Автор: Гергель Нина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: п.Власиха, Московская область
Наименование материала: Проект
Тема: Проект « ЧИПОЛЛИНО. ЛУКОВЫЕ ИСТОРИИ». (средняя группа )
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ « ЧИПОЛЛИНО.ЛУКОВЫЕ ИСТОРИИ».
Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатели.
Срок выполнения: два месяца.
Цель: развивать познавательный интерес детей, знакомить со свойствами
растений.
Задачи: 1)Формировать представления детей об особенностях внешнего вида
лука, учить находить донце с корнями и верхушку;
2)формировать навыки посадки лука, выявлять условия, необходимые для
роста растения;
3)вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука;
4)обогащать словарь, вводить слова, обозначающие качества;
5)учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение
делиться своим опытом.
Аннотация. В ходе проекта дети изучают свойства лука, его строение,
самостоятельно выращивают зеленый лук, учатся готовить блюда,
содержащие зеленый лук.
Ход проекта.
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. В период профилактики гриппа дети приносили
луковицы для приготовления фитонцидного масла. Несколько луковиц через
некоторое время начали прорастать. У детей возник интерес, который был
поддержан воспитателем.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Дети решают узнать, как в условиях северной весны
вырастить хороший урожай зеленого лука.
ПЛАНИРОВАНИЕ. В ходе обсуждения ребята решают, что нужно, хорошо
изучить внешний вид лука, узнать его отличия от других растений, собрать
информацию о луке (его особенностях, потребности в воде, свете, земле,
тепле), а так - же загадки, пословицы, игры, художественные произведения,
посвященные луку, лечебные и кулинарные рецепты с использованием лука.
Затем попробовать самим посадить и вырастить лук.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Предложить родителям приобрести для
проведения проекта «Огород на окне» - контейнеры, землю, семена для
посадки, лейки, палочки для рыхления. Домашнее задание - с детьми
вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, рассказать о том, как
ухаживали за луком.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА. Дома вместе с родителями дети изучают разные
сорта лука. На занятии в группе они рассматривают лук и чеснок - отмечают
сходство и различия растении. Воспитатель рассказывает о луке.
Лук относится к семейству луковых. Это двухлетнее растение с крупной
луковицей, состоящей из сочных утолщенных листов - чешуй. В них
находятся все питательные вещества. Сверху луковица покрыта двумя-тремя
сухими чешуями. Листья лука трубчатые. Цветочная стрелка заканчивается
соцветием-зонтиком из 300-400 мелких цветков. Плод-коробочка с двумя
черными семенами (чернушка). Выращивают лук как одно- или двухлетнее
растение, размножают семенами или вегетативным способом. При первом
способе из семян получают лук-репку, при втором выращивают «севок»
-маленькие (0,7-2 см) луковички, из которых на следующий год получают
лук-репку.
Лук требует плодородной, легкой, влагоемкой почвы. Уход заключается в
прополке, поливе. Лук отзывчив на фосфатно-калийные удобрения.
В детском саду с помощью воспитателя дети собирают загадки и
пословицы о луке и других овощах. Затем воспитатель проводит досуг «В
гостях у Чиполино»: загадки об овощах, игровая карусель («Чудесный
мешочек - угадай на ощупь», «Угадай на вкус», словесная игра «Скажи
наоборот»). В группе воспитатель читает детям сказку Дж. Родари
«Чиполлино».
Ребята собирают «советы бывалых огородников», и в группе вместе с
воспитателем проводят опыты, показывающие потребность лука в воде,
свете, земле, тепле. На основе полученной информации дети вместе с
воспитателем составляют схему «Что нужно для посадки лука». Совместно с
родителями дети готовят дома и приносят в группу необходимый инвентарь
для посадки . В группе под наблюдением воспитателя сажают лук, затем
ухаживают за ним и наблюдают за ростом растения, зарисовывают и
фотографируют свои наблюдения. Так - же дети вместе с воспитателем на
своем огороде посадили укроп, петрушку, бобы, морковь, огурцы, кабачки,
помидоры, овес, свеклу, чеснок и тоже наблюдают за их ростом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Ребята демонстрируют родителям и детям из других групп
созданный своими руками «Огород на подоконнике». Участники проекта
оформляют альбом «Луковые истории», содержащий загадки, пословицы,
стихи о луке, «Рецепты от Чиполино» (лечение без лекарств), «Дачные
советы», рецепты блюд с использованием зеленого лука.
ЗАГАДКИ О ЛУКЕ.
Я и горький, я и сладкий,
К солнцу я тянусь из грядки,
Малышам полезный друг,
А зовусь я просто…(лук).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть не драчун, а просто…(лук).
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Начали щипать-
Стали плакать и рыдать.
(Лук).
Сидит баба на грядках
Вся в заплатках.
Кто ее раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук).
Скинули с Егорушки
Золотые перышки.
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук).