Напоминание

Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 классе по теме "Биология–наука о живых организмах"


Автор: Чернышева Таисия Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №59"
Населённый пункт: курск
Наименование материала: методическая
Тема: Инструктивная карта на обобщающем уроке в 5 классе по теме "Биология–наука о живых организмах"
Раздел: среднее образование





Назад




Чернышева Т.В.

Учитель биологии МБОУ «СОШ №59»

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме

«Введение. Биология – наука о живых организмах»

Задачи урока.

Обучающие: Обобщить и систематизировать знания учащихся. Биология – наука о живой

природе. Методы исследования в биологии. Совершенствовать умения характеризовать

разнообразие живой природы, царства живых организмов. Отличительные признаки живого и

неживого. Приводить примеры среды обитания живых организмов, экологических факторы и их

влияние на живые организмы.

Развивающие: Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать,

делать выводы.

Совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и

рисунках необходимые сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы..

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру речи;

Планируемые результаты обучения

Личностные:

проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной

деятельности

Регулятивные: формировать умение принимать решения в проблемной ситуации на основе

переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути

достижения целей.

Коммуникативные: формировать умение аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог, а

также устанавливать в коллективном возбуждении проблем, участвовать в дискуссии и

аргументировать свою позицию.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в потоке учебной информации,

перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять

тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от

конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и

оценку процесса и результатов деятельности

Формы организации учебной деятельности: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя: организация повторения и обобщения через работу с

инструктивной картой.

Средства обучения: рабочие тетради, таблицы, презентации

Ход урока.

1.Орг. момент. приветствуем друг друга

«Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты.

Подведение итогов каждого учебного элемента.

Анализ типичных ошибок.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

Задание 1. Даны объекты: камень, вода, ворона, собака, гранит, комар, Солнце, кит, ромашка,

почва. На какие две группы можно разделить все эти объекты?

Живые организмы - хлопаем в ладошки, неживые молчим.

Что значит живые? (они растут, питаются, размножаются, дышат и т.д.)

На какие группы делятся все живые организмы? ( на царства)

Какие царства вы знаете? Слайд

Инструктивная карта к уроку по теме «Биология – наука о жизни».

1.

Занесите в тетрадь оценочный лист

Элементы урока

баллы

оценка

УЭ -1

УЭ -2

УЭ -3

УЭ -4

УЭ - 5

УЭ – 6 выходной контроль

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению

материала

УЧ-1.

1

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям: биология, экология,

фенология, биосфера. Наблюдение, эксперимент. Обмен

веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, Среда

обитания, экологические факторы.

Поставьте

один балл

в

УЭ-1, если вы дали ответ

классу. Если вы не приняли

участие в этом задании, то

поставьте 0 баллов в этой

графе

УЭ-2.

2

.

ЗАДАНИЕ 2. Слайд

Приборы и

инструменты

Что можно делать с их

помощью

бинокль

Наблюдать удаленные

объекты

микроскоп

------=-

линейка

-----

----------

Измерять температуру

Проведите самоконтроль по

ключу и поставьте оценку в

графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

3

ЗАДАНИЕ 3.Текст.Особенностями этой среды

обитания является достаточное количество воды,

слабые колебания температуры и недостаток

кислорода. Количество света, проникающее в водную

среду, зависит от глубины. Так, на глубине 200 м

царят вечные сумерки. Такие условия определяют и

внешнее строение, и образ жизни водных обитателей.

Водные растения обитают только в тех районах, куда

проникает солнечный свет. Некоторые рыбы

(например, форель) живут в воде, богатой

кислородом. Характерной особенностью практически

всех животных является наличие приспособлений к

Поставьте в этой же графе

два балла

если вы

приняли участие.

плаванию. У рыб, дельфинов и китов это плавники, у

моржей и тюленей – ласты, у лягушек – перепонки

между пальцами. Лишь некоторые животные ( в

частности, кораллы)не передвигаются в воде.

Озаглавьте текст. Выберите из текста примеры

приспособления животных к водному образу

жизни.

УЭ-4.

4

Задание 4. Допишите предложение или вставьте

пропущенное слово:

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм

называют_____________________________

Факторы неживой природы

называют_____________________________________

Факторы живой природы

называют______________________________________

Воздействие человека на природу называют

____________________________фактором

Задание 5.Установите соответствие (только цифры):

1)ВЛАЖНОСТЬ, 2)РАСПАШКА СТЕПЕЙ, 3)МОРОЗ , 4)

ХИЩНИК , 5) ДОЖДЬ, 6) ЗАПОВЕДНИКИ, 7) ГРАД,

8)ТРАВОЯДНОСТЬ, 9) СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, 10) ПОМЁТ

ЖИВОТНЫХ, 11) ВЫРУБКА ЛЕСА, 12) ТЕМПЕРАТУРА, 13)

ПОСТРОЕНИЕ ПЛОТИНЫ, 14) ГРИБОКОРЕНЬ

Проведите самоконтроль и

поставьте балл УЭ-4 по

критериям:

0-«5»

1-«4»

2-«3»

Более 2-«2»

УЭ-5.

5

.

Задание 6

1. Выберите 3 правильных ответа. Биологическими науками

являются. а) физика б) зоология в) химия г) ботаника

д)география е)анатомия.

2. Методами изучения живой природы являются. а)

координация б) сложение в) измерение г) вычитание д)

эксперимент е) наблюдение.

3.Царствами живой природы являются а) минералы б) бактерии

в) камни г) растения д) вещества е) грибы.

4.К абиотическим факторам относятся а) свет б) влажность в)

растения г) человек д) температура е) животные.

Задание 7. Установите соответствие между признаками

организмов и средой обитания. Заполните таблицу.

Среда обитания

Признаки организмов

А) наземно-

воздушная

Б) водная

1.передние конечности

преобразованы в крылья

2. обтекаемое тело

3. скелет мягкий

4. тело покрыто чешуей

5. отличное зрение

7.плавники

1

2

3

4

5

6

1. Проведите

взаимоконтроль и поставьте

баллы

0-«5»

1-«4»

2-«3»

Более 2-«2»

в

2. Подсчитайте общее

количество баллов всех УЭ

и поставьте себе оценку в

графе оценка по

количеству баллов:

«5»- набрали более

10 баллов;

«4»- набрали 10

баллов;

«3»- набрали

менее 10 баллов;

«2»- набрали

менее 5 баллов

УЭ-6 .

Работа с рт тест

Данное задание оценит

учитель и выставит общую

Выходной

контроль.

оценку с учетом вашей

работы по инструктивной

карте.

Рефлексия

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

Рефлексия

1

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было

Интересно/не интересно легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

2.

Все понял—зеленый лист

3.

Что то не понял – желтый лист

4.

Не понял, трудно было – красный лист

. Домашнее задание: повторить параграфы 1-6; выполнить тест в рабочей тетради стр.14.;приготовить отчет

по фенологическим наблюдениям.



В раздел образования




Яндекс.Метрика