Автор: Вахитова Лилия Шамиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №195
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие общения и взаимодействия детей в дошкольном возрасте со сверстниками
Раздел: дошкольное образование
Развития общения и взаимодействия детей в дошкольном возрасте
со сверстниками.
Проблема развития общения и взаимодействия сверстников в дошкольном
возрасте
относительно
молодая,
но
интенсивно
развивающаяся
область
возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем
генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х г.г. привлек
внимание
детских
психологов
к
сверстнику,
как
к
важному
фактору
и
необходимому условно-социального и психологического развития ребенка,
способствующему
разрушению
эгоцентризма.
Однако
в
те
годы
это
положение
Ж.
Пиаже
не
имею
особого
резонанса
в
психологической
литературе и осталось на уровне общего предложения.
Общение — один из важнейших факторов общего психического
развития ребенка. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев
воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного
возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ
матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они
впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно
ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает
активно пользоваться общения развития и взаимодействия детей младшего
дошкольного возраста со сверстниками.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития
контактов
между
людьми,
порождаемый
потребностями
в
деятельности
совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой отросли
взаимодействия, восприятие и понимание партнёра.
Особенно велика роль общения в детстве. Для ребёнка его общение
взаимодействия с другими людьми - это не только источник разнообразных
переживаний,
но
и
главное
условие
формирования
его
личности,
его
человеческого
развития.
Формирование
ребёнка
как
личности
-
процесс
социальный в самом широком смысле.
Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер:
ребёнок-дошкольник
в
своих
высказываниях
всегда
имеет
в
виду
определённого,
в
большинстве
случаев
близкого
человека
(родителей,
воспитателей, знакомых детей).
К 2 годам складывается первая форма коммуникации со сверстниками -
эмоционально-практическая.
На
4-м
году
жизни
все
большее
место
в
общении занимает речь.
Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети
идут на компромисс, уступая, друг другу игрушку, наиболее привлекательную
роль в игре и т.д. У дошкольников возникает интерес к поступкам, способам
действий, выступающий в вопросах, насмешках, репликах.
Высказывания в адрес сверстника, так или иначе, связаны с собственным
«я» ребенка. Младшие дошкольники разговаривают, прежде всего, о том, что
они
видят,
или
о
том,
что
у
них
есть.
Они
стремятся
поделиться
впечатлениями,
привлечь
внимание
сверстников
с
помощью
предметов,
которыми
обладают.
Занимая
у
младших
особое
место,
такие
темы
сохраняются на протяжении
В младенчестве и раннем детстве наиболее распространенной причиной
конфликтов со сверстниками выступает обращение с другим ребенком как с
неодушевленным
объектом
и
неумение
играть
рядом
даже
при
наличии
достаточного
количества
игрушек.
Игрушка
для
малыша
более
привлекательна, чем сверстник. Она заслоняет партнера и тормозит развитие
положительных
взаимоотношений.
Дошкольнику
особенно
важно
продемонстрировать
себя
и
хоть
в
чем-то
превзойти
товарища.
Ему
необходима уверенность в том, что его замечают, и ощущать, что он самый
хороший.
Среди
детей
малышу
приходится
доказывать
свое
право
на
уникальность.
Он
сравнивает
себя
со
сверстником.
Но
сравнение
очень
субъективно, только в его пользу. Ребенок видит сверстника как предмет
сравнения с собой, поэтому сам сверстник и его личность не замечаются.
Интересы ровесника чаще игнорируются. Малыш замечает другого, когда тот
начинает мешать. И тогда сразу же сверстник получает суровую оценку,
соответствующую характеристику. Ребенок ждет от ровесника одобрения и
похвалы, но поскольку он не понимает, что и другому требуется то же самое,
ему трудно похвалить или одобрить товарища. Кроме того, дошкольники
плохо осознают причины поведения других.
Они не понимают, что сверстник - такая же личность со своими
интересами и потребностями.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние,
начинающиеся
на
первом
году
жизни
контакты
со
сверстниками
служат
одним
из
важнейших
источников
развития
способов
и
мотивов
познавательной
деятельности.
Другие
дети
выступают
как
источник
подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких
положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения с
взрослыми общение с ровесниками выполняет компенсаторную функцию.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять
инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний.
Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности,
самосознания,
любознательности,
смелости,
оптимизма,
творчества.
А
внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению
самоценную личность, понимать его мысли и переживания. В то же время
она позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
Список литературы:
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - M.: «Педагогика» 2014г. – С.
144
Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. Ярославль, 2015. - С. 205
Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество». - М.2013.-456с.
Бубер М. Я и Ты. М., 2016. - С. 211
Маврина
И.В.
«Развитие
взаимодействия
младших
дошкольников
со
сверстниками в условиях образовательного процесса» // Психологическая
наука и образование, 2015, №2.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по
практической психологии. М., 2014. - С. 211