Автор: Прудникова Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Конспект урока по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Тема: "Истоки становления сильной личности"
Раздел: полное образование
Конспект урока по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского».
Тема урока:Истоки становления сильной личности (По произведению В. Распутина «Уроки
французского»).
Цель урока: раскрыть духовные, нравственные законы, которые были важны для главного героя
рассказа Распутина; формировать умение анализировать художественные произведения,
развивать коммуникативные навыки, творческие способности, воспитывать у учащихся внимание
и интерес к слову, способствовать воспитанию этических норм взаимоотношения учащихся.
Словарная работа. Пословицы и поговорки о добре. Подбор стихотворных строк для
определенных жизненных ситуаций.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, записи на доске.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему, цели урока.
Эпиграф: В глаза, будто память о детстве, суровые глянут года, добро откроется сердце, и совесть
будет чиста. Александр Яшин.
Целеполагание и мотивация:
1)
Слово учителя:
Когда-то очень давно я прочитала басню Эзопа о солнце и ветре. Суть этой басни в
том, что солнце поспорило с ветром, кто из них сильнее, и ветер сказал: «я докажу, что я
сильнее. Видишь там человек в плаще? Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить
его снять плащ, чем тебе.»
Итак, солнце зашло за тучу, и ветер начал дуть, пока не превратился в ураган, но
чем сильнее он дул, тем плотнее человек запахивал на себе плащ.
Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился, тогда солнце выглянуло из-за
тучи и добродушно улыбнулось человеку. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ.
Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость, злость и
принуждение.
И вот сейчас я думаю, что правдивость этой басни доказана на примере
произведения «Уроки французского».
— Как доказана? Объясните!
Например, с чем у вас ассоциируется солнце и ветер, если мы говорим о рассказе
«Уроки французского»?
Примерный ответ:
— Это эпизоды жизни главного героя: ветер — это когда тоска по дому, голод,
избиение мальчиками, а солнце- это встреча с мамой, доброта учительницы Лидии
Михайловны.
Слова учителя:
— Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с рассказом «Уроки французского».
Исходя из притчи, как вы считаете, о чем сегодня мы будем с вами вести разговор?
Примерный ответ:
— О мальчике, а также о том, как непросто ему было в жизни добиваться своей
поставленной цели, о том, сколько трудностей, лишений пришлось испытать.
Слово учителя:
—Итак, как же вы определите тему нашего урока?
Примерный ответ:
—Формирование характера главного героя, как он становится внутренне сильным
человеком.
Слово учителя:
—Верно. Истоки становления сильной личности.
2)
Актуализация знаний:
Проверка домашнего задания:
—Ребята, дома я просила вас составить рассказ о мальчике в виде цитатного плана.
Давайте проверим, все ли получилось.
Цитатный план: (ответ учащегося)
1)
«Чтобы учиться дальше… мне пришлось снаряжаться в райцентр.» (Уезжает из дома)
2)
«Учился я тут хорошо… по всем предметам, кроме французского, у меня держались
пятерки.» (Учеба)
3)
«Они били меня по очереди… Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете
человека несчастливее меня.» (Драка)
4)
«Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни.» (Внутреннее
состояние мальчика)
5)
«Получив рубль, я покупал на базаре баночку молока.» (Борьба с болезнью)
6)
«Я шел туда, как на пытку.» (Занятия французским)
7)
«Я пугался и терялся… она представлялась мне человеком необыкновенным, не
походила на всех остальных.» (Отношение к Лидии Михайловне)
8)
«Раньше я яблоки видел только на картинках, но догадался, что это они.» (Лидия
Михайловна уехала)
3)
Самооценка по проверке в классе.
Слова учителя:
—Итак, мы вспомнили содержание рассказа по цитатному плану, а сейчас обсудим
основные моменты рассказа. В первую очередь остановимся на образе главного героя,
его душевного состояния.
Осмысление:
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Давайте обратим внимание на
узловые моменты в рассказе. Но прежде обратимся к строчкам из стихотворения И.А.
Бунина:
У птицы есть гнездо,
У зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому.
—Имеют ли отношение эти строки к герою произведения Е.Г. Распутина? Почему
мальчик оказался в райцентре? Какие факты, детали рисуют нам образ трудного
послевоенного времени?
Примерный ответ:
— Мальчик приезжает в райцентр за 50 км от дома, начинает самостоятельно жить.
Раскрыть ответы на вопросы:
1)
Какие испытания ожидали его?
2)
Что обозначает признание мальчика: «Но самое страшное было когда я приходил
из школы»?
3)
Рассказать, когда ему было очень плохо. Его ощущения на «новом месте», а также
тоска по дому, головные боли из-за недоедания.
Физкультминутка.
