Напоминание

"Развитие творческих способностей учащихся с помощью организации театра теней и занятий кружка по художественной обработке древесины"


Автор: Дерябин Алексей Викторович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ЧОУ "Православная гимназия в г.Калуге"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся с помощью организации театра теней и занятий кружка по художественной обработке древесины"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие творческих способностей учащихся с помощью организации

театра теней и на занятиях кружка

«Художественная обработка изделий из древесины»

Автор работы: А.В. Дерябин, учитель технологии

ЧОУ «Православная гимназия в г. Калуге»

Театр теней – это удивительный и зрелещный вид театрального искусства. К

тени мы привыкаем с детства. Она всегда рядом с нами, мы можем играть с

тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Вот как о тени пишет

Антье Виндгассен: "Она сопровождает нас днём и даже ночью. Она всегда с

нами, нам с нею – с тенью – не расстаться. Иногда можно просто позавидовать

нашей спутнице, так как ей подвластны свойства, которыми мы не владеем: то

она вытягивается в длину, то становится короткой, без усилий взбирается на

стены и запросто проходит сквозь огонь и воду".

Театр

теней

родился

в

Китае

и

живет

по

сей

день.

Он

основан

на

использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и

экраном или накладываются на него. С его помощью создаются удивительные

театральные зрелища.

Я хочу рассказать Вам, как при помощи нехитрых приспособлений вы

можете

порадовать

теневым

театром

учащихся

школы

или

воспитанников

дошкольных образовательных учреждений.

С начала работы в ЧОУ «Православная гимназия в г. Калуге», одним из

направлений

моей

профессиональной

деятельности

стало

создание

и

организация

работы

кружка

«Художественная

обработка

изделий

из

древесины». Программа работы кружка ориентирована на обеспечение условий

для конкретного творческого труда, основанного на одном из видов народного

искусства - "художественная обработка древесины".

Программа разработана

для учащихся с 5-го по 7-ой класс и рассчитана на 3 года обучения. Занятия в

кружке позволят детям получить расширенные знания и простейшие умения и

навыки

по

художественной

обработке

древесины,

научат

изготавливать

художе ственные

изделия

из

древе сины,

будут

с п о с о б с т в о в ат ь

профессиональной ориентации школьников в мире современных профессий.

Для достижения этой цели программа предполагает решение следующих задач:

раскрыть, перед учащимися, истоки и роль народного творчества, декоративно-

прикладного искусства в православии, посредством возможностей творческого

труда

по

программе

деятельности

кружка,

способствовать

социализации

обучающихся, и готовить их к будущей трудовой жизни, развивать творческие

способности учащихся.

В соответствии с программой кружка, учащиеся 5-х классов выполняют

художественное

выпиливание

ручным

лобзиком,

изготавливая

несложные

изделия. По мере посещения кружка, мотивация пятиклассников, с каждым

занятием возрастала, они хотели реализации новых творческих идей. На одном

из занятий, я продемонстрировал им шаблоны персонажей теневого театра,

который

я

ставил

с

учащимися

много

лет

назад.

Это

были

герои

сказки

«Теремок». Участники кружка, в один голос сказали, что тоже хотят создать

театр теней. Нами был разработан план работы и определены ответственные за

создания театра. План включал в себя: создание экрана (отв. А.В. Дерябин, рук.

кружка),

выбор

сказки

православной

тематики,

желательно

с

фонограммой

текста (отв. староста группы), выполнение рисунков и выпиливание будущих

персонажей (отв. члены кружка), подготовка персонажей к представлению и

организация

освещения

экрана

(А.В.

Дерябин,

рук.

кружка),

репетиции

спектакля,

представление

и

планирование

дальнейшей

работы

(отв.

весь

коллектив кружка). В основу всей задуманной проектной работы, по созданию

театра теней, я положил развитие творческой самостоятельности учащихся и

профессиональные пробы в различных сферах трудовой деятельности.

Изготовлением экрана мы занимались на уроках технологии в 7-ом классе,

где

по

программе

изучаются

шиповые

соединения,

при

помощи

которых

скреплены все детали экрана. Источником света стал старый

фильмоскоп,

раньше с его помощью показывали диафильмы. Члены кружка, с большим

энтузиазмом,

рисовали

будущих

персонажей

сказки.

В

качестве

первого

спектакля

единогласно

стала

сказка

Оптинского

монаха

Лазаря

«Ёжик

и

кузнечик

Богомол».

В

интернете

была

найдена

фонограмма

этой

сказки.

Фонограмма

хорошо

озвучена,

включает

музыку

и

песни.

После

прослушивания, члены кружка решили, что самим озвучивать спектакль на

первых

порах

им

будет

очень

сложно,

поэтому

при

показе

сказки

они

воспользуются

этой

фонограммой.

Одновременный

показ

представления

и

самостоятельное голосовое озвучивание были отложены на будущее, когда у

наших актеров сформируются умения кукловождения.

Основная работа по выпиливанию персонажей и декораций легла на плечи

членов

кружка.

С

огромным

вдохновением

учащиеся

выпиливали

кукол

и

декорации,

своими

успехами

делились

с

одноклассниками,

тем

самым

привлекая их в кружок.

Уроки технологии в 5-ом классе, предусматривают работу с проволокой.

Поэтому

окончательную

подготовку

персонажей

(соединение

фанеры

с

проволокой),

члены

кружка,

вместе

с

одноклассниками,

делали

на

уроках

технологии.

Проделав большую подготовительную работу мы подошли к этапу выбора

актёров и репетиций. Желающих было очень много. Репетиции проходили в

разных составах, давая ребятам возможность попробовать себя в сложной роли

актёра.

Настала

пора

выступлений

перед

учащимися

начальных

классов

и

воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. У членов кружка

большие творческие планы: продолжить ставить сказки Оптинского монаха

Лазаря, про ёжика, а так же другие православные сказки и былины. Кружковцы,

в основном учащиеся 5 «Б» класса, являются членами отряда ЮИД гимназии.

Поэтому

ребята

решили

подготовить

представление

о

необходимости

соблюдении школьниками правил дорожного движения.

Программа

работы

кружка

«Художественная

обработка

изделий

из

древесины» в следующем учебном году предусматривает фасонное точение

древесины,

что

откроет

новые

возможности

создания

интересных

кукол

и

декораций спектаклей. Моей задачей будет являться скорректировать рабочую

программу кружка, по продолжению работы театра теней и созданию новых

постановок.

По итогам проделанной мною работы, хочется сделать вывод: театр теней

несет в себе большие возможности для воспитания и развития школьников.

Ребенок становится не только зрителем, но и творцом, принимая деятельное

участие в создании представления: играет роль, мастерит декорации и кукол.

Разыгрывая

роль

персонажа,

наделенного

определенными

отрицательными

чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать их или,

наоборот,

культивировать

положительные

черты.

В

детях

развивается

эмоциональная отзывчивость, формируются коммуникативные навыки, речевая

активность, память, расширяется словарный запас. Занимаясь с детьми театром,

мы

делаем

их

жизнь

интересной

и

содержательной,

наполняем

её

яркими

впечатлениями и радостью творчества.



В раздел образования




Яндекс.Метрика