Напоминание

"Учет индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе".


Автор: Ненашева Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ " Бийский лицей-интернат Алтайского края"
Населённый пункт: Город Бийск. Алтайский край
Наименование материала: Статья.
Тема: "Учет индивидуальных особенностей детей в учебно-воспитательном процессе".
Раздел: начальное образование





Назад





Учет индивидуальных особенностей детей

в учебно-воспитательном процессе.
Проблема индивидуализации обучения много аспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения. Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществлялся дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников. Используемые при этом технологии основываются, как правило, на делении детей на сильных, средних и слабых. Им предлагаются либо задания разного уровня сложности, либо просто варьируется их количество. Для того чтобы полностью осознать необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, необходимо, прежде всего, понять причины индивидуальных различий человека в процессе его жизнедеятельности. Ведь от особенностей мышления, памяти, внимания и других познавательных процессов личности (и не только от них) зависит в целом успешность и продуктивность обучения ребенка в школе. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Ж.Ж. Руссо, а затем Л.Н. Толстой исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что обучение и воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе обучения и воспитания. К одному мудрому учителю привели десятилетнего ребенка, которого считали совершенно неспособным к обучению. Родители жаловались, что как они ни бились, у них не получалось научить своего сына самой простой арифметике. Сколько они не старались складывать палочки, яблочки, показывали на пальцах, ничего не выходило. Он никак не мог научиться складывать и вычитать. Учитель поговорил с мальчиком несколько минут. Потом попросил родителей посидеть в стороне, пока он научит их мальчика считать. Затем учитель попросил встать мальчика и попрыгать через камушки. Мальчик сначала просто прыгал через камни. Затем учитель сказал: «Смотри, делаешь один прыжок, потом второй, а потом еще прыгай два раза.
Сколько всего раз ты прыгнул?» И вдруг мальчик ответил — 4. Дальше мальчик прыгал и еще больше считал, за один день он освоил арифметику, которую осваивают обычные дети за полгода. Родители сидели, раскрыв рты. Почему это стало возможным? Учитель был мудрым! Он понимал, что этому мальчику нужно преподать урок так, что бы он сумел воспринять
.
Не просто услышал, а воспринял наиболее понятным ему способом. Вывод: учитель определил индивидуальную особенность школьника и осуществил индивидуальный подход к процессу учения. Таким образом, оказался важен еще и способ восприятия информации. Мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как понимание типов восприятия информации помогает в отношениях и обучении. В самом простом приближении выделяют четыре типа восприятия информации: визуал, аудиал, кинестет, дигитал. Человек воспринимает информацию через основные пять каналов:  зрительный,  слуховой,  тактильный,  вкусовой,  обонятельный. И после восприятия информация перерабатывается в нашей голове, причем интересно то, что перерабатывается она на основе одной преобладающей системы. Выделяют основные четыре типа сенсорных систем:  Визуальная
.
Когда доминирующим является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета.  Слуховая. Доминирующей является слуховая система обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистота  Кинестетическая. Доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры  Дигитальная
.
Связанная с логическим построением внутреннего диалога. Не следует думать, что доминирование одной означает слабость другой. Просто одна из систем чаще всего является пусковой, ведущей. Именно ведущая система запускает процесс мышления, становится толчком для других ментальных процессов: памяти, представления, воображения.

