Автор: Лукина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Профессиональное образовательное частное учреждение "Астраханский кооперативный техникум экономики и права"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента
Раздел: среднее профессиональное
Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия
преподавателя и студента
Кураторство
–
это
важная
составляющая
учебно-воспитательной
работы
в
образовательной
организации
среднего
профессионального
образования. Именно поэтому деятельность куратора студенческой группы
осуществляется в различных направлениях: учебном процессе, научно-
исследовательской и внеаудиторной сфере, включает в себя как воспитание
сознания,
моральных
ценностей,
нравственно-духовного
и
культурного
потенциала,
патриотизма
и
гражданственности
студентов,
так
и
необходимость проведения серьезной специальной и профилактической
работы. Куратор активно включён в учебно-воспитательный процесс и его
влияние на адаптацию студентов во многом определяется степенью участия
в решении проблем группы в целом и каждого её студента в отдельности, а
также умением найти наиболее эффективные пути для этого.
В
настоящее время функции и обязанности куратора определяются
уставом
техникума в соответствии с действующим законодательством и
положением
о
деятельности
куратора,
разработанным
и
утвержденным
руководством техникума.
Согласно данному положению, куратор проводит важную работу по
созданию студенческих коллективов, обеспечивает индивидуальную работу
со студентами и их родителями, способствует усилению систематичности и
комплексности воспитательной работы со студентами.
Необходимо определить основные цели деятельности куратора:
–
помощь
студентам
в
процессе
социальной
адаптации,
осознании
собственной социальной ситуации, связанной с изменением статуса, уровня
социальной
ответственности,
самостоятельности,
а
также
обеспечения
реализации
личностных
потенциалов
студента,
его
самовыражения
и
самоутверждения на разных этапах обучения в техникуме;
1
–
духовно-нравственное,
гражданское,
патриотическое
воспитание
студента;
– пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа
жизни;
–
организация
работы,
направленной
на
профилактику
девиантного
поведения.
Таким образом, работа кураторов направлена на решение одной из
важных
задач
–
способствовать
становлению
гражданской
позиции
и
нравственному самоопределению личности студента. От качества воспитания
и образования, которые получают современные студенты, во многом зависят
темпы
экономического,
политического
и
технологического
развития
общества.
Как же реализуется эффективность деятельности куратора? При
формировании нового контингента необходимым шагом в работе куратора
является
проведение
анкетирования.
Причем,
следует
учитывать,
что
анкетирование – это не отдельный законченный этап, а периодический
процесс, деятельность, которая позволяет определить методы и способы
дальнейшей работы в кураторстве. С помощью анкетирования реализуется
организаторская функция куратора. Организационная функция куратора
предполагает
координацию
работы
группы
с
деятельностью
других
подразделений техникума; выявление личностных потенциалов студентов с
последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни
образовательной
организации;
информационное
обе с печ е ние
жизнедеятельности
студентов.
На
данном
этапе
тесное
взаимодействие
куратора
осуществляется
с
Центром
социологических
исследований
и
Центром
креативного
развития
«Интеллект».
Центр
социологических
исследований
разрабатывает
анкеты
для
социологического
опроса.
Например, актуальным стала тематика анкетирования по темам:
1.
Мой социологический паспорт
2.
Мотивы выбора профессии
2
2. Мои религиозные убеждения
3 Интересы, или развитие творческого потенциала
4.Как повысить мой интеллект и др.
Анализ анкетирования позволяет корректировать намеченный план
работы
куратора
и
план
воспитательной
работы
техникума
с
целью
формирования новой личности каждого поступившего абитуриента. При
этом
за
основополагающее
необходимо
принять
четкость
целей
и
ценностных ориентаций будущих специалистов, трудолюбие, творческое
отношение
к
делу,
независимость,
способность
к
непрерывному
саморазвитию,
непрерывному
профессиональному
росту,
стремление
к
высокому
качеству
конечного
продукта
(конкурентоспособности).
Конкурентоспособность
-
это
интегральное
качество
личности,
представляющее
совокупность
компетенций
и
ценностных
ориентаций,
позволяющих личности студента успешно функционировать в социуме и
цивилизованно решать проблемы профессионального роста.
