Напоминание

"Предметная неделя по немецкому языку в школе"


Автор: Михайлова Виктория Юрьевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ Дружбинская СОШ
Населённый пункт: д. Мазнева, Карачевский район, Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предметная неделя по немецкому языку в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Предметная неделя немецкого языка в

школе.

Михайлова В.Ю. учитель немецкого языка

МБОУ Дружбинская СОШ Карачевский район

Содержание:

I. Введение.

II. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.

1. Цели и задачи внеклассной работы.

2. Формы внеклассной работы.

3. Заключение.

III. План проведения «Недели немецкого языка».

IV. Разработки мероприятий, проводимых в рамках Недели немецкого языка.

1. Викторина.

2. Игра «Эрудит».

3. Шоу «Ach, diese Mode!» (8 класс).

4. Wissentoto «Das 2005 Jahr ist Schillers jahr» (9–11классы).

5. «Wir fahren nach Bremen» (5 классы).

6. Утренник «Wir lernen Deutsch» (2 классы).

7. . Праздник «Пасха» («Ostern») – 7 классы.

V. Приложения.

1.Сказка братьев Гримм «Звёздный талер» (инсценировка).

2. Обозрение «Народные обычаи».

3. Досуг для наших детей.

4. Песни для разучивания с детьми.

I.Введение

Многие учащиеся изучают немецкий язык. Почему? Актуальность овладения

школьниками немецким языком объясняется традиционными культурными и

экономическими связями России и Германии, удельным весом и значимостью немецкого

языка в Европе (на нем говорят в Германии, Австрии, части Швейцарии, Люксембурге,

Лихтенштейне). Люди, у которых немецкий язык – родной, живут также в Италии

(Южный Тироль), во Франции (Эльзас), в некоторых регионах Бельгии и Дании. В России

проживают также русскоговорящие немцы. Даже в Северной и Южной Америке есть

области с немецкоговорящим населением.

Немецкий язык – один из основных языков межнационального общения в Европе. Изучая

немецкий язык, можно иметь возможность читать литературу в оригинале, т. к переводы

не могут в полной мере продемонстрировать все достижения немецкой литературы. Люди,

говорящие по-немецки, укрепляют отношения с деловыми партнерами в

немецкоговорящих странах.

Наибольшее количество туристов приезжают в Россию из немецких стран. В России

работают немецкие фирмы, они ищут сотрудников со знанием немецкого языка.

Немецкий язык даст возможность узнать Европу. Тот, кто изучает немецкий язык,

открывает для себя важную духовную, экономическую и историко-культурную сферу

жизни центральной Европы. Тот, кто говорит по-немецки и понимает немецкий язык,

может лучше узнать и понять Германию, ее историю и культуру. Немецкий язык – язык

культуры. Благодаря знанию немецкого языка, есть возможность открыть для себя одну из

II. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса

Внеклассная работа способствует развитию и поддержанию интереса учащихся к

иностранному языку, повышению уровня их практических навыков говорения; вос-

питанию учащихся, расширению их кругозора, развитию их творческих способностей,

эстетического вкуса, воображения, памяти и внимания; формированию у них

самостоятельности, организованности, точности и аккуратности в выполнении

порученных заданий.

Процесс организации внеклассной воспитательной работы по иностранному языку –

система, в которой каждой ступени обучения (младшей, средней, старшей), соответствуют

определенные формы, полностью отражающие содержание внеклассной работы.

Уменьшить падение интереса и уровня мотивации на определенной ступени обучения

(чаще это бывает в 6–7 классах) может внеклассная воспитательная работа по предмету.

Ученики, участвующие в выполнении заданий по внеклассной работе, обеспечивают

наибольшую активность и на уроках. Взаимосвязь внеурочной и урочной работы

способствует лучшему усвоению учебного материала. Эта взаимосвязь снимает барьеры,

трудности в общении, «расковывает» учащихся, делает их более уверенными в своих

возможностях, реально оказывает значимость изучения предмета.

