Автор: Васильева Наталья Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №95
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогический коллектив–организатор воспитательного процесса"
Раздел: среднее образование
Педагогический коллектив – организатор
воспитательного процесса.
Еще в 4 веке московский патриарх Иоанн Златоуст в своих мыслях о воспитании
сказал: «Родить детей – дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели дело
ума и воли».
Проблемы воспитания, воспитательной деятельности, становление воспита-
тельных систем на современном этапе развития учебных заведений являются осо-
бенно актуальными.
Учебное заведение – это место, где подросток проводит большее время жиз-
ни, занимаясь познавательной деятельностью, общаясь с людьми, испытывая на
себе различные воздействия факторов.
На протяжении многих лет, десятилетий шли споры о том, что важнее – об-
разование или воспитание? Первые позиции отдавались образовательному про-
цессу, а проблематика воспитания уходила на второй план, но были и такие этапы,
когда проблемам воспитания отдавалось огромное значение.
Один из известных русских философов В.В.Зеньковский писал, что «...зада-
чи воспитания не только труднее, но и важнее, чем задачи обучения». Педагогиче-
ский коллектив должен работать так, чтобы учебное заведение было интересным
местом для учащихся разного возраста, разного уровня развития класса, разная
степень общественной активности подростков.
Воспитательный процесс в учебном заведении чрезвычайно сложен. В нем
участвуют учащиеся разных классов, несколько категорий педагогических работ-
ников, семья и общественность. Формирование личности учащегося происходит
во время уроков и во внеурочное время. Вместе с тем воспитание – процесс це-
лостный. Известная педагогическая истина «Человек не воспитывается по ча-
стям» (А.С.Макаренко) подразумевает комплексный подход к воспитанию. Имен-
но в этом и проявляется искусство руководства воспитательным процессом.
Руководить – значит, прежде всего, заниматься живой организаторской рабо-
той. От уровня организаторской работы зависит успех любого дела. Основными
задачами организаторской работы являются: правильная расстановка педагогиче-
ских кадров
Воспитание – дело не какой-либо одной определенной категории работни-
ков, воспитывать должен весь педагогический коллектив. Воспитание требует от
всех педагогов больших знаний, мастерства, творчества.
В учебном заведении не должно быть ни одного участка, за который бы не
нес ответственность один из членов педагогического коллектива. Совсем не про-
сто обучить подростка, еще сложнее вырастить его настоящим человеком. Все ра-
ботники школ и других учебных заведений должны заниматься воспитанием. К
каждом классе и ли группе учащихся в большинстве случаев прикреплен педагог
– классный руководитель или куратор.
Центральная фигура в процессе руководства воспитательной работой – ди-
ректор учебного заведения. Он непосредственный участник и руководитель воспи-
тательного процесса и управляет им совместно со своими заместителями. В зави-
симости от того, как директор и его заместители смогут найти общий язык и вы-
работать коллективную линию в руководстве учебно-воспитательной работой, за-
висит успех всего дела.
Основная нагрузка по руководству и организации воспитательным процес-
сом, понятно, ложится на заместителя директора по УВР, которому присущи глу-
бокое знание дела, умение работать с людьми, высокая личная организованность.
Здесь в полной мере раскрываются все организаторские способности. Как иногда
важно уметь порой в маленьком, незначительном на первый взгляд, факторе заме-
тить ростки большого начинания, уметь найти общий язык с учащимися, для чего
надо находиться в постоянном контакте с ученическим активом. Воспитательный
процесс многогранен, в осуществлении его занято много людей. Поэтому, как по-
казывает опыт, важно, чтобы к руководству воспитанием привлекался не только
зам. директора по УВР, но и другие представители администрации.
Формы участия педагогов во внеурочной воспитательной работе разнооб-
разны. Здесь и совместная работа прикрепленного преподавателя; библиотекаря,
руководителя физического воспитания, преподавателя ОБЖ, внеклассная работа
преподавателей.
Процесс формирования личности учащегося весьма сложный и длительный.
