Напоминание

"Проектная деятельность учащихся на уроках истории"


Автор: Бочарова Гульнара Наильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: Златоуст,Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность учащихся на уроках истории"
Раздел: полное образование





Назад




В быстро меняющемся мире требуется новый человек , который не только вооружен

знаниями, но по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их

применять

для

решения

встающих

перед

ним

проблем.

Помочь

подготовиться

и

реализоваться

в

первую

очередь

поможет

школа,

но

традиционными

методами

организации

образовательного

процесса

эта

проблема

не

решается

или

решается

неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения .Почему?

Во-первых, потому, что в процессе проектной деятельности формируются различные

ключевые компетенции, год которыми в современной педагогике подразумеваются

комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, навыки, а

также систему ценностных ориентаций учащихся и готовность реализовать их в

необходимой ситуации.

Во-вторых, формируется активная самостоятельная и инициативная позиция учащихся в

учебном процессе.

В-третьих, проектная деятельность нацелена на развитие познавательного интереса

учащихся, дает им возможность делать самостоятельный выбор.

В-четвертых, реализуется принцип связи обучения с жизнью.

Что же такое метод проекта?

Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся

по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на

творческую самореализацию развивающейся личности.

Учебный проект — это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт

(материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий

субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем учителя.

Структура учебного проекта

Кратко и содержательно определил структуру проекта И. С. Сергеев в методическом

пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»»:

Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

Проектирование (планирование деятель нести).

Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

Продукт (изготовление, оформление продукта).

Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и

самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие

материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Организация работы над проектом

1.

Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по

теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.

Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и

самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой

информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями,

консультантами и т. д.);

интерпретация данных;

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3.

Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции

полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде

рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).

4.

Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской

деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способов достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на

уровне школы, города и т. д.).

Классификация проектов по количеству участников

1.

Персональные (индивидуальные).

2.

Парные.

3.

Групповые.

Классификация проектов по доминирующей деятельности

Письменное оформление, формулировка выводов и обозначение проблем на дальнейшую

перспективу.

Примерные темы:

1.

— Тёплые воспоминания о “холодной войне” (среднесрочный проект для учащихся

9-х классов, их родителей, бабушек и дедушек. Продукт – доклады и сочинения

учащихся, семейные истории в альбоме).

2.

“Перестройка от А до Я” (среднесрочный проект для учащихся 11 класса. Продукт

– энциклопедический словарь перестройки).

3.

“Расстрелян или не расстрелян?” (долгосрочный проект по линии НОУ для

учащихся 9-10 классов. Продукт – выступление на научной конференции)

4.

4 «Роль местного самоуправления в развитии области»; 5 «Демографические

проблемы региона».

5.

Информационный

Направлен на обучение учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект

может интегрироваться в более крупный проект. Учащиеся изучают и используют

различные методы получения информации (анализ литературы, СМИ, баз данных, в том

числе и электронных, методы анкетирования, интервьюирования), ее обработка(анализ,

обобщение, сопоставление и т. д.)

.

Публикация в СМИ статей, например, об истории родного края.

Размещение в сети Интернет информации об истории и жизни школы.

Анализ данных социологического опроса.Сравнительно-сопоставительный анализ,

например: «Политика Ивана Грозного и И.В.Сталина: сравнительная характеристика» и

др.

Ролевой

Творческий

Практико-ориентированный

Все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-участников

проекта реализуются в каждом проекте. Необходимо помнить, что речь идет не о

единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или

иного проекта.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок.

Пример. Тема «Семья в современном обществе» (обществознание, 11 класс).

Каждая группа получает задание: составить социальную рекламу, которая могла бы

обратить внимание на проблемы семьи в современном обществе. В процессе работы на

уроке учащиеся выдвигают проблемы, продумывают способ подачи материала, создают

рекламные буклеты и в конце урока представляют их классу.

Тема «Куликовская битва» (история, 6 класс). Проект «Создание диафильма».

1.

В группе обсуждается сюжет, последовательность «кадров».

