Напоминание

Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента


Автор: Лукина Ольга Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Профессиональное образовательное частное учреждение "Астраханский кооперативный техникум экономики и права"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кураторство как средство организации эффективного взаимодействия

преподавателя и студента

Кураторство

это

важная

составляющая

учебно-воспитательной

работы

в

образовательной

организации

среднего

профессионального

образования. Именно поэтому деятельность куратора студенческой группы

осуществляется в различных направлениях: учебном процессе, научно-

исследовательской и внеаудиторной сфере, включает в себя как воспитание

сознания,

моральных

ценностей,

нравственно-духовного

и

культурного

потенциала,

патриотизма

и

гражданственности

студентов,

так

и

необходимость проведения серьезной специальной и профилактической

работы. Куратор активно включён в учебно-воспитательный процесс и его

влияние на адаптацию студентов во многом определяется степенью участия

в решении проблем группы в целом и каждого её студента в отдельности, а

также умением найти наиболее эффективные пути для этого.

В

настоящее время функции и обязанности куратора определяются

уставом

техникума в соответствии с действующим законодательством и

положением

о

деятельности

куратора,

разработанным

и

утвержденным

руководством техникума.

Согласно данному положению, куратор проводит важную работу по

созданию студенческих коллективов, обеспечивает индивидуальную работу

со студентами и их родителями, способствует усилению систематичности и

комплексности воспитательной работы со студентами.

Необходимо определить основные цели деятельности куратора:

помощь

студентам

в

процессе

социальной

адаптации,

осознании

собственной социальной ситуации, связанной с изменением статуса, уровня

социальной

ответственности,

самостоятельности,

а

также

обеспечения

реализации

личностных

потенциалов

студента,

его

самовыражения

и

самоутверждения на разных этапах обучения в техникуме;

1

духовно-нравственное,

гражданское,

патриотическое

воспитание

студента;

– пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа

жизни;

организация

работы,

направленной

на

профилактику

девиантного

поведения.

Таким образом, работа кураторов направлена на решение одной из

важных

задач

способствовать

становлению

гражданской

позиции

и

нравственному самоопределению личности студента. От качества воспитания

и образования, которые получают современные студенты, во многом зависят

темпы

экономического,

политического

и

технологического

развития

общества.

Как же реализуется эффективность деятельности куратора? При

формировании нового контингента необходимым шагом в работе куратора

является

проведение

анкетирования.

Причем,

следует

учитывать,

что

анкетирование – это не отдельный законченный этап, а периодический

процесс, деятельность, которая позволяет определить методы и способы

дальнейшей работы в кураторстве. С помощью анкетирования реализуется

организаторская функция куратора. Организационная функция куратора

предполагает

координацию

работы

группы

с

деятельностью

других

подразделений техникума; выявление личностных потенциалов студентов с

последующим привлечением их к участию в различных сферах жизни

образовательной

организации;

информационное

обе с печ е ние

жизнедеятельности

студентов.

На

данном

этапе

тесное

взаимодействие

куратора

осуществляется

с

Центром

социологических

исследований

и

Центром

креативного

развития

«Интеллект».

Центр

социологических

исследований

разрабатывает

анкеты

для

социологического

опроса.

Например, актуальным стала тематика анкетирования по темам:

1.

Мой социологический паспорт

2.

Мотивы выбора профессии

2

2. Мои религиозные убеждения

3 Интересы, или развитие творческого потенциала

4.Как повысить мой интеллект и др.

Анализ анкетирования позволяет корректировать намеченный план

работы

куратора

и

план

воспитательной

работы

техникума

с

целью

формирования новой личности каждого поступившего абитуриента. При

этом

за

основополагающее

необходимо

принять

четкость

целей

и

ценностных ориентаций будущих специалистов, трудолюбие, творческое

отношение

к

делу,

независимость,

способность

к

непрерывному

саморазвитию,

непрерывному

профессиональному

росту,

стремление

к

высокому

качеству

конечного

продукта

(конкурентоспособности).

Конкурентоспособность

-

это

интегральное

качество

личности,

представляющее

совокупность

компетенций

и

ценностных

ориентаций,

позволяющих личности студента успешно функционировать в социуме и

цивилизованно решать проблемы профессионального роста.

