Напоминание

Игры и игровые упражнения по развитию речи в детском саду


Автор: Герасимова Екатерина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ ЦРР д⁄с "Крепыш" № 120
Населённый пункт: Оренбургская область, Орск
Наименование материала: Методическая разработка занятий по развитию речи для воспитателей
Тема: Игры и игровые упражнения по развитию речи в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




по теме: «Игры и игровые упражнения по развитию речи»

Подготовила воспитатель первой категории:

Герасимова Е. С

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово

входит

в

состав

почти

всех

основных

форм

психологической

деятельности

ребенка,

участвуя

в

формировании

восприятия

и

памяти,

пробуждая

к

действию.

Через

речь

совершается развитие отчетливого мышления, чем богаче и правильнее у ребенка речь,

тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей

деятельности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Ее не обходимо формировать и

развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Она развивается постепенно, вместе с

его

ростом

и

развитием.

Развитие

речи

это

вовсе

не

работа

над

отдельными

нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать.

Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга,

поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать

сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас.

Гораздо успешнее

это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном

возрасте основной вид деятельности игра, то значимый опыт накапливается именно в

игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которое он связывает со

словами. Ведущую

роль в

обогащении и развитии словаря

играют речевые игры.

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения

таких игр решаются важные задачи:

• воспитание звуковой культуры речи;

• формирование грамматического строя речи;

• обогащение словарного запаса;

• развитие связной речи. (1слайд)

Они так же формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и

слова.

Именно

в

речевой

игре

ребёнок

получает

возможность

совершенствовать,

обогащать, закреплять, активизировать словарь. Игры и игровые упражнения на развитие

речи

включают

в

себя

3

основные

подгруппы:

дыхательные

упраженения,

артикуляционную гимнастику, игры на развитие общей моторики.

Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования

необходимо

правильное

речевое

дыхание.

Маленьким

детям

оно

дается

с

трудом.

Дыхательная мускулатура у них еще развита слабо. Малышам свойственна быстрая речь,

проглатывания

окончаний

слов

и

искажение

звуков.

Помочь

ребенку

научиться

произносить

звуки

правильно,

регулировать

громкость,

делать

паузы

между

предложениями помогут игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего

сформировать сильный плавный ротовой выдох.

Параметры правильного ротового выдоха:

-

выдоху

предшествует

сильный

вдох

через

нос

-

"набираем

полную

грудь

воздуха"; - выдох происходит плавно, а не толчками;

-

во

время

выдоха

губы

складываются

трубочкой,

не

следует

сжимать

губы,

надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через

нос - выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых

коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо

иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать

головокружение.

Поэтому

такие

игры

необходимо

ограничивать

по

времени

(можно

использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха:

1.

Игры с мыльными пузырями. Ребенок в игре казалось бы, но в тоже время , он

способствует развитию речевого дыхания, целью этой игры служит развитие

сильного

плавного

выдоха,

активизируются

губные

мышцы.

Ход

игры:

Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок

наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей

довольно трудной задачей.. Не забывайте следить за безопасностью ребенка — не

позволяйте пробовать и пить жидкость.

2.

Плыви, рыбка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: искусственный аквариум.

Ход игры: Поставить аквариум перед лицом ребенка

Педагог показывает ребенку рыбок и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные рыбки! Посмотрим, умеют ли они плавать.

Педагог дует на рыбок. - Смотри, поплыли! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая

рыбка уплывет дальше? Ребенок дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял

прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не

надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами,

чтобы не закружилась голова.

Вертушка Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных

мышц. Оборудование: игрушка-вертушка. Ход игры: Перед началом игры подготовьте

игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и

деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она

начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно :

— Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее

— вертушка вертится быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в

группе детей.

Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы,

мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые,

состоят

из

мышц,

следовательно,

их

можно

тренировать.

На

это

нацелена

веселая

артикуляционная

гимнастика

для

детей.

Она

помогает

укрепить

речевые

мышцы

и

подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение

может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма),

что сильно затруднит обучение ребенка в школе.

Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и

первый

этап

в

постановке

правильного

звукопроизношения.

А

залогом

четкого

произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и

четкая работа органов речевого аппарата.

Главная задача взрослого - вызвать у ребенка интерес к упражнениям, стремление

тренироваться

в

их

выполнении,

настойчиво

добиваться

правильности

и

точности

артикуляционных движений.

В ходе игры можно использовать элемент соревнования между детьми, предусматривать

награды

за

успешное

или

лучшее

выполнение

упражнения,

подбадривать,

ценить

достижения и усилия ребенка.

Используются

два

вида

упражнений:

статические

и

динамические,

с

образными

названиями.

Статические

упражнения

направлены

на

удержание

определенного

положения,

динамические

-

требуют

ритмического

повторения

(примерно

6

раз)

движений,

координации, хорошей переключаемое.

Упражнения выполняются в определенной последовательности: от простых, доступных

ребенку, к более сложным, требующим определенных усилий с его стороны. Желательно,

особенно на начальном этапе, выполнять упражнения несколько раз в день.

