Автор: Никитина Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 – центр развития ребёнка"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Из опыта работы воспитателя МАДОУ № 27 г. Боровичи Никитиной Н.Г.
Все дети как известно разные, и каждый из них имеет право на собственный путь
развития. Он все всегда хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и
интересного
ребенок
увидит,
-зависит
то,
какими
знаниями
он
будет
обладать.
Познавательное
развитие
по
ФГОС
в
ДОУ
предполагает
вовлечение
ребенка
в
самостоятельную
деятельность,
развитие
его
воображения
и
любознательности,
формирование познавательных действии, становление сознания. Чтобы эффективно
развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация
и проведение действий, направленных на познание. В процессе деятельности какой
бы она не была ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт
взаимодействия
с
различными
предметами.
Ребенок
приобретает
определенные
знания и овладевает конкретными навыками.
На данный момент я работаю с детьми старшей группы. В своей работе с детьми
стараюсь
ориентироваться
на
их
возможности
и
развивать
деятельность,
направленную на изучение мира и окружающего пространства. После получения
данных
диагностики
и
результатов
мониторинга,
составления
индивидуального
маршрута развития ребенка всю деятельность в группе строю так, чтобы каждый
ребенок
был
заинтересован,
был
самостоятелен
в
своих
познаниях
и
старался
проявить инициативу.
Для
успешного развития
познавательной
деятельности
я
р а с ш и р я ю
информационное
пространство,
обогащаю
развивающую
среду
элементами,
стимулирующими
познавательную
деятельность
детей.
Развивающую,
эмоциональную,
двигательную
среду
для
самостоятельного
поиска
интересов
-
информаций в своей группе я совместно с родителями пополняю и насыщаю:
Дидактическими играми
Схемами
Альбомами,
книгами,
энциклопедиями
и
т.д.
играми
и
пособиями
на
развитие логики, мышления, внимания развивающими играми «Блоки Дьенеша» и
схемами к ним, «Палочки Кюизенера» и т.д.
играми на плоскостное моделирование
предметными картинками, портретами писателей и поэтов и т.д.
в группе создана система упражнений и проблемных ситуаций по ОБЖ,
экспериментированию, КГН, для практической экспериментальной деятельности в
группе
оборудована
и
постепенно
оснащается
детская
экспериментальная
лаборатория «Всезнайка». Собрана картотека занимательных опытов.
Педагогическим
ситуациями,
проблемными
ситуациями
по
разным
направлениям.
Так,
например,
осуществляя
проектную
деятельность
по
теме
«Зимующие
птицы», (с целю уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, об
их жизни в зимний период) в группу были внесены иллюстрации с изображением
птиц, их жизни, альбом «Зимующие птицы». Разработаны:
Дидактические игры «Четвертый лишний», «Подбери схему», «Кого выводят
эти птицы», «Назови ласково», «Скажи одним словом».
Дидактические
упражнения
«Какая
это
птица»,
«Чья
тень?»,
«В
зимней
столовой», «Кто где сидит» и т.д.
Лото: «Птички», «Угадай по описанию» «Четвертый лишний», «Какая птичка
прячется?»
На прогулке ребятам были предложены игры разной подвижности «Веселый
воробей», «Голуби и кот», «Птичья стайка» и т.д.
в
группе
проводилась
игра-драматизация
«Птичий
теремок».
Детским
творчеством пополнилась групповая комната. Для самостоятельной работы в уголке
ИЗО ребятам были предложены различные художественные средства (краски, крупы,
бисер,
войлок,
цветная
ткань,
мулине
и
т.д.),
схемы
разнообразных
способов
рисования, аппликации и лепки. В результате появились такие работы как:
«Птицы на ветке» Катя В., Полина С.,
коллаж, составленный подгруппой детей «Они остались зимовать, мы им
будем помогать»,
аппликация «Снегири» Аня И.,
пластилинография «Воробушки» работы разных детей, рисование ладошками
«Веселая стайка» и т.д.
В книжном и познавательном центрах ребята самостоятельно сделали подборку
литературы
про
зимующих
птиц
(опираясь
на
картинки).
В
уголке
природы
ежедневно вели дневник наблюдения прилета птиц на кормушку. В группе совместно
с
детьми
мы
создали
книжку-раскладушку
«Птицы
наши
друзья»,
а
для
детей
младшей группы оформлен плакат «Зимующие птицы».
Наблюдали за поведением птиц во время кормления (ребята приносили из дома
семечки и зерна) мы сравнивали сходства и различия питания птиц зимой и летом.
Дома с родителями ребята изготовили кормушки (по разным схемам) для участия в
конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Принесли
работы
совместного
творчества
с
родителями
«Мы
любим
птиц»
(вышивка - работа Владика Б. и его мамы, рисунок масляными красками - бабушка
Даши П., поделки - родители совместно с детьми).
В результате у нас получилась интересная работа по проекту, которая объединяла
всех:
детей,
родителей,
воспитателей,
музыкального всех: детей, родителей,
руководителя, физкультурного руководителя. Заключительным этапом проекта стала:
Совместная с родителями викторина «Кто больше знает о птицах?»
Выставка совместного творчества
Оформление презентации проекта
Познавательный
интерес
дошкольника
развивается,
формируется
во
взаимодействии
со
взрослыми-сверстниками,
социумом.
Наш
детский
сад
сотрудничает с детской библиотекой, музеями города и поэтому ребята нашей группы
являются частыми гостями этих учреждений, также мы часто ходим на экскурсии за
пределы
детского
сада.
Мы
принимаем
участие
в
городских
и
всероссийских
конкурсах. Все это позволяет развивать познавательный интерес детей к окружающей
действительности, миру.