1. Цели и задачи внеклассной работы:

1. Внеклассная работа по немецкому языку в школе стала неотъемлемой частью общей

системы учебно-воспитательных средств формирования личности. Внеклассная работа

проводится с учетом трех основных целей: практической, образовательной и

воспитательной.

Для реализации практической цели необходимо активизировать знания, навыки и

умения, полученные учащимися на уроках немецкого языка.

С образовательной целью полезно расширить кругозор школьников ( традиции,

праздники, достопримечательности, известные писатели, художники, композиторы

страны изучаемого языка).

Реализация воспитательной цели заключается в развитии у школьников чувств

патриотизма и интернационализма.

Названные цели определяют задачи внеклассной работы по немецкому языку:

– тематику внеклассной работы целесообразно связывать со страной изучаемого языка;

– внеклассная работа должна базироваться на программном материале и подготовке,

полученной учащимися на уроке. Для этого необходимо:

а) активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во

время конкурсных лексических, грамматических игр, загадок, кроссвордов и т. д.;

б) создать дополнительную практику для аудирования на немецком языке во время

прослушивания номеров.

в) быть доступной большинству участвующих и присутствующих для понимания;

г) воспитывать интерес и уважение к истории, искусству немецкоговорящих стран,

укреплять чувство патриотизма, любви к своей родине.

Известно, что изучаемый на уроке языковой материал, как правило, не находит частого

применения в жизненной практике школьников, и именно внеклассная работа может стать

дополнением к учебной работе, способствовать закреплению и применению усвоенных

учащимися знаний.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов

соревновательного характера, утренников, тематических вечеров и т. д.) способствуют

повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, улучшению качества знаний,

развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики,

расширению словарного запаса.

При подготовке любого внеклассного мероприятия надо помнить о том, чтобы оно не

было слишком длительным, затянутым, т. к. длительное восприятие иностранной речи

утомляет детей; здесь необходимо учитывать, для какого возраста предназначается то или

иное внеклассное мероприятие, особенно это касается сказок, утренников или

тематических вечеров в отличие от викторин, поскольку они проходят более оживленно, т.

к. идет обоюдное общение (ведущий или ведущая и зал). Следовательно, чем младше

школьники, тем меньше времени (15 – 25 минут). Темы материала должны подбираться

соответственно возрастным группам учащихся. Необходимо, чтобы участники как можно

чаще подготавливали сами детали к оформлению сцены (лозунги, плакаты, изречения

великих людей, пословицы, поговорки на иностранном языке.

При организации самостоятельной работы, например, выпуске стенгазет на иностранном

языке, важно учитывать принцип посильности. Сначала материал подбирается, затем

отбирается необходимый и распределяется по всему объему ватмана, придумываются

заголовки, рисунки.

Большую роль при выполнении внеклассного мероприятия играют современные

технические средства. Это телевизор, компьютер, диски…

Организационная работа должна быть четкой. Дни проведения мероприятий

согласовываются с учебной частью школы. Тематика занятий должна быть актуальна и

соответствовать уровню подготовленности и интересам учащихся. Немаловажную роль во

внеклассной работе занимает то, как оформлен кабинет иностранного языка, чувствуют ли

себя ребята уютно, где и что находится для проведения различного рода внеклассных

мероприятий: наборы песен, стихов, игры, костюмы, куклы и т. д., красочное оформление,

сценарии проведения внеклассных мероприятий..

Вся внеклассная работа строится на принципах добровольности, активности

учащихся..

В подготовке и проведении внеклассных мероприятий можно выделить 4 этапа:

1 этап – подготовка программ, определение времени и места.

2 этап – составление плана и подбор материала, составление сценария, подбор

исполнителей, изготовление костюмов и реквизита, составление эскизов оформления

помещения, подготовка звукового оформления, подбор награждения для победителей.

На втором этапе отрабатывается программа, и школа оповещается о готовящемся

мероприятии. Проводятся репетиции.

3 этап – непосредственное проведение самогомероприятия, подведение итогов,

награждение победителей.

4 этап – выпуск информационного листка, посвященного данному событию.

