Напоминание

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в работе музыкального руководителя ДОУ, на примере МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» Прибайкальского района республики Бурятия.


Автор: Молокова Екатерина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ Татауровский детский сад "Родничок" Прибайкальского района республика Бурятия
Населённый пункт: р.Бурятия Прибайкальский район с.Татаурово
Наименование материала: статья
Тема: РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ в работе музыкального руководителя ДОУ, на примере МДОУ Татауровский детский сад «Родничок» Прибайкальского района республики Бурятия.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

в работе музыкального руководителя ДОУ, на примере МДОУ

Татауровский детский сад «Родничок» Прибайкальского района

республики Бурятия.

Музыкальный руководитель Молокова Екатерина Анатольевна.

Многонациональность – это характеристика в целом народонаселения

огромного географического пространства России. В произвольно взятом

регионе нередко проживает два и более народов; каждый с характерной

музыкальной культурой, фольклором, обычаями, особенностями быта.

В этих условиях музыкальному руководителю необходимо решать задачу

гармоничного соответствия общих по России требований Программы

дошкольного образования особенностям культуры народонаселения данного

региона.

В республике Бурятия проживает примерно 984 511 человек (на 2018 год),

средняя плотность населения составляет - 2,80 человека на один квадратный

километр. Национальный состав республики Бурятия очень разнообразен,

коренной народ – буряты.

Одной из задач дошкольного воспитания – привить детям уважение и любовь

к культуре народов, живущих рядом.

Базовое положение к решению задачи триедино:

А). Региональный компонент отражаем всеми видами художественной

деятельности (музыка, декламация, театрализация, рисование,

хореография…)

Б). Задача решаема всеми формами организации художественной

деятельности: занятие (традиционное, комплексное, тематическое),

развлечение, самостоятельная деятельность.

Г). Задачу возможно решать посредством масштабных мероприятий (занятие,

развлечение; день, посвященный…; неделя, посвященная…) или

посредством эпизодических включений в какие-либо мероприятия)

Формы и примеры построения занятий и развлечений.

1.Сопоставление культур (в нашем случае русской и бурятской) в рамках

тематических занятий.

Занятие «Как одевались в старину». Двухчастное. Проводится в два приёма

в разные дни.

Первая часть включает русские потешки, старинные русские игры; мы

рассматриваем фотографии женщин в русских народных костюмах

нарядах; костюмированный фольклорный ансамбль

; наряд рассматривается детально; дети раскрашивают бумажные детали

костюма; аппликация.

Вторая часть—ознакомление с бурятской национальной одеждой;

раскрашивание деталей одежды; аппликация. Раскрашивание сопровождается

фонограммой бурятских народных песен. Таким образом в рамках одного-

двух занятий затронуто несколько аспектов культуры народов: досуг, обычай,

музыкальное творчество, одежда, фольклор.

.

2.Народный праздник. Бурятский праздник Сагаалган

(календарный праздник Белого месяца ).

В оформлении зала: элементы национального орнамента; музыкант в

национальной одежде, с национальным инструментом; женщина в

национальной одежде, выражающая встречу дорогого гостя.

Ведущий поясняет значение праздника, рассказывает об особенностях

приветствия в праздничный день. Затем он обращает внимание детей на

оформление и поясняет символику орнамента. В зале появляется Гость в

национальной одежде; кто-то из детей приветствует Гостя по заданным

правилам; диалог в традиционной форме. Ведущий предлагает Гостю

почетное место и традиционное угощение; Гость в свою очередь «отвечает»

гостинцами.

Ведущий обращает внимание на изображение музыканта; беседа по

специфике музыкального инструмента. Гость рассказывает соответствующую

моменту сказку «Волшебный хур (данный инструмент)». По окончании

Ведущий предлагает послушать звучание хура (в записи).

Далее проводятся соревнования по силе: армреслинг, «Перетянуть

Ургу»; игры: «У кого бэлэ?», «Найди напёрсток», «Верблюд и верблюжонок».

Гость загадывает загадки из бурятского фольклора. Дети инсценируют

весёлую «Сказку про волка».

