Автор: Васильева Светлана Болеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №27 – центр развития ребёнка"
Населённый пункт: г. Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Работа с семьёй
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы воспитателя Васильевой Светланы Болеславовны (МАДОУ д/с №27
г. Боровичи, Новгородской области)
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский
С
1
января
2014
года
введен
в
действие
Федеральный
государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из важных
задач
является
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Как
изменятся
взаимоотношения
с
родителями?
Документ
ориентирует
на
взаимодействие
с
родителями:
родители
должны
участвовать
в
реализации
программы,
в
создании
условий
для
полноценного
и
своевременного
развития
ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии
его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного
процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них
доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
В
условиях,
когда
большинство
семей
озабочено
решением
проблем
экономического,
а
порой
физического
выживания,
усилилась
тенденция
самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного
развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и
индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание
вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В
статье
18
Закона
РФ
«Об
образовании»
говорится:
«Родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков
нашего
будущего,
но
зачастую
не
всегда
им
хватает
взаимопонимания,
такта,
терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и
детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители
интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только
присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто
испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить
и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать
родителей участниками воспитательного процесса? А с другой стороны изменения,
произошедшие в современной семье, такие как,
–
Рост образования родителей;
–
Повышение материального достатка семьи;
–
Мобильность современных родителей;
–
Доступность информации (компьютеризация в различных сферах жизни);
–
Большая занятость родителей, которая ведет к их пассивности;
требуют от педагога использования современных, инновационных форм работы.
«Инновация
–
разработка
и
внедрение
нового,
ранее
не
существующего,
с
помощью
которого
старые,
известные
элементы
придают
новые
очертания
образовательному процессу ДОУ» (А.А. Майер, О.А. Давыдова)
Приоритетный
принцип
семейного
воспитания
должен
рассматриваться
родителями
не
только
как
объект
воспитательного
воздействия,
но
и
как
полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующие его
возрастному развитию (концепция о правах ребенка).
Взаимодействие
педагога
(воспитателя)
с
родителями
–
сложный
процесс,
являющийся важнейшим условием эффективной работы с детьми.
Такие показатели как:
–
Присутствие родителей на групповых мероприятиях,
–
Посещение родительских собраний и консультаций,
–
Присутствие на детских праздниках,
–
Участие родителей в выставках, вернисажах и т.п.,
–
Посещение «Дня открытых дверей»,
–
Их инициативность, ответственность.
Позволили мне выделить такие группы родителей:
–
Активные
лидеры,
которые
умеют
и
с
удовольствием
участвуют
в
воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского
учреждения.
–
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой
мотивации.
–
Пассивные
критические
наблюдатели,
желающие
решить
проблемы
с
помощью специалистов, равнодушные, живущие по принципу «Меня воспитывали
также».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ веду по 4
направлениям:
Информационно-аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий
на ребенка провожу анкетирование. Получая реальную картину, я узнаю особенности
структуры родственных связей ребенка, специфику семьи и семейного воспитания
дошкольника. Это помогает мне ориентироваться в педагогических потребностях
каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Познавательное направление.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах
воспитания и развития детей дошкольного возраста детей. В моей работе с семьей
традиционные формы сосуществуют бок о бок с современными формами работы с
семьей:
–
общие и групповые родительские собрания;
–
консультации;
–
занятия с участием родителей;
–
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
–
Дни открытых дверей;
–
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,проектов;
–
оформление фотомонтажей;
–
совместное создание предметно – развивающей среды;
–
утренние приветствия;
–
работа с родительским комитетом группы;
–
беседы с детьми и родителями;
–
проведение акций (благотворительный рождественский марафон)
–
семейный вернисаж.
Одной из наиболее известных и распространенных форм по просвещению семьи
является родительские собрания. Но коллективные формы взаимодействия не всегда
направлены на проблемы конкретной семьи,
поэтому явка на них не велика. У
родителей появляются новые запросы педагогической информации для успешности
детей в будущей учебной деятельности. Поэтому в моей практике нашло применение
нетрадиционных тематических родительских собраний. Создать особый настрой на
доброжелательный, откровенный деловой разговор, повысить явку на родительское
собрание позволили следующие приемы:
–
Изготовление памяток с советами на тему собрания;
–
Привлечение детей к проведению родительского собрания
–
Использование музыкального сопровождения: магнитофонных записей;
–
Вручение дипломов, медалей «Самой спортивной семье»;
–
Приглашение
специалистов
(логопед,
психолог,
врач,
учитель-дефектолог,
учитель начальных классов);
–
Изготовление вместе с детьми пригласительных билетов;
–
Организация выставки детских работ.
В
нашем
учреждении
созданы
все
условия
для
организации
развития
и
воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, учитель –
дефектолог,
психолог,
воспитатель
изодеятельности,
инструктор
по
физической
культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы
обеспечивает
педагогическое
сопровождение
семьи
на
всех
этапах
дошкольного
детства,
делает
родителей
действительно
равноответственными
участниками
образовательного процесса.
Широко
популярны
и
любимы
родителями
«Дни
открытых
дверей»,
где
родители принимают активное участие не только в качестве зрителей (просмотр
занятий), но в качестве:
–
Жюри
–
Показывают мастер-класс для детей
–
Участвуют в качестве представителей команд
–
Участвуют в презентации семейных гербов
Одним из инновационных, эффективных методов работы с детьми является
метод проектной деятельности, который не будет полноценно реализован без участия
родителей. Это и домашние задания для совместного выполнения с детьми; решение
проблемных познавательных задач с поиском ответа в книгах, журналах, интернете,
телепередачах,
музеях,
опыта
старших.