2.

Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько «кадров».

3.

Листы «кадров» соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и

иллюстрацию для титульного листа.

4.

Презентация групповых проектов — «премьера» фильма.

5.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Пример. Тема «Правление Александра II». Проект «Учебник истории пишем сами».

В начале изучения темы предлагается самостоятельно создать параграфы изучаемой темы.

Учитель формулирует тему, проблему и объясняет задание. Учащиеся делятся на группы и

на протяжении нескольких уроков пишут параграфы учебника, используя дополнительную

литературу, различные источники.

Учащиеся должны:

— сформулировать заголовок и план каждого параграфа;

— написать небольшой авторский текст;

— раскрыть событийно-хронологический ряд;

— отобрать материал для рубрик «Словарик», «Исторический портрет», задания к тексту и

т. д.;

— придумать иллюстрации.

В конце изучения темы каждая группа представляет параграфы изученной темы.

Данный проект можно сделать и на одном уроке (мини-проект), но в этом случае группа

пишет один параграф или одну страничку учебника. Данный проект будет уже по силам

учащимся 7-8 классов.

Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в

течение нескольких месяцев во внеурочной деятельности. Например, создание

электронного пособия «Защити свои права», создание фильма «История моего края» и др.

Долгосрочные проекты могут выполняться в течение года. Чаще всего такие проекты

проводятся в рамках ученических научных обществ. Выполняются во внеурочное время.

Социальные проекты, как правило, часто бывают долгосрочными. Все зависит от

проблемы и способов решения, которые ставят участники проекта.

Пример. Социальный проект «Малая родина в сердце России». В процессе данного

проекта создан экскурсионный маршрут по памятным местам района.

Работа шла по трем направлениям:

1) определение конкретного экскурсионного маршрута по историческим местам района;

2) социальное взаимодействие с органами местной власти с целью привлечения к

проблеме сохранения памятников на территории нашего края;

3) историческое просвещение детей и родителей.

Классификация проектов по комплексности

(по предметно-содержательной области)

1.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной

области знания.

2.

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время и под руководством

нескольких специалистов в различных областях знания.

3.

Надпредметные (социальные) проекты.

Пример. Тема «СССР в первые послевоенные десятилетия».

Предметный проект: «Они восстанавливали страну в послевоенные годы» (о земляках-

ветеранах труда, восстанавливавших страну после войны).

Межпредметный: «Произведения художественной литературы как источник для изучения

истории первых послевоенных десятилетий» (история и литература). «Изменение границ

СССР после Великой Отечественной войны» (история и география).

Надпредметный: Программа помощи ветеранам труда.

Примерные продукты проектной деятельности по истории и обществознанию

данные социологического опроса;

бизнес-план;

электронное учебное пособие;

рукописный учебник истории;

исторический журнал;

законопроект;

ролевая игра;

письмо в…;

статья;

мультимедийный продукт;

сравнительно-сопоставительный анализ;

сценарий;

праздник;

костюм;

видеофильм;

видеоклип;

социальная реклама;

стенгазета;

разработанный маршрут экскурсии;

театрализация;

справочник;

web-сайт;

игра;

путеводитель и др.

Проектная деятельность обогащает личностный опыт учащихся, позволяет им четче

осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией,

актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной

деятельности.

В ходе проектной деятельности учащиеся овладевают навыками самой этой деятельности,

учатся формулировать цель деятельности, планировать её осуществление, проводить

постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовить и предъявлять результаты.

Проектирование позволяет разнообразить коммуникативные связи учащихся с социумом.

Работа над проектом приносит многим учащимся удовлетворение, позволяет

почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовует становлению

личностных компетентностей.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по

изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в

различных формах, что дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое,

интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности

школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Использованная литература.

1.

Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2.

Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и

реорганизации образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.

3.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под.

ред. Е. С. Полат. – М., 2000

4.

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004

5.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.,

2005

6.

Ястребцева Е. Н. Пять вечеров. – М., 1998



В раздел образования




Яндекс.Метрика