Напоминание

Использование модульной технологии в освоении грамматической темы "Косвенная речь. Утверждение"


Автор: Яганова Светлана Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование модульной технологии в освоении грамматической темы "Косвенная речь. Утверждение"
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В ОСВОЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ

«КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. УТВЕРЖДЕНИЕ» 7 КЛАСС.

Учитель: Яганова С.А.

Инта

2015

Использование модульной технологии в освоении грамматической темы «Косвенная

речь. Утверждение» 7 класс.

Модуль I. (5 уроков)

Урок 1.

Этап проверки итогов предыдущей работы

Важнейшей проблемой в планировании любого отрезка учебного процесса является постановка

целей обучения. У этой проблемы, в свою очередь, есть несколько аспектов. Учителю необходимо

ставить перед учащимися такие цели, которые пробуждали бы интерес у как можно большего

количества обучающихся. Им необходимо получать более реальное представление о том, чего они

могут достичь. Вторым аспектом является собственно способ формулирования целей урока. В

большинстве случаев они описывают деятельность учителя на уроке. А она должна быть понята и

принята обучающимися. Применительно к нашей теме цели урока будут следующими:

создать таблицу 16 видо-временных форм английского глагола;

научиться восстанавливать таблицу;

Учащимся предлагается незаполненная таблица на доске.

Все видо-временные формы действительного залога. (Active Voice).

(16)

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

Past

Future

Future-

in-the-

Past

Так как к этому моменту учащиеся уже овладели the Present Indefinite Tense,

the Present Continuous

Tense, the Past Indefinite Tense, the Past Continuous Tense and the Future Indefinite Tense, им необходимо

напомнить, что глагол в данной таблице будет зашифрован заглавной буквой V от английского слова

Verb. Честно говоря, самое интересное начинается тогда, когда встаёт задача заполнить неизвестное.

Но, задавая ученикам наводящие вопросы, заставляющие их думать и анализировать, мы постепенно

приходим к правильному решению поставленной задачи, т.е. к заполненной таблице.

Все видо-временные формы действительного залога. (Active Voice). (16

)

Indefinite

Continuous

Perfect

Perfect Continuous

Present

VI

Vs, es (3p.sg)

am

is + Ving

are

have

+ V3

has

have

been + Ving

has

Past

ed

V2

IIcol.

was

+ Ving

were

had + V3

had been + Ving

Future

shall

+ VI

will

shall

b e +

Ving

will

shall

have + V3

will

shall

have been + Ving

will

Future-

should

should

should

should

-in-the-

+ VI

be+ Ving have + V3 have been + Ving

-Past

would

would

would

would

Вторая цель - как её запомнить, достигается следующим образом. Применяется метод ассоциаций.

Группа

времён Indefinite

привязывается

к

слову

«факт»,

времена

группы Continuous

к

слову

«процесс», a Perfect к слову «результат». Это всегда срабатывает.

Первичный контроль может быть осуществлён в парах. Задание - восстановить таблицу устно или

письменно (по выбору учащихся), с опорой. В качестве опоры вышеуказанная таблица может иметь

разную степень заполняемости - для сильных учащихся - до 20%, для менее успешных - до 50 -70%.

На данном этапе оценивать следует только успешную работу.

Для выполнения домашнего задания каждый учащийся получает заранее заготовленный учителем

экземпляр

«коллективно

созданной»

таблицы

и

вклеивает

её

в

специальную

тетрадь «Grammar

Book», которую он начал создавать под руководством учителя ещё в 5-ом классе.

Домашнее задание: (заменяем слово «выучить» на) «восстановить» таблицу на оценку.

Приведённая

таблица

даёт

учащимся

полное

представление

о

системе

видо-временных

форм

действительного (Active)

залога. И в дальнейшем облегчит понимание «сдвига времён» в теме

«косвенная

речь»

и,

разумеется,

овладение

другими

видо-временными

формами

(т.е.

ещё

осуществляется и пропедевтическая задача).

Урок 2

Презентация нового материала.

Действия учителя на этом этапе могут включать:

выделение основной информации, структура которой будет основой для изучения темы ;

систематизация этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче

его понять (таблица, рисунок, опора);

поиск приёмов, способствующих активизации мысли обучающегося в процессе освоения нового

материала;

готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Цели урока:

ознакомиться с картой «косвенной речи»;

узнать, как передавать высказывания других людей;

понять, для чего необходим сдвиг времён.