Анализ анкет очень важен и для руководителя Центра «Интеллект»,
цель которого развитие талантливой молодежи. Заявленные студентами
интересы
подкрепляются и совершенствуются при привлечении их в
различные мероприятия интеллектуального и воспитательного характера
(олимпиады,
соревнования,
конкурсы,
конференции,
мастер-классы,
концерты
и
др.)
Участие
студентов
в
различных
мероприятиях
при
поддержке
куратора,
руководителя
Центра
креативного
мышления
«Интеллект» вселяет в студентов уверенность, которая далее ему помогает
двигаться вперед, развиваться, профессионально расти.
Воспитательная
функция
куратора
заключается
в
воспитании
ответственного
отношения
к
учебе
и
ценностного
отношения
к
внеаудиторной
деятельности;
содействии
формированию
студенческого
коллектива и воспитанию личности, умеющей согласовывать свои интересы с
интересами коллектива; профилактике асоциального поведения студентов.
Чтобы
полноценно
реализовать
воспитательную
функцию,
необходимо
3
поддерживать тесную связь с родителями. Кто, если не они, хорошо знают
своего
ребенка.
Куратор
призван
вместе
с
родителями
создать
воспитывающую
среду,
обеспечить
единство
требований
образовательной
организации
и
семьи
по
отношению
к
личности
студента.
Этого
можно
добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих
принципах:
- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
-
позиция
сотрудничества
в
общении
с
родителями,
уважение
их
личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Деятельность
куратора
с
родителями
студентов
должна
идти
по
следующим направлениям:
- изучение семей и условий семейного воспитания;
- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного
процесса;
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- взаимодействие с родителями по контролю успеваемости и посещения
занятий.
Данные
направления
реализуются
не
только
в
ходе
проведения
родительских
собраний,
а
такие
в
профессиональном
образовательном
частном учреждении «Астраханский кооперативный техникум экономики и
права»
проводятся
2
раза
в
год,
но
и
при
индивидуальных
встречах
родителя студента и куратора. Также техникум организует мероприятия,
где необходима совместная деятельность родителей, студентов, куратора
группы
и
всего
педагогического
коллектива.
Такими
мероприятиями
в
техникуме стали: «Широкая Масленица», «Техникум-территория дружбы»,
«День знаний», «День российского студенчества».
Кроме того, связь куратора с родителями наблюдается и через Совет
родителей, общественный орган, действующий согласно Уставу техникума.
4
Куратор
выполняет
функцию
социальной
защиты,
которая
предполагает содействие в получении социальных стипендий и материальной
помощи в случае необходимости; обеспечение социального благополучия
студентов. Чтобы содействовать получению стипендии, то только куратор
знает
своего
студента,
может
достойно
организовать
его
деятельность,
учебную и общественную, активизировать его потенциал, что приведет к
возможности стать кандидатом в стипендиаты.
Работа куратора со студентами в разных направлениях формирует в
студенте разносторонне развитого
в будущем специалиста.
Студенты
активно работают в кружках и секциях, становятся партнерами куратору,
повышают свой интеллектуальный уровень, профессионально растут. Они
становятся гордостью техникума, достойными гражданами и оставляют о
себе
частицу
истории.
Они
пишут
историю,
которая
корректируется
родителями,
куратором,
преподавателями
техникума.
Результатом
такой
большой работы в техникуме является создание видеороликов и фильмов,
фиксирующих жизнь нескольких поколений.
Таким образом, стили и формы работы куратора во многом зависят от
его опыта, авторитета, характера. Но не нужно забывать, что общение
куратора должно строиться на индивидуальном подходе к студентам, на
знании их интересов, быта, наклонностей. Основные задачи, стоящие перед
куратором группы,- это помощь новоявленным студентам в адаптации к
новому
образу
жизни,
вовлечение
их
в
общественную
деятельность,
содействие в создании коллектива академической группы.
Работа кураторов должна быть направлена на решение приоритетной
задачи воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития
личности студента.
5