Напоминание

"Лес – наше богатство"


Автор: Данилова Матрена Степановна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Сунтарская вечерняя(сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Сунтар, Сунтарский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Авторская программа элективного курса по экологии
Тема: "Лес – наше богатство"
Раздел: полное образование





Назад




Авторская программа элективного курса по экологии "Лес – наше

богатство" 630017

Пояснительная записка.

Наш край – Якутия крупнейший на севере России экологический регион.

Региону принадлежит определяющая роль в глобальном экологическом

процессе.

Экологические

проблемы

нашего

края

многогранны,

разнообразны

и

сложны

,

хотя

считается

что

обширная

территория

нашей республики одной из благополучных в России. Но к сожалению, в

отдельных

регионах

республики

экологическое

с о с т о я н и е

неблагополучное, а местами– приближается к бедственному. Вопросы

экологии нашего края носят глобальный характер, которые имеют свои

особенности и являются назревшими проблемами сегодняшнего дня.

Республика Саха(Якутия ) – самая крупная богатая лесом республика

среди субъектов Российской Федерации . Это почти одна пятнадцатая

часть лесов всего земного шара.

Лес–

замечательное

творение

природы

.

Это

непросто

элемент

ландшафта

и

не

только

совокупность

деревьев,

в

своем

развитии

влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой

механизм,

называемый

фитогеоценозом.

Эксперты

ООН

сошлись

на

том , что лес ни с чем не заменимая , наиболее важная , обширная и

сложная

саморегулирующаяся

экологическая

система

планеты.

Восстановление нарушенных экосистем происходит очень медленно и

требует больших материальных и финансовых затрат. Отсюда , следует ,

что деятельность человека в лесу имеет планетарное значение. В связи

с

этим

возрастает

роль

экологического

образования

и

воспитания

,

проводимых в образовательных учреждениях . Нельзя не согласится со

словами

Добрецовой

Н.

В.

(1986

)

''

Экологическое

образование

школьников

является

не

только

результатом

,

но

и

процессом

,

направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую

среду

,

глубокое

понимание

необходимости

заботы

об

окружающей

природе

,

формирование

ценностных

ориентаций

и

оценочных

суждений

,

приобретение

опыта

,

принятия

экологически

грамотных

решений , усвоение норм ответственного поведения в природной среде ''.

Ведущую мировоззренческую идею курса можно сформулировать так:

''Сохранить

лес–

значит

обеспечить

возможность

физического

существования настоящему и будущим поколениям.''

Цель программы – познакомить учащихся с природными экосистемами,

в целях воспитания у учащихся бережного , экологически и экономически

обоснованного , социально активного отношения к природе , углубления

знания школьников в области окружающей среды , направленные на

сбережение

и

приумножение

ее

богатств

,

сохранение

и

усиление

защитных , оздоровительных и иных полезных природных функций.

Задачи элективного курса:

– Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся

опыта и достижений науки , составляющих систему знаний о природе , с

учетом

принципов

концепции

устойчивого

и

гармоничного

развития

о б щ е с т в а

и

п р и р о д ы .

– Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы ,

в

том

числе

привлечение

к

участию

в

опытно

исследовательской

работе для решения региональных проблем локального и более высоких

уровней

в

области

охраны

природы.

использовать

полученные

данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиски решения

э к о л о г и ч е с к и х

п р о б л е м

с в о е г о

к р а я

.

П р о ф е с с и о н а л ь н а я

о р и е н т а ц и я

у ч а щ и х с я .

– Пропаганда охраны природы среди учащихся.

Занятия курса могут осуществляться в течение одного года (9 класс , 1 ч.

в неделю , всего 18 ч.).

Учебно-тематический план.

№ Содержание

Всего

часов

Лекция

Экскурсия

Практическая

работа

1.

Введение

«Л е с

наше богатство»

2

1

1

2.

Значение

леса

в

природе

и

жизни

человека

2

1

1

3.

Лесные

ресурсы

и

э к ол о г ия

н а ш е г о

края

2

1

1

4.

Лес как экосистема

3

3

5.

Це нны е

х в о й н ы е

л е с а

н а ш е й

местности

3

1

1

1

6.

Влияние

антропогенного

фактора

на

лесную

экосистему

2

2

7.

Лесозащита

2

1

1

8.

Заключение.

Буд у щ е е

н а ш е г о

леса

2

1

1

Всего часов

18

часов

6

часов

3 часа

9 часов

Содержание Элективного курса.

Тема 1. Введение. (2 ч.)

Лекция

1.

''Аспекты

рассмотрения

леса

как

среды

обитания

с

экологической точки зрения. Подходы его изучения .''

Экскурсия

1.

Поход

в

лес

ознакомление

с

видами

лесной

экосистемы.

Тема 2. Значение леса в природе и жизни человека. (2 ч. )

Лекция № 2. «Лес – наше богатство»

Практикум

1.

Организация

экспериментальной

площадки

на

определенном участке леса.

Тема 3. Лесные ресурсы и экология нашего края. (2 ч. )

Лекция № 3 ведет гл. лесничий ГКУ Сунтарского лесничества. Практикум

№ 2. Самооценка отношения и самоконтроль личного участия в изучении

, сохранении и улучшении состояния леса.

Тема 4. Лес как экосистема. (3 ч.)

Практикум № 3. Определение состояния леса по методике Сукачева В. Н.

(1961).

Практикум № 4. Учет молодых деревьев по методике Тимофеева П. А.

(1980).

Практикум № 5. Определение урожая семян и плодов древесных пород

по методике Карпель Б. А. (1987).

Тема 5. Ценные хвойные леса нашей местности. (3 ч.)

Лекция

4.

Характеристика

произрастающих

на

нашей

местности

хвойных пород : лиственница , сосна , кедр и другие породы как ель ,

береза,

тополь.

Темпы

роста

лесозаготовки

на

нашей

республике

в

последние десять лет. Положительные и отрицательные стороны.

Экскурсия № 2 в местах лесозаготовки.

Практикум

6

расчет

количества

расходуемой

древесины

за

отопительный сезон в каждой семье – задание на дом.

Тема 6. Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему. (2 ч.)

Практикум № 7 оформление (фото) выставки.

Практикум № 8 очистка зоны отдыха.

Тема

7. Лесозащита:

борьба

с

лесными

пожарами

,

с

вредителями

деревьев. (2 ч.)

Лекция

5.

Лесозащита.

Ознакомление

с

причинами

пожара

,

распространенные виды вредителей. Борьба с ними.

Экскурсия № 3 в местах пожара.

Тема 8. Заключение. Будущее нашего леса (2 ч. )

Лекция № 6 и практикум № 9 в виде пресс– конференции '' Лес сегодня и

завтра ".

Литература.

1.

Алексеев В.Г. ''Экологические проблемы Якутии'' Якутск, 1996.

2.

Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное

пособие– М.: АО МДС, 1997.

3.

Винокуров

В.Н. ''Содержательные

основы

концепции

всеобщего

экологического

образования

и

воспитания

в

Республике

Саха(Якутия)'' Якутск, 1996.

4.

Лугинов

В.А. ''Развитие

творческой

активности

школьника

по

биологии'' Якутск, 1999.

5.

Олесов В.С. ''Лесные ресурсы'' Якутск, 1996.

6.

Протасов

В.Ф.,

Молчанов

А.В. ''Экология,

здоровье

и

природопользование в России'' Москва, 1995.

7.

Щербаков

И.П. ''Лесные

ресурсы

Якутии,

перспективы

их

использования и охрана'' Якутск, 1978.



В раздел образования




Яндекс.Метрика