Напоминание

"Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности"


Автор: Жило Галина Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Сорская СОШ №3 с УИОП"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Город Сорск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях внеурочной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Жило Галина Григорьевна

Муниципальное

бюджетное

общеобразовательное

учреждение

«Сорская

средняя

общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов», Россия,

Республика Хакасия, город Сорск.

Активизация познавательной деятельности на уроках математики и на занятиях

внеурочной деятельности

Главная цель школьного образования – сохранение и поддержка индивидуальности

обучающихся, его физического и психического развития, формирование умения учиться.

Развитие

личности

процесс

непрерывный.

Для

того

чтобы

успешно

и

эффективно

прогнозировать и направлять личностное развитие, обучающимся нужно знать и понимать.

Познание

индивидуальности

каждого

обучающегося,

его

творческого

потенциала

вот

основная цель работы педагога.

Целью

педагогической

деятельности

является

обеспечение

положительной

динамики

развития обучающегося на занятиях математики, раскрытие индивидуальности, что создаёт

благоприятные условия для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков,

для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

Достижению этих целей служит решение следующих задач:

объяснение материала на более высоком, чем минимальный уровень;

чёткое выделение содержания учебного материала, который обучающиеся должны

усвоить, занимаясь на том или ином уровне;

перед началом изучения очередной темы ознакомление с результатами, которых

они должны достичь;

организация групповой работы

по модели полного усвоения знаний с учётом

интеллектуальных способностей и интересов обучающихся.

Основным

выражением

индивидуальности

являются

его

дарования

и

способности,

творческое мышления, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее

проявление индивидуальности ребенка – восприимчивость к обучению и воспитанию.

Стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в

учении,

начинается

с

индивидуальных

консультаций

и

применения

следующих

приемов

работы:

- мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед обучающимся раскрываются

его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы

его усилий.

- активизация целевой установки. Поставленную цель следует глубже мотивировать, а затем

разработать с ним правила повседневного эффективного труда.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся при изучении математики

индивидуальную форму учебной деятельности тесно связываю с самостоятельной работой,

которая

создает

реальные

условия

для

развития

творческого

потенциала

каждого

обучающегося.

Проводя

индивидуальную

и

дифференцированную

работу,

считаю

необходимым осуществление следующих условий:

- знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных обучающихся и групп

обучающихся;

-

умение

анализировать

учебный

материал,

выявлять

возможные

трудности,

с

которыми

встретятся разные группы обучающихся;

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым обучающимся;

- осуществление оперативной обратной связи;

- соблюдение педагогического такта.

При проведении учебных занятий необходимо, чтобы объяснение учебного материала было

доступным

каждому

обучающемуся.

В

зависимости

от

цели

занятия

применяются

и

различные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод информирует обучающегося о новых элементах

знаний данного занятия;

-

репродуктивный

метод

характеризуется

воспроизведением

и

повторением

способа

деятельности по заданию учителя;

- проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение знаний, формирует математическое

мышление;

- эвристический метод ориентирует обучающихся

к самостоятельному открытию тех или

иных явлений или законов;

- исследовательский метод служит самостоятельному поиску связи между уже имеющимися

знаниями.

Последние

три

метода

развивают

математические

способности.

Новый

вид

и

новое

содержание требует иных принципов обучения. Вот некоторые из них:

движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые я

ставлю перед обучающимися, их знаниями, умениями;

принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий

рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной

деятельности.

Нетрадиционные уроки.

В качестве средств активизации выступают:

учебное содержание

формы

методы

приемы обучения

В своей работе я применяю стандартные и нестандартные методы обучения:

Стандартные методы - являются самыми распространенными и представляются по схеме:

изучение

нового

-

закрепление

-

контроль-оценка.

В

настоящее

время

традиционное

обучение вытеснило другие видами обучения, так как определяются другие требования к

личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные

формы

уроков

позволяют

сделать

математику

более

доступной

и

увлекательной, привлечь интерес всех обучающихся, привлечь их к деятельности, в процессе

которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в

свое

практике

нестандартные

уроки,

я

сделала

вывод,

что

такие

уроки

повышают

эффективность обучения, предполагают творческий подход. Это одна из форм активного

обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные формы проведения занятия:

соревнование;

путешествие;

интегрированные занятия.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом,

чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала

учебного материала. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит,

формировать положительное отношение к учебной деятельности, развивать их стремление к

глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса к математике,

для

развития

их

познавательной

активности

необходим

поиск

дополнительных

средств,

стимулирующих

развитие

общей

активности,

самостоятельности,

личной

инициативы

и

творчества обучающихся.

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта,

но и укреплять веру в свои силы у каждого обучающегося независимо от его способностей.

Развиваю творческие возможности у слабых обучающихся, не даю

остановиться в своем

развитии более способным детям, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и

целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой

личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого

интереса

к

предмету,

для

развития

их

познавательной

активности

необходим

поиск

дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности,

личной инициативы и творчества обучающихся.

Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей.

Этому

способствует

логическое

построение

предмета,

четкая

система

упражнений

для

закрепления полученных знаний и абстрактный язык математики.

Умение

познавать

и

накапливать новое происходит постепенно в течение всего периода обучения и позволяет

полноценно

аргументировать,

выделять

главное,

существенное,

умение

рассуждать,

доказывать,

находить

рациональные

пути

выполнения

заданий,

делать

соответствующие

выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные

между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить самостоятельность в

познавательной

деятельности,

научить

их

самостоятельно

овладевать

знаниями,

формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно

применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является

средством

борьбы

за глубокие и

прочные знания, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт

личности, развития их умственных способностей.

Актуальность этой проблемы бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность

нельзя передать от учителя к обучающемуся, прибегая

только

к словам. Этот процесс

включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие

этих умений и понятий.

И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование

высококультурной

личности,

так

как

только

в самостоятельной интеллектуальной и

духовной деятельности развивается человек.

Но

только

традиционные

методы

обучения,

содержание

учебного

материала,

формы

организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие

личности обучающихся.

В своей работе применяю: практикумы, турниры, индивидуальные проекты и др.

Культура мыслительной деятельности обучающихся значительно повышается, они успешнее

овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной

практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти

каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие

снижает интерес к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы,

изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно

выработать

устойчивые

навыки.

Разнообразие

самостоятельных

работ

позволяет

поддерживать интерес к данным темам.

Литература:

1.

Агапов Е.М. Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики.

– М., Просвещение, 1999.

2.

Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” -

Ленинград, -1982.

3.

Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития

познавательных

интересов

школьников.

-

Научно-практический

журнал

"Завуч"

-

2003г., № 8.

4.

Бухвалов

В.А.

Развитие

учащихся

в

процессе

творчества

и

сотрудничества. - М., Центр "Педагогический поиск". - 2000г.

5.

Математика. Дидактические материалы. 7-11 класс. 2006-2007г.г.

6.

Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках

математики. – М., Высшая школа, 1975.

7.

Горностаева

З.Я

“Проблема

самостоятельной

познавательной

деятельности”, Открытая школа. – 1998. - №2

8.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М.: Педагогика,



В раздел образования




Яндекс.Метрика