Можно

поделить

их

на

группы

по

3-4-5

упражнений

зависимости

от

возможностей ребенка) и выполнять с перерывами в течение дня.

Статические артикуляционные упражнения

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить,

чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и

боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их,

удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким,

удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик

языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом

положении 15 секунд.

«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть

в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные упражнения

«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к

левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.

«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку,

рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное

варенье»

-

высунуть

широкий

язык,

облизать

поочередно

верхнюю,

затем

нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким.

Узкий

язык

максимально

выдвигать

вперед

и

убирать

вглубь

рта,

двигать

языком

в

медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к

верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта,

проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается

вперед-назад.

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних

резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-

вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка»

-

прищелкнуть

язык

к

небу,

цокать

языком

медленно

и

сильно,

тянуть

подъязычную

связку,

проделать

10-15

раз.

Если

прищелкивание

не

удается,

можно

положить

на

язык

липкую

конфету,

пусть

ребенок

старается

сосать

конфету

и

одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда

язык

научится

принимать

и

удерживать

это

положение,

выполнять

упражнение

пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.

«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть,

язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но

сильно

подуть

на

ватку,

лежащую

на

кончике

носа.

Следить

за

тем,

чтобы

выдох

проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с

кончика носа на спинку.

«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по

верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не

послышится: бл-бл (как индюк болбочет).

«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так,

чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык

вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую

моторику

руки.

Дело

все

в

том,

что

развитие

ручек

ребенка

и

развитие

речи

взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой

зависимости. Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности

рук.

Нормальное

развитие

речи

ребенка

очень

тесно

связано

с

развитием

движений

пальцев рук .Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и

поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий,

передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены

большим

количеством

рецепторов,

посылающих

импульсы

в

центральную

нервную

систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока»,

«Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это

инсценировка

каких-либо

рифмованных

историй,

сказок

при

помощи

пальцев,

они

являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.

Игры

эти

очень

эмоциональны,

увлекательны.

Пальчиковые

игры

как

бы

отображают

реальность

окружающего

мира

-

предметы,

животных,

людей,

их

деятельность, явления природы.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и,

вместе

с

тем

развивать

речь

и

мелкую

моторику.

Такие

игры

формируют

добрые

взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб,

чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не

только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и

развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка

В более старшем возрасте мы продолжаем работу по формированию связной речи

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся

предложений),

обеспечивающих

общение

и

взаимопонимание

людей.

Формирование

связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности

ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими.

Существует огромное количество игр и игровых упражнений по развитию связной речи.

Приведу некоторые из них.

«Где начало рассказа?»

Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность

рассказа с помощью серийных картинок.

Ход

игры.

Ребенку

предлагается

составить

рассказ.

Опираясь

на

картинки.

Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от

начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они

соединяются в связный рассказ.

« Чего на свете не бывает»

Упражнение развивает ассоциативное мышление, воображение, создает «мостики» между

различными частями личного опыта ребенка.

ИГРА «ВСПОМНИ СКАЗКУ»

Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и

оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали

добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают

фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Такой прием как « Мнемотехника» очень целесообразно использовать в работе с детьми

дошкольного возраста. Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования

дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом

возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном

непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления,

близкие их жизненному опыту Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда

человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует

эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой

ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что

язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу

на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков

мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять

под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное

запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

зрительного;

слухового;

кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);

обонятельного;

вкусового;

осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и

упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»;

«Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный

мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;

метод, использующий образное мышление;

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость,

распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей

произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и

переключение внимания.

Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не

зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и

вычеркни» (таблицы) и другие.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её

можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с

мнемоквадратами.

2этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей

«читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы

называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат - Структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет,

действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово,

сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью

него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать

стихотворения.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово

или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст

зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает

информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа,

составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий

рассказ.

Мнемотаблицы

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные

дидактические игры.

Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных

психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает

время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает

сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Таким образом, использование развивающих и речевых игр для речевого развития

младших дошкольников – это целенаправленный и систематический процесс, который

включает руководство играми, что требует от педагога большой, продуманной работы в

процессе их подготовки и проведения. Одним из показателей умственного развития

ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым

поддержать

и

обеспечить

развитие

умственных

и

речевых

способностей

дошкольников.

При

проведении

развивающих

игр

на

развитие

речи

младших

дошкольников воспитателю рекомендуется задавать вопросы по ходу игры: о правилах

игры, об игровых действиях, материалах, исправлять ошибки в речи детей, давать образцы

правильного произношения слов и предложений.

В

методике

дошкольного

воспитания

накоплен

богатый

арсенал

игр

и

игровых упражнений с детьми разного возраста. Таким образом, считаю, что работа

с

дошкольниками

через

игры

и

игровые

упражнения

очевидна,

так

как

игра

способствует

развитию: мышления,

памяти,

зрительного

восприятия, внимания,

пространственное мышление, самостоятельности, эмпатии, воображения, пассивного

и активного словаря, увеличению лексики в целом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика