Напоминание

Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у дошкольников


Автор: Атнагулова Людмила Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 203 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как средство формирования познавательных способностей у

дошкольников

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и

обучения. Она способствует, расширению представлений, закреплению и применению

знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на гуманизацию

воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию

специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников в

соответствующих возрасту видах деятельности.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей

гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых

моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено

к игровой деятельности.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим

видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью

понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике

детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства

личности, появляются психические новообразования, характерные именно для

данного конкретного возраста: в период младенчества (до 1 года), ведущим видом

деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от

1 года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) - игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают

в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют

свои знания об окружающей действительности. Игра - средство познания ребенком

действительности.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы формирования

познавательных способностей старших дошкольников, позволяющие повысить

обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. В

настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение.

Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что

подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе

известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей в целом.

Дидактическая игра: - способствует развитию познавательных способностей;

получению новых знаний, их обобщению и закреплению; - способствует усвоению

общественно выработанных средств и способов умственной деятельности; -

обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных; -

осуществляет аналитическую и синтетическую деятельность; - приносит большую

пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

По мнению исследователей, дидактическая игра обогащает чувственный опыт ребенка,

развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать,

классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои

суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра - незаменимое средство

преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

Дидактические игры способствует развитию речи детей: пополняется и

активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается

связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны

языка: увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению

одного и того же звукосочетания. Такое повторение звуков не утомляет детей, потому

что они заинтересованы самой игрой. Дошкольники исполняют роль птицы или роль

движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он

воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры,

игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль - они определяют

характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения

детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием

правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по

правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

В ходе дидактической игры происходит познание взаимоотношений между детьми,

взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть

справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Это

способствует социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника.

Совершая какое-либо действие в игре, ребенок думает, насколько оно красиво,

элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за

выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие

творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры.

Например, отгадывание загадок, выполнение поручений, игровых заданий, проявление

смекалки является результатом игры и воспринимается детьми как достижение.

Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении

знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений. В дидактических

играх, применяемых в советских детских садах, результатом игры не может быть

«выигрыш», полученный в итоге удачи, обмана, присвоения права другого и т. д.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или

иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и

привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях

обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она

сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость



В раздел образования




Яндекс.Метрика