Автор: Скамрова Ксения Андреевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1596
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект тематического занятия в подготовительной группе
Тема: "Осень"
Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного тематического занятия в подготовительной
группе тема: «Здравствуй, осень».
Учитель-логопед: Скамрова Ксения Андреевна.
Цели:
Систематизировать знания детей об осенних месяцах, их
последовательности и признаках каждого месяца.
Закрепить знания детей о перелетных птицах, о причинах их
отлета в теплые края.
Уточнить понятия «съедобные» и «ядовитые» грибы.
Развивать умение отгадывать загадки, опираясь на признаки.
Развивать
умение
сопереживать
животным,
оказывать
им
помощь.
Развивать умение отвечать четко, давать полные ответы.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать сплоченность, заботу товарищах, эмпатию.
Оборудование:
Макеты
лиственных
и
хвойных
д е р е в ь е в ,
иллюстрации
с
изображением
съедобных
и
ядовитых
грибов,
трафареты листьев, листья деревьев, овощи, фрукты, корзинки (3 шт),
магнитная
доска,
мольберт,
магниты,
ватманский
лист,
клей
ПВА;
спортивный инвентарь: гимнастическая скамейка (2 шт.), конусы (4
шт), ткань синего цвета, туннель (1 шт.).
Содержание занятия:
Дети в спортивной форме заходят в зал и строятся в шеренгу.
Воспитатель: В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья нам ,ребята, не найти!
Друг за другом становитесь крепко за руки держитесь.
По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу осеннем, мы кого-нибудь найдем.
Давайте выберем считалкой того, кто пойдет первым.
Ребенок читает считалку.
Журавли летят на юг,
Засыпает майский жук.
Каждый день идут дожди,
Ты тепла уже не жди.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, скажите, ребята, как надо
вести себя в лесу?
Дети:
В
лесу
нельзя
шуметь,
нужно
быть
осторожным
и
внимательным.
Воспитатель:
Дорога
в
лес
нам
предстоит
трудной,
будет
много
препятствий. Посмотрите, путь нам преграждают пеньки, их нужно
обходить.( движение змейкой между конусами)
Затем я вижу канатный мост без поручней, нам придется
по нему
ползти на животе. (Движение по гимнастической скамейке ползком на
животе, подтягиваясь руками)
Дальше я вижу широкий ручей, его можно перепрыгнуть, не промочив
ноги. (прыжок с места на двух ногах через макет ручья).
1
Дальше нас ждет пещера с низким лазом, нам придется проползти ее.
Затем
я
вижу
дерево,
перекинутое
через
глубокий
овраг,
по
нему
пройдем
осторожно,
удерживая
равновесие,
чтобы
не
упасть
вниз.
(Движение по гимнастической скамейке, удерживая равновесие).
Дети выполняют задания, воспитатель следит за правильностью
его выполнения.
Вот мы и в волшебном лесу, полюбуйтесь красотой осеннего леса.
Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень.»
Выходит логопед в костюме Осени.
Добрый день, а вот и я,
Здравствуйте, мои друзья!
Вас не видела весь год,
Наступил и мой черёд.
Ребята, угадайте кто я ? Сейчас я вам помогу, отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
Ребят, а какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь и ноябрь)
А сейчас я хочу вам про эти месяцы немного рассказать.
Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского
слова, которое в переводе означает седьмой. В сентябре начинается листопад
у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым
тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый. Октябрь -
второй месяц осени. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые
снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут
появляться первые сосульки. И последний месяц осени - предзимье. В этом
месяце
уже
ложится
снег
и
раздается
первая
веселая
песенка
большой
синицы.
А теперь, давайте проверим, что вы знаете обо мне. Я вам называю признаки
осени, если я назову что, то неверно, то вы меня исправьте:
-
осенью птицы улетают на юг
-
осенью люди загорают
-
осенью опадают листья
-
осенью тает снег
-
осенью бывает праздник Новый год
-
осенью идут дожди
-
осенью люди собирают урожай
Молодцы!
Ребята, а давайте пойдём на ковёр и посмотрим, какие дары нам принесла
осень.
2
Вы сказали, что люди собирают урожай, а урожай чего люди собирают?
Правильно урожай овощей и фруктов. А давайте и мы с вами соберем
урожай.
Игра « Собери урожай».
Дети делятся на 2 команды по 3 человека. 1ая команда собирает фрукты, а
2ая овощи. Какая команда быстро и правильно соберет урожай, та команда и
победила. В конце игры называем фрукты и овощи ласково ( по командам ).
Ребята,
а
какие
ещё
дары
приносит
нам
осень,
что
мы
осенью
в
лесу
собираем? Правильно, грибы. Но вы знаете, что грибы бывают съедобные, а
бывают
несъедобные,
сейчас
мы
проверим,
знаете
ли
вы
какие
грибы
собирать надо, а какие нет.
Игра «Собери грибы».
Участвуют все дети. На полу лежат грибы, дети собирают только съедобные
грибы.
А сейчас я вам про грибы загадки загадаю:
Этот гриб - любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился.
(Подосиновик)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки.
(Лисички)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.
Ответ (Мухомор)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это ... (сыроежки)
На пеньке сидят братишки,
Все в веснушках, шалунишки.
3
Эти дружные ребята
Называются ... (опята)
Шоколадно – бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок –
Гриб такой зовут...(маслёнок).
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.(подберёзовик)
Глубоко был спрятан он,
Раз – два – три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.(белый гриб)
Молодцы, ребята, собрали целую корзину грибов, а теперь давайте отдохнём
и ручки разомнём.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибать пальцы по очереди, начиная с большого.
Будем листья собирать
Сжимать и разжимать кулаки
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
Загибать пальчики, начиная с большого.
Ребята,
подскажите
мне
пожалуйста,
а
когда
много
листьев
опадает
с
деревьев, как это осеннее явление называется? Правильно, листопад. Вот и у
нас в лесу был листопад, а давайте мы с вами посмотрим, с каких деревьев
листики упали.
Игра « Листопад».
На
доске
висят
контуры
листьев,
дети
подходят
и
к
каждому
контуру
подбирают нужный листик. Называют, с какого дерева он упал и какой это
листик.
Молодцы, ребята, со всеми моими заданиями справились, а теперь пора мне
идти, до новых встреч!
Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень» Осень уходит.
4
Воспитатель: Ребята нам тоже пора возвращаться в детский сад.
(Дети под руководством воспитателя проходят все препятствия в обратном
порядке.)
Вот мы опять очутились в детском саду.
Где мы ребята были?
Кого мы встретили в осеннем лесу?
О чем мы говорили с осенью?
О чем она загадывала загадки?
Какое явление в природе бывает только осенью?
(Листопад)
Осень подарила нам много подарков, давайте тоже отблагодарим ее, сделаем
ей подарок, из листьев которые мы засушили, сделаем листопад!
(Дети подходят к мольберту, берут листья и приклеивают их на ватманский
лист.)
Давайте
друг
другу
улыбнемся
и
скажем
спасибо.
Занятие
закончено.
Спасибо всем.
5