Напоминание

"Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ"


Автор: Баланичева Нина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №26
Населённый пункт: г. Орел
Наименование материала: статья
Тема: "Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Применение разнообразных здоровьесберегающих технологий

на занятиях в ДОУ.

Н.П.Баланичева воспитатель МБДОУ №26 г. Орел

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым

популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение,

данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье-это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов».

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни

занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии

(В.Н.Дубровский, Ю.П. Лисицын), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И.

Тюмасева, А.Ф.Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Ю.Ф. Змановский, Л.Г.

Татрникова) и др. Поэтому, одной из приоритетных задач педагогики является

сохранение здоровья детей в процесс воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни начинается с детского сада.

Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время

особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически

ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Ведь хорошая речь -

важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и

правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире

его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие. Развитие речи, его звуковой

стороны, словарного состава, грамматического строя одна из важнейших задач

обучения дошкольников.

В настоящее время в результате вмешательства факторов среды и

образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья ребят, увеличение количества

детей с нарушениями речевого развития.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток,

становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их

общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая

задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно сказывается

на его деятельности и поведении, а значит на формировании личности в целом.

В связи с этим возникает необходимость применения разнообразных

здоровьесберегающих технологий, направленных на изучение индивидуальных

возможностей организма, обучение приемам психической и физической

саморегуляции.

«Здоровьесберегающая технология- это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучении и

развития» (Н.К. Смирнов). Только комплексное воздействие на ребенка может

дать положительную динамику речевого развития. Именно поэтому данные

задачи в нашем детском саду выполняют ряд специалистов: логопед, психолог,

воспитатель, учитель физкультуры.

В своей работе, на занятиях по развитию речи, я использую

разнообразные здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика,

дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз,

физминутки, точечный массаж и самомассаж.

Пальчиковые игры и упражнения.

С.А.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей

на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в

детской руке, тем ребенок умнее: систематические упражнения по тренировке

движения пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи,

является мощным средством повышения работоспособности коры головного

мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают

снять напряжение. С этой целью мною используются на занятиях игры и

упражнения на формирование движений пальцев рук.

Например, «Семья».

(Сжать пальчики в кулачек. Затем, по очереди разгибать их, начиная с

большого пальца).

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

( На слова последней строчки ритмично сжимают и разжимают

пальцы).

«Рыбка».

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка).

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальчиком)

Мы тебя хотим поймать.

(медленно сжимают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова плывут).

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность

речевых зон, способствует развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти

рук приобретают гибкость и податливость. А самое главное, что ребенок

воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет

все задания.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика - закрепление навыков дыхания, развитие

силы, плавности, длительности выдоха.

Считается, что правильное дыхание избавляет человека от

многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание

стимулирует работу сердца, головного мозга нервной системы. Медленный

выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и

раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в

большинстве своем они гиперподвижны и легковозбудимы.

Йоги отмечают, что дышать ртом так же не естественно, как

принимать пищу через нос. Они утверждают, что дети, которые дышат через

рот, отстают в умственном развитии.

Для детей особенно важно научиться удлинять выдох.

Физиологическое дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют

друг друга. В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям я уделяю

особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа нормального

звукопроизношения, речи в целом.

Требования к выполнению дыхательных упражнений:

1.

Выполнять каждый день от 3 до 6 минут.

2.

Проводить упражнения в хорошо проветриваемом помещении.

3.

Вдыхать через нос, выдыхать через рот; вдыхать легко и коротко,

а выдыхать длительно, экономно.

Давайте попробуем выполнить несколько дыхательных упражнений.

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув

в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут,

удерживая равновесие, при выдохе опустить ногу и руку тихо произнося «ш-ш-

ш».

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить

на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе

показать, как звенит комар «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение.

Новый вдох – и поворот в другую сторону.

Для дыхательной гимнастики на индивидуальных занятиях у нас

подобрано оборудование: «Султанчики», цветные полоски для игры «Задуй

свечу», восковые свечи, на которые так любят дуть дети, шарики, вертушки.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика- выработка правильных движений

артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения,

а также укрепление мышц языка, губ, мягкого неба, лица.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

- Сначала знакомим детей с основными положениями губ и языка с

помощью веселых историй о Язычке. На этом этапе они должны повторять

упражнения 2-3 раза. Затем повторять с ними все упражнения не менее 5-6 раз.

- не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса,

дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного

звукопроизношения.

Далее приводятся различные игровые упражнения для развития

артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение

звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по

развитию речи.

Вот пример одной сказочной истории из жизни Язычка.

Сказка о веселом Язычке.

