Напоминание

"Лечение дифтерии"


Автор: Поповская Тамара Семеновна
Должность: Преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: "Ейский медицинский колледж"
Населённый пункт: Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка открытой лекции, специальность "Лечебное дело"
Тема: "Лечение дифтерии"
Дата публикации: 10.10.2018
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

«ЕЙСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

министерства здравоохранения Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ

Тема:

Лечение дифтерии

ПМ.02 Лечебная деятельность

МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста

Курс III семестр V

Разработал:

преподаватель высшей

квалификационной

категории

Поповская Тамара

Семеновна

2018

1

Согласовано: методист________ И.И. Белозор

2

Рассмотрено и одобрено на заседании

ЦК по специальностям «Лечебное

дело», «Акушерское дело»

Протокол № 1

от «31» августа 2018 г.

Председатель ЦК

_________ Т.С. Поповская

Методическая разработка открытого лекционного занятия

Лечение дифтерии

ПМ.02 Лечебная деятельность

МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста

Аннотация

Данная

методическая

разработка

составлена

в

соответствии

с

требованиями

и

программой

Федерального

Го суд а р с т в е н н о го

образовательного

стандарта

СПО,

утвержденного

Министерством

образования Российской Федерации.

В

методической

разработке

рассматриваются

следующие

моменты:

актуальность

темы,

цель

занятия,

подробная

технологическая

карта

проведения

занятия;

приложения

(конспект

лекции,

презентация

лекции,

вопросы

для

закрепления

с

ответами,

домашнее

дифференцированное

задание).

Актуальность темы

Детские инфекции у детей — наиболее распространенная патология, с

которой встречается

фельдшер.

Детские

инфекции составляют около 1/3

педиатрических

заболеваний.

В

связи

с

чем,

встает

остро

вопрос

о

своевременной диагностике и лечения заболеваний.

Дифтерия ротоглотки и гортани - это наиболее тяжелая форма

заболевания, исход которой зависит от своевременной диагностики, раннего

назначения специфической сывороточной терапии. При токсических формах

наблюдаются

тяжелые

осложнения,

как

миокардит,

полирадикулоневрит,

нефроз,

развитие

ИТШ,

приводящие

к

летальному

исходу.

Кроме

того

заболевание возможно у не привитых детей редких форм локализаций.

Пояснительная записка

3

Методическая разработка предназначена для проведения лекционного

занятия

по

теме

«Лечение дифтерии»,

составлена

на

основе

рабочей

программы ПМ.02 Лечебная деятельность. МДК.02.04. Лечение пациентов

детского возраста

При

проведении

лекционного

занятия,

с

применением

данной

методической разработки, используются знания студентов, полученные при

освоении материала ПМ.01 Диагностическая деятельность.

Методическая разработка включает выписку

из

КТП, технологическую

карту

занятия,

текст

лекции,

перечень

опорных

терминов

по

теме,

иллюстративный видеоматериал для мультимедийного сопровождения. На

занятии используются современные информационно - коммуникационные

технологии, направленные на активизацию внимания студентов, повышения

мотивации к активному участию в учебном процессе, здоровьесберегающие,

объяснительно-иллюстративные

технологии.

Усвоение

материала

лекции

предполагает формирование профессиональных компетенций.

Методы: наглядно-демонстрационные, проблемно-поисковые.

Оснащение:

материально-техническое:

компьютер,

проектор,

экран,

презентация.

Методическое:

рабочая

программа,

календарно

-

тематический

план,

методическая разработка открытого занятия, рекомендации по

подготовке

студента к практическому занятию.

Дидактические средства: вопросы, ситуационная задача.

Методическая разработка позволит преподавателю при проведении занятия

реализовать

принципы

модульно-компетентностного

подхода

в

обучении,

формировать у студентов соответствующие теме общие и профессиональные

компетенции.

Мотивация:

развитие

познавательной

самостоятельности,

развитие

логического и диалектического мышления студентов с целью применения

полученных навыков на практике.

Педагогическая технология.

1.

Применение лекции

-

визуализации

связано,

с

одной

стороны,

с

реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием принципа

4

наглядности.

В

лекции-визуализации

передача

аудиоинформации

сопровождается показом различных рисунков (слайдов). Такая наглядность

компенсирует

недостаточную

зрелищность

учебного

процесса.

Основной

акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс

мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления.

Опора

на

визуальное

мышление

может

существенно

повысить

эффективность

предъявления,

восприятия,

понимания

и

усвоения

информации, ее превращения в знания.

Основываясь на достижениях психологической и педагогической наук в

области

проблемы

визуального

мышления,

в

лекции

целесообразно

значительную часть информации передавать в наглядной форме, развивать у

слушателей

навыки

и

умения

преобразовывать

устную

и

письменную

информацию

в

визуальную

форму.

Это

должно

сказаться

на

качестве

усвоения

материала,

стимулировании

мышления

и

до стижении

профессиональных

целей.

Большой

объем

передаваемой

на

лекции

информации блокирует ее восприятие и понимание. Средством выхода из

этих

трудностей

можно

считать

использование

визуальных

материалов

с

помощью технических средств. Данный метод позволяет увеличить объем

передаваемой

информации

за

счет

ее

систематизации,

концентрации

и

выделения

наиболее

значимых

элементов.

Как

известно,

в

восприятии

материала

трудность

вызывает

представление

абстрактных

(не

существующих

в

зримой

форме)

понятий,

процессов,

явлений,

особенно

теоретического характера. Визуализация позволяет в значительной степени

преодолеть

эту

трудность

и

придать

абстрактным

понятиям

наглядный,

конкретный характер. Процесс визуализации лекционного материала, а также

раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию,

решение которой связано с анализом, синтезом, обобщением, развертыванием

и свертыванием информации, то есть с операциями активной мыслительной

деятельности.

