Напоминание

Развитие общения и взаимодействия детей в дошкольном возрасте со сверстниками


Автор: Вахитова Лилия Шамиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №195
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие общения и взаимодействия детей в дошкольном возрасте со сверстниками
Дата публикации: 29.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развития общения и взаимодействия детей в дошкольном возрасте

со сверстниками.

Проблема развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном

возрасте

относительно

молодая,

но

интенсивно

развивающаяся

область

возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем

генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек

внимание

детских

психологов

к

сверстнику,

как

к

важному

фактору

и

необходимому условно-социального и психологического развития ребенка,

способствующему

разрушению

эгоцентризма.

Однако

в

те

годы

это

положение

Ж.

Пиаже

не

имею

особого

резонанса

в

психологической

литературе и осталось на уровне общего предложения.

Общение — один из важнейших факторов общего психического

развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев

воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного

возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ

матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они

впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно

ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает

активно пользоваться общения развития и взаимодействия детей младшего

дошкольного возраста со сверстниками.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития

контактов

между

людьми,

порождаемый

потребностями

в

деятельности

совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли

взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.

Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение

взаимодействия с другими людьми - это не только источник разнообразных

переживаний,

но

и

главное

условие

формирования

его

личности,

его

человеческого

развития.

Формирование

ребёнка

как

личности

-

процесс

социальный в самом широком смысле.

Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер:

ребёнок-дошкольник

в

своих

высказываниях

всегда

имеет

в

виду

определённого,

в

большинстве

случаев

близкого

человека

(родителей,

воспитателей, знакомых детей).

К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками -

эмоционально-практическая.

На

4-м

году

жизни

все

большее

место

в

общении занимает речь.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети

идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную

роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам

действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.

Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным

«я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что

они

видят,

или

о

том,

что

у

них

есть.

Они

стремятся

поделиться

впечатлениями,

привлечь

внимание

сверстников

с

помощью

предметов,

которыми

обладают.

Занимая

у

младших

особое

место,

такие

темы

сохраняются на протяжении

В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной

конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с

неодушевленным

объектом

и

неумение

играть

рядом

даже

при

наличии

достаточного

количества

игрушек.

Игрушка

для

малыша

более

привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие

положительных

взаимоотношений.

Дошкольнику

особенно

важно

продемонстрировать

себя

и

хоть

в

чем-то

превзойти

товарища.

Ему

необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый

хороший.

Среди

детей

малышу

приходится

доказывать

свое

право

на

уникальность.

Он

сравнивает

себя

со

сверстником.

Но

сравнение

очень

субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет

сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются.

Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот

начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку,

соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и

похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое,

ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники

плохо осознают причины поведения других.

Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими

интересами и потребностями.

Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние,

начинающиеся

на

первом

году

жизни

контакты

со

сверстниками

служат

одним

из

важнейших

источников

развития

способов

и

мотивов

познавательной

деятельности.

Другие

дети

выступают

как

источник

подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких

положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с

взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.

Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять

инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.

Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности,

самосознания,

любознательности,

смелости,

оптимизма,

творчества.

А

внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению

самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время

она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.

Список литературы:

Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - M.: «Педагогика» 2014г. – С.

144

Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов. Ярославль, 2015. - С. 205

Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество». - М.2013.-456с.

Бубер М. Я и Ты. М., 2016. - С. 211

Маврина

И.В.

«Развитие

взаимодействия

младших

дошкольников

со

сверстниками в условиях образовательного процесса» // Психологическая

наука и образование, 2015, №2.

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по

практической психологии. М., 2014. - С. 211



В раздел образования




Яндекс.Метрика