Напоминание

"Истоки становления сильной личности"


Автор: Прудникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Конспект урока по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Тема: "Истоки становления сильной личности"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».

Тема урока:Истоки становления сильной личности (По произведению В. Распутина «Уроки

французского»).

Цель урока: раскрыть духовные, нравственные законы, которые были важны для главного героя

рассказа Распутина; формировать умение анализировать художественные произведения,

развивать коммуникативные навыки, творческие способности, воспитывать у учащихся внимание

и интерес к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношения учащихся.

Словарная работа. Пословицы и поговорки о добре. Подбор стихотворных строк для

определенных жизненных ситуаций.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока.

Эпиграф: В глаза, будто память о детстве, суровые глянут года, добро откроется сердце, и совесть

будет чиста. Александр Яшин.

Целеполагание и мотивация:

1)

Слово учителя:

Когда-то очень давно я прочитала басню Эзопа о солнце и ветре. Суть этой басни в

том, что солнце поспорило с ветром, кто из них сильнее, и ветер сказал: «я докажу, что я

сильнее. Видишь там человек в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить

его снять плащ, чем тебе.»

Итак, солнце зашло за тучу, и ветер начал дуть, пока не превратился в ураган, но

чем сильнее он дул, тем плотнее человек запахивал на себе плащ.

Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился, тогда солнце выглянуло из-за

тучи и добродушно улыбнулось человеку. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ.

Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость, злость и

принуждение.

И вот сейчас я думаю, что правдивость этой басни доказана на примере

произведения «Уроки французского».

— Как доказана? Объясните!

Например, с чем у вас ассоциируется солнце и ветер, если мы говорим о рассказе

«Уроки французского»?

Примерный ответ:

— Это эпизоды жизни главного героя: ветер — это когда тоска по дому, голод,

избиение мальчиками, а солнце- это встреча с мамой, доброта учительницы Лидии

Михайловны.

Слова учителя:

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с рассказом «Уроки французского».

Исходя из притчи, как вы считаете, о чем сегодня мы будем с вами вести разговор?

Примерный ответ:

— О мальчике, а также о том, как непросто ему было в жизни добиваться своей

поставленной цели, о том, сколько трудностей, лишений пришлось испытать.

Слово учителя:

—Итак, как же вы определите тему нашего урока?

Примерный ответ:

—Формирование характера главного героя, как он становится внутренне сильным

человеком.

Слово учителя:

—Верно. Истоки становления сильной личности.

2)

Актуализация знаний:

Проверка домашнего задания:

—Ребята, дома я просила вас составить рассказ о мальчике в виде цитатного плана.

Давайте проверим, все ли получилось.

Цитатный план: (ответ учащегося)

1)

«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр.» (Уезжает из дома)

2)

«Учился я тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались

пятерки.» (Учеба)

3)

«Они били меня по очереди… Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете

человека несчастливее меня.» (Драка)

4)

«Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни.» (Внутреннее

состояние мальчика)

5)

«Получив рубль, я покупал на базаре баночку молока.» (Борьба с болезнью)

6)

«Я шел туда, как на пытку.» (Занятия французским)

7)

«Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не

походила на всех остальных.» (Отношение к Лидии Михайловне)

8)

«Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.» (Лидия

Михайловна уехала)

3)

Самооценка по проверке в классе.

Слова учителя:

—Итак, мы вспомнили содержание рассказа по цитатному плану, а сейчас обсудим

основные моменты рассказа. В первую очередь остановимся на образе главного героя,

его душевного состояния.

Осмысление:

Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Давайте обратим внимание на

узловые моменты в рассказе. Но прежде обратимся к строчкам из стихотворения И.А.

Бунина:

У птицы есть гнездо,

У зверя есть нора,

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому.

—Имеют ли отношение эти строки к герою произведения Е.Г. Распутина? Почему

мальчик оказался в райцентре? Какие факты, детали рисуют нам образ трудного

послевоенного времени?

Примерный ответ:

— Мальчик приезжает в райцентр за 50 км от дома, начинает самостоятельно жить.

Раскрыть ответы на вопросы:

1)

Какие испытания ожидали его?

2)

Что обозначает признание мальчика: «Но самое страшное было когда я приходил

из школы»?

3)

Рассказать, когда ему было очень плохо. Его ощущения на «новом месте», а также

тоска по дому, головные боли из-за недоедания.

Физкультминутка.