Что представляет из себя карта «косвенной речи»?

Можно сказать, что это список тем для усвоения внутри предлагаемого грамматического материала и,

при

этом,

его

польза

неоспорима.

Ученики

получают

свой

«маршрут»

продвижения

по

грамматическому явлению, куда могут быть внесены графы успешности усвоения. Это является

одним из способов вовлечения ученика в процесс получения знаний и, как следствие, повышение

мотивации, являющейся составной частью успешного достижения поставленных целей.

Что я знаю?

Как? - слабо

Как? - хорошо

Как? - отлично

1

Таблица видо-временных

форм (16)

2

Разве сдвиг времён бывает

всегда?

3

Как передать утверждение в

косвенной речи?

4

Как англичане переделывают

просьбы и приказы?

5

Каким образом передать

общий вопрос в косвенной

речи?

6

Как поступать, если вопрос

окажется специальным?

7

Что произойдёт со словом now в

косв.речи?

8

Неужели слова автора это

только said, told и answered?

9

Можно ли обойтись без

косвенной речи?

10

Что такое 3+1?

11

Как следует поступить с

порядком слов?

Необходимо

отметить,

что

эту

карту

получает

каждый

ученик

и

вносит

туда

свои

результаты

самостоятельно.

При

желании

у

него

появляется

возможность

для

самостоятельного

освоения

материала.

Также

по

желанию

учащимся

предлагается

вышеупомянутая

таблица

в

английском

варианте.

Можно предложить ученикам начать изучение с любой темы на их коллективный выбор. Возможно,

вопрос №9 окажется для некоторых довольно привлекательным. В этом случае следует предложить

вместе

подумать,

для

чего

она

всё-таки

нужна.

Как

правило,

3-5

аргументов,

предложенных

одноклассниками, более чем достаточно.

Объяснение нового материала можно осуществлять несколькими путями. Один из них - открыть

учебник, прочитать предложенные примеры, сравнить и сделать вывод. Но значительно интереснее

создать что-то самим. Пользуясь методикой развивающего обучения, целесообразно следующее:

Выдать карточку каждому ученику (или, как вариант парной работы, одну на пару, или, как вариант

групповой работы, одну на группу). Так как в первой четверти мы читали отрывки из произведения

Льюиса

Кэрролла

«Алиса

в

стране

чудес»

и

затем

смотрели

мультипликационный

фильм

на

английском языке, можно использовать Алису в качестве автора высказываний, предлагаемых детям.

Раздать

можно

всем

одинаковые

утверждения,

а

можно

разные.

В

обоих

случаях

степень

вовлечённости учеников в процесс очень высокая. Итак, перед ними стоит задача передать слова

(утверждения) Алисы так, чтобы обязательно исчезли кавычки. Время ограничено - 2 минуты. Самое

удивительное,

что

несколько

человек,

не

владея

теорией

в

полном

объёме,

смогут

составить

правильное высказывание. На доску выносится правильный вариант. И теперь начинаем сравнивать и

делать выводы. Вносим коррективы. Потрачено 5-7 минут, а какая существенная разница в том,

каким путём мы шли! Ответ на вопрос, касательно сдвига времён получен. Цели урока достигнуты.

Всем учащимся необходимо иметь стандартную таблицу сдвига времён, которая вклеивается в выше

упомянутую тетрадь- справочник под названием "Grammar Book".

Если в главном предложении глагол стоит в прошедшем времени, то в придаточном предложении

времена заменяются в соответствии

Direct Speech

Indirect Speech

Прямая речь

Косвенная речь

Present Indefinite

Past Indefinite

Present Continuous

Past Continuous

Present Perfect

Past Perfect

Past Indefinite

Past Perfect

Future Indefinite

Future-in-the-Past

Первичное закрепление этого материала можно осуществить в парах сменного состава.

Заучивание также лучше произвести на уроке, т.к. это сократит кол-во времени, потраченного

на выполнение домашнего задания.

