Автор: Жило Галина Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с УИОП"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Город Сорск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование
Жило Галина Григорьевна
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Сорская
средняя
общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов», Россия,
Республика Хакасия, город Сорск.
Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях
внеурочной деятельности
Главная цель школьного образования – сохранение и поддержка индивидуальности
обучающихся, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Развитие
личности
–
процесс
непрерывный.
Для
того
чтобы
успешно
и
эффективно
прогнозировать и направлять личностное развитие, обучающимся нужно знать и понимать.
Познание
индивидуальности
каждого
обучающегося,
его
творческого
потенциала
–
вот
основная цель работы педагога.
Целью
педагогической
деятельности
является
обеспечение
положительной
динамики
развития обучающегося на занятиях математики, раскрытие индивидуальности, что создаёт
благоприятные условия для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков,
для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.
Достижению этих целей служит решение следующих задач:
объяснение материала на более высоком, чем минимальный уровень;
чёткое выделение содержания учебного материала, который обучающиеся должны
усвоить, занимаясь на том или ином уровне;
перед началом изучения очередной темы ознакомление с результатами, которых
они должны достичь;
организация групповой работы
по модели полного усвоения знаний с учётом
интеллектуальных способностей и интересов обучающихся.
Основным
выражением
индивидуальности
являются
его
дарования
и
способности,
творческое мышления, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее
проявление индивидуальности ребенка – восприимчивость к обучению и воспитанию.
Стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в
учении,
начинается
с
индивидуальных
консультаций
и
применения
следующих
приемов
работы:
- мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед обучающимся раскрываются
его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы
его усилий.
- активизация целевой установки. Поставленную цель следует глубже мотивировать, а затем
разработать с ним правила повседневного эффективного труда.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении математики
индивидуальную форму учебной деятельности тесно связываю с самостоятельной работой,
которая
создает
реальные
условия
для
развития
творческого
потенциала
каждого
обучающегося.
Проводя
индивидуальную
и
дифференцированную
работу,
считаю
необходимым осуществление следующих условий:
- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся и групп
обучающихся;
-
умение
анализировать
учебный
материал,
выявлять
возможные
трудности,
с
которыми
встретятся разные группы обучающихся;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым обучающимся;
- осуществление оперативной обратной связи;
- соблюдение педагогического такта.
При проведении учебных занятий необходимо, чтобы объяснение учебного материала было
доступным
каждому
обучающемуся.
В
зависимости
от
цели
занятия
применяются
и
различные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод информирует обучающегося о новых элементах
знаний данного занятия;
-
репродуктивный
метод
характеризуется
воспроизведением
и
повторением
способа
деятельности по заданию учителя;
- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует математическое
мышление;
- эвристический метод ориентирует обучающихся
к самостоятельному открытию тех или
иных явлений или законов;
- исследовательский метод служит самостоятельному поиску связи между уже имеющимися
знаниями.
Последние
три
метода
развивают
математические
способности.
Новый
вид
и
новое
содержание требует иных принципов обучения. Вот некоторые из них:
движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые я
ставлю перед обучающимися, их знаниями, умениями;
принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий
рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной
деятельности.
Нетрадиционные уроки.
В качестве средств активизации выступают:
учебное содержание
формы
методы
приемы обучения
В своей работе я применяю стандартные и нестандартные методы обучения:
Стандартные методы - являются самыми распространенными и представляются по схеме:
изучение
нового
-
закрепление
-
контроль-оценка.
В
настоящее
время
традиционное
обучение вытеснило другие видами обучения, так как определяются другие требования к
личности и процессу ее развития в школе.
Нетрадиционные
формы
уроков
позволяют
сделать
математику
более
доступной
и
увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе
которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в
свое
практике
нестандартные
уроки,
я
сделала
вывод,
что
такие
уроки
повышают
эффективность обучения, предполагают творческий подход. Это одна из форм активного
обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные формы проведения занятия:
соревнование;
путешествие;
интегрированные занятия.
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом,
чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала
учебного материала. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит,
формировать положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к
глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса к математике,
для
развития
их
познавательной
активности
необходим
поиск
дополнительных
средств,
стимулирующих
развитие
общей
активности,
самостоятельности,
личной
инициативы
и
творчества обучающихся.
Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта,
но и укреплять веру в свои силы у каждого обучающегося независимо от его способностей.
Развиваю творческие возможности у слабых обучающихся, не даю
остановиться в своем
развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и
целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой
личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого
интереса
к
предмету,
для
развития
их
познавательной
активности
необходим
поиск
дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,
личной инициативы и творчества обучающихся.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей.
Этому
способствует
логическое
построение
предмета,
четкая
система
упражнений
для
закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.
Умение
познавать
и
накапливать новое происходит постепенно в течение всего периода обучения и позволяет
полноценно
аргументировать,
выделять
главное,
существенное,
умение
рассуждать,
доказывать,
находить
рациональные
пути
выполнения
заданий,
делать
соответствующие
выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.
Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные
между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в
познавательной
деятельности,
научить
их
самостоятельно
овладевать
знаниями,
формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно
применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является
средством
борьбы
за глубокие и
прочные знания, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт
личности, развития их умственных способностей.
Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность
нельзя передать от учителя к обучающемуся, прибегая
только
к словам. Этот процесс
включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие
этих умений и понятий.
И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование
высококультурной
личности,
так
как
только
в самостоятельной интеллектуальной и
духовной деятельности развивается человек.
Но
только
традиционные
методы
обучения,
содержание
учебного
материала,
формы
организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие
личности обучающихся.
В своей работе применяю: практикумы, турниры, индивидуальные проекты и др.
Культура мыслительной деятельности обучающихся значительно повышается, они успешнее
овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной
практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти
каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие
снижает интерес к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы,
изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно
выработать
устойчивые
навыки.
Разнообразие
самостоятельных
работ
позволяет
поддерживать интерес к данным темам.
Литература:
1.
Агапов Е.М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики.
– М., Просвещение, 1999.
2.
Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” -
Ленинград, -1982.
3.
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития
познавательных
интересов
школьников.
-
Научно-практический
журнал
"Завуч"
-
2003г., № 8.
4.
Бухвалов
В.А.
Развитие
учащихся
в
процессе
творчества
и
сотрудничества. - М., Центр "Педагогический поиск". - 2000г.
5.
Математика. Дидактические материалы. 7-11 класс. 2006-2007г.г.
6.
Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках
математики. – М., Высшая школа, 1975.
7.
Горностаева
З.Я
“Проблема
самостоятельной
познавательной
деятельности”, Открытая школа. – 1998. - №2
8.
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика,