Автор: Зиновьева Марина Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МКОУ "Горшеченская СОШ имени Н.И.Жиронкина
Населённый пункт: п.Горшечное Курской области
Наименование материала: статья
Тема: "Великие музыканты на полотнах великих художников"
Раздел: среднее образование
Репинский шедевр — портрет М. П. Мусоргского — создавался в
мартовские дни 1881 года, когда композитор умирал в Николаевском
госпитале в Петербурге. Ненадолго приехав в столицу из Москвы,
Репин поспешил увидеть друга и в краткие перерывы между
приступами болезни написал его: здесь же, в стенах госпиталя, в
течение четырёх сеансов.
(На экране — портрет Мусоргского кисти И. Е. Репина).
«По-моему, самый талантливый, самый вдохновенный и
поразительный по кисти...» - так оценил портрет В. В. Стасов. Ясный
взгляд композитора выражает и беззащитность перед недугом, и
душевную открытость, и глубокую, сосредоточенную мысль.
Свободные мазки передают как бы меняющиеся оттенки цвета,
создавая ощущения трепета жизни.
Необыкновенный антураж модели вызывал удивление. Как мастер
решился изобразить со всей откровенностью в столь неприбранном
виде, больничном халате, на грани смерти прославленного
композитора, автора монументальных музыкальных драм
«Хованщина» И «Борис Годунов»? Но условность и надуманность
были глубоко чужды репинскому творческому методу. Натура бралась
им такой, какой он её видел, бралась горячо, в упор, без всяких
искусственных ухищрений. Только большой художник в образе
умирающего человека мог передать его яркую индивидуальность,
присущие его личности мощь, неугасимый творческий дух, но вместе
и трагедию его жизни, по словам Репина, «гениальную силу, так
глупо с собой распорядившуюся физически».
В способности не просто воспроизвести физический облик
человека, но уловить и проявления его духовного бытия и заключена
волшебная сила истинного портретиста. Необычайная
восприимчивость художника к музыке позволила создать столь
значительный образ композитора.
Репина и Мусоргского многое объединяло. Оба они, глубокие
реалисты, черпали вдохновение в народной жизни. Лишённые
идеализации, полнокровные оперные образы Мусоргского — в
«Хованщине» и «Борисе Годунове» не раз навлекали на него нападки
приверженцев «возвышенного» в искусстве. Подобное случалось и с
Репиным, когда, например, его полотно «Бурлаки на Волге»
осуждалось за не эстетичность» сюжета.
Родственные по духу, живописец и композитор находили порой
близкие воплощения своих замыслов. Стасов (русский художник-
педагог) писал о музыкальной характеристике Варлаама в опере
«Борис Годунов»: «Это натура могучая, богатырская... Во всей
живописи ему только один есть pendant? - «Протодьякон» Репина».
На экране — репродукция «Протодьякон» Репина.
И впрямь его монументальная, вылепленная могучей кистью
фигура, крупное мясистое лицо, величавая осанка выражают
жизнелюбие и властный нрав. Живописный образ вызвал живой
отклик композитора. «Видел «Протодьякона», созданного нашим
славным Ильёй Репиным, - писал он Стасову. - Да ведь это целая
огнедышащая гора! А глаза Варлаамищи и как следят за зрителем!
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»
Репин познакомился с Мусоргским в самом начале творческого
пути , в Петербурге. В 1871 году молодой воспитанник академии
обратил на себя внимание В. В. Стасова и был принят в его семье.
Всесторонняя образованность Владимира Васильевича, его страстная
приверженность не только живописи, но и музыке сделали его дом
привлекательным для юноши.» Музыку я любил тогда больше всех
искусств», - вспоминал художник через много лет. А у Стасовых
можно было слышать игру на фортепьяно братьев Дмитрия и
Владимира, присутствовать на настоящих музыкальных концертах.
Здесь бывали М. А.Балакирев, Н. А. Римский - Корсаков, А. П.
Бородин и ,конечно, Мусоргский, «Мусорянин», как его называли
друзья. Композиторы, одержимые идеей развития русской
музыкальной школы, составляя кружок единомышленников,
окрещённый Стасовым «Могучей кучкой». Мусоргский полюбился
молодому Репину. В то время ему не удалось написать портрет
Модеста Петровича, как и запечатлеть его в картине «Славянские
композиторы
(На экране- репродукция картины»Славянские композиторы» И. Е.
Репина).
Заказанная А. А. Пороховщиковым, владельцем строившейся в
Москве гостиницы «Славянский базар»», картина предназначалась
для украшения концертного зала. По условиям заказа должны были
быть изображены известные русские, польские и чешские
композиторы ХVIII - XIX веков, оказавшиеся как бы участниками
одного дружеского собрания. Перечень композиторов составил
директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн, и автор не
был волен его изменить. Имена Мусоргского, как и другого члена
«Могучей кучки» , Бородина, в списке отсутствовали. Просьба
Репина исправить несправедливость успехом не увенчалась :
Бородин, профессор химии, считался непрофессиональным
композитором, а Мусоргский не имел признания в официальных
музыкальных кругах. «Нет, уж вы всяким мусором не засоряйте этой
картины!» - поучал Пороховщиков живописца.
Однако Репин работал над картиной не без увлечения:
воодушевляла его возможность приобщиться к музыкальной культуре
прошлого. Ведь если современников он мог писать с натуры, то для
изображения большинства участников сцены необходимы
исторические материалы — гравюры, фотографии, документы.
Следовало проникнуться духом музыкального творчества каждого
композитора. Кстати, такой метод предварительных изысканий при
обращении к темам, героям прошлого стал для него обязательным на
протяжении всей жизни.
Наконец полотно окончено. На нём — более двадцати фигур. В
центре — беседующие М. И. Глинка, В. Ф.Одоевский, М. А.
Балакирев, левее — фигура Н. А. Римского- Корсакова. В правой
части композиции — А. Н. Серов, А. Г. Рубинштейн (за фортепьяно),
Н. Г. Рубинштейн и группа польских композиторов. По другую
сторону, у стены — Э. Ф. Направник, обращённый к своим чешским
собратьям по искусству. Весной 1872 года Репин присутствовал на
торжественном открытии концертного зала и удостоился похвал.
Теперь произведение находится в здании Московской
государственной консерватории.
В числе лучших выпускников академии его отправили для
усовершенствования за границу. Переполненный впечатлениями от
художественной жизни Парижа, занятый упорным трудом, он
испытывал острый недостаток общения с русской культурой. « А мне
теперь так хотелось бы послушать русской музыки, - писал мастер, - и
особенно музыку М. П. Мусоргского как экстракт русской музыки...»
За границей Репин не упускал случая услышать такого рода
сочинения. Какой радостью стала возможность познакомиться с
клавиром оперы «Борис Годунов» - его привезла в Париж пианистка
В. С. Серова, вдова композитора и мать будущего художника.
Возвратившись из-за границы, Илья Ефимович первым делом
направился к своему наставнику Стасову и здесь снова встретился с
любимым композитором. «...Я позвал Мусоргского вместе с Репиным,
- сообщал В. В. Стасов в июле 1876 года, - Репин был в великом
восторге от всего, что Мусоргский насочинял в эти три года, пока его
не было здесь». Вскоре художник надолго уехал из Петербурга, жил
на родине , в Чугуеве, в Москве, встречи с петербургскими
знакомыми стали редкими. И вот - последнее свидание с другом в
Николаевском госпитале. Написанный здесь портрет соединил имена
двух выдающихся деятелей культуры, живописца и композитора, и
его тотчас же приобрёл П. М. Третьяков. С тех пор он находится в
прославленной галерее его имени.
С Петербургом, где Репин снова поселился в 1880-х годах, связаны
его наиболее яркие музыкальные впечатления. Тесная связь с миром
музыки отражена в портретах.
Один из них — А. Г. Рубинштейна, выдающегося пианиста,
дирижёра, композитора, основателя Петербургской консерватории.
На экране — репродукция портрета А. Г. Рубинштейна.
Музыкант поднял дирижёрскую палочку, и в этом уверенном
жесте, в суровом, сосредоточенном лице ( «интересная голова, на льва
похожа», - писал Репин) ощутима вдохновенная энергия творчества.
Художник очень любил фортепьянную игру Рубинштейна и , слушая
его, по словам очевидца, буквально « жил вместе с музыкой».
М. П. Беляев... Что скажет нам это имя?
На экране — портрет М. П. Беляева.
Большинству — ничего. Будучи преуспевающим
лесопромышленником, этот незаурядный человек оставил
налаженное дело и посвятил жизнь пропаганде отечественной
музыки. Организовал цикл русских симфонических концертов,
основал нотное издательство, объединив вокруг себя кружок русских
музыкантов. Частым его посетителем был и Репин.
Впечатляет изображение молодого А. К. Глазунова.
На экране — портрет А. К. Глазунова.
24-летний музыкант чуть застенчив, погружен в себя. Кисть
художника выделила его артистичную руку. Вишневый гладкий фон,
на котором выступает фигура, придаёт портрету колористическую
отточенность.
Многолетняя дружба семьями связывала Репина с замечательной
певицей А.Н. Молас, первой исполнительницей народных песен и
романсов Мусоргского.
На экране — портрет А. Н. Молас.
Живописец называл Александру Николаевну самой яркой
выразительницей вкусов «кучкистов». Общая любовь к
«Мусорянину» придавала этим отношениям особую теплоту. Певица
очаровывала современников голосом, народным колоритом
исполнения. На портрете Репина — это круглолицая , горделиво-
задорная женщина с нотной тетрадью в руках; образ согласуется с
самой манерой её пения.
Музыкальные пристрастия художника не ограничивались, однако,
профессиональным искусством. Выросший в простой
провинциальной семье, в которой любили петь, играть на народных
инструментах, он высоко ценил музыкальный фольклор. В 1870-х
годах в кругах русской интеллигенции вызывали интерес В. П.
Щеголёнков и Т. Г. Рябинин — северные крестьяне, исполнители
русских былин, в разное время приезжавшие в Петербург. Их напевы
положены на ноты и претворены в сочинениях композиторов
«Могучей кучки». Например, образы Варлаама и Мисаила в опере
«Борис Годунов» возникли под влиянием пения Рябинина , а мелодия
Н. А. Римского- Корсакова «Как во городе стольном Киевском» - под
впечатлением от слушания Щеголенкова. Художник знал обоих
певцов- сказителей, а с последним познакомился в Абрамцеве, когда
гостил у Мамонтовых. Там и написал он этого самобытного
заонежского старца с причудливо раздвоенной бородой и
неподвижным, отрешённым взором. Видимо, с таким выражением
лица, неторопливо и степенно исполнял тот старинные былины и
сказания.
Если подолгу не удавалось слышать музыку , то Репин, по
собственным словам, тосковал. Посещая концерты, музыкальные
вечера , оперу, он любил музицирование у себя на «четвергах».
Музыка занимала настолько значительное место в духовной жизни
Ильи Ефимовича, что живописные и музыкальные образы в его
представлении порой тесно переплетались, гармония звуков давала
импульс к гармонии красок. Ещё в студенческую пору, работая над
дипломной картиной «Воскрешение дочери Иаира», Репин искал
музыкальные аналогии замыслу и просил брата Василия
(впоследствии — профессионального музыканта) играть ему на
флейте. Характер звучания инструмента, исполнявшееся сочинение
(соната Бетховена) казались художнику эмоционально созвучными
композиции, тональным отношениям полотна. Находясь за границей,
мастер написал в 1876 году картину «Садко». Появление такой темы,
неожиданной в его творчестве, имеет явную связь с одноимённой
оперой Н. А. Римского - Корсакова.
Репин и музыка — тема увлекательная; так много здесь точек
соприкосновения. Об уважении, преклонении живописца перед
выдающимся русским композитором, мастером «большой» оперной
формы свидетельствует его портрет, написанный в 1893 году.
Трагическое содержание картины «Иван Грозный и сын его Иван»
навеяно трилогией Антар». Все части сочинения - «Власть»,
«Месть»», «Любовь» - произвели на художника глубокое впечатление,
но особенно затронула вторая, побудившая воплотить в живописи
«что-нибудь подобное по силе». Как вспоминал Репин, «чувства были
перегружены ужасами современности... Естественно было искать
выхода наболевшему трагизму в истории». Он обратился к одному из
мрачных эпизодов русской истории XVI века — теме убийства
Грозным своего сына.
В последние годы жизни, будучи оторванным от России (усадьба
художника «Пенаты» после революции оказалась на территории
Финляндии), Илья Ефимович снова и снова возвращается мыслями к
дорогим образам прошлого. Слабеющей рукой удерживая кисть, он
работает над полной оптимизма картиной «Гопак», оставшейся
незаконченной. И пишет воспоминания о незабвенном Мусоргском...