Опыт показывает, что становление его личности зависит от среды, в которой
живёт человек, с кем он общается, где проводит свободное время, в каких спор-
тивных, художественных или иных кружках он занимается .
Пристального педагогического внимания требуют к себе подростки, и, в
первую очередь, те, которые склонны к нарушениям.
Поэтому перед педагогическим коллективом в процессе обучения и воспи-
тания стоят определенные цели и задачи: развивать у учащихся творчество, фор-
мировать основы эстетической культуры, художественных и спортивных способ-
ностей; вовлекать учащихся в активную деятельность военно-патриотического ха-
рактера, развивать интерес к истории России .
Несмотря на то, что воспитательная деятельность осложнена различными
процессами,
происходящими
сегодня
в
обществе,
педагогический
коллектив
должны сделать жизнь ярче, содержательнее, стремиться помочь учащимся.
Классные руководители и кураторы не передают готовые образцы нрав-
ственной культуры, а создают, вырабатывают их вместе со своими воспитанника-
ми. Только в творческом сотрудничестве с наставником учащиеся успешно дости-
гают своих целей и решение своих проблем.
Роль воспитательной работы при формировании личности.
В настоящее время все больше внимания уделяется гуманизации образова-
ния и воспитания в учебных заведениях.
По определению директора школы № 825 г. Москвы В.А.Караковского –
«Ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесто-
ронне развитой личности.
А.А.Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жиз-
ни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповтори-
мая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в его детские и
школьные годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний школьник»,
поэтому многое в воспитании личности учащегося зависит от нас, педагогов-
наставников.
Современный ученический коллектив – сложное многогранное динамиче-
ское явление. Учащиеся составляют основу школьного коллектива, вторая состав-
ная часть коллектива – мы, педагогические работники которые воздействуют на
учеников
Патриотическое воспитание «Растим патриотов»
От педагогического коллектива зависит многое по преодолению духовного
кризиса, в котором оказалась Россия.
Возрождение Российской гражданственности, обычаев, патриотизма в пер-
вую очередь лежит на плечах педагогических учреждений. Мы должны воспиты-
вать у подростков уважение к предкам, к их обычаям, любовь к своему народу,
привязанность к месту своего рождения, потому что без Родины нет человека, нет
личности.
«Воспитание человеческих ценностей»
Учить
подростков
видеть,
чувствовать,
понимать,
любоваться
красотой
окружающего мира, творить и познавать собственную красоту, гордится тем, что я
– человек – одаренное существо, что предо мной множество путей развития и со-
вершенствования, думать обо всем этом является огромным благом и счастьем.
Поэтому педагогический коллектив должен делать все, чтобы учащиеся чув-
ствовали себя частицей учебного заведения, района, города, страны.
Для того, чтобы воспитать в подростке гордость и величие человека, чтобы
он не только слышал об этом, но и видел, должны проводиться традиционные ме-
роприятия, которые готовят преподаватели вместе с подростками, где проявляются
личностные качества каждого. Ведь главная действующая сила проведения любых
мероприятий – это ученики, но их надо целенаправленно и осторожно вести.
Огромную роль в жизни подростков играет библиотека, которая не только
имеет огромный запас духовности, но еще и проводит мероприятия, в которых
учащиеся являются главными действующими лицами, что
расширяет кругозор;
способствуют выработке навыков культурного общения (со взрослыми и
между собой);
учат учеников отбирать материал для составления сценариев;
Все мероприятия, проводимые по направлениям и разделам, способствуют воспи-
танию у учащихся чувства патриотизма, любви к родному учебному заведению,
его сотрудникам, городу, стране.
Сегодняшнее образование поставлено в новые условия. Социальная обста-
новка очень изменилась и эти изменения затронули учебные заведения. Россия ну-
ждается сегодня в национальном воспитании русского (российского) духовного
характера,
основу
которого
составляют
(гражданские
обязанности)
любовь
к
отечеству, ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера,
совесть, честь. Все это – богатство национального наследия народных традиций,
сохранившееся в памяти вековых культурных накоплений, приобщенное к тому,
чем когда-то гордилась Россия.