4)—Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос, как складывались его отношения с окружающими

ребятами, ведь жизнь для мальчика была полна испытаний. Хочется вспомнить по этому поводу

строки из стихотворения Михаила Львова:

Я научился не сдаваться,

Я научился не рыдать,

Когда бы можно разрыдаться,

Когда бы можно сердцем сдать,

Жизнь бьет меня приемом старым,

Без перерыва столько дней,

Но с каждым яростным ударом

Я только делаюсь сильней!

— Почему мальчик не вернулся в деревню? (Он был первый, кто стал учиться. Возврат домой

означал позор).

—Почему мальчик играет в чику? (Причина в его здоровье: анемия, головокружение; надо пить

молоко).

Мне мало надо!

Краюшку хлеба и каплю молока

Да это небо, да эти облака!

Велимир Хлебников

—Ребята, сопоставьте в своем рассказе мальчика и Вадика. Дайте словесный портрет Вадика и

рассказчика. Каких персонажей еще мы встречаем в этом произведении? Найдите слова,

передающие состояние мальчика в тот момент, когда Вадик и Птаха избили его. Почему они это

сделали? Перескажите этот эпизод.

5)—Когда-то Михаил Львов написал:

Чтоб стать мужчиной,

Мало им родиться.

Чтоб стать железом,

Мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Наш герой получает еще один урок жизни: оказывается, никому никогда не прощается, если в

своем деле ты вырываешься вперед.

Получается, что древнегреческий летописец Эзоп, который был рабом при дворе царя

Креза, сочинял свои бессмертные басни за шесть веков до нашей эры, и тем не менее те истины,

относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются в наши дни столь же

справедливыми, какими они были две с половиной тысячи лет назад в Афинах.

Солнце может вынудить вас быстрее снять плащ, чем ветер, а добро, дружеский подход и

понимание способны скорее заставить людей изменить свое мнение, чем самое неистовое

негодование и злость, так что добро сеять — добро и пожинать.

7) Итог урока:

— Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? Какое главное

слово в названии произведения?

— Это уроки жизни, а слово «урок» имеет два значения:

А) Учебный час, посвященный отдельному предмету;

Б) Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

—Итак, а сейчас проведем викторину по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».

1)

Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?

Ответ: (Описание своей жизни — автобиография)

2)

Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?

Ответ: (В 11 лет)

3)

О ком сказано в тексте рассказа: «Крикливая, замотанная женщина, которая одна

мыкалась с тремя ребятишками»?

Ответ: (Тётя Надя)

4)

Чей это портрет: «Быстрыми движениями головы он забрасывал съехавшую челку наверх,

небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано.»?

Ответ: (Вадик)

5)

Что прислала учительница в первой посылке?

Ответ: (Макароны, гематоген)

6)

Что же было во второй посылке, чего герой никогда не видел в реальной жизни?

Ответ: (Яблоки)

7)

Кто это: «Он расхаживал перед линейкой закинув руки за спину, вынося вперед в такт

широким шагом плечи, так, что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся

темный френч двигается самостоятельно.»?

Ответ: (Директор)

8)

Чей это портрет: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в

одежде, и в своей женской молодой поре.»?

Ответ: (Лидия Михайловна)

9)

Одной из особенностей языка рассказа является наличие разговорной лексики.

Определите лексическое значение слов:

Квартировать— …

Ответ: (Снимать квартиру);

Пошвыркать— …

Ответ: (Похлебать кипяточку);

Притайка— …

Ответ: (то, что спрятано);

Тюкать— …

Ответ: (Несильно ударять);

Хлюзда — …

Ответ: (плут, обманщик).

6) — В конце нашего урока я бы хотела, чтобы вы, ребята, подготовились к сочинению-миниатюре,

которое будете писать дома.

Тема:«Как мальчик строит свой характер?»

Жизнь нашего героя ставит в такие условия, когда добро и зло идут рядом, но что же побеждает на

чаше весов?..

Антитеза:

7)Выставление оценок за урок.

Рефлексия:

1)

Все ли я понял на уроке?

2)

Заставила ли меня эта тема серьезно о чем-то задуматься?

+

-

Доброе стремление мальчика учиться

То, что его окружает на самом деле

Сила воли

Тоска по дому: «...на душе горько, постыло!»

Терпение, подавление чувства голода

Голод

Честность

Воровство

Чувство собственного достоинства

Страх, обида

Целеустремленность

Пустое времяпрепровождение

Истинное чувство дружбы

Предательство

Искренность

Хитрость

Стремление добиваться своего

Зависть

Честь

Позор



В раздел образования




Яндекс.Метрика