Автор: Савицкая Мария Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО
Населённый пункт: Астраханская область село Икряное
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Антонимы."
Раздел: среднее образование
Педагог: Савицкая Мария Михайловна
Учебный предмет: русский язык
Тема урока: « Антонимы».
Тип урока: повторение темы.
Задачи урока: повторить и углубить понятия антонимов; показать сходства и
различия с синонимами.
Ожидаемые результаты:
Предметные: выделять антонимы, выявлять слова, требующие уточнения лексического
значения, пользоваться словарем, правильно писать слова.
Познавательные: коллективно вести сравнения и наблюдения, делать правильно выводы.
Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, высказывать свою
точку зрения, строить небольшие устные и письменные высказывания.
Регулятивные: коллективно ставить и понимать учебную задачу, последовательно
выполнять все свои действия, уметь оценивать свои трудности и достижения, соотносить
свою оценку с оценкой учителя.
Личностные: представить богатство русского языка, повысить выразительность и
точность речи.
Оборудование: проектор, карточки.
1. Мотивация к
учебной
деятельности
Цель: создание
условий для
возникновения у
обучающихся
включения в
учебную
деятельность .
Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок
и сказать, чем отличаются.
Дети анализируют, выдвигают предположения,
рассуждают, делают вывод о том, что речь
пойдет об антонимах.
Учитель: Давайте на уроке работать дружно,
внимательно, активно.
Совместно
договариваться о
правилах
поведения и
следовать им.
2. Актуализация
знаний и
фиксация
индивидуальны
х затруднений
Цель:
активировать
обучающихся на
получение
новых знаний
Учитель: «Ребята, заполним таблицу ».
радостно
направо
невредно
направо
неплохо
Коллективно
ставить, понимать
и сохранять
учебную задачу .
Коллективно
вести
целенаправленны
е наблюдения,
извлекать из них
информацию.
Соблюдать
правила речевого
поведения,
участвуя в
коллективном
обсуждении.
3. Постановка
учебной задачи
Цель:
организовать
постановку
проблемы через
побуждающий
от проблемной
ситуации диалог
Учитель: « Сейчас мы с вами придумаем сказку.
Ребята, используйте антонимы».
Жили-были дед и баба. У них было две дочери.
Одна была всегда грустная, а вторая- веселая…
Дети зачитывают ответы.
Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы с вами
познакомились с антонимами. Дайте
определение понятию антоним и вспомним, что
такое синонимы».
Дети отвечают на вопросы.
Затем, раздаются ученикам карточки, где нужно
записать антоним.
Шумные дети-
Начало фильма-
Уйти домой-
Зажечь костер-
Ясная погода-
Физминутка.
Представление о
богатых
возможностях
русского языка, о
способах
повышения
точности и
выразительности
речи
Коллективно
ставить, понимать
и сохранять
учебную задачу,
планировать
общий способ для
её решения,
последовательно
выполнять все
операции,
использовать речь
для регуляции
своих действий.
Осуществлять
действия
контроля и
самоконтроля.
Применять общий
способ действия
для решения
конкретных
практических
задач.
Ориентироваться
в своей системе
знаний: отличать
новое от уже
известного с
помощью учителя.
Участвовать в
совместной
деятельности,
соблюдать
правила речевого
этикета,
высказывать свое
мнение,
выслушивать и
понимать другие
точки зрения.
4. Решение УЗ
(«открытие»
детьми нового
знания)
Цель:
организовать
поиск решения
через диалог.
Учитель: «Ребята, сейчас поработаем в группах.
У вас на столах лежат карточки, на которых
нужно закончить пословицу, подобрав
антоним».
1.
Глупый осудит, а …рассудит.
2.
Волос длинный, да ум …
3.
Худой мир лучше…ссоры.
4.
У горькой беды нет…еды.
Дети подбирают антонимы и делают выводы.
Планировать
общий способ
действий,
используя речь
для регуляции
своих действий.
Слушать и
понимать речь
других, работать в
группе, выполнять
различные роли.
5. Самостоятельна
я работа
(закрепление
способа
действия)
Цель:
закрепление
нового способа
действия
Подберите антонимы из противоположного
столбика.
Широкий мягкий
Твердый молодой
Старый ценный
Бесполезный интересный
Неряшливый новый
Скучный аккуратный
Научить
оформлять свои
мысли в
письменной
форме;
осуществлять
действия
контроля,
самоконтроля,
оценки и
самооценки.
6. Рефлексия
учебной
Учитель:
Элементы
способности
деятельности
Цель:
зафиксировать
новое
содержание
урока,
организовать
рефлексию
собственной
учебной
деятельности
-Что нового узнали?
-Для чего нужны антонимы?
Благодаря использованию антонимов речь
становится богатой, яркой, выразительной.
Дополните предложения:
-Урок привлёк меня тем, что…
-Урок показался мне…
Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют
знания, выявляют новые сведения, выявляют
трудности.
оценивать свои
достижения и
трудности.
Оценивать свои
достижения и
трудности.
Выполнять
анализ, умение
делать выводы.
Соблюдать
правила речевого
этикета при
коллективном
обсуждении.
7. Домашнее
задание
Цель:
систематизация
и дополнение
знаний
Учитель: «Вам нужно составить и записать
предложения с антонимами, о которых шла
речь на уроке».
Дома дети систематизируют знания,
анализируют слова, осознают учебные задачи,
планируют способ действия для их решения,
выполняют его.
Ставить, понимать
и сохранять
учебную задачу.
Литература:
1.
Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.,2002.
2.
Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка». - М.,1996.
3.
Веденская Л.А. «Учебный словарь антонимов русского языка». Ростов-на-Дону,2006.