4)—Ребята, а теперь давайте ответим на вопрос, как складывались его отношения с окружающими
ребятами, ведь жизнь для мальчика была полна испытаний. Хочется вспомнить по этому поводу
строки из стихотворения Михаила Львова:
Я научился не сдаваться,
Я научился не рыдать,
Когда бы можно разрыдаться,
Когда бы можно сердцем сдать,
Жизнь бьет меня приемом старым,
Без перерыва столько дней,
Но с каждым яростным ударом
Я только делаюсь сильней!
— Почему мальчик не вернулся в деревню? (Он был первый, кто стал учиться. Возврат домой
означал позор).
—Почему мальчик играет в чику? (Причина в его здоровье: анемия, головокружение; надо пить
молоко).
Мне мало надо!
Краюшку хлеба и каплю молока
Да это небо, да эти облака!
Велимир Хлебников
—Ребята, сопоставьте в своем рассказе мальчика и Вадика. Дайте словесный портрет Вадика и
рассказчика. Каких персонажей еще мы встречаем в этом произведении? Найдите слова,
передающие состояние мальчика в тот момент, когда Вадик и Птаха избили его. Почему они это
сделали? Перескажите этот эпизод.
5)—Когда-то Михаил Львов написал:
Чтоб стать мужчиной,
Мало им родиться.
Чтоб стать железом,
Мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться,
И, как руда, пожертвовать собой.
Наш герой получает еще один урок жизни: оказывается, никому никогда не прощается, если в
своем деле ты вырываешься вперед.
Получается, что древнегреческий летописец Эзоп, который был рабом при дворе царя
Креза, сочинял свои бессмертные басни за шесть веков до нашей эры, и тем не менее те истины,
относительно человеческой натуры, которым он учил, остаются в наши дни столь же
справедливыми, какими они были две с половиной тысячи лет назад в Афинах.
Солнце может вынудить вас быстрее снять плащ, чем ветер, а добро, дружеский подход и
понимание способны скорее заставить людей изменить свое мнение, чем самое неистовое
негодование и злость, так что добро сеять — добро и пожинать.
7) Итог урока:
— Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского? Какое главное
слово в названии произведения?
— Это уроки жизни, а слово «урок» имеет два значения:
А) Учебный час, посвященный отдельному предмету;
Б) Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
—Итак, а сейчас проведем викторину по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
1)
Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?
Ответ: (Описание своей жизни — автобиография)
2)
Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя?
Ответ: (В 11 лет)
3)
О ком сказано в тексте рассказа: «Крикливая, замотанная женщина, которая одна
мыкалась с тремя ребятишками»?
Ответ: (Тётя Надя)
4)
Чей это портрет: «Быстрыми движениями головы он забрасывал съехавшую челку наверх,
небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано.»?
Ответ: (Вадик)
5)
Что прислала учительница в первой посылке?
Ответ: (Макароны, гематоген)
6)
Что же было во второй посылке, чего герой никогда не видел в реальной жизни?
Ответ: (Яблоки)
7)
Кто это: «Он расхаживал перед линейкой закинув руки за спину, вынося вперед в такт
широким шагом плечи, так, что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся
темный френч двигается самостоятельно.»?
Ответ: (Директор)
8)
Чей это портрет: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в
одежде, и в своей женской молодой поре.»?
Ответ: (Лидия Михайловна)
9)
Одной из особенностей языка рассказа является наличие разговорной лексики.
Определите лексическое значение слов:
Квартировать— …
Ответ: (Снимать квартиру);
Пошвыркать— …
Ответ: (Похлебать кипяточку);
Притайка— …
Ответ: (то, что спрятано);
Тюкать— …
Ответ: (Несильно ударять);
Хлюзда — …
Ответ: (плут, обманщик).
6) — В конце нашего урока я бы хотела, чтобы вы, ребята, подготовились к сочинению-миниатюре,
которое будете писать дома.
Тема:«Как мальчик строит свой характер?»
Жизнь нашего героя ставит в такие условия, когда добро и зло идут рядом, но что же побеждает на
чаше весов?..
Антитеза:
7)Выставление оценок за урок.
Рефлексия:
1)
Все ли я понял на уроке?
2)
Заставила ли меня эта тема серьезно о чем-то задуматься?
+
-
Доброе стремление мальчика учиться
То, что его окружает на самом деле
Сила воли
Тоска по дому: «...на душе горько, постыло!»
Терпение, подавление чувства голода
Голод
Честность
Воровство
Чувство собственного достоинства
Страх, обида
Целеустремленность
Пустое времяпрепровождение
Истинное чувство дружбы
Предательство
Искренность
Хитрость
Стремление добиваться своего
Зависть
Честь
Позор