Форма

лекции

предст авляет

собой

сво еобразную

и м и т а ц и ю

профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать,

осмысливать, и оценивать большое количество информации.

Методика

чтения

подобной

лекции

предполагает

предварительную

подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием.

5

Выписка из календарно-тематического плана

По профессиональному модулю, МДК. .02.04. Лечение пациентов детского возраста:

Составлен в соответствии с рабочей программой МП.02 Лечебная деятельность.

10.4.

Лечение дифтерии

2

Лекция №23

Мультимедийная

презентация

Учебный фильм по теме

Лечение дифтерии, скарлатины

6

Практика №17

Мультимедийная

презентация

Учебный фильм по теме

занятия

Занятия:

Конспект лекции

Педиатрия с детскими

инфекциями

А,М. Запруднов

«ГЭОТАР-Медиа

Стр. 449-455

6

ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»

Технологическая

карта

лекционного

занятия

№23

ПМ.02.Лечебная деятельность МДК.02.04. Лечение пациентов детского

возраста

Специальность: «Лечебное дело»

Курс: III Семестр: V

Тема: Лечение дифтерии

Группы/подгруппы: 331

Преподаватель: Поповская Т.С.

Продолжительность: 90 минут

Место проведения: ГБПОУ «Ейский медицинский колледж», главный

корпус

Цели учебного занятия:

Образовательная:

научить

диагностировать

и

лечить

пациента

с

локализованной и токсической формой

дифтерии ротоглотки, дифтерии

гортани.

Проводить

дифференциальную

диагностику

заболевания,

организовывать противоэпидемические мероприятия.

Развивающая: развивать клиническое мышление, интерес к познавательной

деятельности, умение выделять главное и существенное в изучаемом

материале.

Воспитательная: содействовать в ходе занятия формированию общих и

профессиональных компетенций, мировоззренческих понятий,

внимательности, четкости, аккуратности в работе.

Прививать интерес и любовь к избранной профессии, чувство

ответственности за здоровье и качество жизни пациентов.

Требования к умениям, знаниям:

При изучении данной темы студент должен

знать:

принципы лечения и ухода при дифтерии, осложнениях заболеваний;

фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

показания

и

противопоказания

к

применению

лекарственных

средств;

побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из

однородных и различных лекарственных групп.

уметь:

проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

определять тактику ведения пациента;

назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

определять

показания,

противопоказания

к

применению

лекарственных

средств;

применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;

определять

показания

к

госпитализации

пациента

и

организовывать

транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;

7

проводить контроль эффективности лечения.

Формируемые компетенции

ОК.1.Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а

также для своего профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов при дифтерии.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов при дифтерии

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК

3.6.

Определять

показания

к

госпитализации

и

проводить

транспортировку пациента в стационар.

Тип

лекции:

лекция-визуализация,

с

элементами

проблемного

изложения.

О б р а з о в а т е л ь н ы е

т е х н о л о г и и : коллективно-мыслительной

деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

Методы

и

приемы

обучения: объяснительный;

иллюстративный;

проблемный; частично-поисковый; аналитический.

Средства обучения:

Технические средства обучения: компьютер, экран, проектор.

Электронные ресурсы (мультимедийное сопровождение)

Литература:

Основные учебные издания:

1.А.М. Запруднов, К.И. Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями» -

М.:ГЭОТАР-Медиа 2015.-560с.

2. П.Г. Кюль Уход в педиатрии М.:ГЭОТАР-Медиа 2015.-755

Дополнительная литература:

Ежова Н.В.., Русакова Е.М. Педиатрия. Доклиническая практика: Учеб.

Пособие/ -Мн.: Книжный Дом, 2014.-416с.,ил.

Ссылки на электронные источники информации Профильные web – сайты

Интернета:

8

Межпредметные и внутрипредметные связи:

Карта межпредметных связей

Дисциплина, ПМ

Тема

Обеспечивающие

Основы

латинского

языка

с

медицинской терминологией

Раздел 4. Клиническая терминология

Фармакология

Т е м а :

А н т и с е п т и ч е с к и е

и

дезинфицирующие средства.

Тема: Химиотерапевтические средства

МДК.01.01.Пропедевтика

клинических дисциплин

Диагностика инфекционных заболеваний

МДК.02.04.Лечение

пациентов детского возраста

Противоэпидемические

мероприятия

в

очаге.

Инфекционная

бе з о п а с н о с т ь

пациентов

и

медицинских

работников.

Основы

профилактики

инфекционных

болезней.

Обеспечиваемые

ПМ.07 Выполнение работ по

п р о ф е с с и и

м л а д ш а я

медицинская сестра по уходу

за больными

МДК07.02. Безопасная среда для пациента

и персонала

ПМ.03.Неотложная

медицинская

помощь

на

догоспитальном этапе

Н е о т л о ж н а я

п о м о щ ь

п р и

о с т р о й

дыхательной недостаточности

ПМ.04

Профилактическая

деятельность

Вакцинопрофилактика.

Внутрипредметные связи

Темы:

Учение об инфекционных и эпидемических процессах.

Внутрибольничная инфекция.

Организация противоэпидемических мероприятий

Вакцинопрофилактика

Хронологическая карта занятия

№ Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1.

Организационный момент.

1

2.

Вступление, мотивация изучения темы:

- формулировка темы лекции, характеристика

ее профессиональной значимости, новизны и

2

9

степени изученности;

- постановка целей;

-изложение

плана

лекции,

включающего

о с н о в н ы е

в о п р о с ы ,

п о д л е ж а щ и е

рассмотрению, постановка проблемы;

- характеристика рекомендуемой литературы.

3.

А к т у а л и з а ц и я

и м е ю щ и х с я

з н а н и й ,

ретроспекция

(вопросы,

изученные

на

прошлых

лекциях,

связь

их

с

новым

материалом).

2

4.

О с н о в н а я

ч а с т ь

л е к ц и и

( и з л о ж е н и е

содержания в соответствии с планом, фрагмент

фильма).

60

5.

Обобщение

и

систематизация

изученного

материала.

22

6.

Подведение итогов.

3

Вступление, мотивация изучения темы:

Преподаватель

доводит

до

сведения

студентов

тему

и

план

предстоящей лекции.

На

лекции

мы

рассмотрим

вопросы

эпидемиологии,

диагностики,

лечения, противоэпидемические мероприятия при дифтерии.

Дифтерия

-

инфекционное

заболевания,

передается

воздушно-

капельным

путем.

Опасность

заболеваний

в

том,

что

поражают

своей

быстротой течения, формируя осложнения, опасные для жизни. Фельдшер

должен правильно организовать диагностическую, противоэпидемическую

работу с такими пациентами.

10

11

№ Название этапа

Описание этапа

Педагогическая

цель этапа

Врем

я

1

Организационны

й момент

Преподаватель

приветствует

студентов.

Обращает

в н и м а н и е

н а

в н е ш н и й

в и д

с т у д е н т о в

и

готовность

а у д и т о р и и

к

лекционному

занятию,

отмечает

отсутствующих

и

в н е ш н и й

в и д

с т у д е н т о в

и

аудитории.

Проводится

с

целью

создания

р а б оч е й

обстановки.

П р и у ч а е т

к

выполнению

единых

т р е б о в а н и й

в

процессе обучения.

1 мин

2

Постановка

целей,

мотивация

изучения темы

Сообщается

тема,

ц е л и

и

п л а н

лекционного

з а н я т и я

с

мотивацией,

отмечается

а к т у а л ь н о с т ь

и

значение

данного

з а н я т и я

д л я

будущей

профессии

фельдшера.

Постановка

проблемы.

Ситуационная

задача

Формирование

познавательного

и н т е р е с а

к

самостоятельной

д е я т е л ь н о с т и

п о

д а н н о й

т е м е ,

дисциплинированнос

т и

и

м о т и в а ц и и

студентов

2мин

3.

Актуализация

имеющихся

знаний,

ретроспекция.

Преподаватель для

выявления

исходного

уровня

знаний

вместе

со

студентами

путем

диалога определяет

основы

знаний

по

инфекционно-

эпидемическому

процессу.

В ы я в л е н и е

и

коррекция

исходных

знаний, необходимых

для

формирования

профессиональных

практических

у м е н и й ,

а

в

д а л ь н е й ш е м

и

приобретения

первоначального

практического

опыта

по теме

2мин.

4

Основная

часть

занятия

Преподаватель

излагает

основные

положения темы по

следующему плану:

1.Определение

Формирование

с и с т е м ы

з н а н и й ,

умений,

способствующих

выработке

60

мин

Основная часть лекции:

Преподаватель излагает материал по плану лекции

1.Общие понятия о дифтерии

2. Эпидемиология заболеваний.

3.Этиопатогенез заболеваний

4.Клинические формы.

5.Диагностика лабораторная

6. Дифференциальная диагностика.

7.Лечение

8. Тактика фельдшера на догоспитальном этапе

9.Противоэпидемические мероприятия в очаге.

Конспект лекции прилагается (приложение 1).

Обобщение и систематизация изученного материала: преподаватель еще

раз

подчеркивает

важность

данной

темы

в

деятельности

медицинского

работника, обобщает изложенный материал повторение основных положений

лекции. Обобщение изложенного материала проводится также и в процессе

диалога

со

студентами,

обсуждения

диагностики,

проведение

противоэпидемических

мероприятий,

важность

вакцинопрофилактики

населения.

Подведение итогов:

Преподаватель выявляет степень усвоения нового материала путем краткого

опроса

по

основным

положениям

лекции,

представление

студентов

о

возбудителях

заболевания, клинических

формах,

осложнениях,

тактике

фельдшера на догоспитальном этапе, основных направлениях профилактики,

Ответы формируются на примере решения проблемной задачи.

Преподаватель анализирует работу студентов на занятии и дает практические

указания, называет тему предстоящей лекции.

12

Приложение № 1

Вопросы для рефлексии

1.

Назовите основные свойства дифтерийной палочки?

2.

Какие органы и системы вовлекаются в процесс при заболевании

токсической дифтерией ротоглотки?

3.

Перечислите признаки дифтеритической пленки?

4.

Перечислите опорные диагностические признаки, позволяющие

поставить диагноз дифтерии ротоглотки?

5.

Методы лабораторной диагностики, подтверждающие заболевание?

6.

С какими заболеваниями следует проводить дифференциальную

диагностику локализованной дифтерии?

7.

Перечислите препараты для активной иммунизации против дифтерии,

схема вакцинации?

8.Назовите основные этапы лечения заболевания?

9.Назовите основные свойства

10.Перечислите опорные диагностические признаки, позволяющие

поставить диагноз?

Приложение № 2

1.

Всем студентам: составить конспект по уже вам известной схеме следующих

заболеваний:

Дифтерия зева

Дифтерия гортани

Токсическая дифтерия

1.А.М. Запруднов, К.И. Григорьев «Педиатрия с детскими инфекциями» -

М.:ГЭОТАР-Медиа 2015.-560с.

2. П.Г. Кюль Уход в педиатрии М.:ГЭОТАР-Медиа 2015.-755

Дополнительная литература:

2.

Для получения дополнительной отметки или для повышения полученной

предлагаю на ваш выбор одно из следующих заданий:

2.1. Подготовить сообщение, реферат или презентацию

по темам

Дифтерия Скарлатина

Ежова Н.В.., Русакова Е.М. Педиатрия .Доклиническая практика: Учеб.

13

Пособие/ -Мн.: Книжный Дом, 2014.-416с.,ил.

