Напоминание

Занятия вокалом с детьми в период мутации голоса


Автор: Скорева Татьяна Дмитриевна
Должность: Преподаватель вокально–хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО «Усть–Абаканская ДШИ»
Населённый пункт: Усть–Абакан
Наименование материала: "Гигиена голоса "
Тема: Занятия вокалом с детьми в период мутации голоса
Дата публикации: 31.10.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный

подход к занятиям в это время – залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки

зрения, "период мутации – смены голоса – рассматривают, как физиологическое явление,

связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период

полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к

вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые

происходят в его организме и влияют на голос.

Развитие

голоса

детей

принято

делить

на

четыре

периода:

дошкольный

(до

7

лет);

предмутационный (от 7 до 13 лет); мутационный (от 13 до 15 лет); послемутационный (от 15

до 17 лет).

В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит

понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный

педагогический подход здесь играет немаловажную роль.

Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего

организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это

время

отделы

гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных,

мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда

женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза,

эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани,

выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта

или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в

мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее

часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и

разговорного

голоса

наступает

одновременно:

иногда

запаздывает

одна,

иногда

другая.

Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация

у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое

звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может

быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом

длительной

чрезмерно

напряженной

работой

голосового

аппарата

(крик,

форсированное

пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена

голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у

мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом

возрасте

в

голосе

внезапно

повторно

обнаруживаются

явления

мутации,

резко

улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию

голоса у девочек.

У

девушек

в

мутационный

период

основной

характер

голоса

резко

не

изменяется;

увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются

регистровые

особенности.

В

голосе

появляется

сипота,

вялость

и

неблагозвучность,

детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей

гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают

голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек

короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых

явлений

мутации

можно

и

не

заметить,

но

это

не

значит,

что

их

нет,

или

их

можно

игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма

девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период

менструации

связана

с

тем,

что

рост

гортани

и

ее

частей,

а

также

постепенного

ее

формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и

прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение

слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и

ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало

заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь

легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в

такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.

В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное

напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при

переходе

к

низкому

звучанию.

Все

эти

явления

сопровождаются

заметным

нарушением

певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной

хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы

и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.

В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально

комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и

уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя

непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и

музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с

учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.

Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный

период,

учитывая

все

изменения

голоса

и

всего

организма

в

целом,

необходимо

более

внимательно

прислушиваться

к

поведению

звука.

При

выборе

упражнений

необходимо

опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном

дискомфорте,

лучше

прервать

занятие

и

дать

подростку

«отмолчаться»

несколько

дней.

Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос

чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый

рот».

При

полном

расслаблении

речевого

аппарата

(разомкнутые

зубы,

опущенная

вниз

нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам

поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому,

чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что

особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже

самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной

техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат

должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным

проблемам

в

дальнейшем

развитии

голосового

аппарата.

Необходимо

больше

уделять

внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла

музыкального произведения и передачи всей образности.

В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу

ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так

скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые

условные

рефлексы

в

пении,

вероятно

даже

лечить

фониатрические

проблемы.

Все

это

занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о

поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению,

на неопределенный срок.



В раздел образования




Яндекс.Метрика