Автор: Журавлева Ирина Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Межведомственный подход в решении задач духовно–нравственного воспитания"
Раздел: среднее образование
Межведомственный подход в решении задач духовно-нравственного
воспитания
В
последние
десятилетия
всему
мировому
сообществу,
включая
Россию,
в
качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается
идеологизированный
либеральный
стандарт,
сущность
которого
заключается
в
приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а
также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. К сожалению, в
период
перестройки
в
стране
произошло
крушение
идеалов
нравственности
и
духовности, уступивших место умению "делать деньги" любым способом и любой
ценой. Духовно-нравственное состояние населения страны претерпело изменения и
вызывает тревогу снижением смысла бытия, преобладанием в сознании россиян
ценностей
потребительского
общества,
торжеством
выгоды
над
истиной,
искажением языка, речи, угрозой утраты духовной самобытности народа.
Зачастую, сегодня, традиционные основы воспитания подменяются “более
современными”, западными:
христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой
эгоистической личности;
целомудрие,
воздержание,
самоограничение
–
вседозволенностью
и
удовлетворением своих потребностей;
любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
интерес
к
отечественной
культуре
–
исключительным
интересом
к
иностранным языкам и иностранным традициям.
Подчеркивая
приоритет
интеллектуального
развития
над
нравственным,
мы
изменяем
традиционный
смысл
понятий
“духовность”,
“нравственность”,
“добродетель”.
Место
воспитания
на
основе
традиций
отечественной
культуры
иногда занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте
либерально-демократических ценностей. Эти ценности, в свою очередь, оказывают
определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи,
общества в целом.
А ведь духовно-нравственное содержание есть стержень личности, семьи, общества,
нации, основа патриотизма и гражданственности. Без этого стержня человек, семья
и
общество
превращаются
в
"машину
потребления"
материальных
благ,
не
различающую ценности подлинные и мнимые, не понимающую смысла и красоты
бытия.
От чего зависит формирование духовно-нравственного содержания личности? Во
многом
от
социального
поля,
которое
лепит
внутренний
облик
личности.
В
духовно-нравственное
"поле"
входят
такие
его
слагаемые
как-
семья
–
1
первичный
социум,
в
котором
"прорастают"
духовно-нравственные
свойства
личности.
Она наделяет ребенка наследственными, родовыми качествами,
в котором берет
свое
начало
духовно-нравственное
становление
личности.
В
семье
ребенок
усваивает основы морали и этики, эстетического воспитания, систему ценностей, на
которой базируются личностные смыслы человека, определяющие активность его
жизненной позиции, сферу приложения сил и способностей.
Мы все – мамы и папы, бабушки и дедушки – стремимся стать для своих детей
идеальными воспитателями. Вложить в них лучшее, что знаем и умеем. Научить
необходимым навыкам, умениям, которые пригодятся во взрослой жизни. Но часто –
очень часто - наши старания оказываются лишними, ненужными, а то и вовсе
игнорируются нашими детьми. Почему так происходит?
В подавляющем большинстве случаев ошибка заключается в том, что мы стараемся
учить детей тому, чего не умеем или не используем сами.
- Следующее слагаемое это- язык, речь;
Мы сегодня удалились от коренного нашего языка, употребляем слова, не понимая
их смысла. Во многом это связанно с потерей интереса к чтению, книге.
«Читательская ситуация», сложившаяся в стране, крае, городе, позволяет сделать
вывод о том, что изменилось отношение к книге как к ценности высокого порядка.
Многие молодые люди пришли к выводу, что, можно не читать, а ограничиться
общением с компьютером.
Для приобщения к духовной жизни народа через язык и слово требуются
совместные
усилия
педагогов,
библиотекарей,
средств
массовой
информации,
писателей,
поэтов,
деятелей
культуры
и
искусства,
спорта-
всех
тех,
кто
заинтересован в духовно-нравственном оздоровлении общества.
Мы с Вами знаем, что национальный духовный опыт постигается человеком
посредством языка, понимание законов которые помогает постичь душу народа, его
традиции, ибо язык есть « история духовной жизни народа», «средство проникнуть в
его характер» (К.Д. Ушинский).
Сегодня, когда мы остро ощущаем процесс деформации языка, следует
говорить
о
тенденции
к
его
уничтожению.
Разрушаются
источники
мысли,
оскверняется
слово,
вытесняется
иноязычным
наречием,
происходит
процесс
понижения смысла слова, превращение его в «пустой мёртвый дух». Издавна на
Руси рождение слова считалось ответственным деянием. Слово было почитаемо, к
нему относились бережно." Народ российский", - писал А.С. Шишков,- "всегда был
крепок языком и верой».
- Далее это конечно образовательные учреждения - от детского сада до вуза;
2
Надо признать, что воспитание в российском образовании уходит на второй план, а
нередко исчезает под давлением "текущих задач", ориентирующих управленцев,
педагогов
и
учащихся
общеобразовательных
школ
на
Единый
Государственный
Экзамен, в котором уровень воспитания не учитывается и не фиксируется.
А ведь образование - это главный инструмент производства и воспроизводства
духовности населения, всех его возрастных групп – от детей дошкольного возраста
до людей вполне зрелых. Образование помогает человеку обрести себя, свой образ,
н е п о вто р и м у ю
и н д и в и д уа л ь н о с т ь .
Э то
о бл а с т ь
с о ц и о к ул ьт у р н о й
жизнедеятельности, где совершается формирование свободной, высоконравственной
личности,
способной
взять
ответственность
за
свою
судьбу,
семью,
Отечество,
цивилизацию и культуру. Духовно-нравственное развитие человека связанно, прежде
всего, с воспитанием, являющимся основой образования и образованности.
- традиционные для России религии
В
духовно-нравственном
"облике"
личности
религия
занимает
зачастую
значительное
место,
являясь
основой
мировоззрения,
этических
и
эстетических
взглядов, норм поведения. Православие, являющееся на протяжении более 1000 лет
государствообразующей религией, объединяло россиян, питало их патриотизм и
гражданственность.
- культура и искусство
Культура и искусство воплощают в себе высшие проявления духовной природы
человека и играют исключительную роль в духовно-нравственном развитии, питая
его душу и разум чувствами, мыслями и идеями наивысшего порядка.
Учреждения
культуры
и
искусства
способны
удовлетворить
духовные
запросы
населения,
потребности
всех
социальных
и
возрастных
групп
–
от
элитарного
искусства до молодежной субкультуры.
- Спорт
На протяжении многих веков, спорт шёл в ногу со временем. Ещё в древности
проходили Олимпийские игры, соревнования. Многие люди посвящали всю свою
жизнь этому направлению. Воспитывали здоровый образ жизни, прививали любовь
к спорту, сами являлись примером и приводили в пример великих спортсменов. Это
направление
всегда увлекало
молодёж, которая хотела быть похожа на людей
достигших великих результатов в спорте.
- среда проживания
Значительным
фактором
формирования
духовности
населения
является
среда
проживания, соединяющая в себе природу, местоположение города, его планировку,
архитектуру,
жителей,
их
культуру,
образ
жизни,
стиль
поведения
и
общения,
психологический климат и др.
- средства массовой информации
3
Российские
средства
массовой
информации,
все
более
контролируемые
иностранными компаниями, становятся инструментом переидентификации россиян.
Они чрезмерно увлекаются коммерческой стороной дела, забывая о социальной сути
своей
деятельности,
предназначении,
заполняя
информационное
поле
броским
материалом – сексом, криминалом, скандалами, рекламой, описаниями «красивой
жизни», отчего неминуемо «желтеют».
Можно сказать, какое общество, такие и
СМИ! Но СМИ – это власть, мощное средство обнаружения реальности или ее
сокрытия, формирования мировоззрения, сознания, моделей поведения.
К сожалению, СМИ часто уходят от освещения событий, происходящих в культуре и
искусстве
- досуг
Сфера досуга при обилии ее форм, увы, сегодня не работает на большую часть
населения города либо по причине ее несоответствия запросам горожан, либо по
причине ценовой недоступности.
Мы с вами видим, для того чтобы духовность и нравственность пронизывали все
сферы
общественной
жизни,
необходим
межведомственный
характер
духовно-
нравственного
развития
населения.
А
субъектами
взаимодействия
в
духовно-
нравственном
воспитании
должны
быть
-
исполнительная
власти,
бизнес,
религиозные конфессии, некоммерческих организаций, учреждения и предприятия и
конечно
само
население.
Ведь
мир
духовных
ценностей
нельзя
навязать.
Эти
ценности приобретаются собственными усилиями каждого человека.
4