень
нравится
фиксировать
увиденное.Для
стимулирования
познавательной
активности
детей
использую
во
время
занятий
экспериментирование. Разнообразные опыты: с водой в различных ее состояниях, воздухом, почвой. Это позволяет детям
ближе
познакомиться
со
всеми
свойствами
живой
и
неживой
природы.
На
экскурсиях
дети
обычно
наблюдают,
экспериментируют и проявляют любознательность.
Природа представляет разнообразные возможностидля развития познавательной и творческой активности детей,
что является благоприятным условием для игровой деятельности.
Для
того,
чтобы
увидеть
результат
экологических
знаний
у
детей
разработала
комплекс
авторских
игр
по
рекомендации Н.А. Рыжовой. Дидактические игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях,
животных и явлениях неживой природы. Игра «Кто, где живёт и чем питается?» учит детей группировать животных по
способам среды обитания и способу питания. Данные игры направлены на взаимосвязь животных в природе. Игра
«Лабиринт шестиногих» знакомит детей с разнообразием насекомых. Большое значение имеют игры » Расскажи, где мы
живем» о классификации среды обитания. Широко использую в младшей и средней группах предметные игры с
листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами. Словесные игры провожу с целью обобщения и систематизации
знаний, развивая внимание, сообразительность, быстроту реакции связанную речь. В работе с детьми использую
большое количество игровых упражнений. Они помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают
наблюдательность. В творческих играх экологической направленности дети любят игры-превращения, на имитацию
признаков и движений «Мы рыбки», «Мы камешки», «Большая и маленькая гора», «Я ручеек» по ходу игрового сюжета
дети поют, пляшут, вспоминают знакомые слова.
Особую роль в игровой деятельности отвожу играм на природе. В качестве подручного материала использую все,
что в буквальном смысле лежит под ногами. С помощью экологических игр дети приобрели навыки бережного и
внимательного
отношения
к
растительному
и
животному
миру
родного
края.
Работа
по
воспитанию
у
детей
экологического сознания, является по настоящему результативной благодаря активному участию родителей в создании
мини-музея, оформлении коллекций мха, камней, семян деревьев, сборе природного материала для выполнения поделок.
Однако работа еще не завершена. Она продолжается. Хочется верить, что все мои ребята с детства будут любить и
беречь природу родного края, а когда вырастут, станут достойными жителями нашей планеты.
Список использованной литературы
1.С.Н.Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
2. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
3.Н.А. Рыжова «Наш дом природа»;
4.Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева«От рождения до школы»;
5. С.Н. Николаева«Юный эколог»;
6. П.Г. Сумарокова«Мир природы и ребенок»;
7. Э.Э. Баранникова«Я познаю мир»;
8. Л.П. Молотова«Игровые экологические занятия с детьми»;
9. А.Н. Бондаренко«Дидактические игры в детском саду»;
10. Т.С Комарова«ИЗО в детском саду»;
11. Авторская программа Каменевой Н.Е.«Божья коровка»;
12.С.Н. Николаева«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
13. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Воспитатель в ДОУ», «Обруч»;
14.О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
15. О.М.Масленникова, А.А.Филипенко «Экологические проекты в детском саду».