Автор: Дерябин Алексей Викторович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ЧОУ "Православная гимназия в г.Калуге"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся с помощью организации театра теней и занятий кружка по художественной обработке древесины"
Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся с помощью организации
театра теней и на занятиях кружка
«Художественная обработка изделий из древесины»
Автор работы: А.В. Дерябин, учитель технологии
ЧОУ «Православная гимназия в г. Калуге»
Театр теней – это удивительный и зрелещный вид театрального искусства. К
тени мы привыкаем с детства. Она всегда рядом с нами, мы можем играть с
тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Вот как о тени пишет
Антье Виндгассен: "Она сопровождает нас днём и даже ночью. Она всегда с
нами, нам с нею – с тенью – не расстаться. Иногда можно просто позавидовать
нашей спутнице, так как ей подвластны свойства, которыми мы не владеем: то
она вытягивается в длину, то становится короткой, без усилий взбирается на
стены и запросто проходит сквозь огонь и воду".
Театр
теней
родился
в
Китае
и
живет
по
сей
день.
Он
основан
на
использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и
экраном или накладываются на него. С его помощью создаются удивительные
театральные зрелища.
Я хочу рассказать Вам, как при помощи нехитрых приспособлений вы
можете
порадовать
теневым
театром
учащихся
школы
или
воспитанников
дошкольных образовательных учреждений.
С начала работы в ЧОУ «Православная гимназия в г. Калуге», одним из
направлений
моей
профессиональной
деятельности
стало
создание
и
организация
работы
кружка
«Художественная
обработка
изделий
из
древесины». Программа работы кружка ориентирована на обеспечение условий
для конкретного творческого труда, основанного на одном из видов народного
искусства - "художественная обработка древесины".
Программа разработана
для учащихся с 5-го по 7-ой класс и рассчитана на 3 года обучения. Занятия в
кружке позволят детям получить расширенные знания и простейшие умения и
навыки
по
художественной
обработке
древесины,
научат
изготавливать
художе ственные
изделия
из
древе сины,
будут
с п о с о б с т в о в ат ь
профессиональной ориентации школьников в мире современных профессий.
Для достижения этой цели программа предполагает решение следующих задач:
раскрыть, перед учащимися, истоки и роль народного творчества, декоративно-
прикладного искусства в православии, посредством возможностей творческого
труда
по
программе
деятельности
кружка,
способствовать
социализации
обучающихся, и готовить их к будущей трудовой жизни, развивать творческие
способности учащихся.
В соответствии с программой кружка, учащиеся 5-х классов выполняют
художественное
выпиливание
ручным
лобзиком,
изготавливая
несложные
изделия. По мере посещения кружка, мотивация пятиклассников, с каждым
занятием возрастала, они хотели реализации новых творческих идей. На одном
из занятий, я продемонстрировал им шаблоны персонажей теневого театра,
который
я
ставил
с
учащимися
много
лет
назад.
Это
были
герои
сказки
«Теремок». Участники кружка, в один голос сказали, что тоже хотят создать
театр теней. Нами был разработан план работы и определены ответственные за
создания театра. План включал в себя: создание экрана (отв. А.В. Дерябин, рук.
кружка),
выбор
сказки
православной
тематики,
желательно
с
фонограммой
текста (отв. староста группы), выполнение рисунков и выпиливание будущих
персонажей (отв. члены кружка), подготовка персонажей к представлению и
организация
освещения
экрана
(А.В.
Дерябин,
рук.
кружка),
репетиции
спектакля,
представление
и
планирование
дальнейшей
работы
(отв.
весь
коллектив кружка). В основу всей задуманной проектной работы, по созданию
театра теней, я положил развитие творческой самостоятельности учащихся и
профессиональные пробы в различных сферах трудовой деятельности.
Изготовлением экрана мы занимались на уроках технологии в 7-ом классе,
где
по
программе
изучаются
шиповые
соединения,
при
помощи
которых
скреплены все детали экрана. Источником света стал старый
фильмоскоп,
раньше с его помощью показывали диафильмы. Члены кружка, с большим
энтузиазмом,
рисовали
будущих
персонажей
сказки.
В
качестве
первого
спектакля
единогласно
стала
сказка
Оптинского
монаха
Лазаря
«Ёжик
и
кузнечик
Богомол».
В
интернете
была
найдена
фонограмма
этой
сказки.
Фонограмма
хорошо
озвучена,
включает
музыку
и
песни.
После
прослушивания, члены кружка решили, что самим озвучивать спектакль на
первых
порах
им
будет
очень
сложно,
поэтому
при
показе
сказки
они
воспользуются
этой
фонограммой.
Одновременный
показ
представления
и
самостоятельное голосовое озвучивание были отложены на будущее, когда у
наших актеров сформируются умения кукловождения.
Основная работа по выпиливанию персонажей и декораций легла на плечи
членов
кружка.
С
огромным
вдохновением
учащиеся
выпиливали
кукол
и
декорации,
своими
успехами
делились
с
одноклассниками,
тем
самым
привлекая их в кружок.
Уроки технологии в 5-ом классе, предусматривают работу с проволокой.
Поэтому
окончательную
подготовку
персонажей
(соединение
фанеры
с
проволокой),
члены
кружка,
вместе
с
одноклассниками,
делали
на
уроках
технологии.
Проделав большую подготовительную работу мы подошли к этапу выбора
актёров и репетиций. Желающих было очень много. Репетиции проходили в
разных составах, давая ребятам возможность попробовать себя в сложной роли
актёра.
Настала
пора
выступлений
перед
учащимися
начальных
классов
и
воспитанниками дошкольных образовательных учреждений. У членов кружка
большие творческие планы: продолжить ставить сказки Оптинского монаха
Лазаря, про ёжика, а так же другие православные сказки и былины. Кружковцы,
в основном учащиеся 5 «Б» класса, являются членами отряда ЮИД гимназии.
Поэтому
ребята
решили
подготовить
представление
о
необходимости
соблюдении школьниками правил дорожного движения.
Программа
работы
кружка
«Художественная
обработка
изделий
из
древесины» в следующем учебном году предусматривает фасонное точение
древесины,
что
откроет
новые
возможности
создания
интересных
кукол
и
декораций спектаклей. Моей задачей будет являться скорректировать рабочую
программу кружка, по продолжению работы театра теней и созданию новых
постановок.
По итогам проделанной мною работы, хочется сделать вывод: театр теней
несет в себе большие возможности для воспитания и развития школьников.
Ребенок становится не только зрителем, но и творцом, принимая деятельное
участие в создании представления: играет роль, мастерит декорации и кукол.
Разыгрывая
роль
персонажа,
наделенного
определенными
отрицательными
чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать их или,
наоборот,
культивировать
положительные
черты.
В
детях
развивается
эмоциональная отзывчивость, формируются коммуникативные навыки, речевая
активность, память, расширяется словарный запас. Занимаясь с детьми театром,
мы
делаем
их
жизнь
интересной
и
содержательной,
наполняем
её
яркими
впечатлениями и радостью творчества.