Ссылки на электронные источники информации Профильные web –

сайты Интернета

Приложение № 3

Вопросы для самоподготовки

Вопросы для фронтального опроса

1.Дайте определение дифтерии.

2.Эпидемиология дифтерии.

3.Назовите основные звенья патогенеза дифтерии.

4.Классификация дифтерии.

5. Какие основные клинические проявления дифтерии зева.

6. Что такое истинный круп.

7. Какие формы редкой локализации дифтерии вы знаете?

8. Каковы критерии клинической и лабораторной диагностики?

9. Назовите принципы лечения дифтерии

10. Назовите методы профилактики

Вопросы для индивидуального опроса

1.Что является возбудителем дифтерии

2.Каков путь передачи этой инфекции ?

3.Каков иммунитет при данном заболевании?

4.Как изменяется общее состояние организма при выделении токсина?

5. Где образуется специфическое дифтерическое воспаление?

6. Что является основой специфического воспаления?

7. Какие формы дифтерии зева вы знаете?

8. Какие формы редкой локализации вы знаете?

9. Что такое распространенные формы дифтерии зева?

10. Что такое токсические, субтоксические формы?

11. Каковы основные клинические проявления истинного крупа?

12. Как оказать помощь при синдроме острой дыхательной недостаточности?

13.Дайте краткую характеристику дифтерии носа?

14. Какие симптомы характерны для дифтерии глаз, уха, слизистой половых

органов?

15. Совокупность каких клинических критериев дает возможность

предполагать данное заболевание?

16. Какие лабораторные методы диагностики дифтерии вы знаете?

17. От чего зависит доза противодифтерийной сыворотки?

18. Методы и способы ее введения?

19. Назовите средства патогенетического лечения?

20. Сроки вакцинации и ревакцинации вакциной АКДС?

21. Меры неспецифической профилактики дифтерии?

14

Приложение № 4

Перечень опорных терминов:

1.

ДИФТЕРИЯ – инфекционное заболевание, вызываемое палочкой

Леффлера.

2.

ИНКУБАЦИОННЫЙ ПЕРИОД – скрытый период инфекционного

заболевания.

3.

ИСТИННЫЙ КРУП – воспаление слизистой гортани, вызванное

палочкой Леффлера.

4.

БАКТЕРИОНОСИТЕЛЬ – ребенок, являющийся источником

инфекции, но не имеющий признаков болезни.

5.

ВАКЦИНА – препарат, представляющий собой убитые или

ослабленные

6.

микроорганизмы и вводимые с целью выработки иммунитета.

7.

СЫВОРОТКА – препарат, содержащий антитела к

инфекционным заболеваниям с лечебной целью.

8.

КАТАРАЛЬНАЯ ФОРМА – дифтерия зева, проявляющаяся

явлениями интоксикации и отеком и гиперемией миндалин.

9.

ТОКСИЧЕСКАЯ – дифтерия зева, проявляющаяся явлениями

интоксикации, местными явлениями в зеве и отеком клетчатки

шеи.

10.

ЛОКАЛИЗОВАННАЯ – форма дифтерии зева, при которой налет

не выходит за пределы миндалин.

11.

РАСПРОСТРАНЕННАЯ – форма дифтерии зева, при которой

налет выходит за пределы зева.

12.

БАЦИЛЛЫ ЛЕФФЛЕРА – дифтерийная палочка.

13.

МИОКАРДИТ – воспаление мышцы сердца.

14.

ПОЛИНЕВРИТ – заболевание – осложнение дифтерии, при

которой развивается воспаление нервных стволов.

15.

АФОНИЯ – исчезновение голоса.

16.

КРОВОТОЧИВОСТЬ – симптом, появляющийся при попытке

снять шпателем пленку на миндалине при дифтерии зева.

17.

ЛАЮЩИЙ КАШЕЛЬ – специфический кашель при истинном

крупе.

15

Приложение № 5

Лечение дифтерии

Лекция преподавателя Т.С. Поповской

МДК.02.04. Лечение пациентов детского возраста

План лекции

План лекции:

1.Определение дифтерии

2. Эпидемиология заболевания.

3.Патогенез

4. Клиника дифтерии

5. Дифференциальная диагностика различных видов ангины

6. Лабораторная диагностика.

7. Осложнения

8. Лечение.

9. Профилактика

10.Мероприятия в очаге.

11.Диспансеризация.

12.Обобщение и систематизация изученного.

Дифтерия

-

острый

респираторный

антропоноз,

который

вызывается

различными типами токсических дифтерийных палочек и характеризуется

развитием дифтерического воспаления в месте внедрения возбудителя с

выраженным некрозом слизистых оболочек и повреждением миокарда,

проводящей системы сердца, ЦНС, и периферической нервной системы.

Историческая справка

Дифтерия – одно из немногих инфекционных болезней, которые могут

завершиться внезапной блокадой сердца с развитием синдрома Моргани –

Эдемса – Стокса и скоропостижной смертью. Может быть поздняя смерть – в

прошлом

бытовало

выражение

среди

врачей:

«Если

заболел

дифтерией,

опасайся смерти 50-го дня».

Дифтерия – поистине жестокая болезнь. Врачи древнего мира часто

называли

ее

«смертельной

язвой»,

«удушающей

болезнью»,

«петлей

удавленника», «трахеальной ангиной».

Этиология

Возбудитель

дифтерии Corynebakterym

diphtheria

относить

к

роду

Corynebakterium (КБД).

16

Род определяет три группы:

1.

Коринобактерии патогенные для животных и человека (21 вид).

2.

Коринобактерии патогенные для растений

3.

Коринобактерии непатогенные

Патогенные для человека подразделяются на 3 биовара: mitis,

grabis,

intermedius.

Токсигенные коринобактерии всех вариантов продуцируют идентичный

токсин,

обуславливающий

повреждение

органов

и

тканей

в

месте

локализации возбудителя.