Визуалы
лучше всего воспринимают информацию через глаза. Визуалист особое внимание уделяет внешнему виду Визуалисты уделяют особое внимание зрительному контакту. Они не любят разговаривать по телефону, так как не видят глаз собеседника. Визуалы, для которых так важна внешность, зачастую имеют астенический тип телосложения, они худые и сухощавые, имеют очень характерную осанку: спина всегда прямая не зависимо от того, сидят они или стоят. Если же по какой-то причине визуалы сутулятся, они запрокидывают голову таким образом, чтобы максимально расширить область обозрения. Их рабочее место является примером порядка и гармонии, однако это не всегда функционально, так как они предпочитают красоту комфорту. У визуала богато развита фантазия и очень сильная тяга к познанию, но для него недостаточно услышать, ему нужно видеть, как выглядит тот или иной предмет внешне, как он устроен изнутри. Такие дети быстро и легко запоминают буквы цифры, маршруты на карте, они могут поздно начать говорить, но намного раньше сверстников научатся читать. Такой ребенок лучше воспринимает наглядную информацию, ему вряд ли понравится аудиокнига, а вот бумажное издание с цветными картинками приведет его в восторг. Основа их обучения — это визуальная информация. Для визуалов слух и зрение составляют единое целое, поэтому, если такой человек только услышал материал (но не увидел), то с большой долей вероятности информация быстро забудется. Визуалы моментально усваивают всю наглядную информацию, поэтому наиболее выгодно использовать все методы и приемы наглядного представления материала:  интеллект-карты  схемы  графики  иллюстрации  фотографии  демонстрационные модели  опыты, эксперименты Визуалы лучше всего учатся на наглядном примере, когда они видят изучаемый материал в режиме реального времени. Основная память — визуальная.
Аудиал.
Использует слуховой канал восприятия как пусковой. Умеренно развита внутренняя речь. Хорошо воспринимают музыку, беседы, диалоги. Четко и эффективно удерживают линию разговора, беседы, часто именно в
ходе беседы улавливают смыслы изучаемого материала. При сосредоточении необходима тишина.
Кинестет.
Получает информацию через действия, движения. Хорошо запоминает любые действия, практические упражнения. Лучше всего всю информацию воспринимает через практические упражнения, эксперименты, где своими руками проверяет полученную информацию на практике. Особенно хорошо воспринимается информация практического характера: что и как двигается, где необходимо нажать. Кинестетам важно все пощупать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус и полноценно ощутить изучаемый предмет. Люди этого типа очень деятельностны, любят и с удовольствием трудятся. И не любят бездействие. Именно для кинестетов поговорка «Движение — это жизнь» имеет особый смысл. Кинестету очень сложно удерживать фокус внимания, они легко отвлекаются, им сложно усидеть на месте продолжительное время, заниматься рутинной работой.
Дигитал.
Прекрасно обучаются всем наукам, имеющим строгую логику и последовательность: математике, физике, механике, технологии. Главное для дигитала — понять логику и связи в материале, упорядочить изучаемое в систему с понятными причинно-следственными связями. Поэтому старайтесь в ходе обучения выстраивать логику всей изучаемой темы. Для этого можно использовать:  схемы  интеллект-карты  сжатые планы Человек так устроен, что он предпочитает один из выше перечисленных способов приема и переработки информации. Этот предпочитаемый нами способ думанья называется нашей репрезентативной системой. Из таблицы видно, что дети с разным типом мозговой асимметрии получают информацию по-разному. Правополушарные – посредством зрения (визуалы) и через чувства и ощущения (кинестетики), левополушарные – посредством слуха (аудиалы). В таблице представлены два типа асимметрии, их основные характеристики и сильные стороны, на которые учитель может опираться в процессе обучения. Тип асимметрии Характеристики Сильные стороны Правополушарные Восприятие целостное (от общего к частному) Синтез текстов и слов из предложений, частей, лучше
находят взаимосвязи в тексте. Переработка информации мгновенная Хорошо выполняют задания на время, работают на результат, задания на правописание. Интеллект невербальный Чувства и интуиция. Деятельность практическая Мозговые штурмы, работа в группах. Память непроизвольная, наглядно-образная Использование речевых и музыкальных ритмов, схем, таблиц, карточек, фильмов. Мышление наглядно-образное, оперирование образами, спонтанное, эмоциональное, интуитивное. трехмерное в пространстве Геометрия, синтез, предсказание результатов. Левополушарные Восприятие материала дискретное (по частям), смысловая сторона речи. Анализ, дробление текстов на части. Переработка информации медленная, последовательная. Восприятие на слух, деятельность, требующая отсроченной реакции, задания на поиск ошибок. Интеллект вербальный, логический. Перерабатывают информацию через слово, логически. Деятельность: предпочитает работать с теорией. Доказательство теорем, обучение других, индивидуальная работа, работа с тестами. Память произвольная, знаковая. Многократное повторение, запоминание посредством