Жил-был Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот. Двери в домике, то открываются, то

закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он

часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел на крылечко

погреться на солнышке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул легкий

ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за

собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе, солнце спряталось за тучу и

забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д».

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молоко (водим язык

снизу вверх, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизнуть верхнюю и

нижнюю губки справа налево и слева направо) и сладко зевнул (рот широко

открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в

улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся

клубочкам. «Пора мне спать»,- подумал Язычок.

При проведении артикуляционной гимнастики использую различные

наглядные пособия, которые активизируют речевую и познавательную

активность детей, повышают интерес к занятиям.

Су-джок – терапия.

В качестве уникального средства для развития речи, поддержания

здоровья с помощью воздействия на определенные точки кистей рук использую

достижения восточной медицины - элементы Су-джок – терапии. В переводе с

корейского, «су» -кисть, а «джок» -стопа.

Кисти и стопы - единственные части человеческого тела, которые

являются «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти

лечебные системы функционируют как, своего рода маленькие клиники,

естественным образом излечивающие болезни тела.

Актуальность использования массажера «Су-джок» в логопедической

работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, состоит в том, что:

-во-первых дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для

детей к речевым нарушениям характерна быстрая утомляемость и потеря

интереса к обучению. Использование массажера «Су-джок» вызывает интерес и

помогает решить эту проблему;

-во вторых, детям нравится массажировать пальцы и ладошки, что

оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым

способствуя развитию речи.

Приемы работы с использованием «Су-джок» массажера:

1.

Массаж непосредственно шариком.

Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук,

прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит

прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой

моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2.

Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца, входящие в состав массажера, надеваются на

пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до

ощущения тепла.

Массаж кистей рук и пальцев позволяет активизировать

межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий

мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого

движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.

Вначале дети выполняют упражнения, молча, по заказу, затем, по

мере формирования правильного произношения проговаривают текст. Позже

они произносят тексты самостоятельно.

Ёжик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ёжик на ладошки колет-

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ёжик мы возьмем (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем (пальчиками мнем иголки мяча)

Пустим ёжика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ёжика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…(катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем ручки).

С помощью шаров- «ёжиков» с колечками детям нравится

массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь

организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым

способствуя развитию речи.

Физкультминутки.

В развитии общей и мелкой моторики используются комплексы

физкультминуток, которые подбираются к изучаемым темам и проводятся в

игровой форме.

Основные задачи физкультминутки – это:

- снять усталость и напряжение;

- внести эмоциональный заряд;

- совершенствовать общую моторику;

- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с

речью.

Например:

Листья осенние тихо кружатся, (дети кружатся на кончиках пальцев

ног, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся, (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движение рук вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (кружатся).

В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения

сочетаются со словами, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение

детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи,

активизируется имеющийся словарный запас.

Гимнастика для глаз.

Всем известно, что у детей дошкольного возраста отмечается

функциональная анатомическая незрелость зрительной системы. Зрительные

нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе выполнения

продуктивных видов деятельности, выполнения различных заданий

обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Например:

гимнастика для глаз «Солнечный зайчик».

(авторская разработка в соответствии с методикой йогов)

Солнечный мой заинька,

Прыгни на ладошку. (Дети вытягивают вперед ладошку)

Солнечный мой заинька,

Маленький как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(Ставят на ладонь указательный палец другой руки. Прослеживают

взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу,

вновь отводят вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча,

лба, другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова все время

находится в фиксированном положении.)

Вот закрыли мы глаза, (закрывают глаза)

А солнышко играет:

Щечки теплыми лучами

Нежно согревает (широко открывают глаза).

Итак, глазодвигательные упражнения (вверх-вниз, вправо-влево,

вдаль-близко) позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают

межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма.

Заключение.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые в

работе с детьми, позволяют своевременно скорректировать имеющиеся

нарушения речи у ребенка и в дальнейшем окажут существенное влияние на

качество школьного обучения.

Процесс формирования речи осуществляется на основе

междисциплинарного подхода, который позволяет в комплексе решать

логопедические и психологический вопросы развития речи детей. Данный

проект помог детям преодолеть имеющиеся нарушения речи, чтобы они хорошо

учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую

жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это

бесценный дар.

И важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это

полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Это

важнейший показатель благополучия общества и государства, не только

отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Литература.

1.

Алямовская В.Г. «Современные подходы к оздоровлению детей в

дошкольном образовательном учреждении». Журнал «Дошкольное

воспитание», 2004г.

2.

Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика» СПб, 2003г.

3.

Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М:

ТЦ Сфера,2006г.

4.

Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с

детьми ОНР». Журнал «Логопед» 2012г. №1

5.

Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические

рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного

возраста». СПб, КАРО, 2007г.



В раздел образования




Яндекс.Метрика