Автор: Данилова Матрена Степановна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Сунтарская вечерняя(сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Сунтар, Сунтарский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Авторская программа элективного курса по экологии
Тема: "Лес – наше богатство"
Раздел: полное образование
Авторская программа элективного курса по экологии "Лес – наше
богатство" 630017
Пояснительная записка.
Наш край – Якутия крупнейший на севере России экологический регион.
Региону принадлежит определяющая роль в глобальном экологическом
процессе.
Экологические
проблемы
нашего
края
многогранны,
разнообразны
и
сложны
,
хотя
считается
что
обширная
территория
нашей республики одной из благополучных в России. Но к сожалению, в
отдельных
регионах
республики
экологическое
с о с т о я н и е
неблагополучное, а местами– приближается к бедственному. Вопросы
экологии нашего края носят глобальный характер, которые имеют свои
особенности и являются назревшими проблемами сегодняшнего дня.
Республика Саха(Якутия ) – самая крупная богатая лесом республика
среди субъектов Российской Федерации . Это почти одна пятнадцатая
часть лесов всего земного шара.
Лес–
замечательное
творение
природы
.
Это
непросто
элемент
ландшафта
и
не
только
совокупность
деревьев,
в
своем
развитии
влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой
механизм,
называемый
фитогеоценозом.
Эксперты
ООН
сошлись
на
том , что лес ни с чем не заменимая , наиболее важная , обширная и
сложная
саморегулирующаяся
экологическая
система
планеты.
Восстановление нарушенных экосистем происходит очень медленно и
требует больших материальных и финансовых затрат. Отсюда , следует ,
что деятельность человека в лесу имеет планетарное значение. В связи
с
этим
возрастает
роль
экологического
образования
и
воспитания
,
проводимых в образовательных учреждениях . Нельзя не согласится со
словами
Добрецовой
Н.
В.
(1986
)
''
Экологическое
образование
школьников
является
не
только
результатом
,
но
и
процессом
,
направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую
среду
,
глубокое
понимание
необходимости
заботы
об
окружающей
природе
,
формирование
ценностных
ориентаций
и
оценочных
суждений
,
приобретение
опыта
,
принятия
экологически
грамотных
решений , усвоение норм ответственного поведения в природной среде ''.
Ведущую мировоззренческую идею курса можно сформулировать так:
''Сохранить
лес–
значит
обеспечить
возможность
физического
существования настоящему и будущим поколениям.''
Цель программы – познакомить учащихся с природными экосистемами,
в целях воспитания у учащихся бережного , экологически и экономически
обоснованного , социально активного отношения к природе , углубления
знания школьников в области окружающей среды , направленные на
сбережение
и
приумножение
ее
богатств
,
сохранение
и
усиление
защитных , оздоровительных и иных полезных природных функций.
Задачи элективного курса:
– Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся
опыта и достижений науки , составляющих систему знаний о природе , с
учетом
принципов
концепции
устойчивого
и
гармоничного
развития
о б щ е с т в а
и
п р и р о д ы .
– Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы ,
в
том
числе
привлечение
к
участию
в
опытно
–
исследовательской
работе для решения региональных проблем локального и более высоких
уровней
в
области
охраны
природы.
–
–
использовать
полученные
данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиски решения
э к о л о г и ч е с к и х
п р о б л е м
с в о е г о
к р а я
.
–
П р о ф е с с и о н а л ь н а я
о р и е н т а ц и я
у ч а щ и х с я .
– Пропаганда охраны природы среди учащихся.
Занятия курса могут осуществляться в течение одного года (9 класс , 1 ч.
в неделю , всего 18 ч.).
Учебно-тематический план.
№ Содержание
Всего
часов
Лекция
Экскурсия
Практическая
работа
1.
Введение
«Л е с
–
наше богатство»
2
1
1
–
2.
Значение
леса
в
природе
и
жизни
человека
2
1
–
1
3.
Лесные
ресурсы
и
э к ол о г ия
н а ш е г о
края
2
1
–
1
4.
Лес как экосистема
3
–
–
3
5.
Це нны е
х в о й н ы е
л е с а
н а ш е й
местности
3
1
1
1
6.
Влияние
антропогенного
фактора
на
лесную
экосистему
2
–
–
2
7.
Лесозащита
2
1
1
–
8.
Заключение.
Буд у щ е е
н а ш е г о
леса
2
1
–
1
Всего часов
18
часов
6
часов
3 часа
9 часов
Содержание Элективного курса.
Тема 1. Введение. (2 ч.)
Лекция
№
1.
''Аспекты
рассмотрения
леса
как
среды
обитания
с
экологической точки зрения. Подходы его изучения .''
Экскурсия
№
1.
Поход
в
лес
–
ознакомление
с
видами
лесной
экосистемы.
Тема 2. Значение леса в природе и жизни человека. (2 ч. )
Лекция № 2. «Лес – наше богатство»
Практикум
№
1.
Организация
экспериментальной
площадки
на
определенном участке леса.
Тема 3. Лесные ресурсы и экология нашего края. (2 ч. )
Лекция № 3 ведет гл. лесничий ГКУ Сунтарского лесничества. Практикум
№ 2. Самооценка отношения и самоконтроль личного участия в изучении
, сохранении и улучшении состояния леса.
Тема 4. Лес как экосистема. (3 ч.)
Практикум № 3. Определение состояния леса по методике Сукачева В. Н.
(1961).
Практикум № 4. Учет молодых деревьев по методике Тимофеева П. А.
(1980).
Практикум № 5. Определение урожая семян и плодов древесных пород
по методике Карпель Б. А. (1987).
Тема 5. Ценные хвойные леса нашей местности. (3 ч.)
Лекция
№
4.
Характеристика
произрастающих
на
нашей
местности
хвойных пород : лиственница , сосна , кедр и другие породы как ель ,
береза,
тополь.
Темпы
роста
лесозаготовки
на
нашей
республике
в
последние десять лет. Положительные и отрицательные стороны.
Экскурсия № 2 в местах лесозаготовки.
Практикум
№
6
расчет
количества
расходуемой
древесины
за
отопительный сезон в каждой семье – задание на дом.
Тема 6. Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему. (2 ч.)
Практикум № 7 оформление (фото) выставки.
Практикум № 8 очистка зоны отдыха.
Тема
7. Лесозащита:
борьба
с
лесными
пожарами
,
с
вредителями
деревьев. (2 ч.)
Лекция
№
5.
Лесозащита.
Ознакомление
с
причинами
пожара
,
распространенные виды вредителей. Борьба с ними.
Экскурсия № 3 в местах пожара.
Тема 8. Заключение. Будущее нашего леса (2 ч. )
Лекция № 6 и практикум № 9 в виде пресс– конференции '' Лес сегодня и
завтра ".
Литература.
1.
Алексеев В.Г. ''Экологические проблемы Якутии'' Якутск, 1996.
2.
Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное
пособие– М.: АО МДС, 1997.
3.
Винокуров
В.Н. ''Содержательные
основы
концепции
всеобщего
экологического
образования
и
воспитания
в
Республике
Саха(Якутия)'' Якутск, 1996.
4.
Лугинов
В.А. ''Развитие
творческой
активности
школьника
по
биологии'' Якутск, 1999.
5.
Олесов В.С. ''Лесные ресурсы'' Якутск, 1996.
6.
Протасов
В.Ф.,
Молчанов
А.В. ''Экология,
здоровье
и
природопользование в России'' Москва, 1995.
7.
Щербаков
И.П. ''Лесные
ресурсы
Якутии,
перспективы
их
использования и охрана'' Якутск, 1978.