заучивания. Мышление абстрактно- логическое, формальное, рациональное, программируемое, двумерное (на плоскости). Оперирование знаками на плоскости, алгебра, усвоение правил, анализ результатов, выделение деталей, создание категорий, алгоритмы. Урок будет эффективным и успешным, если каждый ученик получит новый материал и задания для его закрепления в своей репрезентативной системе и для своего ведущего полушария. Задача учителя на операционном этапе состоит в том, чтобы обеспечить учащихся заданиями, которые учитывают его психофизиологические особенности и доставили бы ему удовольствие в ходе выполнения работ. Когда задание не совпадает с особенностями учащихся, возникает внутренний конфликт: способ изложения информации не совпадает с типом восприятия этой информации учеником. Следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Большое значение для организации урока играет знание типа нервной системы. Дети с сильным типом нервной системы имеют высокую работоспособность, меньше утомляются, могут долгое время работать без отдыха. Ребенок быстро учит уроки сразу после школы. Работает эффективно, независимо от окружающих обстоятельств. Врабатывается постепенно, выполняя задания от простых к сложным. Контролирует себя по ходу работы. Умеет выполнять одновременно несколько заданий – слушать и писать. Свою деятельность заранее не планирует, делает тогда, когда возникает необходимость. В экстремальных ситуациях умеет мобилизовать себя. Поощрения и наказания являются стимулом. К поощрениям относится ровно. Дети со слабым типом нервной системы быстро утомляются. Им необходим длительный отдых после учебы, частые перерывы во время подготовки уроков. Эффективно работают только в абсолютной тишине. Выполняют задания от трудных к легким. Успешнее выполняют письменные задания, им легче подробно описать ситуацию, чем изложить ее кратко. У них проблемы при выступлении перед аудиторией. Контроль осуществляют после окончания всей работы. Не начнет новую работу, пока не закончит
предыдущую. В экстремальных ситуациях – стресс и неуспех. При поощрении и наказании результаты ухудшаются, т.к. потенциал нервных клеток расходуется быстрее. Однако похвала придает уверенность, поэтому хвалить надо, но продумывать ситуацию, когда можно похвалить (не во время работы, а после нее). Так же весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.
Внимание
– это такая организация сознания, в результате которой одни объекты отражаются в сознании более отчетливо, другие менее отчетливо (становятся фоном). Внимание – это психическое явление, оно не существует отдельно от мышления и памяти. Необходимость учета уровня развития памяти и внимания учащихся на личностно ориентированном уроке обуславливается самим процессом обучения, его дифференциацией и индивидуализацией.
Память
– это психический процесс, который в свою очередь обеспечивается такими процессами, как запечатление, информация, закрепление ее и воспроизведение. Чаще всего учащихся затрудняет процесс воспроизведения, который опирается на долговременную память. Долговременная память – это память на информацию, которая была хорошо обработана и интегрирована в общие знания, хранящиеся в памяти у человека. Если входящая информация была хорошо обработана или интерпретирована достаточно глубоким способом, то ее основное содержание откладывается в этой так называемой долговременной системе. Отсюда следует, что все, что необходимо запомнить, должно пройти глубокую обработку, т.к. осмысленный, отработанный материал запоминается примерно в 9 раз быстрее, чем неосмысленный. При механическом запоминании 33-37% информации выпадает из памяти сразу же после заучивания. Лучше запоминаются начало и конец информации. Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного. Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств. Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. Литература:  Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна, 2005.  Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.  Макаров С. П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. № 4, с.18-19, 1994.  Мир детства: Младший школьник. М., 1981  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2001.  Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986.


В раздел образования




Яндекс.Метрика