Типовой план-программа включает ряд постоянных компонентов, которые могут

изменяться в зависимости от темы и возрастных особенностей участников. К постоянным

компонентам программы относятся:

– выступление ведущего;

– сообщения по теме;

– викторина;

– художественная часть (концерт на немецком языке);

– конкурсы (на немецком языке);

– подвижные игры немецкоговорящих стран;

– награждение победителей.

Темы мероприятий целесообразно увязывать с программными темами. Это удобно по ряду

причин.

Во-первых, подготовку к таким мероприятиям можно проводить частично на уроках,

давая в виде домашних и классных заданий некоторый дополнительный материал по теме:

песни, стихи, тематические сценки или диалоги и т. д. Даже оформление может быть

выполнено к завершающему уроку по теме в виде конкурсных заданий по группам

(стенды, газеты, ребусы, кроссворды, шаблоны и т. д.). Шаблоны даются в черно-белом

цвете, а ребята раскрашивают их в разные цвета по вкусу. Во-вторых, пройденная тема

создаёт базу для аудирования и составления программымероприятия, что даёт

возможность учащимся воспринимать немецкий язык без особых трудностей.

По содержанию можно выделить такие группы форм внеклассной работы:

1. Соревновательные формы работы – конкурсы, игры, КВН, олимпиады, викторины,

турниры.

2. Средства массовый информации – стенгазеты, стенды, бюллетени, выставка-викторина,

объявления.

3. Культурно-массовые формы работы – вечера разных направлений и форм, спектакли,

постановка сказок, выступления вокальных групп или хора, народные танцы, праздники,

утренники.

4. Политико-массовые формы работы – акции солидарности, форумы, «круглые столы»,

митинги, пресс-конференции, фестивали.

5. Научно-познавательные – предметные КВН, предметные кружки, специализированные

курсы по предмету, факультативы по предмету «Немецкий язык», выпуск школьного

журнала или альманаха на иностранном языке, ведение летописи школы и т. д.

Формы работы

Соревновательные формы работы (кон-курсы, викторины…).

1. Чувство товарищества, коллективизма.

2. Умение подчинять личные интересы интересам коллектива.

3. Взаимопомощь, взаимовыручка.

4. Внимание, сообразительность, наблюдательность, чувство догадки, память.

Средства массовой информации (выпуск стенгазет…).

1. Трудолюбие, сосредоточенность на деле, терпение.

2. Умение подобрать материал по теме. Способность выделять главное и второстепенное.

3. Абстрактное и логическое мышление.

4. Художественный вкус и способности.

5. Воображение.

Культурно-массовые формы (вечера).

1. Расширение кругозора.

2. Ответственность за порученное дело.

3. Драматические и музыкальные способности.

4. Активность.

5. Память и речевые механизмы.

6. Восприятие.

Политико-массовые формы работы (митинги).

1. Активность и идейная убежденность, гражданственность.

2. Чувство коллективизма.

3. Принципиальность.

4. Умение воздействовать на собеседника убедительностью доводов и аргументов.

Научно-познавательные формы работы (кружки).

1. Желание узнать больше, чем по программе, тяга к знаниям.

2. Умение добывать необходимую информацию и перерабатывать в нужном ракурсе.

3. Исследовательская работа.

4. Умение научно воздействовать на собеседника с подкреплением фактов.

5. Расширение кругозора.

Немаловажную роль играет метод поощрения в любой форме. Шаблоны (гриб, собачка,

Микки-Маус, пасхальная открытка, голубь, пасхальный заяц), могут быть

поощрительными призами, конечно, они приемлемы для учащихся младшей ступени (2– 4

классы). Шаблоны могут быть сделаны из твердого картона и в виде медали (вдевается

красивая тесьма), вручается победителям за тот или иной вид конкурсного состязания

(загадки, пословицы и т. д.)

Красиво оформленные пасхальные открытки могут послужить призом при проведении

внеклассного мероприятия, посвященному празднику «Пасха» (5– 6 классы).

Разнообразие медалей будет зависеть от помощи учителя изобразительного искусства

ребятам, который со вкусом сумеет воплотить их фантазию в рисунок.

