Автор: Скорева Татьяна Дмитриевна
Должность: Преподаватель вокально–хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО «Усть–Абаканская ДШИ»
Населённый пункт: Усть–Абакан
Наименование материала: "Гигиена голоса "
Тема: Занятия вокалом с детьми в период мутации голоса
Раздел: начальное образование
Мутационный период является очень важным в вокальной педагогике. Ведь правильный
подход к занятиям в это время – залог здорового голоса в будущем. С медицинской точки
зрения, "период мутации – смены голоса – рассматривают, как физиологическое явление,
связанное с изменением физиологических функций гортани и всего организма в период
полового созревания ребенка с появлением вторичных половых признаков". Если подходить к
вопросу шире, то необходимо анализировать весь комплекс изменений человека, которые
происходят в его организме и влияют на голос.
Развитие
голоса
детей
принято
делить
на
четыре
периода:
дошкольный
(до
7
лет);
предмутационный (от 7 до 13 лет); мутационный (от 13 до 15 лет); послемутационный (от 15
до 17 лет).
В своей статье я рассказываю о работе и проблемах с голосом в мутационный период. Стоит
понимать, что изменения мужского и женского голоса протекают по-разному, грамотный
педагогический подход здесь играет немаловажную роль.
Итак, приблизительно в возрасте 13-14 лет у мальчиков мы замечаем бурное развитие всего
организма в целом. Происходит явное анатомическое изменение гортанного скелета, в это
время
отделы
гортани растут быстро и в короткий срок достигают своих значительных,
мужских размеров. Их гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, когда
женская только на половину. Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза,
эти изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани,
выражаются в понижении диапазона голоса и в другом звучании его тембра. Голос из дисканта
или альта переходит в тенор, баритон или бас. Период полного перехода из детского голоса в
мужской, может длиться от нескольких недель, месяцев, до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее
часто он продолжается приблизительно около одного года. Не всегда перемена певческого и
разговорного
голоса
наступает
одновременно:
иногда
запаздывает
одна,
иногда
другая.
Педагог вокала должен быть подготовлен и профессионально и морально к тому, что мутация
у мальчиков может быть преждевременной. В 11 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое
звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста. Такое явление может
быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом
длительной
чрезмерно
напряженной
работой
голосового
аппарата
(крик,
форсированное
пение, пение в высокой тесситуре и т.д.). Также мутация может быть затянувшейся: смена
голоса происходит от 5 до 7 лет. Ко всему ещё встречается запоздалая мутация: наступает у
мальчиков через 3-4 года после полового созревания, и вторичная мутация, когда в зрелом
возрасте
в
голосе
внезапно
повторно
обнаруживаются
явления
мутации,
резко
улавливающиеся тембровые изменения голоса. Эти виды мутаций относятся и к развитию
голоса у девочек.
У
девушек
в
мутационный
период
основной
характер
голоса
резко
не
изменяется;
увеличивается его сила, ярче делается тембр, голос звучит объёмнее. Также образуются
регистровые
особенности.
В
голосе
появляется
сипота,
вялость
и
неблагозвучность,
детонирование, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление. Покраснение связок и всей
гортани в этот период является нормальным явлением. Девочки часто временно утрачивают
голос во время формирования, у них появляется беззвучие. Период роста гортани у девочек
короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых
явлений
мутации
можно
и
не
заметить,
но
это
не
значит,
что
их
нет,
или
их
можно
игнорировать при обучении пению. Говоря о специфических особенностях развития организма
девочки, нельзя не обратить внимания на явление менструации. Опасность пения в период
менструации
связана
с
тем,
что
рост
гортани
и
ее
частей,
а
также
постепенного
ее
формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и
прочих признаков мутации при менструации, резко усиливается. Увеличивается раздражение
слизистой, расширяются сосуды. В момент отсутствия кровотечений, наоборот, рост гортани и
ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало
заметны для глаза. Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь
легче и продолжают это делать, но вскоре голоса их делаются хриплыми. Именно поэтому в
такие дни педагогу стоит настаивать на полном голосовом покое.
В период мутации юных певцов педагог должен не упускать такие моменты, как значительное
напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при
переходе
к
низкому
звучанию.
Все
эти
явления
сопровождаются
заметным
нарушением
певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной
хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы
и «соскакивания» звуков, что в вокальной практике называется киксами.
В столь сложный период развития голоса необходимо обеспечить учащимся максимально
комфортную обстановку на уроке вокала. Ученик должен чувствовать себя расслабленным и
уверенным в своих способностях. Так как в период мутации голос начинает вести себя
непредсказуемо, то многие ребята думают, что это их вина, что они чего-то не понимают и
музыкальный талант покинул их. Преподаватель обязан провести теоретическое занятие с
учащимися и объяснить доступным языком, что такое мутация и как она проходит.
Любое занятие по вокалу начинается с речевой разминки и распевания голоса. В мутационный
период,
учитывая
все
изменения
голоса
и
всего
организма
в
целом,
необходимо
более
внимательно
прислушиваться
к
поведению
звука.
При
выборе
упражнений
необходимо
опираться на внутренние ощущения ученика, о которых он Вам говорит. При чрезмерном
дискомфорте,
лучше
прервать
занятие
и
дать
подростку
«отмолчаться»
несколько
дней.
Распеваться в период мутации необходимо в удобной тесситуре, с комфортной ноты, где голос
чувствует себя уверенно и не зажато. Особое внимание можно уделить пению «на закрытый
рот».
При
полном
расслаблении
речевого
аппарата
(разомкнутые
зубы,
опущенная
вниз
нижняя челюсть и т.д.) пение на сомкнутых губах даст возможность голосовым связкам
поработать в спокойном для них режиме. При этом стоит внимательно относиться к тому,
чтобы звук был на опоре, так как пение не на дыхании приведет к ненужному зажиму, что
особенно вредно в мутационный период. Репертуар необходимо подбирать по голосу. Даже
самым талантливым ученикам не стоит давать сложное произведение в плане вокальной
техники, с высокими нотами, которые в момент волнения и перестройки голоса не прозвучат
должным образом. Это может привести не только к расстройству, но и к определенным
проблемам
в
дальнейшем
развитии
голосового
аппарата.
Необходимо
больше
уделять
внимание освобождению всего тела, работе над вокальным дыханием, раскрытию замысла
музыкального произведения и передачи всей образности.
В заключении хочется сказать, что недостаточно профессиональный подход к детскому вокалу
ведет за собой множество неприятных последствий. В дальнейшем, когда голос пережил, так
скажем, неправильную мутацию, придётся исправлять «напетое» в детстве, создавать новые
условные
рефлексы
в
пении,
вероятно
даже
лечить
фониатрические
проблемы.
Все
это
занимает многие месяцы, а то и годы, поэтому для многих талантливых ребят вопрос о
поступлении в профессиональные заведения уже не стоит, или откладывается, к сожалению,
на неопределенный срок.