И
как
результат
–
создание
продуктов,
которые
были
предъявлены
социуму,
развитие
системы
продуктивного
взаимодействия между детьми, педагогам, родителями.
Забота о здоровье становится прерогативой семьи. Формирование здорового
образа жизни семьи, повышение ценности здоровья в глазах детей.
Наглядно-информационное направление.
Направление включает в себя:
–
Родительские уголки, стенды,
–
Папки-передвижки,
–
Фотомонтажи
–
Групповые альбомы,
–
Выпуск
стенгазеты,
в
которой
отражается
жизнь
детей
в
группе,
их
достижения, мероприятия, проводимые в дошкольном учреждении, консультации,
рекомендации для родителей по интересующим их вопросам.
Форма работы через родительские стенды является традиционной. Для того,
чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей, я использую
рубрики:
«Юмор
в
коротких
штанишках»,
«С
нашими
детьми
работают»,
«Медицинский уголок», «Поем и танцуем», «Информация об услугах детского сада»,
«Увлечения наших мамочек» и т.д.
Еще Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки,
рисунка,
фантазии,
творчества».
Поэтому
рубрика
«Увлечения
наших
мамочек» нашла большой отклик среди родителей группы.
Досуговое направление.
Досуговое
направление
в
работе
с
родителями
оказалось
самым
привлекательным, востребованным и полезным. Праздник в детском саду – это
радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители –
самые дорогие и близкие люди. Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется
вместе с ними танцевать, петь песни и играть. Пройдут годы, дети забудут песни,
которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло
общения, радость сопереживания.
В.А.Сухомлинский
сказал:
«Дети
–
это
счастье,
созданное
нашим
трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь
и
мы
счастливы
тогда,
когда
счастливы
наши
дети,
когда
их
глаза
наполнены
радостью».
Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут
яркими,
полезными
и
увлекательными,
ведь
в
результате
их
проведения
формируются
положительные
взаимоотношения
родителей
со
своими
детьми,
устанавливаются эмоциональные контакты.
Стал традиционный ежегодный конкурс, в котором с интересом принимают
участие родители «Символ года».
Праздник «День рождения» в группе мы отмечаем ежемесячно. С большим
нетерпением
дети
ждут
этот
праздник,
для
них
это
всегда
ожидание
чуда,
предвкушение радости. Праздник своего ребенка может стать праздником для других
детей, но об этом должны позаботиться взрослые. Вместе украшаем группу (шары,
цветы, стул именинника), организуем чаепитие, подарки, обеспеченные родители
обращаются к услугам клоунов.
В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых
партнеров,
коллектив
группы
стал
более
сплоченным,
создалась
атмосфера
общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны,
научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.
Тесный контакт ребенка со старшим членами семьи эмоционально обогащает
родственные
связи,
укрепляет
семейные
традиции,
налаживает
преемственность
между поколениями. С этой целью ежегодно отмечаем «День пожилых людей»,
«День матери». Бабушки, дедушки, мамы принимают активное участие в играх,
конкурсах,
поют
песни,
частушки,
танцуют
и
читают
стихи.
Дети
творческие
подходят к выполнению заданий: показывают мини-спектакли, организую выставку
«Мой дедушка, бабушка лучше всех», в изготовлении пригласительных подарков.
Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я –
творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами. Проведенные
мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка,
укрепили связь между поколениями.
Традиционным стало проведение ежегодной акции «Рождественский марафон».
У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько
воспитательных
моментов
таит
в
себе
эта
маленькая
акция!
Это
и
бережное
отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и
делать их – это большой труд, воспитание души.
Развивающее общественное управление – одно из современных направлений в
работе
не
только
педагога,
но
и
ДОУ.
Это
спонсорская
помощь
в
оснащении
предметно-развивающей
среды
группы,
ДОУ;
родительская
экспертиза
(качество
среды,
игрушек),
родительские
проекты,
позволяющие
внедрять
предложения
в
жизнь группы, ДОУ, участие в ремонте, благотворительность ДОУ, поздравление
ДОУ с юбилеем.
На сегодняшний день могу сказать, что у меня сложилась определенная система
в работе с родителями. Результатом моей работы стало партнерство в процессе
воспитания
детей.
Возможность
реализации
единой
программы
воспитания
и
развития ребенка в ДОУ и семье.
Положительный эмоциональный настрой родителей и педагога на совместную
работу
по
воспитанию
детей.
Родители
уверены,
что
им
помогут
в
решении
педагогических
проблем.
Я
заручена
пониманием
со
стороны
родителей
в
большинстве проблем (от материальных до хозяйственных).
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по –
своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они
создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать
и смягчить друг друга.
Взаимодействие
родителей
и
детского
сада
редко
возникает
сразу.
Это
длительный
процесс,
долгий
и
кропотливый
труд,
требующий
терпеливого,
неуклонного следования выбранной цели.
Я
не
останавливаюсь
на
достигнутом,
продолжаю
искать
новые
пути
сотрудничества
с
родителями.
Ведь
у
нас
одна
цель
–
воспитывать
будущих
созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.