Само собой разумеется, что ни одно внеклассное мероприятие не обходится без

музыкального оформления.

Ребята, волнуясь, могут «подзабыть» текст, и чтобы не было серьезных осложнений,

необходимо сделать заранее фонограмму всего мероприятия.

При проведении декады по иностранным языкам включаются в план следующие

формы внеклассной работы:

1. Утренники (для младших школьников).

2. Игровые эстафеты (для учащихся 4 – 5 классов).

3. Конкурсы-соревнования.

4. Конкурс газет (5 – 7 классы), юмор, ребусы, кроссворды, выпуски газет к 8 Марта, Дню

учителя, о Германии.

5. Викторины по страноведению (8 –11 классы).

6. Просмотр видеофильмов (на немецком языке 8 –11 классы).

7. Выпуск газет различной тематики. Выпуск часто приурочивается к большим событиям

в мире и к датам, связанным с жизнью, деятельностью и творчеством великих людей

Германии, Англии, Австрии (8–11 классы).

8. Олимпиады (9-11 классы).

9. Вечера.

10. Шоу.

11. Концерты художественной самодеятельности (хор, вокальные группы, песни и танцы

народов Германии).

12. Постановка сказок, инсценировки .

13. Пресс-конференции.

14. Фестивали.

15. Клуб друзей по переписке (Россия, Германия).

Естественно, формы внеклассной работы могут варьироваться.

1. Владение немецким языком открывает учащимся доступ ко многим другим

источникам знаний; позволяет читать литературу в оригинале; знакомство с системой и

культурой немецкоговорящих стран,совершенствует мышление учащихся. Однако

культурное обогащение личности происходит лишь тогда, когда ученик сам может

почувствовать ценность того нового, что ему предложено или что он сам открыл в мире

культуры.

На уроке в школе ученик получает самые необходимые знания по немецкому языку.

Участие же во внеклассной работе строится на развитии его интереса к языку, к стране

изучаемого языка. Возможность использовать свои языковые знания во внеклассной

работе становится стимулом, который способствует изучению немецкого языка как

школьного предмета в ценностной ориентации учащихся.

Участие во внеклассной работе отличается от знаний на уроке, где учащийся находится в

более стесненных рамках общения. Здесь же он преодолевает чувство страха перед тем,

как сказал – «верно» или «неверно» – и это позволяет ему быть активнее. Все это

способствует лучшему формированию и закреплению материала, знакомому ученику по

уроку, его артистических умений.

2. Внеклассная работа:

– расширяет теоретические и практические знания учащихся с учетом эффективности

применения технических средств и материалов средств массовой информации;

– повышает интерес к чтению художественной литературы (сказки братьев Гримм, сказки

Гауффа и Гофмана и т. д., стихи немецких поэтов на немецком языке и их переводы на

русский язык);

– обосновывает отбор страноведческого и лингвострановедческого материала;

– усиливает деятельность по разъяснению информационной ценности немецкого языка,

его общественных функций, практической пользы от владения им, для удовлетворения

духовных потребностей;

– помогает в выборе будущей профессии (переводчик, журналист, учитель немецкого

языка, гид);

– способствует исследованию закономерностей функционирования немецкого языка в

разных странах и регионах мира, увязывая их с анализом мотивов выбора немецкого языка

для изучения, использования для будущей профессии.

Внеклассная работа по немецкому языку органически входит в учебно-воспитательный

процесс. Она дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся,

обогащает их словарный запас, совершенствует их практические знания.

3. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности не должна прерываться.

Внеурочная деятельность, являясь логическим продолжением учебных занятий,

совершенствует и закрепляет полученные на уроке знания.

III. План проведения «Недели немецкого языка»

Первый день

В первый день «Недели немецкого языка» все учащиеся школы оповещаются о распорядке

проведения мероприятий.