Куклы магнитного театра в национальных костюмах танцуют под

фонограмму народной песни. И заканчивается праздник бурятским

хороводом «Ёхор».

По обычаю праздника в дорогу Ведущий преподносит Гостю подарок.

Гость благодарит; его пожелание детям; уходит.

Ведущий просит детей ответить, чему нас учит праздник Сагаалган.

3. Региональный компонент фрагментарно в рамках тематического

занятия. «Весенняя капель»

В данном занятии посредством русского фольклора (заклички, хоровод,

попевки, игра), творчества Чайковского П.И. (танец «Вальс цветов»,

творчества современных композиторов (вокальный репертуар) озвучена тема

весны, цветов, перелётных птиц.

Муз.руководитель.Не всех птиц пугают сибирские морозы. Многие

остаются зимовать в родном краю. Какие это птицы, вы знаете? (Тетерев)

В бору тетерев болбочет,

Из бора лететь не хочет

В бору ягодка малина

В бору красная рябина

По весне тетерева стаями прилетают на лесные полянки, каждый год на одну

и ту же . На этой полянке они танцуют – распускают крылья, бегают,

кружатся и по своему поют – болбочат . чуфыкают, бормочат.

Те кто видел и слышал эти концерты, говорят, что это из самых

замечательных, самых волнительных явлений природы. Это настолько

красивое зрелище, что буряты даже придумали танец, который так и

называется: «Танец тетеревов».

Хореография основана на сюжете, рисунке и пластике народного танца.

4. Сопоставления в формате развлечения.

Заглавная тема развлечения «Приди, весна, с радостью» условна.

Заглавной может быть тема зимы, осени, лета.

А). В закличках, попевках, в игровых песнях: « В сыром бору тропина»

и «Я селезня любила» прозвучала тема весны.

Б). Сопоставление персонажей фольклора и народные игры. В зал

«приезжает» Петрушка, общается с детьми, играет с ними в «Жмурки».

Речь заходит о его друге Будамшу. Появление Будамшу. Национальная игра

«Модо бэдэрхэ» (Ищем палочку).

В). Сопоставления в музыке. Рассматриваются музыкальные

инструменты хур и балалайка. Слушаем звучание инструментов. Детский

оркестр исполняет русскую и бурятскую народные мелодии.

Г).Устное народное творчество. Будамшу предлагает послушать и

посмотреть «Сказку про волка»(инсценировка).Петрушка уходит за ширму

кукольного театра, зрители смотрят сценку «Фома и Ерёма».

Д). Народный танец. Дети танцуют для гостей «Ёхор» и «Кадриль».

Петрушка и Будамшу прощаются, уходят.

5.Включение в образовательный процесс музыки композиторов Бурятии.

Творчество композиторов Бурятии составляет особый пласт музыкальной

культуры народа. Профессиональными композиторами создан фонд

музыкальных произведений различной жанровой принадлежности: опера,

балет; музыка симфоническая, музыка камерная, музыка для национальных

музыкальных инструментов, музыка для детей; в вокальных произведениях

звучат темы патриотизма, природы родного края, человеческих чувств и

отношений.

Несколько примеров. А.Андреев: «Детская сюита». Песня «Эжымни».

(«Мама». Настолько популярна, что мелодию можно слышать на вызовах

мобильных телефонов). «Таёжная, озёрная, степная…» (Стала Гимном

Бурятии).

Б. Ямпилов: Сюита «Цветущий край». Балет «Красавица Ангара».

Музыкальная комедия «Будамшуу». Оратория « Гудящие сосны». Детская

опера-сказка «Чудесный клад». Сюита на народные темы. Праздничная

увертюра.

Д. Аюшеев: Симфонические картины «Таёжные песни».

Симфоническая поэма «Богатая долина».

Ж. Батуев. Балет «Гэсэр». (Богатырь, защитник народа).

Данные произведения могут служить источником необходимого

материала к образовательной области «Музыка» в ДОУ Бурятии.



В раздел образования




Яндекс.Метрика