Анализ анкет очень важен и для руководителя Центра «Интеллект»,

цель которого развитие талантливой молодежи. Заявленные студентами

интересы

подкрепляются и совершенствуются при привлечении их в

различные мероприятия интеллектуального и воспитательного характера

(олимпиады,

соревнования,

конкурсы,

конференции,

мастер-классы,

концерты

и

др.)

Участие

студентов

в

различных

мероприятиях

при

поддержке

куратора,

руководителя

Центра

креативного

мышления

«Интеллект» вселяет в студентов уверенность, которая далее ему помогает

двигаться вперед, развиваться, профессионально расти.

Воспитательная

функция

куратора

заключается

в

воспитании

ответственного

отношения

к

учебе

и

ценностного

отношения

к

внеаудиторной

деятельности;

содействии

формированию

студенческого

коллектива и воспитанию личности, умеющей согласовывать свои интересы с

интересами коллектива; профилактике асоциального поведения студентов.

Чтобы

полноценно

реализовать

воспитательную

функцию,

необходимо

3

поддерживать тесную связь с родителями. Кто, если не они, хорошо знают

своего

ребенка.

Куратор

призван

вместе

с

родителями

создать

воспитывающую

среду,

обеспечить

единство

требований

образовательной

организации

и

семьи

по

отношению

к

личности

студента.

Этого

можно

добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих

принципах:

- обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

- доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

-

позиция

сотрудничества

в

общении

с

родителями,

уважение

их

личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Деятельность

куратора

с

родителями

студентов

должна

идти

по

следующим направлениям:

- изучение семей и условий семейного воспитания;

- информирование родителей о содержании учебно-воспитательного

процесса;

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- взаимодействие с родителями по контролю успеваемости и посещения

занятий.

Данные

направления

реализуются

не

только

в

ходе

проведения

родительских

собраний,

а

такие

в

профессиональном

образовательном

частном учреждении «Астраханский кооперативный техникум экономики и

права»

проводятся

2

раза

в

год,

но

и

при

индивидуальных

встречах

родителя студента и куратора. Также техникум организует мероприятия,

где необходима совместная деятельность родителей, студентов, куратора

группы

и

всего

педагогического

коллектива.

Такими

мероприятиями

в

техникуме стали: «Широкая Масленица», «Техникум-территория дружбы»,

«День знаний», «День российского студенчества».

Кроме того, связь куратора с родителями наблюдается и через Совет

родителей, общественный орган, действующий согласно Уставу техникума.

4

Куратор

выполняет

функцию

социальной

защиты,

которая

предполагает содействие в получении социальных стипендий и материальной

помощи в случае необходимости; обеспечение социального благополучия

студентов. Чтобы содействовать получению стипендии, то только куратор

знает

своего

студента,

может

достойно

организовать

его

деятельность,

учебную и общественную, активизировать его потенциал, что приведет к

возможности стать кандидатом в стипендиаты.

Работа куратора со студентами в разных направлениях формирует в

студенте разносторонне развитого

в будущем специалиста.

Студенты

активно работают в кружках и секциях, становятся партнерами куратору,

повышают свой интеллектуальный уровень, профессионально растут. Они

становятся гордостью техникума, достойными гражданами и оставляют о

себе

частицу

истории.

Они

пишут

историю,

которая

корректируется

родителями,

куратором,

преподавателями

техникума.

Результатом

такой

большой работы в техникуме является создание видеороликов и фильмов,

фиксирующих жизнь нескольких поколений.

Таким образом, стили и формы работы куратора во многом зависят от

его опыта, авторитета, характера. Но не нужно забывать, что общение

куратора должно строиться на индивидуальном подходе к студентам, на

знании их интересов, быта, наклонностей. Основные задачи, стоящие перед

куратором группы,- это помощь новоявленным студентам в адаптации к

новому

образу

жизни,

вовлечение

их

в

общественную

деятельность,

содействие в создании коллектива академической группы.

Работа кураторов должна быть направлена на решение приоритетной

задачи воспитания – создание оптимальных условий для саморазвития

личности студента.

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика