Автор: Кузнецова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 2 СП "Детский сад"
Населённый пункт: Самарская область г. Октябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: "Наши пернатые друзья"
Раздел: дошкольное образование
План-конспект непосредственной образовательной
деятельности в старшей группе
Тема: «Наши пернатые друзья».
Интеграция
образовательных
областей:
познавательное
развитие,
социально-коммуникативное развитие,
речевое развитие, художественно -
эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие
1. Расширять и уточнять знания детей о зиме, о жизни зимующих птиц, их
внешнем виде и образе жизни.
2.Формировать навык мыслительной деятельности.
3. Развивать наблюдательность, мыслительную активность.
4. Развивать логическое мышление:
решение проблемных задач,
умение
создавать проблемную ситуацию и решать ее несколькими вариантами
Социально – коммуникативное развитие
1.
Побуждать
детей
включаться
в
совместную
с
взрослыми
игровую
ситуацию.
Способствовать
установлению
эмоционального
доверительного
контакта детей с педагогом и друг с другом.
2. Формировать положительный эмоциональный настрой на образовательную
деятельность.
3. Воспитывать умение работать в группах, помогать друг другу, радоваться
результатам совместного труда.
4.Воспитывать умение дружить, уступать друг другу.
5.Воспитывать бережное отношение к природе.
Речевое развитие
1.Добиваться
умения
выражать
свои
мысли
и
желания
в
моно-
и
диалогической речи.
2.
Воспитывать
культуру
речевого
общения,
умение
вести
диалог
с
воспитателем и со сверстниками;
3. Развивать дикцию, четкость речи.
Физическое развитие
1. Способствовать приобретению опыта, в двигательной деятельности детей.
2.Формировать
становление
целенаправленности
и
саморегуляции
в
двигательной сфере.
Художественно - эстетическое развитие:
1. Формировать творческое воображение, эстетический вкус.
2.Формировать умение отличать жанры искусства.
Методы и приемы:
Наглядные: показ наглядных пособий (слайды, фотографии)
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, объяснения.
Игровые: игра - тренинг.
Практические: работа с раздаточным материалом.
Материал: компьютер, интерактивная доска, атрибуты для подвижной игры
«Снегири», картинки и фотографии о зимующих птицах.
Предварительная
работа:
разучивание
подвижной
игры
«Снегири»,
загадывание и отгадывание загадок, просмотр картинок зимующих птиц,
беседы о зимующих птицах.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Игровая
Подвижная игра «Снегири».
Познавательно-
исследовательская
Наблюдение, решение проблемных ситуаций.
Коммуникативная
Свободное общение по теме НОД.
Ответы на вопросы воспитателя
Общение по теме «
Зима. Зимующие птицы
»
Двигательная
Физкультминутка «Снеговик».
Восприятие художественной
литературы и фольклора
Прослушивание стихотворений о птицах.
Логика образовательных областей
№
п/
п
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
Ожидаемый
результат
1
Воспитатель:
Здравствуйте ребята! Давайте
поздороваемся друг с другом!
Дети
здороваются друг
с другом и
взрослыми
Создается
положительный
эмоциональный
фон к занятию.
2
Игра-тренинг
«Улыбнемся
друг-другу»
Встанем
в
круг.
Улыбнемся
д р у г
д р у г у,
а
ч т о б ы
и
солнышко
нам
улыбнулось,
нарисуем его руками:
«Нарисуем большой круг,
Много лучиков вокруг,
Это солнышко сияет,
Все собою озаряет».
Воспитатель:
Вот
теперь
стало
в
зале
от
нашего
солнышка
светлее
и
радостнее.
Дети играют в
игру - тренинг
Создается
положительный
эмоциональный
фон к занятию.
3
Воспитатель:
Предлагаю отправиться в
путешествие.
- Мы побываем в гостях у
зимующих птиц. Для того
чтобы попасть к ним, нам
нужно оказаться в зимнем лесу.
Давайте представим, что мы
оделись, встали на лыжи, и вот
теперь выходим на лыжню.
- Вот мы и в лесу. Снимайте
лыжи, проходите на полянку и
садитесь на пенечки.
Дети повторяют
движения
воспитателя
(изображают, что
одевали и
снимали лыжи)
Мотивация на
предстоящую
деятельность.
Развитие
логического
мышления,
сообразительности
.
4
Воспитатель задает детям
вопросы.
- Где мы с вами оказались?
- Как вы думаете, в лесу
холодно? Почему?
Дети отвечают
( В лесу. Да.
Наступила зима.
Мороз ).
5
Воспитатель предлагает
поиграть в игру, «Какая может
Дети стараются
правильно
быть зима?»
- Я начну предложение, а вы
постарайтесь правильно
закончить его.
Зима может быть какой…..
Снег может быть каким…..
Мороз может быть каким….
Ветер бывает какой….
- Молодцы, ребята, вы меня
порадовали своими знаниями о
зиме.
закончить
предложение.
(Теплой,
холодной,
снежной и т.д.
Белый,
пушистый,
искрящийся
Сильный,
слабый,
трескучий
Тихий, сильный,
порывистый).
6
Воспитатель:
-А кто же живет в холодном
зимнем лесу? А чтобы узнать,
какие зимующие птицы живут
в лесу, нам нужно отгадать
загадки.
Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка
Звать ее…
Показ на экране. Слайд 6,7
Задает вопрос:
Что вы знаете о синице?
Воспитатель рассказывает:
синица - подвижная,
энергичная, заметная птица.
Природа одарила ее яркой
внешностью. Брюшко у нее -
лимонно- желтое, разделенное
черной полоской, белые щечки.
Бегать по земле синицы не
могут, зато подобно воробьям,
умеют скакать.
Кар - кар-кар! Кричит
плутовка
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома, Как
зовут ее?
Слайд 8,9
Дети
отгадывают.
(Синица)
Дети
отгадывают.
(Ворона)
- Что вы знаете о вороне?
Воспитатель рассказывает:
ворона- птица больших
размеров. Бывают черные и
серые вороны. Они приносят
большую пользу людям. Они
истребляют саранчу, червей,
мышей. Также приносят и
вред, воруют яйца домашних
птиц, нападают на цыплят,
утят.
Хоть я не молоток
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Слайд 10,11
Воспитатель рассказывает:
это красивая и очень пестрая
птица. Окраска ее состоит из
сочетания черных и белых
тонов. Только головка и
подхвостье красные. Дятла
называют лесным доктором.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Слайд 12,13
Дети
отгадывают.
(Дятел )
Дети
отгадывают.
(Снегири).
7
Воспитатель:
с наступлением холодов
многие птицы улетают на юг в
жаркие страны. А снегири,
только зимой прилетают к нам.
(Кочующие птицы). У них
очень яркая окраска.
Предлагает поиграть в игру
«Снегири»:
Вот на ветке посмотри,
В красных майках снегири.
Распушили перышки, Греются
на солнышке.
Головою вертят, Улететь
Играют, выполняют
действия по тексту.
хотят.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
8
Слайд 14,15
- Посмотрите на экран, и
назовите зимующих птиц. А
почему мы их называем
птицами? Что общего у всех
птиц? Почему мы их называем
пернатые друзья? Чем
отличаются?
- У каждой птицы, как и у
человека, свой характер.
Снегирь - ленивый, грустный,
малоподвижный. Синица -
тонкая, юркая, веселая.
9
Игра «Угадай, кто спрятался?»
10
Воспитатель спрашивает
детей: вы устали? Предлагаю
вам немного подвигаться.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай дружок, смелей дружок,
кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый
ком, и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла, глаза и
шляпа, нос, метла.
Дети идут по
кругу и катят
впереди себя
«снежки».
Рисуют руками в
воздухе ком,
снеговика,
руками
показывают
улыбку на лице.
Показывают
глаза,
прикрывают
голову ладошкой,
показывают на
нос, встают
прямо, держат
воображаемую
метлу.
11
Слайд 16,17,18
Воспитатель предлагает
отгадать загадку:
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом.
Воспитатель объясняет: зимой
птицам приходится тяжело.
Голодно и холодно. Птиц
обязательно нужно
подкармливать зимой, строить
для них кормушки.
Воспитатель рассказывает,
какая птица, чем питается.
Воробьи - любят зернышки и
хлебные крошки, синицы -
питаются зернышками, а
любимое их лакомство - это
сало.
Снегири - едят семена, ягоды,
любят клевать ягоды рябины,
вороны – питаются очистками
и остатками пищи.
12
Воспитатель предлагает
поиграть в игру. «На
кормушке», объясняет
правила.
- Сейчас представьте, что вы
птицы. Возьмите изображение
понравившейся птицы. Я
читаю стихотворение. Та
птица, которая услышит о себе
«Прилетает» на «кормушку»
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей,
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
- А сейчас давайте посчитаем,
сколько на кормушку
прилетело синиц, и найдите и
покажите эту цифру, ворон?
Воробушек?
13
Воспитатель спрашивает детей:
а вы знаете, как эти птицы
подают голоса?
Давайте послушаем голоса
разных птиц, угадаем какой
принадлежит той или иной
птице.
Игра «Чей голосок?»
Дети слушают
и отвечают что,
воробей -
чирикает, ворона
- каркает, голубь -
воркует, сорока –
трещит.
14
этюд «Птенчик»
Воспитатель предлагает
встать в круг.
Воспитатель рассказывает:
посмотрите, из гнезда выпал
птенчик. Он замерз и может
погибнуть. Давайте поднимем
руки, возьмем птенчика в свои
ладошки, согреем своим
дыханием, подуем на него.
Прижмем к груди, подарим ему
частичку своего сердца. И
смотрите, птенчик ожил,
расправил крылышки. Давайте
осторожно посадим его в
гнездо. Теперь ему ничего не
грозит. Вон и родители спешат
к своему ребенку. Мы с вами
сделали доброе дело - мы
спасли жизнь нашему другу.
Воспитатель предлагает
сделать птичку из бумаги в
технике оригами. Показывает
способ складывания бумаги
Дети выполняют
действия по
тексту.
Дети радуются,
что помогли
птенцу.
Дети выполняют
птичку из бумаги
в технике
оригами.
15
Воспитатель благодарит
детей за работу. Просит одеть
«лыжи», выйти на лыжню,
отправится в детский сад.
Дети выполняют
просьбу
воспитателя,
изображают, что
надевают
«лыжи»,
выходят
на лыжню,
отправляются в
детский сад.