Домашнее задание раздаётся на карточках и носит дифференцированный характер: вариант задания 1

- передай другие высказывания Алисы в косвенной речи, вариант задания 2 - передай другие

высказывания Алисы в косвенной речи. Смотри классную работу, вариант задания 3 - передай другие

высказывания Алисы в косвенной речи, повтори (доучи) таблицу «Сдвига времён».

Урок 3

Практика под руководством учителя.

Этот этап необходим для установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в

понимании нового материала, при наличии таковых.

Цели урока - применять изученное правило «Сдвига времён»;

- научиться передавать высказывания других людей;

Для закрепления и активизации грамматического материала «Сдвиг времён» ученикам предлагается

следующий вид задания:

анализ заранее внесённых примеров;

выделение грамматических основ;

знакомство с проблемой смены наречий.

Сдвиг времён с примерами.

Present Indefinite

Present Continuous

Present Perfect

Future Indefinite

1. I play hockey.

1. I am sitting now.

1. He has written the

test.

1.I shall stop here.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

6.

7.

7.

7.

7.

8.

8.

8.

8.

Past Indefinite

Past Continuous

Past Perfect

Future-in-the-Past

1.I played hockey.

1.I was sitting then.

1 . H e had

written

the

test.

1.I should stop there.

2.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

5.

6.

6.

6.

6.

7.

7.

7.

7.

8.

8.

8.

8.

Примечание 1: при составлении предложений ребятам предлагается использовать ранее изученную

лексику

с.4 - 94.

Примечание 2: т.к. учащиеся работают каждый со своей карточкой, у учителя есть возможность

помочь менее успешным обучающимся.

Примечание 3: выполнять весь объём карточки на уроке нецелесообразно. Достаточно отработать по

четыре позиции в каждом времени. Остальные предложения даются в качестве домашнего задания.

На этапе закрепления грамматического материала «утверждение в косвенной речи» необходима

дифференциация,

так

как

слабый

ученик

может

испытывать

затруднения

не

только

при

использовании косвенной речи, но и в узнавании утверждения как такового. Нижеприведённая

таблица снимает эту трудность, потому что в ней содержится подробное описание данного вида

предложений в прямой и косвенной речи. В принципе, на данном этапе таблицей могут пользоваться

все ученики. Но у сильных обучаемых потребность в ней быстро исчезает.

Прямая речь

Косвенная речь

Как узнать нужный тип

предложения?

Как это предложение выглядит в косвенной речи?

1.Утверждение:

«Подлежащее, сказуемое,

дополнение, обстоятельство», -

слова автора.

Ex. " I go to school every day"

said Kate to me.

1.Утверждение:

слова автора изменяется сдвигается изменяется

[

подл. + сказ.

]

союз that (подлеж.+сказуем. + обстоят.)

[

Kate told me

]

союз that ( she went to school every day.)

Итак, есть главная часть предложения, содержащая слова

автора. Появляется союз that. Появляется придаточная часть,

содержащая изменённое подлежащее, изменённое сказуемое

со сдвигом времён и, если необходимо, изменённое

обстоятельство времени.

В правой части ребята вносят необходимый союз that.

Лексический материал для создания упражнений берётся из изучаемого УМК. Тем самым, внутри

усвоения

грамматической

темы

осуществляется

повторение

ранее

изученного

лексического

материала из Unit 1-6.

Например, вариант задания для сильных учеников:

Make reported statements.

1.

"My brother can’t play golf today," said Peter. (p.22)

2.

"I’m very tired after training," said Marion Jones. (p.22)

3.

"We started gymnastics," said Joanna. (p. 25)

4.

"Rap is a modern form of communication," said Keisha. (p.38)

5.

"I recommend The Matrix with Keanu Reeves," said Ann to her friend. (p.63)

Для учеников,

у которых есть затруднения,

предлагается следующий вариант: Выбери правильный

вариант сказуемого для предложений в косвенной речи:

1.

Peter said that his sister (looks, was looking, looked) happy that day.

2.

Lucy said that they (are bathing, were bathing, bathed) the dog.

3.

Mowgli said that Baloo (punished, did punish, had punished) him.

4.

Baloo said loudly that he (would call, will call, called) Mowgli.

5.

Ann told her mother that her friend(took, has taken, had taken) an interest in English.

Проверку

можно

осуществить

в

парах.

В

случае

малейших

сомнений

обратиться

к

сильному

ученику-консультанту или к учителю.

Домашнее задание: закончить работу, начатую в классе. Смотри «Grammar Book».

Урок 4

Самостоятельная практика учащихся.

На

этом

этапе

дифференциация

просто

необходима.

Нельзя

забывать

и

о

мотивации.

Для

поддержания интересов учащихся целесообразно предлагать им такие задания, чтобы они были

личностно значимы для школьников и помогали им находить ответы на интересующие их вопросы.

Цели урока: убедиться, что часть наречий меняется;

научиться передавать содержание полученного письма.

Мы помним, что ученики ещё не умеют менять наречия. Необходимо их этому научить.

Ученикам предлагается два напечатанных текста с одинаковым содержанием: один в прямой речи,

другой в косвенной. Задание по работе с текстом разное. Менее успешные отслеживают и работают с

грамматическими основами и их изменениями (Задание1: подчеркни в первом тексте подлежащее и

сказуемое, просмотри второй тест и скажи, какие изменения увидел). Сильные получают другое

задание

(Задание2:

найди

что-то

необычное

в

двух

текстах

и

подчеркни

согласно

его

роли

в

предложении)

Примерный вариант задания:

Text 1

Text 2

Last school year my mother visited our English

lesson. "Yesterday I went to school," said she to

her friend, "my child can speak English well!"

she added. "I am proud of my clever child now!"

Last school year my mother visited our English

lesson. She told her friend that she had gone to

school the day before. She added that her child

could speak English well and she was proud of

her child then.

Найдены, подчеркнуты, озвучены все варианты, сделан вывод.

Предлагается следующая сводная таблица наречий:

ADVERBS OF TIME AND PLACE

Direct Sрeech

Indirect Sрeech

now

then

todav

that dav

this

that

these

those

here

there

yesterday

the day before = (on) the previous day

last week

the week before = (on) the previous week

5 vears aso

5 vears before

tomorrow

the next dav

next week

the following week

the day after tomorrow

2 days later = in 2 days' time

the day before yesterday

two days before

in a week

a week later

Чтение хором, по рядам, мальчики для девочек, девочки для мальчиков, по цепочке, в парах.

Примечание: многократное прочтение облегчит запоминание дома и дальнейшее использование этого

грамматического материала.

Сильным ученикам, как правило, становится неинтересно использовать только глаголы said и told в

косвенной речи. Им предлагается список глаголов, который отрабатывается постепенно по 7-8

единиц.

Разумеется,

в

свободную

колонку

вносится

перевод.

А

в

первой

колонке

по

мере

необходимости появляется частичная транскрипция и ударение.

Reported Speech Verbs(33)

tell smb.

let smb. know

inform smb.

order smb.

promise smb. to do

offer smb. to do

intend to do

suggest that smb. should do

smth.

assure smb. saying

interrupt smb. saying

agree with smb. saying

explain smth.to smb.

remind smb. of

remark that

comfort smb. saying

reproach smb. saying

refuse point blank

warn smb. to do

warn smb. not to do

persuade smb. to do

dissuade smb. to do

object to smb. saying

admit that

suspect

prove to smb. that

confess to smb.

be eager to know

be anxious to know

justify oneself

make up with

gossip

find fault with

realize

Обучение учащихся тому, как передавать содержание письма, (промежуточный контроль)

Установка:

Вам прислали письмо. Но его содержание можно зачитать только внеся все возможные и известные

вам изменения. Их должно быть (для успешных -16, для менее успешных 9)

Вариант 1.(для успешных)

My dear friend!

I am writing to you now. I have some good news here. I took up painting last week. I can paint in water-

colours and in oils. It is exciting. I really enjoy my hobby. I am waiting for your letter. Bye. Alex.

Вариант 2. (для менее успешных)

Alex was..................to me then. He..................some good news...........................had taken up

painting the......................before. He.................paint in water-colours and in oils. It....................

exciting.He really enjoy............his hobby. He.............waiting for my letter.

Проверка учителем работ, выполненных в классе.

Домашнее задание: составь короткое письмо - ответ (5 предложений). Используй 2-3 наречия из

первой колонки. Пиши разборчиво. ( Эти письма после проверки учителем можно использовать как

раздаточный материал на этапе завершающего контроля.). Повтори теорию.

Урок 5

Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Цель: научиться осуществлять самоконтроль и самооценку результатов усвоения темы «Утверждение

в косвенной речи».

На этом этапе меняется оценочная деятельность учителя и учащихся. С психологической точки

зрения предпринимается попытка научить ребёнка объективно и критически оценивать результаты

своей

собственной

проделанной

работы.

Для

этого,

разумеется,

необходимы

четкие

критерии.

Проверочную

работу,

охватывающую

теорию

и

практику,

можно

осуществить

в

виде

теста

с

пропусками. Все пропуски пронумерованы. Учащийся заполняет пропуски, сравнивает свои ответы с

бланком правильных ответов, подсчитывает результат и получает достаточно объективную картину

состояния своих ЗУН на данный момент. Так как тест составлен по теоретическому материалу и

практике его применения и имеет чёткую

структуру, то нетрудно будет сделать вывод о том, над чем, в случае необходимости, нужно будет

работать. Работа рассчитана на 25-30 минут.

Test 1

Theory

I.

Direct Speech

Indirect Speech

Present Indefinite

1

2

Past Continuous

Present Perfect

3

4

Past Perfect

Future Indefinite

5

Total: 5points

Practice

1.1.

Измени часть предложения в соответствии с правилом сдвига времён.

1.

Не said that ( I am interested in this hobby.)

2.

She told me that (I hope for the better).

3.

He remarked that (I will be a champion).

4.

She admited that (I have won the prize)

Total: 4 points

Theory

II.

1.Утверждение:

[подл. + сказ.]

(подлеж+сказуем + обстоят.)

[Kate told me ]

(she went to school every day.)

Итак, есть 1 часть предложения, содержащая слова автора. Появляется союз 2 . Появляется 3 часть,

содержащая изменённое подлежащее, изменённое сказуемое со 4 и, если необходимо, изменённое 5 .

Total: 5 points

Practice

2.

Передай утверждения в косвенной речи.

1.

"It doesn't matter,"replied Peter Pan.

2.

"I am so sorry today,"said Wendy.

3.

"They are children, who fall out oftheir prams,"Peter explained.

4.

"I ran to Kensington Gardens,"said he in a low voice.

5.

"He will never come back,"said Wendy sadly.

6.

"We are flying now,"cried the children in surprise.

Total: 6 points

Theory

III.

ADVERBS OF TIME and PLACE

Direct Speech

Indirect Speech

now

1

today

that day

this

2

these

those

here

3

yesterday

the day before = (on) the

previous day

last week

4

5 years ago

5 years before

tomorrow

5

next week

the following week

the day after tomorrow

6

the day before yesterday

two days before

in a week

7

Total: 7 points

Practice

III.3

Передай утверждения в косвенной речи.

Обрати внимание на смену наречий.

1.

"Cinderella, you will go to the ball tomorrow,"said the fairy proudly.

2.

"I have cleaned this room," said she.

3.

"She washed the dishes here," exclaimed he.

4.

"He is watering the plants now," granny answered.

5.

"I close the windows when it rains," grandpa replied.

6.

"My sister doesn't like to do the shopping,"said Carry.

7.

"They enjoyed visiting London last week,"said the guide.

Total: 7 points

30 - 35points - "5" 25 - 29points - "4" 20 - 24points - "3"

less than 19points - "2"

Оставшееся время используется для подведения итогов и коррекции результатов.

Домашнее задание: повторить теорию, с

. 96, у.1b (1-ый диалог Тома Сойера с учителем в

косв. речи) - письменно

.

Так как предстоит изучить ещё «Общий вопрос, специальный вопрос, а также просьбы, приказы в

косвенной речи», получить ответы на все вопросы и заполнить карту «Косвенной речи» похожий

алгоритм следует использовать начиная с урока 2 и добавить урок завершающего контроля.

В качестве вывода хотелось бы сказать следующее:

поскольку

любое

занятие

есть

система,

искусственно

создаваемая

учителем

ради

достижения

конкретной цели, то из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации, причем

следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в

один, а время, отведенное на каждый этап может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией.

При этом следует помнить, что исключение и перешагивание любого из этапов обычно приводит к

снижению результатов педагогического процесса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика