Напоминание

"Антонимы."


Автор: Савицкая Мария Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО
Населённый пункт: Астраханская область село Икряное
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Антонимы."
Раздел: среднее образование





Назад




Педагог: Савицкая Мария Михайловна

Учебный предмет: русский язык

Тема урока: « Антонимы».

Тип урока: повторение темы.

Задачи урока: повторить и углубить понятия антонимов; показать сходства и

различия с синонимами.

Ожидаемые результаты:

Предметные: выделять антонимы, выявлять слова, требующие уточнения лексического

значения, пользоваться словарем, правильно писать слова.

Познавательные: коллективно вести сравнения и наблюдения, делать правильно выводы.

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности, высказывать свою

точку зрения, строить небольшие устные и письменные высказывания.

Регулятивные: коллективно ставить и понимать учебную задачу, последовательно

выполнять все свои действия, уметь оценивать свои трудности и достижения, соотносить

свою оценку с оценкой учителя.

Личностные: представить богатство русского языка, повысить выразительность и

точность речи.

Оборудование: проектор, карточки.

1. Мотивация к

учебной

деятельности

Цель: создание

условий для

возникновения у

обучающихся

включения в

учебную

деятельность .

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок

и сказать, чем отличаются.

Дети анализируют, выдвигают предположения,

рассуждают, делают вывод о том, что речь

пойдет об антонимах.

Учитель: Давайте на уроке работать дружно,

внимательно, активно.

Совместно

договариваться о

правилах

поведения и

следовать им.

2. Актуализация

знаний и

фиксация

индивидуальны

х затруднений

Цель:

активировать

обучающихся на

получение

новых знаний

Учитель: «Ребята, заполним таблицу ».

радостно

направо

невредно

направо

неплохо

Коллективно

ставить, понимать

и сохранять

учебную задачу .

Коллективно

вести

целенаправленны

е наблюдения,

извлекать из них

информацию.

Соблюдать

правила речевого

поведения,

участвуя в

коллективном

обсуждении.

3. Постановка

учебной задачи

Цель:

организовать

постановку

проблемы через

побуждающий

от проблемной

ситуации диалог

Учитель: « Сейчас мы с вами придумаем сказку.

Ребята, используйте антонимы».

Жили-были дед и баба. У них было две дочери.

Одна была всегда грустная, а вторая- веселая…

Дети зачитывают ответы.

Учитель: «Ребята, на прошлом уроке мы с вами

познакомились с антонимами. Дайте

определение понятию антоним и вспомним, что

такое синонимы».

Дети отвечают на вопросы.

Затем, раздаются ученикам карточки, где нужно

записать антоним.

Шумные дети-

Начало фильма-

Уйти домой-

Зажечь костер-

Ясная погода-

Физминутка.

Представление о

богатых

возможностях

русского языка, о

способах

повышения

точности и

выразительности

речи

Коллективно

ставить, понимать

и сохранять

учебную задачу,

планировать

общий способ для

её решения,

последовательно

выполнять все

операции,

использовать речь

для регуляции

своих действий.

Осуществлять

действия

контроля и

самоконтроля.

Применять общий

способ действия

для решения

конкретных

практических

задач.

Ориентироваться

в своей системе

знаний: отличать

новое от уже

известного с

помощью учителя.

Участвовать в

совместной

деятельности,

соблюдать

правила речевого

этикета,

высказывать свое

мнение,

выслушивать и

понимать другие

точки зрения.

4. Решение УЗ

(«открытие»

детьми нового

знания)

Цель:

организовать

поиск решения

через диалог.

Учитель: «Ребята, сейчас поработаем в группах.

У вас на столах лежат карточки, на которых

нужно закончить пословицу, подобрав

антоним».

1.

Глупый осудит, а …рассудит.

2.

Волос длинный, да ум …

3.

Худой мир лучше…ссоры.

4.

У горькой беды нет…еды.

Дети подбирают антонимы и делают выводы.

Планировать

общий способ

действий,

используя речь

для регуляции

своих действий.

Слушать и

понимать речь

других, работать в

группе, выполнять

различные роли.

5. Самостоятельна

я работа

(закрепление

способа

действия)

Цель:

закрепление

нового способа

действия

Подберите антонимы из противоположного

столбика.

Широкий мягкий

Твердый молодой

Старый ценный

Бесполезный интересный

Неряшливый новый

Скучный аккуратный

Научить

оформлять свои

мысли в

письменной

форме;

осуществлять

действия

контроля,

самоконтроля,

оценки и

самооценки.

6. Рефлексия

учебной

Учитель:

Элементы

способности

деятельности

Цель:

зафиксировать

новое

содержание

урока,

организовать

рефлексию

собственной

учебной

деятельности

-Что нового узнали?

-Для чего нужны антонимы?

Благодаря использованию антонимов речь

становится богатой, яркой, выразительной.

Дополните предложения:

-Урок привлёк меня тем, что…

-Урок показался мне…

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют

знания, выявляют новые сведения, выявляют

трудности.

оценивать свои

достижения и

трудности.

Оценивать свои

достижения и

трудности.

Выполнять

анализ, умение

делать выводы.

Соблюдать

правила речевого

этикета при

коллективном

обсуждении.

7. Домашнее

задание

Цель:

систематизация

и дополнение

знаний

Учитель: «Вам нужно составить и записать

предложения с антонимами, о которых шла

речь на уроке».

Дома дети систематизируют знания,

анализируют слова, осознают учебные задачи,

планируют способ действия для их решения,

выполняют его.

Ставить, понимать

и сохранять

учебную задачу.

Литература:

1.

Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Современный русский язык. - М.,2002.

2.

Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка». - М.,1996.

3.

Веденская Л.А. «Учебный словарь антонимов русского языка». Ростов-на-Дону,2006.



В раздел образования




Яндекс.Метрика