Напоминание

"Межведомственный подход в решении задач духовно–нравственного воспитания"


Автор: Журавлева Ирина Ивановна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Межведомственный подход в решении задач духовно–нравственного воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад




Межведомственный подход в решении задач духовно-нравственного

воспитания

В

последние

десятилетия

всему

мировому

сообществу,

включая

Россию,

в

качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается

идеологизированный

либеральный

стандарт,

сущность

которого

заключается

в

приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а

также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. К сожалению, в

период

перестройки

в

стране

произошло

крушение

идеалов

нравственности

и

духовности, уступивших место умению "делать деньги" любым способом и любой

ценой. Духовно-нравственное состояние населения страны претерпело изменения и

вызывает тревогу снижением смысла бытия, преобладанием в сознании россиян

ценностей

потребительского

общества,

торжеством

выгоды

над

истиной,

искажением языка, речи, угрозой утраты духовной самобытности народа.

Зачастую, сегодня, традиционные основы воспитания подменяются “более

современными”, западными:

христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;

педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой

эгоистической личности;

целомудрие,

воздержание,

самоограничение

вседозволенностью

и

удовлетворением своих потребностей;

любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;

интерес

к

отечественной

культуре

исключительным

интересом

к

иностранным языкам и иностранным традициям.

Подчеркивая

приоритет

интеллектуального

развития

над

нравственным,

мы

изменяем

традиционный

смысл

понятий

“духовность”,

“нравственность”,

“добродетель”.

Место

воспитания

на

основе

традиций

отечественной

культуры

иногда занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний в контексте

либерально-демократических ценностей. Эти ценности, в свою очередь, оказывают

определяющее воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи,

общества в целом.

А ведь духовно-нравственное содержание есть стержень личности, семьи, общества,

нации, основа патриотизма и гражданственности. Без этого стержня человек, семья

и

общество

превращаются

в

"машину

потребления"

материальных

благ,

не

различающую ценности подлинные и мнимые, не понимающую смысла и красоты

бытия.

От чего зависит формирование духовно-нравственного содержания личности? Во

многом

от

социального

поля,

которое

лепит

внутренний

облик

личности.

В

духовно-нравственное

"поле"

входят

такие

его

слагаемые

как-

семья

1

первичный

социум,

в

котором

"прорастают"

духовно-нравственные

свойства

личности.

Она наделяет ребенка наследственными, родовыми качествами,

в котором берет

свое

начало

духовно-нравственное

становление

личности.

В

семье

ребенок

усваивает основы морали и этики, эстетического воспитания, систему ценностей, на

которой базируются личностные смыслы человека, определяющие активность его

жизненной позиции, сферу приложения сил и способностей.

Мы все – мамы и папы, бабушки и дедушки – стремимся стать для своих детей

идеальными воспитателями. Вложить в них лучшее, что знаем и умеем. Научить

необходимым навыкам, умениям, которые пригодятся во взрослой жизни. Но часто –

очень часто - наши старания оказываются лишними, ненужными, а то и вовсе

игнорируются нашими детьми. Почему так происходит?

В подавляющем большинстве случаев ошибка заключается в том, что мы стараемся

учить детей тому, чего не умеем или не используем сами.

- Следующее слагаемое это- язык, речь;

Мы сегодня удалились от коренного нашего языка, употребляем слова, не понимая

их смысла. Во многом это связанно с потерей интереса к чтению, книге.

«Читательская ситуация», сложившаяся в стране, крае, городе, позволяет сделать

вывод о том, что изменилось отношение к книге как к ценности высокого порядка.

Многие молодые люди пришли к выводу, что, можно не читать, а ограничиться

общением с компьютером.

Для приобщения к духовной жизни народа через язык и слово требуются

совместные

усилия

педагогов,

библиотекарей,

средств

массовой

информации,

писателей,

поэтов,

деятелей

культуры

и

искусства,

спорта-

всех

тех,

кто

заинтересован в духовно-нравственном оздоровлении общества.

Мы с Вами знаем, что национальный духовный опыт постигается человеком

посредством языка, понимание законов которые помогает постичь душу народа, его

традиции, ибо язык есть « история духовной жизни народа», «средство проникнуть в

его характер» (К.Д. Ушинский).

Сегодня, когда мы остро ощущаем процесс деформации языка, следует

говорить

о

тенденции

к

его

уничтожению.

Разрушаются

источники

мысли,

оскверняется

слово,

вытесняется

иноязычным

наречием,

происходит

процесс

понижения смысла слова, превращение его в «пустой мёртвый дух». Издавна на

Руси рождение слова считалось ответственным деянием. Слово было почитаемо, к

нему относились бережно." Народ российский", - писал А.С. Шишков,- "всегда был

крепок языком и верой».

- Далее это конечно образовательные учреждения - от детского сада до вуза;

2

Надо признать, что воспитание в российском образовании уходит на второй план, а

нередко исчезает под давлением "текущих задач", ориентирующих управленцев,

педагогов

и

учащихся

общеобразовательных

школ

на

Единый

Государственный

Экзамен, в котором уровень воспитания не учитывается и не фиксируется.

А ведь образование - это главный инструмент производства и воспроизводства

духовности населения, всех его возрастных групп – от детей дошкольного возраста

до людей вполне зрелых. Образование помогает человеку обрести себя, свой образ,

н е п о вто р и м у ю

и н д и в и д уа л ь н о с т ь .

Э то

о бл а с т ь

с о ц и о к ул ьт у р н о й

жизнедеятельности, где совершается формирование свободной, высоконравственной

личности,

способной

взять

ответственность

за

свою

судьбу,

семью,

Отечество,

цивилизацию и культуру. Духовно-нравственное развитие человека связанно, прежде

всего, с воспитанием, являющимся основой образования и образованности.

- традиционные для России религии

В

духовно-нравственном

"облике"

личности

религия

занимает

зачастую

значительное

место,

являясь

основой

мировоззрения,

этических

и

эстетических

взглядов, норм поведения. Православие, являющееся на протяжении более 1000 лет

государствообразующей религией, объединяло россиян, питало их патриотизм и

гражданственность.

- культура и искусство

Культура и искусство воплощают в себе высшие проявления духовной природы

человека и играют исключительную роль в духовно-нравственном развитии, питая

его душу и разум чувствами, мыслями и идеями наивысшего порядка.

Учреждения

культуры

и

искусства

способны

удовлетворить

духовные

запросы

населения,

потребности

всех

социальных

и

возрастных

групп

от

элитарного

искусства до молодежной субкультуры.

- Спорт

На протяжении многих веков, спорт шёл в ногу со временем. Ещё в древности

проходили Олимпийские игры, соревнования. Многие люди посвящали всю свою

жизнь этому направлению. Воспитывали здоровый образ жизни, прививали любовь

к спорту, сами являлись примером и приводили в пример великих спортсменов. Это

направление

всегда увлекало

молодёж, которая хотела быть похожа на людей

достигших великих результатов в спорте.

- среда проживания

Значительным

фактором

формирования

духовности

населения

является

среда

проживания, соединяющая в себе природу, местоположение города, его планировку,

архитектуру,

жителей,

их

культуру,

образ

жизни,

стиль

поведения

и

общения,

психологический климат и др.

- средства массовой информации

3

Российские

средства

массовой

информации,

все

более

контролируемые

иностранными компаниями, становятся инструментом переидентификации россиян.

Они чрезмерно увлекаются коммерческой стороной дела, забывая о социальной сути

своей

деятельности,

предназначении,

заполняя

информационное

поле

броским

материалом – сексом, криминалом, скандалами, рекламой, описаниями «красивой

жизни», отчего неминуемо «желтеют».

Можно сказать, какое общество, такие и

СМИ! Но СМИ – это власть, мощное средство обнаружения реальности или ее

сокрытия, формирования мировоззрения, сознания, моделей поведения.

К сожалению, СМИ часто уходят от освещения событий, происходящих в культуре и

искусстве

- досуг

Сфера досуга при обилии ее форм, увы, сегодня не работает на большую часть

населения города либо по причине ее несоответствия запросам горожан, либо по

причине ценовой недоступности.

Мы с вами видим, для того чтобы духовность и нравственность пронизывали все

сферы

общественной

жизни,

необходим

межведомственный

характер

духовно-

нравственного

развития

населения.

А

субъектами

взаимодействия

в

духовно-

нравственном

воспитании

должны

быть

-

исполнительная

власти,

бизнес,

религиозные конфессии, некоммерческих организаций, учреждения и предприятия и

конечно

само

население.

Ведь

мир

духовных

ценностей

нельзя

навязать.

Эти

ценности приобретаются собственными усилиями каждого человека.

4



В раздел образования




Яндекс.Метрика