В первый день «Недели немецкого языка» жюри просматривает тетради учащихся 2–3

классов и подводит итоги конкурса «Чья тетрадь лучше?». Учитываются такие критерии,

как каллиграфия, чистота написания (без исправлений), аккуратность ведения тетради,

правильная подпись тетради. Учащиеся получают призы. Результат конкурса к концу дня

вывешивается на стенде .

Учащиеся 4–5 классов изготавливают по шаблону фигурки кошек, собачек, грибов,

голубей, а также пасхальные открытки .

С учащимися 7-х классов проводится викторина «Где говорят по-немецки?» («Wo spricht

man deutsch?»), победители которой (1–3 места) получают призы (журналы «Juma» на

немецком языке) и грамоты.

Для учащихся 8-х классов задание ответственное – надо сочинить рекламу «Изучайте

немецкий язык!» («Lernt Deutsch!»). Учащимся нужно убедить любого человека в

необходимости изучать немецкий язык, а поскольку реклама должна быть краткой,

убедительной, информационной, то им требуется приложить максимум знаний по

немецкому языку, чтобы сделать рекламу достоверной, значимой. Победители получают

призы (журналы «Juma» на немецком языке). Победители викторины (7 классы) и рекламы

(8 классы) смогут уже к концу учебного дня прочитать свои фамилии на стендах

Пресс-конференция старшеклассников проходит с различными изречениями великих

людей о необходимости получения знаний. Учащиеся получают сведения о новых

технологиях изучения немецкого языка. Элективные курсы – новые технологии по

изучению предметов не только в школе, но и в масштабе страны. Учащиеся 9-х классов

знакомятся с профильным курсом «Немецкая литература», а учащиеся 10 –11 классов – с

выбором предметов: «Деловой немецкий» и «Немецкая литература».

Второй день

После уроков в указанное время группы участников игры «Эрудит» (из 2-х, 4-х, 7-х

классов) сражаются на различных этапах (переходя из кабинета в кабинет, где находятся

«станции»), показывая свои знания не только по предмету, но и по страноведению. По-

бедители получают призы – цветные фломастеры, грамоты.

В этот день учащиеся 3-х классов разучивают немецкую народную песню «Drei Chinesen

mit dem Kontrabass» , а также повторяют ранее изученные песни. Среди учащихся 10-11

классов проводится конкурс «Лучший переводчик» (текст прилагается). Победителям

вручают журналы «Deutschland» и грамоты.

Участников награждают аплодисментами и призами.

Третий день

Учащиеся младших классов соревнуются в технике чтения. При подведении итогов

учитываются произношение, эмоциональность, темп чтения. Победители получают призы

– авторучки, альбомы для рисования.

На базе школы среди учащихся 9 –11 классов проходит викторина «Что ты знаешь о

Германии?», самому эрудированному учащемуся вручается приз.

Четвертый день

«Открытые меропритятия»

Пятый день

У учащихся старших – соревнования в технике чтения. Критерии – те же, что и в младших

классах. Победители получают призы..

Проводится утренник «Мы едем в Бремен», конкурс чтецов. В приложении представлены

стихи немецких поэтов, которых нет в учебной программе. Кроме этих стихов, прозвучат

уже известные стихи поэтов Германии по школьной программе, а именно: «Gefunden»

(Goethе), «Mignon» (Goethе), «Mailied» (Goethе), «Der Handschul» (Schiller), «Ich weiss

nicht, was soll es bedeutet…» (Heine).

«Умники и умницы» 9–11 классов совершат заочное путешествие по городам Германии,

показав знания о творчестве Гёте. Самые «умные» получат призы – журнал «Deutschland».

В этот день подводится итог выпущенных газет. Все стенгазеты, подготовленные

учащимися 7–11 классов (на этот раз предпочтение отдаётся материалу о жизни и

творчестве Фридриха Шиллера) вывешиваются в конце учебного дня, т. е. будут

приурочены к последнему дню. Родители, учащиеся, учителя просмотрят эти стенгазеты,

и каждый найдет для себя что-то важное и интересное. Итог конкурса стенгазет жюри

подведет также в конце учебного дня, и информационный лист вывешивается на стенд



В раздел образования




Яндекс.Метрика