Клиническая классификация дифтерии.

В основу классификации Молчанова положена распространенность и

токсичность; классификация Копытина – тип, тяжесть, течение; в 1944 г. –

Розанов создал «единую рабочую классификацию». На сегодня существует

международная классификация дифтерии (ВОЗ) 1993 г. – разделяет ее по

анатомической

локализации

поражения

на

тонзиллярный,

ларингеальный,

назальный – не респираторный, конъюнктивальный, ушной, генитальный. С

учетом тяжести: субклиническая, легкая, среднетяжелая и гипертоксическая.

Турьяков, Беляева 1996 г. предложили новую классификацию, отразив

сущность

инфекционного

процесса

и

подчеркнув

ведущие

синдромы

(кардиопатии, нефропатии, нейропатии, энцефалопатии, пневмопатии, шок).

Клиническая классификация дифтерии

(М.Х. Турьянов, Н.М. Беляева, 1996)

По локализации

Ведущие

синдромы

Степени

тяжести

Особенности

течения

Ротоглотки

Кардиопатия

Легкая

Атипичное

(носительство,

катаральное)

Носа

Нефропатия

Среднетяжелая

Типичная

Редкие формы:

Нейропатия

Гипертоксичская

Затяжная

17

Глаз

Половых

органов

Кожи

Энцефалопатия

Фульминантная

Д и ф т е р и я

микст (стрепто –

ст аф.

и

д р .

ангины.

Пневмопатия

Молниеностная

Шок

Комбинированные

Смен.

Клиническая характеристика дифтерии.

С 1993 г. на территории РФ действуют рекомендации по стандартному

определению заболевания дифтерии, разработанные отделом инфекционных

болезней МЗ РФ, которые включают следующие диагностические критерии

заболевания.

Стандартное определение заболевания дифтерии:

А)дифтерия ротоглотки:

-

повышение температуры до 38 – 39 Сº

-

неяркая гиперемия слизистой ротоглотки

-

умеренный отек миндалин и дужек

-

трудно снимаемые пленчатые наложения

-

умеренно увеличены лимфоузлы.

Б) дифтерия гортани (круп)

-

осиплость голоса

-

сухой кашель

-

затруднение вдоха, одышка, цианоз кожи лица

-

вынужденное сидячее положение с запрокинутой головой

В) дифтерия носа

-

обильное слизисто – сукровичное выделяемое из носа

-

пленчатые наложения на перегородке носа

Г) дифтерия глаза

-

резкий отек век

-

обильное слизисто – гнойное отделяемое

-

яркая гиперемия конъюнктивы

-

пленка на конъюнктиве одного из обоих век

18

Токсическая форма

-

высокая температура до 39 – 40 С, с первых дней заболевания

-

головная боль, озноб, рвота, доли в животе

-

отек миндалин с распространением на дужки, язычок, мягкое и

твердое небо

-

плотные

налеты

на

миндалинах,

быстро

увеличиваются

и

распространяются за их пределы

-

диффузная гиперемия слизистой ротоглотки

-

увеличение и болезненность лимфоузлов

-

боль в шеи, отек подкожной клетчатки на лице, на шеи, до ключицы

и ниже

-

приторно- сладкий запах изо рта

-

распространение

налетов

на

носоглоточные

миндалины,

затрудненное носовое дыхание

-

кровоизлияние

на

коже

и

слизистых,

носовое

кровотечение,

кровоточивость десен

-

стеноз гортани, затрудненное дыхание, афония

-

миокардит, нарушение ритма сердечных сокращений

-

полинейропатия

(парез

мягкого

неба,

вялые

парезы,

с

атрофией

мышц, корешковые боли, ослабленные сухожильные рефлексы)

-

острая почечная недостаточность

-

инфекционно – токсический шок, отек мозга.

Примеры:

1.

подозрение на заболевание дифтерией

-

патологические

наложения

на

миндалинах

(островчатые

или

пленчатые)

-

ангина,

тонзиллит,

нозофарингит,

ларингит,

паратонзиллярные

абсцесс

-

контакт с больным дифтерией

-

пребывание в местности, неблагоприятной по заболеванию

-

лица, не имеющие определенного места жительства

2.

вероятность заболевания дифтерией

-

патологические

наложения

на

миндалинах

(островчатые

или

пленчатые)

-

ангина,

тонзиллит,

нозофарингит,

ларингит,

паратонзиллярные

абсцесс

-

контакт с больным дифтерией

-

пребывание в местности, неблагоприятной по заболеванию

-

лица, не имеющие определенного места жительства

3.

окончательный диагноз

19

-

лабораторное подтверждение (выделение токсичного штамма) или

одного либо нескольких типичных клинических признаков и эпид.

ситуации.

Дифтерийный круп – у детей раннего возраста появляется кашель и

осиплость голоса, катаральная стадия 1 – 3 дня;

затем с появлением фибринозных налетов в гортани присоединяется

стенотическое дыхание ( затруднение вдоха), стеноз усиливается в течении 2-

3 дней – стенотическая стадия

асфиксия

на

5

6

день

заболевания

у

детей

старшего

возраста,

взрослых – кашель и афония 6 – 8 дней,

предасфиктическая – 2 суток,

затем – асфиксия.

Диагностические

критерии

дифтерийного

миокардита:

ранние

признаки

брадикардия,

атриовентрикулярная

диссоциация,

удлинение

электрической систолы, провисание сегмента ST.

Для

ранней

диагностики

поражения

с ердца:

ЭХ О К Г,

доплеркардиография, холгеровское мониторирование ЭКГ

Раннее

поражение

нервной

системы: бульварный

синдром:

глазодвигательные

расстройства

(4

10

день

болезни),

поражение

периферических нервов – 4 – 16 день болезни.

Дифференциальная диагностика:

1.

ангины кокковой этиологии

-

характерна интоксикация ( головная боль, температура, рвота) 1 – 3

дня, характерен внешний вид – яркий румянец, блеск глаз, яркость и

сухость губ, увеличение миндалин, постепенные налеты по ходу

лакун, желтовато – зеленого цвета при дифтерии увеличивается отек,

при

ангине

(+)

динамике

при

назначении

антибактериальной

терапии, дифтерийной – сыворотке.

2.

ложный круп

-

возникает внезапно, чаще ночью, несмотря на осиплость голоса,

может

быть

звонкие

нотки,

может

отмечаться

волнообразность

течения, купируется спазмолитиками, отвлекающими процедурами.

20

Лабораторная диагностика

Санитарно – эпидемиологическим правилам СП 3.1.2. 1108 – 02

Для взятия используют стерильные сухие ватные тампоны. Материал с

миндалин и из носа собирают отдельными тампонами натощак или через 2

часа

после

еды,

до

применения

полоскания

или

других

видов

лечения.

Материал

берут

из

ротоглотки

при

хорошей

освещенности

с

помощью

шпателя.

Вращательными

движениями

необходимо:

захватить

слизь

с

пораженных

миндалин

на

границе

воспалительного

очага

с

налетами

и

здоровых

тканей.

При

отсутствии

налета

слизь

забирают

с

поверхности

миндалин, небных дужек, язычка, не касаясь слизистых. При взятии слизи из

носа – следует предварительно отчистить носовые проходы или протереть

слизистые сухим ватным фитилем и убрать корки. После этого надо снять

секрет, вводя тампон глубоко в каждую ноздрю и плотно, прикасаясь ко всем

его

сторонам

к

стенкам

и

перегородке

носа.

Тампоны

доставляются

в

лабораторию не позднее 3 часов после взятия материала. В праздничные дни

засев

идет

на

питательную

среду

и

в

течении

суток

доставляется

в

лабораторию. Пробирки от одного больного должны быть скреплены вместе

(на пробирке – порядковый номер анализа.) В сопроводительном документе:

ФИО,

адрес,

название

учреждения,

нос,

ротоглотка,

цель,

(DS,

эпидпоказания), ответ через 72 часа.

Лечение

1. Антитоксическая противодифтерийная сыворотка (АПДС) в/м, в/в (при

токсической форме) немедленно при подозрении на токсическую форму

или дифтерийный круп, через 12 – 24 часа введение сыворотки повторяется

-

при непереносимости АПДС – вводится антидифтерийная плазма,

практически исключающая тяжелые осложнения.

-

Этиотропная терапия – 5 – 10 дней (пенициллин, полусинтетические

КБД)

высокочувствительны

к

цефалозолину,

цефамандолину,

сохраняют свою актуальность тетрациклины и макролиды.

-

Глюкокортикоиды

-

Миокардиты:

гепарин,

курантил,

плазма,

метаболизирующие

средства

рибоксин,

витамины

В,

С,

Е,

десенсибилизирующие

средства.

-

Полинейропатия:розерин,

витамин

В,

дибазол,

т рентел,

дегидратационные препараты, плазмоферез.

21

Профилактика

Выявление больных дифтерией, лиц и подозрением на это заболевание и

носителей токсигенных коринобактерий на дифтерию.

1.

при диагностике «Ангина с патологическими наложениями на

миндалинах (+паратонзилярные абсцессы) – обследование на BL в течении

24 часов и наблюдение в течении 3 дней.

2.

при

наблюдении

за

ангинозными

больными

должна

соблюдаться преемственность в передачи сведений о них на всех этапах

оказания мед. помощи - от момента обращения до госпитализации.

3.

в направлении с подозрением на дифтерию указываются первые

симптомы, лечение, сведения о проф. прививках и о контакте с больным

дифтерией или бак.носителем.

Регистрация и учет, и статистическое наблюдение.

О каждом случае заболевания – обязаны подать сведения по телефону,

затем в течении 12 часов в письменной форме подать экстренное извещение.

Мероприятия в очаге.

Больные, носители, с подозрением – госпитализация

Пациенты из учреждений с круглосуточным пребыванием (интернаты)

- госпитализация

В

день

поступления

и

затем

в

течении

2

дней

проводиться

бак.исследование

У каждого больного впервые 5 дней берется кровь на серологию, для

верификации прививочного анализа.

В день поступления носителя токсигенных штаммов и затем в течении

2 дней берется мазок на BL , при получении 2 отрицательных анализов

носителя выписывают и назначают лечение ЛОР – патологии.

Выписка

больного

после

клинического

выздоровления

и

2

отрицательных

бак.анализов

с

интервалом

1,2

дня,

после

отмены

антибиотиков.

В

случае

положительного

результата

на BL

носителю

назначают

антибиотики. Выписка после 2 отрицательных анализов, после отмены

антибиотиков.

После

выписки

из

стационара

носители

и

больные

допускаются

в

детский коллектив.

Е с л и

б а к т е р и о н о с и т е л ь

п о с л е

2

п р о в е д е н н ы х

к у р с о в

антибактериальной терапии продолжают выделять BL, его допускают в

коллектив

при

условии,

что

все

лица

будут

привиты.

Вновь

поступающие в коллектив должны быть иммунозированны.

22

Носители нетоксигенных коринобактерий госпитализации и лечению

не подлежат. Они допускаются во все коллективы + консультация Лор

врача.

Мероприятия в очаге

При получении экстренного извещения – эпидемиолог в течении

24 часов проводит обследование очага.

При госпитализации пациента персонал учреждения организует и

проводит кипячение белья, посуды, игрушек. Проводит влажную

уборку с применением дез.средств.

Карантин на 7 дней.

Лиза

из

очага

однократно

обследуются

и

осматривается

Лор

врачом в течении первых 3 дней.

Серологическое обследование – при необходимости по решению

эпидемиолога

не

позднее

48

часов

с

момента

выявления

источника с согласием контактного.

Проф. прививкам подлежат:

Не привиты против дифтерии лица

Дети

и

подростки,

у

которых

наступил

срок

очередной

вакцинации

Взрослые, у которых согласно мед.документации прошло

более 10 лет

Лица,

у

которых

при

серологическом

обследовании

обнаружены титр 1: 20

Вакцинация

У

привитых

вырабатывается

антитоксический

иммунитет,

который

защищает от токсических форм дифтерии и смертельных исходов

*

Приказ

№ согласно

прививочному

календарю

РФ

№125н.

от

21.03.2014г.

3 мес. – 1 вакцинация

4, 5 мес. – 2 вакцинация

6 мес.-3 вакцинация

18 мес. – 1 ревакцинация

7 лет – 2 ревакцинация

14 лет – 3 ревакцинация

Взрослые: 1 раз в 10 лет.

23

Для ревакцинации взрослых и в очагах дифтерии применяют АДС – М.

Абсолютных противопоказаний нет, не является противопоказанием ВИЧ –

инфекция и др. иммунодефициты. Не рекомендуется проводить прививок

беременным. Проф. прививки проводят с согласия граждан, отказ должен

быть оформлен записью в мед документации и подписан гражданином и

мед.работником. По действующим нормативно – методическим документам

(СП 3.1.2. –1108 – 02) охват прививками должен составлять:

Законченной вакцинацией детей в возрасте 12 мес. – 95%

Первой ревакцинацией – 95%

Взрослых в каждой взрослой группе – 90%

Взрослые,

переболевшие

дифтерией

в

легкой

форме,

дополнительной

прививке не подлежат. Ревакцинация через 10 лет. Должны быть привиты

2

кратно

против

дифтерии,

но

не

ранее

6

мес.

После

перенесенного

заболевания, последующие ревакцинации проводят каждые 10 лет.

Лицензированные анатоксины

АДС – дифтерийно-столбнячный анатоксин, Россия.

АДС

М

-

дифтерийно-столбнячный

с

умеренным

количеством

антигенов.

Д.Т.Вакс

-

дифтерийно-столбнячный

анатоксин,

Авентис

Пастер,

Франция

Имовакс

Д.Т.

Адюльт

-

дифтерийно-столбнячный

с

умеренным

количеством антигенов, Авентис – Пастер, Франция

АД

М

-

дифтерийный

анатоксин,

очищенный,

адсорбированный,

Россия.

Анатоксины входят в состав вакцины:

Бубо – М - дифтерийно-столбнячно – гепатитная В вакцина

Тетракок – гемофильно – гепатитно В Авентис – Пастер, Франция

– полиомиелитическая Авентис – Пастер, Франция

Бубо – кок - коклюшно - дифтерийно-столбнячно– гепатитная В вакцина,

Россия

Пентоксим -

коклюшно

-

дифтерийно-столбнячная

гемофильно

гепатитно В Авентис – Пастер, Франция

24

Гексоваж - коклюшно - дифтерийно-столбнячно – полиомиелитическая -

гемофильно – гепатитно В Авентис – Пастер, Франция

Тританрикс ТМ НВ - коклюшно - дифтерийно-столбнячно– гепатитная В

вакцина, фрима Глаксо Смит Кляйн, Англия.

25

Граф логической структуры темы:

План лекции

1.Определение понятие дифтерии.

2.Патогенез дифтерии.

3.Клиническая картина заболевания.

4.Диагностика заболевания.

5. Лечение дифтерии.

6.Профилактика заболевания.

26

План – хронокарта лекции

этапа

Название

этапа

Время,

Цель

Содержание дидактического

момента

Содержание

учебного

материала

Метод

Формы контроля.

Показатель

выполнения

Средства

наглядност

и

1

Организа

ционный

момент

1

Обеспечить

нормальную

внешнюю

обстановку

для работы

на лекции и

психологиче

ски

подготовить

студентов к

общению и

предстоящем

у занятию

1. Приветствие

2. Определение

отсутствующих

3. Проверка готовности

учащихся к занятию

4. Проверка

подготовленности аудитории

к занятию

5. Организация внимания

Наблюдение.

-

доброжелательны

й настрой

преподавателя и

студентов;

-

кратковременност

ь;

-полная

готовность

группы и

оборудования к

работе;

-быстрое

включение

группы в деловой

Журнал

группы.

27

ритм;

-организация

внимания всех

студентов.

2

Этап

подготовк

и

учащихся

к

активном

у и

сознатель

ному

усвоению

нового

материал

а.

3

Организоват

ь и

целенаправи

ть

познавательн

ую

деятельность

студентов,

подготовить

их к

усвоению

нового

материала.

Формировать

целенаправле

нный

характер

учебной дея-

тельности

1.Сообщение темы изучения

нового материала;

2.Формулировка вместе со

студентами цели и задачи

изучения нового материала;

3.Показ фактической

значимости изучения нового

материала, мотивация

студентов к его освоению;

4.Постановка перед

студентами учебной

проблемы.

Эвристиче

ская

беседа

-активность

познавательной

деятельности

студентов на

последующих

этапах;

- эффективность

восприятия и

осмысления

нового материала;

-понимание

студентами

практической

значимости

изучаемого

материала.

28

учащихся.

Научить

студентов

формулирова

ть цель и

выбирать

конкретные

средства для

ее

достижения.

3

Актуализ

ация

имеющих

ся

знаний,

ретроспе

кция

(вопросы,

изученны

е на

прошлых

лекциях,

связь их с

2

Вспомнить

вопросы,

изученные на

прошлых

лекциях,

связь их с

новым

материалом

эпидемиология

I Звено

эпидемиолог

ической цепи

II Звено

эпидемиолог

ической цепи

III Звено

эпидемиолог

ической цепи

Эвристичес-

кая беседа

быстрое включение

группы в деловой

ритм;

29

новым

материал

ом)

4

Усвоение

новых

знаний.

60

Дать

студентам

конкретное

пред-

ставление об

изучаемых

фактах,

явлениях, об

основной

идее

изучаемого

вопроса.

Добиться

усвоения

студентами

способов,

путей,

средств,

которые

привели к

1. Организация внимания.

2.Организация

преподавателем процесса

восприятия, осознания,

осмысления, первичного

обобщения и

систематизации нового

учебного материала.

3. В ходе освоения нового

материала обучать студентов

собственной деятельности

по изучению и овладению

содержанием этого

материала, умениям и

навыкам рационально

учиться.

4. Осуществлять этот этап

на основе создания

ситуации, когда основным

Определение

понятие

дифтерии.

Патогенез

дифтерии.

Клиническая

картина

заболевания.

Диагностика

заболевания.

Лечение

дифтерии.

Профилактик

а

заболевания.

1.Лекция

2.Эвристи

ческая

беседа

3.Индукти

вный

проблемн

ый

4.Дедукти

вный;

проблемн

ый

Наблюдение за

составлением

конспектов

качество ответов

студентов на

следующих

этапах лекции;

1. Таблица

«Дифтерий

ная

инфекция»

2.

Мультимед

иа.

30

данному

обобщению.

Добиться

усвоения

студентами

метода

воспроизведе

ния

изучаемого

материала.

работником (субъектом)

процесса обучения,

основным ответственным

лицом за свою учебу и

поведение становится

студент.

5

Этап

первично

го

закрепле

ния

новых

знаний

20

Закрепить в

памяти

учащихся те

знания и

умения,

которые

необходимы

им для

самостоятель

ной работы

по новому

материалу.

Добиться в

ходе

закрепления

1. Закрепление новых

знаний и умений.

2. Закрепление методики

изучения вопроса и

методики предстоящего

ответа ученика при

очередной проверке знаний.

3. Одновременно с

закреплением углубление

осмысления учащимися

учебного материала,

проверка понимания

Дать

определение

дифтерии.

Эпидемиолог

ия дифтерии.

Патогенез,

классификац

ия, клиника.

Репродуктив

ный

фронтальны

й;

дедуктивны

й

Выяснение

преподавателем

прочности и

уровня

осознанности

знаний студентов.

Умение студентов

узнавать и

соотносить факты

с понятиями,

правилами и

идеями.

См. п. 3.

31

повышения

уровня

осмысления

изученного

материала,

глубины его

понимания.

Выработать

соответству

ющие

навыки и

умения.

сущности новых понятий

учащимися.

4. Закрепление только что

изученного материала на

основе творческого его

применения на практике, в

нестандартных ситуациях.

5. Выработка

соответствующих навыков и

умений.

Умение

воспроизводить

основные идеи

нового материала.

Умение выделять

существенные

признаки

ведущих понятий.

32

6

Этап

информа

ции

учащихся

о

домашне

м

задании,

инструкт

аж по его

выполнен

ию.

6

Сообщить

учащимся о

домашнем

задании,

разъяснить

методику его

выполнения,

мотивировать

необходимост

ь и

обязательност

ь акта.

Подвести

итоги урока

1. Подведение итогов урока:

как работала группа, кто из

студентов работал особенно

старательно, что нового

узнали.

2. Мотивирование

домашнего задания.

3. Подробный, но сжатый

инструктаж по выполнению

домашнего задания.

4. Проверка того, как

учащиеся поняли

содержание работы и

способы ее выполнения.

1. Сравнить

«Опорные

знания» с

конспектом

лекции

2. Дополнить

конспект

лекции

3.Выучить

лекцию

4.

Подготовитс

я к

выполнению

дифференци

рованной

программы

методическог

о пособия

Правильное

выполнение

домашнего

задания всеми

студентами

(выясняется на

семинарском –

практическом

занятии).

Методическ

ое пособие

для

студентов

33

Французский писатель Ги де Мопассан в своем произведении «На воде» посвятил «дифтериту»

несколько страниц. Во Франции было то же, что безыскусно рассказала мне Татьяна Михайловна.

Мопассан писал: «Я подходил уже к дому, когда среди поля на дороге заметил кабриолет доктора. Вдруг

кабриолет остановился; высунулась голова доктора, он сказал:

— Не поможете ли мне полечить дифтеритную больную? Я один, и надо бы ее подержать, пока я буду

снимать пленки в горле.

Больны были мать и дочь. Отец и сын погибли раньше. Мы подъехали к ферме. Доктор привязал лошадь

к суку яблони перед дверью, и мы вошли в помещение. Из темного угла слышался шум хриплого и

частого дыхания. Это дышала девочка. Мать, лежавшая на чем-то вроде большого деревянного ящика —

обычной деревянной кровати — и накрытая ветхими одеялами и ветхим рваньем, казалась спокойной.

Доктор зажег свет и провел меня в глубь помещения, к постели девочки. Она тяжело дышала, щеки ее

осунулись, глаза блестели, волосы спутались; она была страшна. Я взял ее за плечи, а доктор, заставив ее

раскрыть рот, вытащил из горла большую беловатую пленку, показавшуюся мне сухой, как кусок кожи.

Девочке сразу стало лучше дышать и она немного отпила. Мать, приподнявшись на локте, смотрела на

нас. Она пробормотала:

— Готово?

— Да, готово.

— Мы так и останемся одни?

34

Голос ее дрожал от страха, от ужасного страха перед этим одиночеством, этой заброшенностью,

темнотой и смертью, которую она ощущала так близко».

Это было написано Мопассаном в 1888 г.

Преподаватель Т.С. Поповская____

35



В раздел образования




Яндекс.Метрика